Аннотация. В статье автором анализируется роль логопедической ритмики в речевом становлении детей дошкольного возраста. Раскрывается опыт использования элементов логоритмики во время музыкальных пауз на занятиях с детьми. Отмечаются перспективы использования приемов логоритмики в практической деятельности дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Ключевые слова: логоритмика, музыкальная пауза, дошкольники, нарушения речи, речевое развитие детей, ритм, письменная речь, устная речь.

Эффективное развитие устной речи в дошкольном возрасте играет ключевую роль для успешной адаптации ребенка к началу школьного обучения. Связь между нарушениями речи у детей и трудностями с письмом и чтением, проводились различными учеными и исследовательскими группами. Среди них О.А. Величенкова, Т.Г. Визель, Л.Н. Ефименкова, Н.Ю. Киселева, А.Н. Корнев, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Л.С. Цветкова и многие др. «Формирование навыков письменной речи зависит от различных факторов онтогенеза, включая развитие устной речи, так как письменная речь использует уже сформированные механизмы устной речи», – пишет И.Н. Садовникова [3]. Дети с нарушениями речи после поступления в школу испытывают трудности не только с письмом и чтением, также у них отмечаются проблемы межличностных отношений и социализации. Своевременная помощь в преодолении трудностей устной речи способствует гармоничному развитию ребенка и предотвращает возникновение вторичных проблем, которые могут возникнуть в процессе школьного обучения.

Для работы с детьми, страдающими нарушениями речевой функции, специалисты применяют различные методы, включая логоритмику. Многие исследователи подчеркивают значение логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста, отмечая его положительное влияние на психические процессы и развитие ребенка в целом.

Корни логоритмики уходят в глубокое прошлое. Еще в Древнем Египте, Греции, Риме и Арабском мире ритмическая гимнастика применялась для физического оздоровления и гармоничного развития человека. Музыка и движение были неразрывно связаны, помогая поддерживать здоровье тела и духа.

В 1960-х годах советский логопед В.И. Рождественская впервые в профессиональной литературе подчеркнула важность сочетания речи и движений для нормализации речи у детей с нарушениями. Этот прием стал называться «речь с движениями» и вошел в логопедическую практику. Дальнейшее развитие логоритмика получила в 1978 году, когда в Польше был издан учебник «Логоритмика» авторства Э. Килинской-Эвертовской. Она отмечала, что метод Эмиля Жак-Далькроза, признанный во всем мире, позволяет эффективно развивать у детей активность, внимание и интеллектуальные способности.

Логоритмика объединяет слово, музыку и движение, и может быть эффективно использована в реабилитации и обучении детей с различными нарушениями развития. Ее основные направления работы включают развитие неречевых процессов и коррекцию речевых нарушений, что способствует сбалансированному развитию ребенка и формированию правильного звукопроизношения. Г.Р. Шашкина пишет, что «занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логоритмической ритмикой, которая базируется на использовании связи, музыки и движения» [7, с. 15].

Важность логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи, такие как В.М. Бехтерев, В.А. Гиляровский, Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова, К. Колер, К. Швабе и др. Как особую форму активной терапии, а также как средство воздействия на речь в комплексе логопедических методик, определяет логоритмику Г.А. Волкова.

Согласно мнению многих исследователей, логоритмические занятия оказывают положительное влияние на психические процессы детей, такие как восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Они также способствуют развитию эмоционально-волевой сферы и оказывают воздействие на общее физическое и, что важно в контексте обсуждаемой нами проблемы, – речевое развитие ребенка.

Логоритмика – это комплексная методика, сочетающая в себе музыку, движение и речь, направленная на всестороннее развитие ребенка. Она представляет собой систему специально подобранных упражнений, игр и заданий, которые не только способствуют коррекции речевых нарушений, но и оказывают положительное влияние на общее физическое и психоэмоциональное состояние детей. Логоритмические занятия помогают гармонично развивать моторные, музыкальные, речевые и когнитивные способности ребенка, что делает их незаменимым инструментом в работе с дошкольниками.

Основное значение логоритмики, как отмечает З. Пунина, Л. Брозелио, А. Кыштымова, – это «воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» [4].

Занятия логоритмикой помогают:

  1. Развивать у детей умение анализировать информацию, делать выводы и решать различные задачи.
  2. Улучшению речи. Занимаясь логоритмикой, дети улучшают свои навыки произношения звуков, а также расширяют словарный запас.
  3. Повышение мотивации к обучению. Играя с помощью логоритмов, дети получают положительный опыт обучения, что способствует увеличению интереса к учебе.
  4. Развитие координации движений. Для выполнения заданий по логоритмике детям часто приходится выполнять определенные движения, что способствует развитию моторики.
  5. Улучшение памяти и внимания. Работа с логоритмами требует от детей запоминания и последовательного выполнения действий, что способствует развитию памяти и внимания.

Таким образом, использование логоритмики для дошкольников с различными нарушениями речи может служить эффективным инструментом в комплексной работе по развитию речи и когнитивных способностей у детей.

Логоритмика решает три важные задачи: коррекционную, образовательную и воспитательную.

Коррекционные задачи включают в себя преодоление основных нарушений в речи, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также улучшение психомоторных качеств, таких как координация, мышечный тонус, двигательная память и внимание, во всех аспектах двигательной активности.

Образовательные задачи направлены на знакомство с различными видами движений, развитие двигательных навыков и умений.

Среди воспитательных задач важными являются развитие чувства ритма в музыке и движениях, воспитание, умение двигаться в такт музыке и критически оценивать свои движения и высказывания.

В Центре Альтернативной Педагогики «Мой выбор» получают коррекционную помощь дети с различными нарушениями речи, такими как сенсорная и моторная алалия, ринолалия, дислексия, дизартрия. Также проводится работа с детьми с синдромом Дауна, аутизмом и детским церебральным параличом. Приемы логоритмики используются в качестве музыкальных пауз во время групповых занятий по развитию речи, продуктивной деятельности (лепка, рисование, бисероплетение и т.д.). Такие музыкальные паузы проводятся для активизации речи, эмоционального раскрепощения, формирования положительного настроя, развития мышления, коммуникативных качеств, расширения лексического запаса, повышения речевой активности, общего физического развития. Перед началом любого занятия проводится пальчиковая гимнастика под музыку, которая развивает мелкую моторику и стимулирует развитие речевых центров.

Музыкальная пауза с элементами логоритмики проводится в середине занятия. Дети с большой радостью занимаются под песни Е. С Железновой («У жирафов пятна-пятнышки», «Мы ногами топ-топ-топ», «Головами покиваем» и др.).

Также в такие паузы преподавателями центра активно включаются:

  • Пение.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Считалочки.

Пение для детей – это любимая часть музыкальных пауз, они с радостью подпевают, вовлекаются в активное взаимодействие, хлопают в ладоши, танцуют, проявляют свои способности под песни Г.В. Вихаревой («Лучики сияют», «Песня про дождик», «Что умеют наши ножки», «Осенние слезинки» и др.). Для деток, у которых речевое развитие соответствует первому уровню, мы используем пение гласных по методике формирования языковой системы (МФЯС) Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Мелодии этого автора направлены на исправление задержек в речи при алалии, синдроме Дауна, заикании и др.

Игра на музыкальных инструментах так же отлично вовлекает деток, для многих возможность поиграть на музыкальных инструментах является чем-то новым и захватывающим. Это вызывает у них любопытство и интерес, что способствует активно участвовать в процессе. Заинтересовать детей нам помогают барабаны, маракасы, погремушки и бубен, их мы используем под песни Е.С. Железновой, например «Динь-динь». Дети проявляют себя, самовырожаются, у них есть возможность поэксперементировать со звуками, а также научиться работать в группе, слышать и согласовывать свои действия с другими детьми.

Считалочки являются отличным тренажером для развития чувства ритма. Н. Г. Малахова отмечает, что «Ведущая роль в его развитии (чувства ритма – курсив наш) принадлежит координации речи и движения. На чувстве ритма основывается организация серийных движений: становление и работа голосового аппарата, ритмичная артикуляция голосового аппарата при чтении, ритмичные движения руки при письме» [1, c. 64]. Отсутствие чувства ритма или его недостаточность замедляет речевое развитие детей.

На занятиях по логоритмике соблюдаются следующие основные педагогические принципы:

  1. Последовательность: материал подается в определенной логической последовательности, от простого к более сложному.
  2. Постепенное усложнение: упражнения и задания постепенно усложняются по мере освоения детьми необходимых навыков.
  3. Повторяемость: ключевые элементы регулярно повторяются, что способствует их лучшему запоминанию и закреплению.

Особое внимание на занятиях уделяется:

  • Отработке слоговой структуры слова. Дети тренируются правильно произносить слова различной слоговой структуры.
  • Четкому произношению доступных по возрасту звуков: отрабатывается правильное артикулирование звуков, соответствующих возрасту детей.
  • Обогащению словарного запаса: Занятия способствуют расширению и активизации словарного запаса детей.

Так же музыкальные паузы всегда отражают тему занятий, если тема занятия- животные, то вся музыка, пальчиковая гимнастика, скороговорки будут связаны с темой животных, например, будет использоваться песня Е. С. Железновой «У жирафа пятна пятнышки» и гимнастика «У кого какая шуба». Это дает детям лучше запоминать пройденный материал.

Практика использования логоритмики на постоянной основе показывает положительную динамику в коррекции у детей с различными нарушениями речи. Уделяя всего 5-10 минут от занятия таким паузам, у детей отмечаются положительные изменения, такие как развитие чувства ритма, устранение напряжённости, скованности, развитие коммуникативных качеств и активизация речи.

Таким образом, учеными доказано значение развития устной речи на общее развитие детей, становление их письменной речи, социальной адаптации. Одним из эффективных способов развития устной речи ребенка является логоритмика. Целым рядом исследователей показана ее результативность. В нашем центре используются приемы логоритмики во время проведения музыкальных пауз. Такую практику мы проводим на протяжении года и уже сейчас видим ее высокоэффективность и перспективность. В дальнейшем планируется разработка серии последовательных музыкальных пауз для дошкольников разных возрастных групп, которые будут проводится комплексно с двумя специалистами (педагог-дефектолог и воспитатель). Педагог-дефектолог и воспитатель будут заниматься совместным планированием учебного материала и музыкальных пауз. В каждой серии будет подобран материал соответствующий возрастной группе и речевому нарушению ребенка, музыкальные паузы будут последовательны, материал, тексты, песни, упражнения и др. будет усложняться, структура занятия будет идти от простого к сложному.

Список литературы:

  1. Березина А.В.  Как вырастить читателя / А.В. Березина, Е.А. Колосова, Н.Г. Малахова, Е.В. Хорошавина; под общ. и науч. ред. А.В. Березиной. М: Библиомир, 2022. 192 с.
  2. Григоренко Н.Ю. Речевосприятие в раннем и дошкольном возрасте: технологии диагностики и развития речевого слуха у детей / Учебное-методическое пособие / Москва, 2023. 156 с.
  3. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л.И. Беляковой. М.: Национальный книжный центр, 2017. 208 с.
  4. Пунина З. Ритмика для детей с расстройством речи / З. Пунина, Л. Брозелио, А. Кыштымова. М.: 1948. 144 с.
  5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. (дата обращения: 02.05.2024).
  6. Филатова И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса : специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Филатова Ирина Александровна. Екатеринбург, 1998. 217 с.
  7. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 215 с.

Kalashnikova D.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Khoroshavina Ekaterina Vladimirovna,
Senior Lecturer, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. In the article, the author analyzes the role of speech therapy rhythmics in the speech formation of preschool children. The experience of using logorhythmic elements during musical pauses in classes with children is revealed. The prospects of using logorhythmic techniques in practical activities by preschoolers with speech disorders are noted.
Keywords: logorhythmics, musical pause, preschoolers, speech disorders, children's speech development, rhythm, written speech, oral speech.

References:

  1. Berezina A.V. How to grow a reader / A.V. Berezina, E.A. Kolosova, N.G. Malakhova, E.V. Khoroshavina; under total. and scientific ed. by A.V. Berezina. Moscow: Bibliomir, 2022. 192 p.
  2. Grigorenko N.Yu. Speech perception in early and preschool age: technologies for the diagnosis and development of speech hearing in children / Еducational and methodological manual / Moscow, 2023. 156 р.
  3. Logorhythmics: Technology for the development of motor and speech rhythms in children with speech disorders: An educational and methodological manual / edited by L.I. Belyakova. Moscow: National Book Center, 2017. 208 p.
  4. Punina Z. Rhythmics for children with speech disorders / Z. Punina, L. Brozelio, A. Kyshtymova. Moscow: 144 p.
  5. Sadovnikova I.N. Violations of written speech and their overcoming in younger schoolchildren. (date of the address: 02.05.2024).
  6. Filatova I.A. Correction of speech disorders in preschoolers with dysarthria and underdevelopment of spatial gnosis : specialty 13.00.03 «Correctional pedagogy (sign language pedagogy and typhlopedagogy, oligophrenopedagogy and speech therapy)»: dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Filatova Irina Alexandrovna. Yekaterinburg, 1998. 217 p.
  7. Shashkina G.R. Speech therapy rhythmics for preschoolers with speech disorders: a textbook for universities / 2nd ed. Moscow: Yurait, 2023. 215 p.