Аннотация. В статье представлены теоретические и практические аспекты современных представлений о проблеме формирования строя речи у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Автором подобран диагностический инструментарий в соответствии с критериально-уровневой характеристикой сформированности грамматической стороны речи у учащихся с ЗПР. По результатам сравнительного анализа выделены особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР, коррекция которых предполагает единство психолого-педагогических условий работы с такими детьми.

Ключевые слова: инклюзивное образование, речевое развитие, задержка психического развития, младшие школьники с ЗПР, грамматическая сторона речи, нарушение грамматического строя речи.

Процесс становления и совершенствования грамматического строя, происходящий в онтогенезе, является предметом изучения значительного числа исследователей, в том числе и в специальной психологии, так как речь неразрывно связана с психическим развитием, состоянием когнитивных функций. Согласно представлениям А.М. Шахнаровича, анализ детской речи способствует раскрытию механизмов, порой недоступных к выделению в речи взрослых субъектов, характеризующихся наличием полностью сформированной языковой способности [4]. По мнению ученых, изучающих проблемные аспекты развития детей с ЗПР [1], [2], [3], развитие грамматического строя у детей непосредственно взаимообусловлено их психическим развитием, что происходит во взаимосвязи с развитием мышления, совершенствованием предметно-практической деятельности. Результаты проведенных исследований, как в России [2], [3], так и в зарубежных странах [5] свидетельствуют, что обучение является исходной базой понимания ребенком грамматических явлений, благодаря чему возникает и закрепляется способность к обобщению, устанавливается чувство языка.

У младших школьников с задержкой психического развития (далее по тексту – ЗПР), дефекты речи распространяются на многие аспекты речевой деятельности. В преимущественном числе случаев, данная категория детей характеризуется сложностями с отображением звуковой структуры слов, дефектами фонетико-фонематической строя речи, низким уровнем словаря, отсутствием дифференцированности при употреблении слов и пр. Предметом исследования многих отечественных ученых являлась специфика совершенствования грамматической стороны речи обучающихся начальной школы с ЗПР (например, Р.И. Лалаевой, Л.В. Яссман и пр.). По мнению указанных авторов, несмотря на тождественность процесса развития грамматического строя у этой категории детей правилам онтогенеза, одновременно наблюдаются некоторые отклонения в скорости такого развития и определенная специфика, вызывающие необходимость организации особого учебного процесса для младших школьников с ЗПР.

Особенности лексического состава у этой категории детей проанализированы Р.Д. Тригер, Е.В. Мальцевой и пр. На сегодняшний день, отмечается несовершенство современных методов активизации словаря у младших школьников с ЗПР [2]. Одной из причин сложившегося положения представляется недостаточный уровень разработки научно-методологической основы изучения грамматической стороны речи у данной группы детей, что препятствует формулированию теоретически-обоснованных методических правил проведения соответствующей коррекционной работы.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе ГБОУ Школа 1708 г. Москва, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект 90 «А», «Б». В исследовании принимали участие 30 младших школьников, составившие 2 группы:  младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) – 15 человек; младшие школьники без задержки психического развития, условная норма (УН) – 15 человек.

С целью исследования уровня развития фразовой речи у обучающихся были отобраны следующие методики:

  1. Методика Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина отмечает, что при обследовании можно использовать составление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам. При этом автор обращает внимание на следующее: дается ли описание содержания картин в форме повествовательной речи или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на картинке, без описания действия, качеств, какие предложения – простые или распространенные использует ребенок, какие части речи при этом употребляет и каково их грамматическое оформление, правильно ли используются предлоги.
  2. Методика Г.В. Чиркиной. Автор предложила приемы исследования грамматического строя речи диагностического комплекса. Она указывает, что первые ориентировочные представления об уровне сформированности речи ребенка обследующий получает в процессе предварительной беседы с ребенком. Далее часто практикуется прием составления предложений, по опорным словам, а также, по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).
  3. Методика Г.В. Филичевой. Для обследования связной речи автор рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста». При обследовании связной речи выясняется, как ребенок может составить рассказ по картинке или серии картинок, пересказ, рассказ, описание по представлению.

Для оценки выбранных показателей нами были использованы методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной по исследованию сформированности грамматического строя речи, при этом каждый показатель изучался индивидуально, в соответствии с критериально-уровневой характеристикой, разработанной для обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР.

По результатам эмпирического исследования были выделены особенности речи младших школьников с ЗПР:

  • навык построения грамматической фразы развит преимущественно на среднем уровне у 53% учащихся с ЗПР. Эти дети могли составить фразу из 3-5 слов, с использованием простых предлогов либо без них. Низкий уровень выявлен у 40% учащихся с ЗПР, у детей группы условной нормы низкого уровня не выявлено. Эти школьники смогли дать лишь односложные ответы из 1-2 слов;
  • в обеих группах младших школьников преобладает средний уровень навыка употребления предлогов: такой уровень продемонстрировали 60% школьников группы условной нормы и 53% школьников с ЗПР. Эти дети хорошо знают простые предлоги, но ошибаются в сложных. Высокий уровень был выявлен у 40% школьников с условной нормой. Такие дети хорошо знают и легко употребляют как простые предлоги, так и сложные. В группе детей с ЗПР высокого уровня выявлено не было. Низкий уровень показали 47% младших школьников с ЗПР. Среди детей, имеющих условно нормальное психическое развитие, низкого уровня выявлено не было. Такие дети не знают более половины предлогов;
  • уровень навыков составления предложения по картинке в обеих группах также преимущественно средний: такой уровень выявлен у 53% детей с условно нормальным развитием и у 46% детей с ЗПР. Эти дети смогли составить предложение, включающее в себя от 3 до 5 слов с использованием простых предлогов, высокий уровень показали 47% детей с условно нормальным развитием и 7% детей с ЗПР. Они смогли составить развернутое предложение, включающее в себя не менее 6-7 слов и в том числе сложные предлоги. Низкий уровень был выявлен в 46% детей с ЗПР, в сравнительной группе такого уровня не выявлено ни у одного ребенка. Такие дети затруднялись с составлением предложения, давали односложные ответы без использования предлогов;
  • обе группы школьников продемонстрировали по большей части средний уровень развития навыка составления грамматической фразы по опорным словам, такой уровень выявлен у 67% младших школьников с условно нормальным развитием и у 60% детей с ЗПР. Этими учащимися при расстановке слов было допущено по 1-2 ошибки, которые они смогли исправить при помощи взрослого, высокий уровень выявлен у 33% детей сравнительной группы (условная норма). В группе детей с ЗПР высокого уровня не выявлено. Такие дети смогли полностью правильно расставить слова в предложении. Низкий уровень показали 40% детей с ЗПР. Эти дети допустили более 2 ошибок, то есть не смогли справиться с заданием.

Итак, общий уровень сформированности грамматических навыков у 60% младших школьников с ЗПР является низким, 40% школьников показали средний уровень, высокого уровня в этой группе не выявлено. В сравнительной группе детей с условно нормальным развитием 53% школьника показали средний уровень, 40% высокий уровень, 7% низкий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика грамматического строя речи у школьников с ЗПР заключается в том, что в большей мере грамматические навыки не сформированы, что требует целенаправленной коррекционной работы с учетом специфики таких нарушений. Формирование грамматического строя речи у учащихся ЗПР характеризуется замедленными темпами, а также некоторой качественной спецификой. Эти дети на протяжении довольно продолжительного времени задерживаются на этапе формирования ситуативной речи, то есть на этапе вопроса-ответа и им очень сложно перейти к контекстной речи, то есть к самостоятельным высказываниям связного характера.

При нарушениях грамматической стороны речи у детей с ЗПР страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наблюдаются трудности построения фразы, усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности (в том числе подражательно-речевой) и всех форм произвольной речи. Дети не могут постепенно переводить знакомые слова из пассивного словаря в активный. При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при ЗПР с учетом нарушения грамматической структуры не всегда является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития ребенка.

Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о том, что, существует ряд психологических факторов, являющихся причиной специфики речевого развития обучающихся начальной школы с ЗПР и дефектов их речи, в частности: низкий уровень формирования высших форм когнитивной деятельности, трудности управления поведением, несформированность эмоционально-волевой сферы и пр. Данные факторы обуславливают особенности коррекционно-логопедического воздействия на младших школьников с ЗПР. Благодаря включению речи в когнитивную деятельность детей, происходит развитие мыслительных операций, изменение ведущих психических процессов у этой категории обучающихся.

Посредством использования системного и консолидированного подхода к проведению коррекционной работы по преодолению расстройств речи у младших школьников с ЗПР достигается продуктивность всей логопедической деятельности.

Список литературы:

  1. Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. С. 83-100.
  2. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1990. №6. С. 10-17.
  3. Терентьева М.П. Развитие речи у младших школьников с ЗПР // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2018. №1. С. 76-80.
  4. Шахнарович А.М. Семантика в онтогенезе речи // Вопросы психолингвистики. 2014. №22. С. 16-23.
  5. Baltaxe C., Simmons J. Communication decits in preschool children with psychiatric disorders //Seminars in Speech and Language, 1988. №8.: 81-

The study of violations of the grammatical structure of speech in younger schoolchildren with mental retardation

Aksenova K.I.
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Morgacheva Elena Nikolaevna,
Professor, Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Abstract. The article presents the theoretical and practical aspects of modern ideas about the problem of formation of the speech structure in primary school children with mental retardation. The author has selected diagnostic tools covering the study of various aspects of speech, with an emphasis on the grammatical structure in accordance with the criteria-level characteristic of the formation of the grammatical side of speech in students with ASD. According to the results of the comparative analysis, the features characterizing violations of the grammatical structure of speech in children with ASD are highlighted, the correction of which assumes the unity of psychological and pedagogical conditions of work with this category of students.
Keywords: inclusive education, speech development, mental retardation, primary school, children with ASD, grammatical side of speech, violation of the grammatical structure of speech.

References:

  1. Lebedinsky V.V. Delayed mental development // Psychology of children with mental retardation: a textbook / comp. O.V. Zaschirinskaya. St. Petersburg: Speech, 2004.: 83-100.
  2. Maltseva E.V. Features of speech disorders in children with mental retardation // Defectology. 1990. №: 10-17.
  3. Terentyeva M.P. Speech development in younger schoolchildren with ZPR // A medical worker at a preschool educational institution. 2018. №1.: 76-80.
  4. Shakhnarovich A.M. Semantics in the ontogenesis of speech // Questions of psycholinguistics. 2014. №22.: 16-23.
  5. Baltaxe C., Simmons J. Communication decits in preschool children with psychiatric disorders //Seminars in Speech and Language, 1988. №8.: 81-90.