Аннотация. В этой статье исследуется потенциал технологии виртуальной реальности (VR) в реабилитации социальных навыков у людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Использование виртуальной реальности открывает многообещающие возможности для решения уникальных социальных проблем, с которыми сталкиваются люди с РАС. В статье рассматриваются недавние исследования и дается представление о преимуществах, проблемах и будущих направлениях использования технологии VR для тренировки социальных навыков у людей с РАС.

Ключевые слова: люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), виртуальная реальность, социальные навыки.

Людям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) часто требуется многогранный подход к реабилитации, сочетающий в себе как теорию, так и практические вмешательства. Комплексная реабилитация при РАС включает в себя индивидуальные стратегии, направленные на развитие коммуникативных, социальных навыков, управления поведением, сенсорной обработки и навыков повседневной жизни[2]. [7].

Теоретические основы, такие как прикладной поведенческий анализ (ABA), модель социальной коммуникации, эмоционального регулирования и транзакционной поддержки (SCERTS) и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) играют решающую роль в разработке планов вмешательства для людей с РАС. Эти теории подчеркивают важность раннего вмешательства, индивидуальных подходов и научно обоснованных практик для достижения положительных результатов.

На практике комплексная программа реабилитации для людей с РАС обычно включает в себя комбинацию таких методов лечения, как речевая и языковая терапия, трудовая терапия, поведенческая терапия и обучение социальным навыкам. Эти вмешательства направлены на улучшение коммуникативных способностей, улучшение социальных взаимодействий, регулирование сенсорной обработки.

Сотрудничество междисциплинарной команды, состоящей из психологов, логопедов, специальных педагогов и членов семьи, имеет важное значение для реализации целостного плана реабилитации. Участие и поддержка семьи являются неотъемлемыми компонентами процесса реабилитации, поскольку они играют важную роль в закреплении навыков, полученных в процессе терапии, в повседневной жизни человека.

Кроме того, ассистивные технологии и устройства дополнительной коммуникации могут дополнять традиционные методы коррекции и способствовать развитию общения и навыков у людей с РАС. Эти инструменты обеспечивают дополнительную поддержку в продвижении функциональной независимости и улучшении качества жизни людей в спектре аутизма [1].

Люди с расстройствами аутистического спектра часто испытывают трудности в социальном общении, взаимодействии и понимании социальных сигналов, что может существенно повлиять на их повседневное функционирование и качество жизни. Традиционные вмешательства по улучшению социальных навыков у людей с РАС показали ограниченную эффективность, что подчеркивает необходимость инновационных подходов, которые были бы интересными, персонализированными и эффективными. Технология виртуальной реальности стала многообещающим инструментом для решения этих проблем, обеспечивая захватывающую и интерактивную среду, имитирующую реальные социальные ситуации, предлагая при этом безопасную и контролируемую среду для практики и обучения.

Технология виртуальной реальности (VR) производит революцию в сфере здравоохранения, предлагая инновационные решения для различных состояний, включая расстройства аутистического спектра (РАС). Люди с РАС часто испытывают трудности с социальным взаимодействием и общением, что затрудняет развитие и поддержание отношений. Использование технологии VR в программах реабилитации показало многообещающие результаты в улучшении социальных навыков и повышении качества жизни людей с РАС.

Среда виртуальной реальности обеспечивает людям с РАС безопасную и контролируемую среду для практики социальных взаимодействий, начиная от простых разговоров и заканчивая более сложными социальными сценариями. Эти симуляции могут быть адаптированы к конкретным потребностям и проблемам каждого человека, что позволяет разрабатывать персонализированные и эффективные стратегии вмешательства. Погружая пользователей в реалистичные социальные ситуации, технология VR предлагает уникальную возможность изучать и практиковать социальные навыки в увлекательной и поддерживающей форме [8].

Одним из ключевых преимуществ использования виртуальной реальности в реабилитации социальных навыков является ее способность обеспечивать немедленную обратную связь и подкрепление. Посредством интерактивных занятий и моделирования люди с РАС могут получать обратную связь в режиме реального времени о своих социальных взаимодействиях, что позволяет им учиться на своем опыте и соответствующим образом корректировать свое поведение. Этот механизм мгновенной обратной связи помогает закрепить позитивное социальное поведение и поощряет постоянную практику и совершенствование.

Более того, технология VR позволяет специалистам и лицам, осуществляющим уход, отслеживать прогресс и более точно контролировать эффективность. Анализируя пользовательские данные и показатели производительности, собранные во время сеансов виртуальной реальности, медицинские работники могут получить ценную информацию о развитии социальных навыков человека и соответствующим образом адаптировать программу реабилитации. Этот подход, основанный на данных, обеспечивает более персонализированное и эффективное вмешательство, что приводит к лучшим результатам.

Помимо улучшения социальных навыков, технология VR также может помочь людям с РАС развить самосознание и эмоциональный интеллект, помочь перебороть страхи, избавиться от агрессии, самоагрессии, влечения, стереотипности. Имитируя эмоциональные стимулы и сложные ситуации, виртуальная среда предоставляет людям платформу для практики распознавания и управления своими эмоциями в контролируемой обстановке. Эти упражнения могут помочь людям с РАС лучше понять свои чувства и реакции, что приведет к улучшению эмоционального интеллекта и уверенности в себе.

Британские исследователи использовали технологию виртуальной реальности для устранения фобий у взрослых людей с расстройством аутистического спектра.

Исследователи из Университета Ньюкасла под руководством Джереми Парра решили использовать технологию виртуальной реальности, которая уже давно доказала свою эффективность в борьбе с навязчивыми мыслями и страхом смерти. В исследовании приняли участие восемь взрослых (в возрасте 18-57 лет) с РАС. Участники боялись пауков, маленьких детей, переполненных автобусов и так далее.

Участникам был предложен сценарий VR-комнаты, в котором не требовалось использовать шлем виртуальной реальности; вместо этого на стены комнаты проецировались изображения. Каждого участника сопровождал один из родителей или друг для эмоциональной поддержки во время выполнения задания.

Это исследование демонстрирует эффективность использования технологии виртуальной реальности в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией при лечении фобий у людей с РАС. Используя данные этого исследования, можно предположить, что технологии виртуальной реальности будут эффективны в реабилитации лиц с РАС.

Хотя использование технологии VR для реабилитации социальных навыков у людей с РАС показывает большие перспективы, необходимы дополнительные исследования, чтобы полностью понять ее долгосрочную эффективность и преимущества. Будущие исследования должны быть сосредоточены на оценке влияния вмешательств VR на развитие социальных навыков, обобщении полученных навыков в реальных условиях и экономической эффективности реализации программ реабилитации на основе VR.

Преимущества технологии виртуальной реальности в реабилитации социальных навыков: технология VR позволяет создавать настраиваемые и увлекательные сценарии, которые можно адаптировать к конкретным социальным потребностям и способностям людей с РАС. Обеспечивая повторное воздействие социальных ситуаций в контролируемой и поддерживающей среде, VR-вмешательства могут помочь людям практиковать социальное взаимодействие, интерпретировать социальные сигналы и развивать коммуникативные навыки в своем собственном темпе. Интерактивный характер платформ виртуальной реальности обеспечивает обратную связь, подкрепление и руководство в режиме реального времени, улучшая процесс обучения и способствуя приобретению навыков. Кроме того, VR-вмешательства можно адаптировать с учетом индивидуальных предпочтений, сенсорной чувствительности и стилей обучения, что делает их легко адаптируемыми и инклюзивными.

Хотя технология виртуальной реальности имеет большие перспективы для реабилитации социальных навыков у людей с РАС, существуют определенные проблемы, которые необходимо решить. К ним относятся необходимость вмешательства, основанного на фактических данных, важность индивидуальных планов лечения, интеграция технологии VR в существующие коррекционные подходы, а также доступность платформ VR для людей с РАС. Необходимы дальнейшие исследования для оценки долгосрочной эффективности и возможности обобщения VR-вмешательств в реальных условиях, а также для выявления лучших практик по включению технологии VR в программы обучения социальным навыкам для людей с РАС.

Интеграция технологий виртуальной реальности в программы реабилитации социальных навыков для людей с РАС – это быстро развивающаяся область с огромным потенциалом для инноваций и воздействия. Будущие исследования должны быть сосредоточены на разработке научно обоснованных вмешательств VR, направленных на дефицит конкретных социальных навыков у людей с РАС, проведении крупномасштабных клинических испытаний для оценки эффективности технологии VR в улучшении социальных результатов и изучении использования VR в сочетании с другими терапевтическими подходами для максимизации терапевтического эффекта. Используя возможности технологии VR, мы можем улучшить социальные навыки, коммуникативные способности и качество жизни людей с РАС, давая им возможность более эффективно ориентироваться в социальных взаимодействиях и отношениях.

Технология виртуальной реальности может изменить способы реабилитации социальных навыков у людей с РАС. Она предлагает многообещающий и инновационный подход к реабилитации социальных навыков у людей с РАС. Предоставляя иммерсивную и интерактивную среду, имитирующую реальные социальные ситуации, VR-вмешательства могут улучшить социальное общение, взаимодействие и понимание социальных сигналов в безопасной и контролируемой обстановке. Несмотря на то, что существуют определенные проблемы, которые необходимо решить, потенциальные преимущества использования технологии виртуальной реальности в обучении социальным навыкам для людей с РАС значительны. Поскольку в современном мире технологии развиваются очень стремительно, интеграция виртуальной реальности в программы реабилитации при аутизме откроет большие перспективы в реабилитации людей с РАС.

Продолжение исследований и разработок в этой области обещает улучшить социальные навыки и качество жизни людей с РАС, что в конечном счёте будет способствовать большей интеграции, пониманию и принятию в обществе.

Список литературы:

  1. Альтернативная коммуникация в развитии детей с расстройствами аутистического спектра. 2015. 36 с.
  2. Дети с нарушениями общения / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М.: Просвещение, 1989. 112с.
  3. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина и др. М.: Теревинф, 2005. (Особый ребенок). 224 с.
  4. Мануйлова В.В. Предшкольная подготовка детей с нарушениями в развитии как одно из условий обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ. Сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. 2018. С. 194-199.
  5. Мануйлова В.В., Дементьева А.Л. Особенности готовности к обучению в школе старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные аспекты комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. сборник научных статей по материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 189-194.
  6. Мануйлова В.В. Технологии формирования физиологической готовности к обучению в школе детей с ОВЗ // Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций. М.: Парадигма, 2020. 114 с.
  7. Мануйлова В.В. Предшкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья как условие обеспечения преемственности ФГОС дошкольного и начального общего образования // Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций. М.: Парадигма, 2019. 136 с.
  8. Using a virtual reality environment to enhance cognitive behavioral therapy of fears and phobias in adults with autism / Morag Maskey, Jacqui Rodgers, Barry Ingham, Mark Freeston, Gemma Evans, Marie Labus, Jeremy R Parr // Autism in adulthood. 2019. №1(2).: 134-145.

Use of virtual reality technology in the rehabilitation of social skills in people with autism spectrum disorders

Telpiz M.N.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Manuilova Victoria Viktorovna,
Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Abstract. This article explores the potential of virtual reality (VR) technology in the rehabilitation of social skills in people with autism spectrum disorders (ASD). The use of virtual reality opens promising opportunities for interesting and customizable interventions aimed at solving the unique social problems faced by people with ASD. By creating an immersive and controlled environment, virtual reality platforms can facilitate social interaction, improve communication skills, and enhance social cognition in a safe and supportive manner. This article reviews recent research and provides insight into the benefits, challenges, and future directions of using VR technology to train social skills in people with ASD.
Keywords: рeople with autism spectrum disorders, virtual reality, social skills.

References:

  1. Alternative communication in the development of children with autism spectrum disorders. 2015.: 36 p.
  2. Children with communication disorders / K.S. Lebedinskaya, O.S. Nikolskaya, E.R. Baenskaya, etc. Moscow: Enlightenment, 1989. 112 р.
  3. Children and adolescents with autism: Psychological support / O.S. Nikolskaya, E.R. Baenskaya, M.M. Liebling, I.A. Kostin, M.Yu. Vedenina and others. Moscow: Terevinf, 2005. (Special Child). 224 p.
  4. Manuylova V.V. Pre-school education of children with developmental disabilities as one of the conditions for ensuring continuity of preschool and primary general education // Actual problems of modern early and preschool education of children with disabilities and disabilities. Collection of scientific articles based on the materials of the regional scientific and practical conference. 2018.: 194-199.
  5. Manuilova V.V., Dementieva A.L. Features of readiness for school for senior preschoolers with general speech underdevelopment // Modern aspects of comprehensive support for people with disabilities and disabilities. collection of scientific articles based on the materials of the Interregional scientific and practical conference with international participation. 2019.: 189-194.
  6. Manuilova V.V. Technologies for the formation of physiological readiness for school education of children with disabilities // Educational and methodological guide for students studying in the field of «Special (defectological) education», specialists in psychological and pedagogical support of educational organizations. Moscow: Paradigm, 2020. 114 р.
  7. Manuilova V.V. Pre-school education of children with disabilities as a condition for ensuring the continuity of the Federal State Educational Standard for preschool and primary general education // Educational and methodological guide for students studying in the field of «Special (defectological) education», specialists in psychological and pedagogical support of educational organizations. Moscow: Paradigm, 2019. 136 р.
  8. Using a virtual reality environment to enhance cognitive behavioral therapy of fears and phobias in adults with autism / Morag Maskey, Jacqui Rodgers, Barry Ingham, Mark Freeston, Gemma Evans, Marie Labus, Jeremy R Parr // Autism in adulthood. 2019. №1(2).: 134-145.