Аннотация: В статье рассмотрены особенности связной диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Приведены результаты исследования актуального уровня диалогической речи группы детей. Выявлены аспекты, требующие коррекционного вмешательства.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи третьего уровня, связная диалогическая речь.

Всем детям необходимо умение связно, грамматически правильно и последовательно выражать мысли в речи. Овладение связной диалогической речью важно для установления социальных контактов, обмена информацией со взрослыми и сверстниками, для развития речи, совместной игры. Диалогическая речь применяется в любой деятельности, включающей более одного человека и требующей взаимодействия участников между собой. Согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) дошкольного образования, дети должны овладевать речью как средством общения и культуры, развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь [8] ,[13]. В том числе это касается детей с ОНР 3 уровня, что подчеркивает актуальность исследования.

Трудности в овладении речью у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) 3 уровня проявляются в неумении составлять сложные распространенные предложения, в нарушении структуры фразы и её грамматического оформления, в большом количестве ошибок словообразования и словоизменения, в недостаточном понимании значений слов, в трудности усвоения абстрактных понятий и т.д. При ОНР нарушены все компоненты речевой системы.

Вопросами общения и связной речи детей занимались многие исследователи, например, А.А. Леонтьев, А.В. Чулкова. Известные логопеды, такие как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина занимались вопросами коррекции речевых трудностей у детей с ОНР. Вопросами формирования связной диалогической речи детей с ОНР занимались Е.В. Жулина, Н.С. Касаткина, С.В. Кобзева, Д.И. Кузнецова и т.д.

Специфические особенности речи детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, следующие: фонетико-фонематические нарушения, недостаточность словарного запаса, неверное грамматическое оформление фразы. У таких детей нарушены все стороны речи, а также страдают внимание и словесно-логическое мышление, что становится препятствием к овладению связной речью. Проблемы могут проявляться по-разному: от полной неспособности построения связного смыслового высказывания до отдельных недочетов и ошибок в речи.

Тема исследования особенностей формирования связной диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня актуальна на сегодняшний день, так как дети данной категории нуждаются в специальном обучении. Чтобы эффективно строить процесс обучения и коррекции речевых недостатков необходимо знать специфические особенности и трудности этой категории детей и учитывать их в процессе коррекционной работы.

Связная речь — это то, без чего невозможно представить современное общество. Она является необходимым инструментов для эффективного процесса коммуникации между людьми. Это высшая форма речи, а также отражение мыслительной деятельности человека. Тот, кто способен связно и последовательно излагать свои мысли посредством правильно подобранных языковых средств должен обладать достаточным уровнем развития [7]. По определению В.И. Селеверстова связная речь является достаточно протяженным отрезком речи, расчленяющимся на законченные самостоятельные части. Каждая часть несет в себе определенную смысловую нагрузку [12].

А.А. Леонтьев считает основными характеристиками речевого высказывания его связность и цельность. В чем же они выражаются? Речевое высказывание строится человеком по определенному плану. Все элементы текста, все подтемы логически связаны между собой. Цельным связное высказывание является потому, что все его элементы подчинены общей сути, они были выстроены, чтобы донести определенный смысл [10].

Связная речь делится на две формы: диалогическую и монологическую.

Монологическая речь представляет собой последовательное и связное изложение материала, составленное по определенному, заранее заготовленному говорящим плану. Монолог полнее, сложнее и распространеннее диалога. Для того, чтобы спланировать монологическую речь, нужно тщательно отбирать лексические средства языка, наиболее близкие к теме повествования и отражающие основную суть. Среди особенностей монологической речи выделяются полнота изложения, последовательность, логичность, связность высказываний, их взаимообусловленность [4], [15].

Диалог представляет собой разговор, в котором могут принимать участие два и более человека. С помощью диалогической речи осуществляется повседневное общение людей. Коммуникативная функция ярче всего проявляет себя именно в данной форме речи. Диалог строится в соответствии с общей темой разговора, спонтанными мыслями чувствами собеседников. В диалоге принято орудовать не только языковыми средствами, но и невербальными: жестами, мимикой, интонацией [6].

Как выявила А.В. Горбылева, на протяжении диалога наблюдается согласованность сторон в использовании одних и тех же слов, подхваченных в речи друг друга, схожесть в просодических характеристиках высказываний.

Как утверждает И.Д. Асланова, диалогическая форма общения помогает личностному развитию ребенка. Взаимодействуя со взрослыми с помощью диалога, дети обучаются этике взаимоотношений и улучшают свои социальные навыки [3].

Дети овладевают связной речью постепенно. В возрасте двух-трех лет начинает закладываться монологическая речь. В четыре года дети используют повествование и описание. В пять-шесть лет, когда заканчивается процесс фонематического развития речи детей, монологическая форма речи развивается очень интенсивно. В семь лет детям доступно рассуждение.

По мере взросления ребенка, параллельно общему развитию, совершенствуется и его речь. Дети лучше и быстрее отделяют главные признаки различных предметов от второстепенных, замечают основные черты. После шести лет дети все чаще используют диалогическую форму общения для взаимодействия со сверстниками. Им доставляет удовольствие обсуждать определенные темы, анализировать информацию, аргументировать свою позицию, анализировать тему разговора. В диалоге дети получают возможность рассуждать сжато и связно. Также все чаще используется детьми речевой этикет [10], [11]. Старшие дошкольники могут разрешать конфликты, договариваться, вежливо исправлять ошибки друг друга. Как утверждает Т.В. Лисина, дети стремятся не просто получить доброжелательное внимание собеседника, а достичь взаимопонимания и сопереживания с ним. Дошкольники охотно усваивают правила общения, перенимая их у взрослых и практикуя со сверстниками в процессе игр [11].

Возможность овладения диалогом появляется у ребенка только при условии нахождения его в ситуации общения. Усваивая данную форму речи, дети опираются на реплики взрослого, что облегчает процесс. Диалог можно поделить на отдельные высказывания. Это чередование взаимозависимых реплик, воспроизводимых участниками разговора.

При наличии речевых нарушений, овладение связной речью протекает с определенными сложностями. При ОНР третьего уровня речь детей изобилует фонетическими, лексическими, грамматическими ошибками, то есть страдают все формы речи. Рассматривая особенности речи таких детей, можно отметить, что они позднее, чем в норме начинают говорить (в три-четыре года); их словарный запас заметно ограничен; речь отличается грубыми аграмматизмами (неверное употребление падежных форм, ошибки в словоизменении по родам и числам, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.); у них имеются дефекты звукопроизношения (замены, искажения, пропуски); нарушение фонематического слуха; нарушение ритмико-слоговой структуры слова; трудности в распространении простых предложений и построении сложных [9], [14].

Н.В. Арзамасцева считает, что для полноценного развития связной речи, детям необходимо совершенствовать навыки анализа предмета, описания его свойств и качеств, а также установления логических связей между событиями. Эти операции даются детям с ОНР с большим трудом. Они не выделяют основную суть и распыляются на незначительные детали [2].

На основе исследований И.Д. Аслановой, Н.С. Касаткиной, С.В. Кобзевой, Т.А. Алтуховой были обозначены следующие особенности детей с ОНР 3 уровня:

  • дети не могут развить тему диалога, путаются, забывают основной смысл, уходят в незначительные детали;
  • низкая мотивация начать диалог;
  • мотивация общения детей может закончиться на середине диалога, вследствие чего он будет прерван;
  • дети с ОНР не способны в полной мере передать суть информационного сообщения, отбирать нужные сведения, понимать, что хотел бы услышать собеседник в контексте данной темы, заинтересовывать его информацией;
  • логика в процессе передачи информации собеседнику нарушается, одни и те же сведения повторяются много раз, вследствие чего передаваемые сведения являются малопонятными;
  • бедность высказываний, недостаточное использование языковых средств, вследствие чего теряется выразительность высказывания;
  • ошибки и недочеты;
  • несформированность знаний и понимания норм речевого этикета;
  • несформированность навыков речевого этикета [1 ], [3], [5], [6].

Дети с ОНР 3 имеют трудности в самостоятельном овладении диалогом. Им необходимы раннее выявление проблем и специальная помощь. Таких детей нужно обучать вести диалог со взрослыми и сверстниками [9].

Основная цель опытно-экспериментальной работы заключается в выявлении актуального уровня сформированности связной диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

Методы исследования: словесные, практические.

Исследование проводилось на базе ГБОУ города Москвы, в дошкольном отделении «Школы № 1678».

Экспериментальная группа состояла из 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В исследовании принимали участие пять девочек и пять мальчиков.

Диагностическое исследование группы дошкольников строилось на основе материалов К.П. Чупровой и М.А. Ковальчук [6], [14]. Результаты были переведены в проценты от максимально возможного количества баллов. Диагностический комплекс включал в себя 5 заданий, направленных на исследование следующих аспектов связной диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня:

  • сформированность навыка отвечать на вопросы;
  • сформированность навыка задавать вопросы;
  • сформированность навыка вступать во взаимодействие по собственной инициативе;
  • сформированность знаний и понимания норм речевого этикета;
  • сформированность навыков речевого этикета.

Задания включали в себя ответы на вопросы из жизни ребенка, задавание ребенком вопросов на основе определенной темы, обращение к товарищам для взаимовыгодного сотрудничества в процессе общей деятельности, уточнение и исправление намеренных ошибок взрослого, а также вопросы, направленные на выявление знания норм этикета. В оценке ответов учитывалось соответствие темы беседы, развернутость фраз, адекватность ответов, способность вступления в контакт с другим человеком. Использование речевого этикета в повседневной жизни детей оценивалось на основе наблюдения за детьми в группе по показателям: использование вежливых слов в различных социальных ситуациях, неконфликтность, способность конструктивно разрешать имеющиеся конфликты, внимательно слушать и не перебивать, не повышать голос без необходимости, способность учитывать интересы собеседника, сохранять доброжелательные отношения в коллективе (см. рис. 1).

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности связной диалогической речи детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

Из диаграммы видно, что дети лучше всего справились с заданиями на выявления уровня сформированности навыка ответов на вопросы и хуже всего на знание, понимание и использование норм речевого этикета. Высокого уровня достиг только 1 показатель. Показатели набранных детьми баллов составляют от 50% до 78%. Это значит, что у детей средний уровень сформированности навыков задавать вопросы, вступать во взаимодействие по своей инициативе, использовать речевой этикет в повседневной жизни. Также наблюдается средний уровень знания и понимания норм речевого этикета. Это говорит о том, что с данной группой детей есть над чем работать.

У детей с ОНР 3 уровня страдают все стороны речи, в том числе связная диалогическая речь. Такие дети редко заводят разговор по собственной инициативе, не могут соблюдать логические связи в процессе диалога, придерживаться одной темы, концентрироваться на главном, отбирать наиболее нужную собеседнику информацию, понимать и учитывать потребности собеседника, соблюдать речевой этикет. Фразы детей простые, не развернутые, изобилуют ошибками, обусловленными нарушениями фонетической, лексической и грамматической сторон речи.

В целях проверки актуального уровня сформированности диалогической речи детей было проведено диагностическое исследование группы дошкольников по критериям: сформированность навыка полно и развернуто отвечать на вопросы, сформированность навыка задавать вопросы соответственно теме разговора для его дальнейшего развертывания, сформированность навыка вступать во взаимодействие по собственной инициативе, сформированность знаний и понимания норм речевого этикета, сформированность навыков речевого этикета. Дети лучше всего справились с заданиями на выявления уровня сформированности навыка ответов на готовые вопросы и хуже всего на знание, понимание и использование норм речевого этикета. Высокого уровня достиг только 1 показатель – навык отвечать на вопросы в соответствии с темой беседы.

Анализ результатов показал необходимость проведения специальной коррекционной работы по формированию связной диалогической речи дошкольников с ОНР 3 уровня в контексте навыка задавать вопросы соответственно теме разговора, повышения инициативы взаимодействия, а также знания и понимания норм речевого этикета. Особое внимание нужно уделять закреплению навыков речевого этикета в повседневном общении детей.

Список литературы:

  1. Алтухова Т.А. Развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте коммуникативно-деятельностного подхода / Т.А. Алтухова, К.Е. Панасенко, Л.В. Шинкарева, Е.А. Николаева // Перспективы науки и образования. 2020. №2(44). С. 366-381.
  2. Арзамасцева Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-1(55). С. 112-115.
  3. Асланова Е.Д. Драматизация в коррекции нарушений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.Д. Асланова, Е.В. Жулина, И.В. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. С. 89-92.
  4. Горбылева А.В. Методы анализа спонтанной диалогической речи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. №1(830). С. 51-66.
  5. Касаткина Н.С. Способность старших дошкольников с общим недоразвитием речи к диалогическому взаимодействию // Наука и социум. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2021. С. 16-18.
  6. Кобзева С.В. Теоретические аспекты формирования диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Интерактивная наука. 2021. №4(59). С. 17-19.
  7. Ковальчук М.А. Диагностика уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников. (дата обращения: 15.01.2024).
  8. Кузнецова Д.И., Филиппова О.Н. Специфика логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2022. №1. С. 151-156.
  9. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. М.: АРКТИ, 2005. 224с.
  10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  11. Лисина Т.В. Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Достижения науки и образования. 2020. №5(59). С. 53-55.
  12. Селиверстов В.И. Дошкольная логопсихология: учебное пособие. М., 2003. 153 с.
  13. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019). (дата обращения 10.03.2024).
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвитие речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.
  15. Чупрова К.П. Современные исследования диагностики диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. (дата обращения: 15.01.2024).

Features of dialogic speech of preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level

Efremova E.I.,
student of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Galkina Vera Alexandrovna,
Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article considers the features of coherent dialogical speech of preschool children with general underdevelopment of speech at the third level. The results of the study of the current level of dialogical speech of a group of children are presented. Aspects requiring corrective intervention have been identified.
Keywords: general underdevelopment of speech of the third level, coherent dialogic speech.

References:

  1. Altukhova T.A. The development of dialogic communication in preschoolers with general speech underdevelopment in the context of a communicative activity approach / T.A. Altukhova, K.E. Panasenko, L.V. Shinkareva, E.A. Nikolaeva // Prospects of science and education. 2020. №2(44).: 366-381.
  2. Arzamastseva N.V. The development of coherent speech of younger schoolchildren as an urgent problem of our time // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. №4-1(55).: 112-115.
  3. Aslanova E.D. Dramatization in the correction of violations of dialogic speech in older preschool children with general speech underdevelopment / E.D. Aslanova, E.V. Zhulina, I.V. Lebedeva // Problems of modern pedagogical education. 2021. №72-1.: 89-92.
  4. Gorbyleva A.V. Methods of analysis of spontaneous dialogic speech. // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanities. 2020. №1(830).: 51-66.
  5. Kasatkina N.S. The ability of older preschoolers with general underdevelopment of speech to dialogic interaction // Science and society. Correctional and developmental environment and inclusive practice of helping children with disabilities. Materials of the XVII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation and the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Novosibirsk, 2021.: 16-18.
  6. Kobzeva S.V. Theoretical aspects of the formation of dialogic speech of preschoolers with general speech underdevelopment // Interactive science. 2021. №4(59).: 17-19.
  7. Kovalchuk M.A. Diagnostics of the level of formation of communication culture in older preschoolers. (date of the address: 01.2024).
  8. Kuznetsova D.I., Filippova O.N. Specifics of speech therapy work on the development of dialogic speech in preschool children with general speech underdevelopment of level III //Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. 2022. №1.: 151-156.
  9. Levina R.E. Speech and writing disorders in children. Moscow: ARKTI, 2005. 224 р.
  10. Leontiev A.N. Selected psychological works: In 2 vols. Vol. I. Moscow: Pedagogy, 1983. 392 p.
  11. Lisina T.V. The study of coherent speech of preschoolers with general speech underdevelopment //Achievements of science and education. 2020. №5(59).: 53-55.
  12. Seliverstov V.I. Preschool logopsychology: textbook. Moscow, 153 p.
  13. The Federal State Educational Standard for Preschool Education. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17.10.2013 №1155 (ed. dated 21.01.2019). (date of the address:10.03.2024).
  14. Filicheva T.B., Chirkina G.V. Elimination of general speech underdevelopment in preschool children: practice. the manual. Moscow: Iris-press, 2004. 224 p.
  15. Chuprova K.P. Modern diagnostic studies of dialogic speech in older preschool children. (date of the address: 15.01.2024).