Аннотация. В статье обозначены основные направления в развитии социально-ориентированных навыков при формировании навыка социального взаимодействия. В статье представлена адаптированная для родителей анкета для качественной и количественной оценки уровня сформированности навыков в каждой области социального взаимодействия, позволяющая выделить ключевые дефициты и трудности в развитии социально-ориентированных навыков у ребёнка и степень их выраженности.

Ключевые слова: дети раннего возраста, социальное взаимодействие, отклонения в эмоционально-волевой сфере, социально-ориентированные навыки.

Отечественный психолог Л.С. Выготский, известный на весь мир уникальными исследованиями, посвящёнными психическому развитию ребёнка и его «движущим силам», отмечал в своих работах, что основной источник прогресса в психическом развитии определяется «единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [1].

Понятие социальной действительности, о которой писал Л.С. Выготский, не ограничивается исключительно особенностями внешней среды, косвенно влияющими на ребёнка, и не является просто «обстановкой развития», это ключевое формирование, включающее совокупность всех социальных отношений ребёнка и возможности непрерывного обучения через них. Именно социальная действительность является той определяющей развитие ребёнка ситуацией, в которой он приобретает необходимые навыки, «черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития» [1].

Ранний возраст, особенности социального взаимодействия в котором будут рассматриваться в данной статье, является фундаментом психического развития ребёнка, состоящего из множества маленьких «кирпичиков» – навыков, формирующихся в социальном взаимодействии, и общей направленности на социальное обучение (восприятия, распознавания, понимания социальных сигналов и стимулов, подражания им и собственной социальной инициативы).

Е.М. Мастюкова отмечает, что на первом году жизни появляются важнейшие «социально-направленные» новообразования в развитии ребёнка такие, как: «предпосылки коммуникативного поведения, эмоциональные и ориентировочные реакции на общение со взрослым, начальное ситуационное понимание речи, подражание взрослому в процессе общения, предметно-действенное общение со взрослым», которые естественным образом развиваются при взаимодействии и общении с мамой [5].

Авторы акцентируют внимание на общепризнанном в психологии важном принципе, в котором они рассматривают общение и взаимодействие с мамой (а впоследствии и другими людьми) «основой для формирования не только социальных, но и психомоторных функций», что очень важно для дальнейшего развития детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, так расстройство аутистического спектра является первазивным нарушением развития, затрагивающим все области.

У детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере описанные первичные социальные реакции не появляются без целенаправленных усилий взрослого либо развиваются с большой временной задержкой и требуют включения специалистов для помощи ребёнку в освоении социальных компетенций и постоянного включения и организации обучающих социально-коммуникативных ситуаций в повседневную жизнь ребёнка.

М.В. Лисина, описывающая в своих работах формы общения ребёнка со взрослым, которые качественным образом влияют и «усложняют» его познавательную активность и степень социальной включённости и коммуникативного развития, подчёркивает наличие у всех развивающихся без особенностей детей наличие «потребности в развитии общения и участии взрослого», которая является ведущим инструментом и мотивирующим фактором на каждой ступени в развитии форм общения, коммуникации и социальном взаимодействии [7].

У детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере отсутствует потребность в общении и совместной деятельности со взрослым, они проявляют повышенный интерес к предметной среде и сенсорным, а не социальным стимулам и оказываются не заинтересованными в «классическом» для детей раннего возраста развивающем и эмоционально положительном общении со взрослыми и другими людьми.

Таким образом, область социального взаимодействия и общения в раннем возрасте является одной из ведущих линий развития, оказывающей влияние на успешность ребёнка и в других областях, приобретении им функциональных навыков и необходимого социального опыта. Для детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, для которых характерны нарушения социального взаимодействия и коммуникации, развитие навыков в данной области при реализации программ раннего вмешательства первично и «пронизывает» индивидуальную абилитационную программу даже при работе над развитием навыков в других сферах.

Как было отмечено ранее, дети раннего возраста с отклонениями в эмоционально-волевой сфере испытывают различные трудности в развитии навыков социального взаимодействия. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг в своих работах отмечают как «глобальные» характеристики:

  • с трудом развиваются «ранние формы эмоционального контакта с близкими»;
  • присутствуют сложности в «организации внимания и поведения друг друга» при взаимодействии со взрослым;
  • отмечается «не выносливость в психическом отношении – ранимость и тормозимость в контакте», что существенно осложняет взаимодействие со взрослым и приносит ребёнку дискомфорт;
  • наблюдается уход от контакта или их существенное ограничение, а также взаимодействие исключительно «по своим правилам»;
  • выделяются существенные трудности в установлении эмоциональных связей и выражении собственных эмоций, а также понимании первичных контекстов социальных ситуаций и «заражения» соответствующими эмоциями других людей, соответствующих социальной ситуации [6].

Так они выделяют и «точечные» характеристики, такие как:

  • избегание зрительного контакта;
  • ограниченная способность к взаимодействию со взрослым с помощью взглядов, жестов, вербальных реакций;
  • отсутствие реакций при ситуациях совместно-разделённого внимания;
  • снижение подражательных возможностей при взаимодействии.

Зарубежные учёные Дж Доусон и С. Роджерс в своей работе также отмечают следующий факт, подтверждённый научными исследованиями, – в мозге ребёнка, имеющего особенности в эмоционально-волевой сфере, отсутствуют реакции на лица и эмоции других в должной степени. Это связано со следующей гипотезой учёных, которые предполагают, что наличие аутизма «влияет на развитие социальных мозговых структур, которые развиваются у детей в первый год жизни». Помимо этого, ребёнок с особенностями эмоционально-волевой сферы с самого раннего возраста демонстрирует «нечувствительность к социальным поощрениям». Следовательно, раннее вмешательство принципиально важно начинать с развития первичных социально-ориентированных навыков, характерных для первого года жизни. И далее расширять способы, формы и степень включения ребёнка в социальное взаимодействие и его «социальную» зону ближайшего развития [2].

Авторы подчеркивают особенную важность развития навыков социального взаимодействия, если для ребёнка с особенностями эмоционально-волевой сферы будет более интересен предметный и материальный мир, то именно события, связанные с предметами, а не людьми, будут «формировать нейронные сети, оставляя социальное взаимодействие позади» [2].

Определение навыков социального взаимодействия ребёнка в раннем возрасте и возможностей реализации программы раннего вмешательства требует понимания структуры социального взаимодействия в раннем возрасте и логики развития социально-ориентированных навыков в этом специфическом виде деятельности.

М.В. Пинкус в своей статье выделяет следующие функциональные компоненты социального взаимодействия: социально-ориентировочный, исполнительский и результативный.

  • социально-ориентировочный компонент (ребёнок воспринимает другого человека и ориентируется на его социальные сигналы и стимулы, которые являются значимыми для ребёнка; проявляет интерес к значимым социальным и эмоционально заряженным ситуациям при взаимодействии со взрослым, ожидает их и положительно реагирует на результат взаимодействия);
  • исполнительский компонент (ребёнок обращает внимание на взрослого и на предмет, на который он показывает в ситуации возможности совместно-разделённого внимания, а также самостоятельно стремится разделить впечатление со взрослым при значимом впечатлении; ребёнок использует взгляд, жест, вокализацию при коммуникативной ситуации; ребёнок подражает действиям взрослого; ребёнок понимает контекст простых социальных ситуации и демонстрирует соответствующее поведение в них);
  • результативный компонент (ребёнок может оценить собственные реакции и варианты взаимодействия; ребёнок может демонстрировать первые проявления социального контроля и оценивать положительные и отрицательные последствия возможного взаимодействия) [8].

Как правило, у детей с отклонениями в эмоционально-волевой сфере навыки, соответствующие каждому компоненту социального взаимодействия, развиваются с большой задержкой. Так, ребёнок двух лет может не устанавливать зрительный контакт со взрослым, то есть, не демонстрировать первичный социально-ориентированный навык.

При проведении родителями оценочной процедуры, а в дальнейшем и реализации программы раннего вмешательства следует обратить внимание на то, что ориентация на биологический возраст ребёнка не так важна по сравнению с наличием всех начальных актуальных социальных-ориентированных навыков, которые являются первыми «ступеньками» при развитии социальных компетенций ребёнка в социальном взаимодействии.

Оценочную процедуру следует проводить в течение недели наблюдения за малышом в различных социальных ситуация и организованных формах взаимодействия в повседневной жизни, и отмечать наличие или отсутствие реакций при каждой пробе.

Поскольку данный диагностический опросник в большинстве своём касается социального взаимодействия с близким взрослым, то оценивается демонстрация навыков и компетенций ребёнка в деятельности с одним взрослым. Но также следует отметить, для ребёнка с отклонениями в эмоционально-волевой сфере принципиально важна генерализация навыков, которая будет происходить в дальнейшем, и социальные контакты и возможности для взаимодействия с разными людьми соответственно должны расширяться, они также будут являться «маркером» усвоения социальных компетенций и их обобщения в социальном взаимодействии с другими людьми [4].

В данной диагностической родительской анкете (см. таблицу 1) анализируется уровень сформированности первичных социально-ориентированных навыков, составляющих три структурных компонента социального взаимодействия. Реализация данных навыков ребёнка при социальном взаимодействии оцениваются качественно по двум параметрам: коммуникативный характер реализуемого навыка (действие ребёнка направлено на коммуникацию со взрослым и ожидает ответной реакции) и частота реакций (регулярно/часто/периодически (через одну-две пробы) /редко/минимально) в повседневной жизни.

Таблица 1. Диагностическая родительская анкета

Навыки социально ориентировочного компонента СВ

Оценка комму-уникативного характера навыка

Оценка частоты проявления навыка

Навыки исполнительского компонента СВ

Оценка комму-никативного характера навыка

Оценка частоты проявления навыка

Навыки результативного компонента СВ

Оценка комму-
никативного характера навыка

Оценка частоты проявления навыка

Смотрит на лицо взрослого, когда тот подходит к нему и инициирует взаимодействие.

 

 

Обращает внимание на взрослого и на предмет, на который он показывает.
Если взрослый достаёт интересную игрушку (ребёнок смотрит на неё, затем на взрослого), а также обращает внимание на взрослого в процессе игровых действий.

 

 

Меняется в мимике при изменении мимики взрослого в простой сенсорно-социальной игре.

 

 

Обращает свою улыбку ко взрослому, когда тот делает что-то приятное ребёнку.

 

 

Когда ребёнок играет с понравившейся игрушкой, которая производит какой-то эффект, то в процессе он меняет направление своего взгляда: то смотрит на игрушку, то на взрослого.

 

 

Изменяется в лице, если взрослый демонстрирует неодобрительную реакцию в контексте социальной ситуации и прекращает своё действие.

 

 

Интересуется лицом взрослого (трогает его) при близком взаимодействии.

 

 

Ребёнок смотрит на взрослого, инициируя продолжение контакта в значимой игре.

 

 

Изменяется в лице, если взрослый демонстрирует одобрительную реакцию в контексте социальной ситуации и продолжает своё действие.

 

 

Обращает внимание на вербальные реакции взрослого (издавание им звуков, напевания песенок).

 

 

Ребёнок использует жесты, направленные на взрослого при взаимодействии со взрослым при выражении просьбы о помощи с игрушкой.

 

 

Положительно реагирует на похвалу.

 

 

Играет в сенсорно-социальные игры, потешки.

 

 

Повторяет действия с предметами взрослого в мотивационной игре.
Повторяет движения взрослого в двигательных играх.

 

 

Действует социально приемлемым способом в простых играх («угощает маму и себя»).

 

 

Замечает положительные и отрицательные эмоции, выражает реакцию по-разному.

 

 

Повторяет звуки взрослого в мотивационной игре.

 

 

Реагирует на просьбу взрослого о помощи в социально знакомой наглядной ситуации.

 

 

Интересуется игрушкой, которую предлагает взрослый.

 

 

Вступает в мотивационную игру по приглашению взрослого и соблюдает очерёдность в ней.

 

 

Интересуется другими детьми, наблюдает за их действиями.

 

 

В первую очередь, отмечается уровень сформированности тех компетенций, которые представлены в таблице первыми, на их развитие будет направлена первичная программа раннего вмешательства.

Если первичные социально-ориентированные навыки сформированы на достаточном уровне (ответ «регулярно» или «часто»), то следует обратить внимание на те навыки, которые в таблице написаны ниже и которые были оценены ответами («периодически/редко/минимально»), но при этом не стоит забывать и о «расширении» сформированных навыков на других знакомых близких людей.

Если имеются навыки, которые ребёнок демонстрирует при взаимодействии в одной социальной ситуации и контексте, следует обратить внимание на дальнейшее развитие навыка во всех повседневных ситуациях и рутинах.

Таким образом, развитие первичных социально-ориентированных навыков у ребёнка раннего возраста с особенностями эмоционально-волевой сферы составляет базу для дальнейшего формирования социального взаимодействия.

Качественная оценка уровня сформированности социально-ориентированных навыков, проводимая родителем в ежедневных социальных ситуациях, позволяет объективно оценить самые важные начальные социальные компетенций ребёнка в знакомой и комфортной атмосфере.

Результаты оценочной процедуры дают родителю представление об уровне сформированности социально-ориентированных навыков у ребенка, а также формирует понимание, какой следующий социально-ориентированный навык будет доступен ребёнку.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
  2. Денверская модель раннего вмешательства: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребёнка играть, общаться и учиться / Салли Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара (пер. с английского В. Дегтярёвой), Екатеринбург. Рама Паблишинг, 2016. 416 с.
  3. Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. таблица развития, подбор и описание игр. М.: Теревинф, 2018. 152 с.
  4. Комплексная программа развития ребенка раннего возраста «Забавушка» (от 8 месяцев до 2 лет) / Е.А. Екжанова, Е.М. Ишмуратова, Л.М. Агекян, Е.Н. Краснокутская; под ред. проф. Е.А. Екжановой. СПб.: КАРО, 2016. 328 с.
  5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция М.: Просвещение, 1992. 95 с.
  6. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М.: Теревинф, 1997. 148 с.
  7. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. 208 с.
  8. Пинкус М.В. Развитие навыков социального взаимодействия в раннем детстве у типично развивающихся детей и у детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2015. С. 149-155. (дата обращения: 01.05.2024).

Key features of the development and assessment of socially oriented skills in young children with deviations in the emotional-volitional sphere

Tivikova A.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article describes the distinctive features in the development of social interaction skills in young children with deviations in the emotional-volitional sphere, identifies the main directions in the social interaction of young children and the difficulties that occur in children with deviations in the emotional-volitional sphere in each direction.
The article presents a questionnaire adapted for parents for qualitative and quantitative assessment of the level of formation of skills in each area of social interaction, which allows to identify key deficits and difficulties in the development of socially oriented skills in a child and the degree of their severity.
Keywords: social interaction, deviations in the emotional and volitional sphere, young children, socially oriented skills.

References:

  1. Vygotsky L.S. Collected Works: In 6 vols.; Vol. 4. Moscow: Pedagogika, 1984. 400 р.
  2. Denver model of early intervention: How in the process of everyday interaction to teach the child to play, communicate and learn / Sally Rogers, Geraldine Dawson, Lori A. Vismara (per. from English V. Degtyaryova), Ekaterinburg. Rama Publishing, 2016. 416 p.
  3. Zakharova I.Y., Morzhina E.V. Igrovaya pedagogika. table of development, selection and description of games. Moscow Terevinf, 152 р.
  4. Complex program of early childhood development «Zabavushka» (from 8 months to 2 years) / E.A. Ekzhanova, E.M. Ishmuratova, L.M. Agekyan, E.N. Krasnokutskaya; edited by Prof. E.A. Ekzhanova. St. Petersburg: KARO, 2016. 328 р.
  5. Mastiukova E.M. A child with deviations in development: Early diagnosis and correction Moscow: Prosveshchenie, 1992. 95 р.
  6. Nikolskaya O.S. Autistic child. Ways to help / O.S. Nikolskaya, E.R. Baenskaya, M.M. Liebling. Moscow: Terevinf, 1997. 148 р.
  7. Communication and speech: Speech development in children in communication with adults / Edited by M.I. Lisina; Research Institute of General and Pedagogical Psychology of the Acad. of Pedagogical Sciences of the USSR. Moscow: Pedagogy, 1985. 208 р.
  8. Pincus M.V. Development of social interaction skills in early childhood in typically developing children and in children with autism spectrum disorders // Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 2015.: 149-155. (date of the address: 01.05.2024).