Аннотация. Статья посвящена перспективному направлению в педагогической и психологической науке и практике – коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, страдающими задержкой психического развития (ЗПР). В статье описывается метод замещающего онтогенеза, нацеленный на максимальное развитие потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. В статье подчеркивается важность раннего выявления признаков ЗПР и своевременного начала коррекционной работы, что способствует более успешной социализации и адаптации ребенка в обществе.

Ключевые слова: замещающий онтогенез, коррекция дошкольников, задержка психического развития, развивающие программы, психологическое вмешательство, интеграция в образовательный процесс, специальное образование, ранняя помощь.

Актуальность исследования о методе замещающего онтогенеза в коррекции дошкольников с задержкой психологического развития (далее – ЗПР) обусловлена растущим количеством детей с нарушениями в развитии и необходимостью эффективных подходов к их обучению и социализации. В современном обществе, где важное значение приобретает качество жизни каждого человека, важно создавать условия для полноценного включения в социальную среду детей с особенностями психофизического развития. Исследование новых методик и подходов к коррекционной работе с такими детьми позволяет повысить эффективность психологической и педагогической поддержки, способствует успешной адаптации и интеграции ребенка в общество. Метод замещающего онтогенеза, направленный на создание условий для развития ключевых функций, которые не сформировались в связи с ЗПР, открывает новые возможности для ранней диагностики и коррекции, а также для подготовки детей к обучению в школе.

Данное исследование способствует расширению арсенала методов специалистов в области специального и инклюзивного образования, психологии и реабилитации, подчеркивая важность индивидуального подхода и комплексной поддержки в работе с детьми, имеющими ЗПР.

Цель исследования о методе замещающего онтогенеза в коррекции дошкольников с ЗПР заключается в анализе и обосновании эффективности данного подхода как средства для стимуляции развития ключевых психологических и физиологических функций у детей с ЗПР. Результаты исследования позволяют продемонстрировать, как метод замещающего онтогенеза может способствовать успешной социализации, обучению и интеграции таких детей в общество, повышая их способность к обучению и адаптации.

Исследование базируется на анализе литературных источников, включая научные работы по психологии развития, коррекционной педагогике, нейропсихологии, а также методические рекомендации по работе с детьми, имеющими задержку психического развития. В исследовании применяются качественные методы анализа данных.

Исследование также включает сравнительный анализ с данными других методик коррекции, чтобы подчеркнуть уникальность и эффективность замещающего онтогенеза. Это подход дает возможность не только изучить влияние метода на развитие конкретных психологических и физиологических функций, но и оценить его вклад в общую картину социализации и адаптации детей с ЗПР в социум. Изучением вопросов, посвященных методу замещающего онтогенеза в коррекции дошкольников с задержкой психического развития, занимались такие ученые, как Н.Ю. Борякова, О.П. Гаврилушкина, А.В. Семенович, В.И. Ковалько, Н.Я Семаго, Е.Д. Хомская, М.И. Лынская, Ю.Е. Садовская и многие другие.

В современной коррекционной педагогике и психологии внимание к проблемам детей с ЗПР увеличивается. Актуализация поиска эффективных методов коррекции обусловлена стремлением обеспечить этим детям полноценную социализацию и интеграцию в общество. Один из перспективных подходов – метод замещающего онтогенеза, предполагающий создание условий для компенсации недоразвитых или отсутствующих на определенном этапе развития функций.

Метод замещающего онтогенеза, опираясь на принципы нейропластичности и компенсации, представляет собой передовой подход к коррекции и развитию детей с ЗПР. Этот метод основан на научном понимании того, что мозг обладает способностью к изменению и адаптации, что позволяет формировать новые нейронные связи в ответ на опыт и обучение. Нейропластичность мозга создает основу для разработки коррекционных программ, направленных на активизацию и стимуляцию развития тех психофизиологических функций, которые могут компенсировать существующие дефициты.

Метод замещающего онтогенеза направлен на активное стимулирование развития тех областей мозга и тех психофизиологических функций, которые не были должным образом развиты из-за различных причин. Это может включать моторные навыки, речь, познавательные способности, внимание и эмоционально-волевую сферу. Путем целенаправленной стимуляции этих функций создаются условия для развития навыков, которые обычно развиваются в более раннем возрасте [1, c. 35].

Основная идея метода заключается в создании уникальной образовательной и развивающей среды, которая тщательно адаптирована под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с ЗПР. Это означает, что образовательная программа, материалы, игры и упражнения специально разрабатываются или подбираются таким образом, чтобы максимально способствовать стимуляции недостаточно развитых функций. Подход учитывает как текущий уровень развития ребенка, так и потенциал для дальнейшего прогресса.

В практике это может выражаться через разнообразные формы работы, включая:

  1. Игры и занятия, направленные на развитие моторики и координации;
  2. Специально разработанные упражнения для стимуляции речевого развития;
  3. Задачи на развитие познавательных способностей, такие как внимание, память, логическое мышление;
  4. Программы для развития социальных навыков и эмоционального интеллекта.

Ключевым аспектом метода является его гибкость и адаптивность к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Это подразумевает постоянную оценку и корректировку программы в зависимости от прогресса ребенка, а также возможность интеграции новых методик и подходов на основе наблюдений за его развитием [2, c. 64].

Эффективность метода замещающего онтогенеза в коррекции дошкольников с ЗПР подтверждается рядом исследований, которые демонстрируют положительные изменения в различных аспектах развития детей. Рассмотрим подробнее, какие улучшения наблюдаются в результате применения этого метода и как они способствуют адаптации детей в социальной и образовательной среде.

Одним из заметных эффектов использования метода замещающего онтогенеза является улучшение моторных навыков. Дети, испытывающие затруднения с координацией движений, обретают большую уверенность в своих физических способностях. Это может проявляться в улучшении грубой моторики, такой как ходьба, бег, прыжки, и тонкой моторики, включающей в себя рисование, письмо и манипуляции с мелкими предметами. Улучшение моторных навыков влияет на самостоятельность детей и их способность участвовать в различных видах деятельности наравне с сверстниками [3, c. 132].

Метод активно способствует развитию речевых навыков у детей с ЗПР. Зачастую у таких детей наблюдаются затруднения с формированием слов, предложений или пониманием обращенной речи. Коррекционные занятия, включая упражнения на развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса и стимуляцию связной речи, приводят к значительным улучшениям. Дети начинают лучше выражать свои мысли и нужды, что является ключевым аспектом для успешной социализации [4, c. 95].

Применение метода замещающего онтогенеза оказывает положительное воздействие на познавательные функции детей, включая внимание, память, мышление и способность к решению задач. Через специально разработанные игры и упражнения дети учатся концентрировать внимание, запоминать информацию и применять её в новых ситуациях. Это улучшает их учебные способности и адаптацию к образовательной среде.

Метод замещающего онтогенеза также вносит значительный вклад в развитие социальных навыков. Коррекционные программы часто включают занятия, направленные на формирование умений эффективно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, понимание и выражение эмоций, развитие эмпатии и навыков социального взаимодействия. Улучшение этих навыков способствует более успешной интеграции детей в социальные группы и облегчает их адаптацию в обществе [5, c. 14].

Метод замещающего онтогенеза представляет собой значительный прорыв в коррекционной педагогике и психологии, направленный на поддержку и развитие детей с ЗПР. Основываясь на принципах нейропластичности и компенсации, этот метод позволяет активизировать развитие ключевых психофизиологических функций, компенсируя тем самым существующие дефициты развития. Создание специфической образовательной и развивающей среды, адаптированной под индивидуальные особенности каждого ребенка, становится фундаментом для его эффективной реализации.

Применение метода замещающего онтогенеза демонстрирует значительные улучшения в моторике, речевых навыках, познавательных функциях и социальных навыках детей с ЗПР. Эти улучшения играют важную роль в адаптации детей в социальной и образовательной среде, облегчая их интеграцию в общество и повышая качество их жизни.

Особенно важным является индивидуальный подход, лежащий в основе метода, который позволяет максимально учитывать потребности и возможности каждого ребенка, способствуя развитию его уникальных способностей. Этот метод не только способствует наверстыванию упущенного в развитии, но и открывает новые возможности для полноценного участия детей с ЗПР в жизни общества.

В заключение, метод замещающего онтогенеза выступает как мощный инструмент в руках специалистов, стремящихся обеспечить детям с ЗПР наиболее благоприятные условия для развития и социализации.

Список литературы:

  1. Баранова Т.Ф., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Шоркина Т.Д. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 64 с.
  2. Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография. Изд. 2-е, допол. и передел. Ярославль: Канцлер, 2017. 169 с.
  3. Калашникова О.А. Нейропсихологические занятия с детьми по методу замещающего онтогенеза с элементами занятий, направленных на развитие межполушарного взаимодействия // Молодой ученый. 2019. №31(269). С. 131-134.
  4. Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Таланты детского мозга / Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. 184 с.
  5. Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии // Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, 2020. С. 12-17.

The method of substitution ontogenesis in the correction of preschoolers with mental retardation

Kuznetsova A.O.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article is devoted to one of the most promising areas in pedagogical and psychological science and practice – correctional work with preschool children suffering from mental retardation. The article describes in detail the method of substitution ontogenesis, which is an innovative approach in correctional pedagogy and psychology aimed at maximizing the development of a child's potential, taking into account his individual characteristics and capabilities. The article emphasizes the importance of early detection of signs of ZPR and timely initiation of correctional work, which contributes to more successful socialization and adaptation of the child in society.
Keywords: replacement ontogenesis, correction of preschoolers, mental retardation, developmental programs, psychological intervention, integration into the educational process, special education, early care.

References:

  1. Baranova T.F., Martynenko S.M., Basangova B.M., Shorkina T.D. Special individual development program for children with intellectual disabilities: Methodological manual. Moscow: Shopping center Sphere, 2018. 64 p.
  2. Boryakova N.Yu. Correctional and developmental education and upbringing of preschoolers with mental retardation. Theory and practice: monograph. Ed. 2nd, add. and redistribution. Yaroslavl: Chancellor, 2017. 169 p.
  3. Kalashnikova O.A. Neuropsychological studies with children according to the method of replacement ontogenesis with elements of classes aimed at the development of interhemispheric interaction // Young scientist. 2019. №31(269). 131-134.
  4. Semenovich A.V. Replacement ontogenesis method. Children's Brain Talents / Kazan: Center for Social and Humanitarian Education, 2016. 184 p.
  5. Shumilova E.A. Teacher and parent of the digital age in the prism of inclusion//Succession system of inclusive education: theoretical and practical aspects: materials of the IX International. scientific-practical. conf. Kazan: Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, 2020.: 12-17.