Аннотация. Статья посвящена исследованию благотворительного мероприятия как способа популяризации пилонного спорта. Работа включает в себя анализ использования инструментов событийного маркетинга в сфере акробатики на пилоне. Были рассмотрены примеры организации благотворительных акций, сделаны выводы по эффективности используемых средств. Для разработки рекомендаций было реализовано социальное мероприятие с представителями пилонного спорта.

Ключевые слова: благотворительное мероприятие, популяризация спорта, пилонный спорт, инструменты спортивного маркетинга.
В современном мире с каждым годом появляется большое количество новых спортивных увлечений. К ним относится пилонный спорт, включенный во Всероссийский реестр видов спорта от 21 июня 2021 года [2]. Особенную популярностью данное направление имеет в мегаполисах. Это доказывает статистика от сервиса «Яндекс Вордстат» (см. рисунок 1). При среднем числе запросов по России в месяц в количестве ста тысяч на Москву приходится более двадцати одной тысячи [3]. Это составляет большую долю заинтересованности в данном виде спорта среди жителей самого многочисленного города.

Рис. 1. Статистика Яндекс Вордстат

Несмотря на увеличение людей, занимающихся данным направлением, вид спорта остается малоизвестным. Будучи таковым, он нуждается в популяризации при помощи различных средств. Ими могут быть продвижение в СМИ. Одним из методов является создание информационной кампании, которая включает в себя распространение сведений о том или ином виде спорта на онлайн-платформах и в социальных сетях путем размещения различных материалов от статей до видеороликов. Организация мероприятий и соревнований является следующим средством продвижения. Наиболее известными формами являются открытые спортивные состязания, партнерские турниры, мастер-классы, выставки. Они влияют на увеличение узнаваемости направления и на рост новой аудитории, поскольку на них зрители могут увидеть как профессиональных спортсменов, так и получить первичный опыт участия в виде спорта, понять специфику занятия им. Наконец, сотрудничество с благотворительными организациями. Его можно рассмотреть с двух сторон: обращение федерации в фонды с целью получения ресурсной, в том числе финансовой поддержки для проведения соревнований, поддержки и обучения спортсменов, развития инфраструктуры и организация мероприятий на безвозмездной основе для изменения общественного восприятия и увеличения социального одобрения. Для формирования положительного образа о данном виде физической активности, демонстрации его включенности в социальные активности и неравнодушии спортсменов представители федерации прибегают к различным методам. Одним из тех, которое формирует доверительное отношение к спортивному направлению, является организация благотворительных мероприятий.

В работе приведен анализ форматов деятельности на безвозмездной основе, которые способствуют популяризации направления. В качестве объекта исследования выступает пилонный спорт. Предметом исследования является – благотворительные мероприятия как технология популяризации пилонного спорта.

Актуальность исследования заключается в том, что занятие акробатикой на пилоне пользуется большим спросом среди населения. Развитие направления проявляется в создании образовательных программы для тренеров и судей, увеличении количества спортивных студий, также турниров и участников на всероссийских и международных соревнованиях. Несмотря на динамику роста в сфере, существуют барьеры продвижения, связанные со стереотипами, закрепившимися за образом «танцев на пилоне». Среди них наличие половых и возрастных ограничений, ассоциация с откровенными танцами. В сфере пилонного спорта наблюдается необходимость организации деятельности, которая формирует благоприятное восприятие направления. В данный момент наблюдается нераспространенность акций на безвозмездной основе. Помимо этого, отсутствует широкая теоретическая и практическая базы для проведения благотворительной деятельности в сфере пилонного спорта.

Целью исследования стало выявления эффекта организации социально-значимых мероприятия для формирования представления о спорте на пилоне. Для этого было необходимо решить ряд задач:

  • дать формулировку понятию «благотворительная деятельность» и определить цели ее осуществления;
  • проанализировать форматы проведения благотворительных мероприятий в пилонном спорте;
  • провести SWOT-анализ значимых социальных активностей и составить на основе него план организации мероприятия;
  • провести анализ результатов и разработать рекомендации повышения эффективности на основе проведенной благотворительной акции.

Безвозмездная деятельность является одним из способов продвижения. Она влияет на формирование благоприятного имиджа, поддерживает положительную репутацию и способствует увеличению доверия к той или иной организации. Похожее воздействие участие в деятельности на безвозмездной основе оказывает на популяризацию видов спорта. Согласно закону, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки [4].

Как правило, цели проведения благотворительных мероприятий зависят от конкретной организации и инициативы. Ими могут быть сбор средств для благотворительных организаций, деятельность которых способствует решению социально-значимых проблем; привлечение внимания к определенному спорту; поддержка отдельных нуждающихся и помощь спортсменам, нуждающихся в поддержке. Проведение подобных мероприятий может преследовать цели, связанные с укреплением авторитета.

Было бы ошибочно говорить, что в сфере пилонного спорта нет опыта участия в благотворительных активностях. Еще с момента появления данного направления спортсмены проявляли неравнодушие к социальным проблемам и старались привлечь единомышленников для поддержания той или иной доброй цели. Так, известен пример 2012 года, когда пилонистки университета Ньюкасла в Великобритании организовали «Longest Pole Dancing Marathon». В результате покорения мирового рекорда Гиннесса по марафону танцев на шесте спортсменки получили 1000 фунтов и направили вырученные средства в фонд помощи. Помимо такого средства оказания поддержки, существуют другие форматы мероприятий. Среди них благотворительные выступления и шоу, мастер-классы на безвозмездной основе, организация фестивалей и участие в них, партнерство (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация благотворительных мероприятий в пилонном спорте по способу осуществления

Способ осуществления благотворительной деятельности

Примеры

1. Организация благотворительных мастер-классов.

 

1.1 С целью сбора средств для помощи отдельным лицам и фондам.

Благотворительный урок в студии Pole Positions для сбора и направления средств в приют животных.

1.2 С целью поддержки подопечных фонда.

Проведение членами федерации IPSF ряда занятий по физической культуре для детей с ОВЗ в Казани.

1.3 Открытые занятия с целью увеличения занимающихся.

Выступления, открытые уроки и мастер-классы на фестивале «Биг Питер Спорт Шоу».

2. Проведение благотворительных спортивных фестивалей.

Благотворительный фестиваль по воздушному фестивалю для детей и взрослых «Бельчонок».

3. Сбор средств на мероприятии в спортивной организации.

Участие в благотворительной акции «Безумное чаепитие» фонда «Подари жизнь».

4. Достижение высоких спортивных результатов для выделения средств на благотворительность.

Благотворительное мероприятие в университете Ньюкасла в Великобритании «Longest Pole Dancing Marathon».

5. Помощь посредством деятельности коммерческой организации.

Перечисление части средств от покупки магнезии для пилона от компании Pole4You на лечение ребенка.

 

Мы провели SWOT-анализ реализованного мероприятия и исследовали его с точки зрения организации (см. таблицу 2). В канун Рождества шестого января в студии пилонного спорта Trash были проведены благотворительные уроки. Они были организованы в помощь ученице Наташе Нефедовой, пережившей перелом позвоночника из-за аварии. Стоимость благотворительного урока составила 600 рублей. Собранные средства были направлены на проведения операций и реабилитацию.

Таблица 2. SWOT-анализ благотворительного урока в помощь ученице

Сильные стороны:

- Вариативность участия;

- Разнообразная и широкая ЦА;

- Качественная информационная кампания;

- Привлечение партнеров;

- Задействование инфлюенсеров;

- Удачно выбранное место проведения мероприятия;

- Доступность цены.

Слабые стороны:

- Отсутствие полной информации о мероприятии и способах сбора средств;

- Неудобные для участников время и дата проведения.

Возможности:

- Рост тенденции в обществе на участие в благотворительных мероприятиях;

- Активная деятельность спонсоров и партнеров, готовых принять участие в благотворительности;

- Рост количества благотворительных организаций и инициатив;

- Увеличение заинтересованности спортсменов в участии в благотворительности;

- Укрепление доверительных отношений среди пилонистов;

- Рост количества занимающихся пилонным спортом.

Угрозы:

- Законодательное урегулирование, связанное с лимитированием частных благотворительных инициатив;

- Низко развитый уровень взаимовыручки среди пилонистов, отсутствие заинтересованности спортсменов в оказании помощи;

- Снижение платежеспособности населения, экономический кризис.

 

В результате анализа данных мы выделили следующие этапы создания благотворительного мероприятия. В качестве основы мы взяли структуру организации событийного мероприятия Кравчук, которые включают в себя целеполагание, содержательно-технологический, организационный, критериально-оценочный и результативный блоки [1].

  1. Описание целей и задач благотворительного мероприятия

Цели мероприятия: оказание благотворительной помощи, продвижение пилонного спорта и формирование положительного имиджа, укрепление здоровых отношений среди спортсменов, распространение идей благотворительности среди пилонистов.

Задачи мероприятия: привлечение тренеров студии к проведению благотворительных занятий, организация поддержки благотворительного фонда, распространение информации о проведении благотворительной акции и привлечение внимания спортсменов к помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, организация сбора средств в фонд помощи.

  1. Планирование и подготовка благотворительного мероприятия

Формат мероприятия: благотворительные спортивные занятия в студии.
Подбор места проведения: школа пилонного спорта и воздушной гимнастики «Smart Pole».
Выбор даты: понедельник и вторник 11, 12 марта. Решение обосновано тем, что 12 марта официально считается днем открытия студии.
Тематика: День рождения школы «Smart Pole».
Было принято решение поддержать фонд «Подари жизнь». Он помогает детям и молодым взрослым (до 25 лет) с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями, проходящим лечение в Российских клиниках.

  1. Организация и проведение благотворительного мероприятия

Сбор средств в поддержку фонда. Для записи на благотворительную тренировку необходимо было выплатить сумму в размере 500 рублей. В результате все вырученные средства были направлены на помощь подопечным фонда «Подари жизнь».

Информационное освещение. В период проведения информационной кампании были опубликованы материалы, связанные с анонсированием благотворительного мероприятия. Основными средствами распространения информации о планируемом мероприятии стали социальные сети «ВКонтакте» и «Telegram», сервисы создания и регистрации мероприятий, сайт фонда. Благотворительные мероприятия были отдельно отмечены желтым цветом в приложении для записи на занятия «Smart Pole». Информация распространялась как онлайн, так и офлайн. В спортивной организации были размещены плакаты с анонсом мероприятия на доске объявлений студии.

  1. Оценка результатов и эффективности мероприятия

По завершению благотворительного мероприятия мы выявили, что занимающихся оказалось меньше по сравнению с первоначальной оценкой. Несмотря на это, было выручено почти в два раза больше планируемого показателя средств, что стало подтверждением эффективности проведенного события. По итогу всех тренировок была собрана сумма в размере 14 тысяч рублей. Были осуществлены переводы в поддержку идеи и фонда помощи сверх средств, вырученных за проведение классов. Средства были перечислены в фонд по личной инициативе тренирующихся на портал фонда. Так, общая сумма сборов составила 19,1 тысяч рублей, что превысило планируемую цель – 10 тысяч рублей.

На основе проанализированных данных были подведены следующие итоги. Мы рассмотрели сильные и слабые стороны проведенного мероприятия, выявили его перспективы (см. таблицу 3).

Таблица 3. Характеристика благотворительного мероприятия в студии «Smart Pole»

Преимущества

-        Наличие разнообразных мастер-классов по трюкам на пилоне, растяжке и воздушным снарядам, что расширяет ЦА;

-        Удачно выбранные ЛОМы (презентеры мастер-классов): чемпионка России по спорту на пилоне и воздушному кольцу Екатерина Шевелева, победитель всероссийских турниров по спорту на пилоне Юрий Казачкин, действующий артист на воздушных полотнах, квалифицированный судья Мария Самородова;

-        Место проведения: одна из наиболее известных студий по пилонному спорту в Москве с наличием большого количества постоянных учеников;

-        Доступная сумма для участия (500 рублей, что ниже стоимости стандартной тренировки).

Недостатки

-        Недостаточное информирование. Низкая заинтересованность СМИ и партнеров в освещении мероприятия в связи с тем, что основным видом деятельности организации является коммерческая;

-        Непонимание постоянных учеников, которые посчитали, что благотворительные занятия организованы для других людей.

Перспективы

-        Привлечение к занятиям пилонным спортом посредством; первоначального выражения желания помочь;

-        Создание положительного имиджа (внешний PR);

-        Формирование доверия и доброжелательных отношений с учениками и персоналом, налаживание связей в среде, где ценными качествами являются неравнодушие и взаимопомощь (внутренний PR).

Возможные негативные последствия

 

-        Злоупотребление доброжелательностью и неравнодушием персонала;

-        Несостоятельность мероприятия и риск собрать маленькое количество людей.

Благотворительная акция, организованная в честь Дня рождения студии по пилонному спорту, внесла положительный вклад как для репутации отдельной организации, так и для имиджа дисциплины в целом. Среди преимуществ можно выделить следующие:

  • Повышение доверия к пилонному спорту и развеивание ложных стереотипов о связанности спортивной дисциплины с танцевальными направлениями в табуированном контексте;
  • Увеличение числа занимающихся дисциплиной. Некоторые участники благотворительной акции приняли решение продолжать заниматься;
  • Формирование положительной репутации акробатики на пилоне в результате участия в социально-значимых активностях.

Для оптимизации проведения благотворительной акции были разработаны следующие рекомендации:

  1. Усовершенствование системы организации и необходимость опробования различных форматов;
  2. Задействование инфлюенс-маркетинга;
  3. Вариативность способов оказания помощи. Возможность сделать пожертвование как офлайн, так и онлайн;
  4. Демонстрация прозрачности и отчетности.

По результатам исследования было сделано несколько выводов:

  1. Определена значимость благотворительных мероприятий в популяризации пилонного спорта как серьезного увлечения с высоким уровнем социальной ответственности.
  2. Выявлены форматы проведения мероприятий на безвозмездной основе, одним из наиболее популярных ввиду доступности организации является благотворительное занятие.
  3. Обнаружено неравнодушие со стороны спортсменов в проявлении благотворительной помощи.
  4. Установлена необходимость усовершенствования системы организации акций на благотворительной основе для повышения вовлеченности участников.

Исходя из вышеперечисленного, можно отметить роль благотворительных мероприятий для формирования благоприятного представления о пилонном спорте.  Участия в акциях на безвозмездной основе и их организация положительно влияет как на сплочение самих спортсменов и тренеров, так и на демонстрацию неравнодушия участников, включенности вида спорта в социальную активность.

В результате анализа ряда организационных проблем были разработаны рекомендации, в которые входят необходимость усовершенствования системы проведения благотворительного мероприятия с задействованием различных форматов, использование современных методов вовлечения участников, включая метод инфлюенс-маркетинга, вариативность способов оказания помощи и перевода средств с подключаемой онлайн-платформой для дистанцированного участия и демонстрация прозрачности и отчетности, способствующей повышению доверия.

Список литературы:

  1. Кравчук Т.А., Савенкова Д.А. Структурно-функциональная модель организации событийных мероприятий в регионе // Международный научно-исследовательский журнал, 2019. №11(53). С. 47-51.
  2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21.06.2021 №448 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» (зарегистрирован 26.07.2021 № 64372) (дата обращения: 07.01.2024).
  3. Статистика запросов по ключевому слову «пилон» // Яндекс Вордстат [сайт] (дата обращения: 07.01.2024).
  4. Федеральный закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (от 11.08.1995) / Министерство юстиции Российской Федерации [сайт] (дата обращения: 10.12.2023).

Popularization of pole sport through the organization of a charity event

Kostenko E.M.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Yudina Elena Yurievna,
Associate Professor of the Institute of Natural Science and Sports Technologies of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of Moscow City University, Candidate of Historical Sciences

Abstract. The article is devoted to the study of a charity event as a way to popularize pylon sports. The work includes an analysis of the use of event marketing tools in the field of pole acrobatics. Examples of organizing charity events were considered, conclusions were drawn on the effectiveness of the funds used. To develop recommendations, a social event was implemented with representatives of pylon sports.
Keywords: charity event, popularization of sports, pylon sports, sports marketing tools.

References:

  1. Kravchuk T.A., Savenkova D.A. Structural and functional model of organizing event events in the region // International Research Journal, 2019. №11(53).: 47-51.
  2. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of 21.06.2021 №448 «On recognition and inclusion in the All-Russian register of sports of sports disciplines, sports and amendments to the All-Russian register of sports» (registered 26.07.2021 №64372) (date of the address: 07.01.2024).
  3. Query statistics for the keyword «pylon» // Yandex Wordstat [website] (date of the address: 07.01.2024).
  4. Federal Law №135-FZ «On Charitable Activities and Volunteering (Volunteering)» (dated 11.08.1995) / Ministry of Justice of the Russian Federation [website] (date of the address: 10.12.2023).