Аннотация. Статья посвящена популярному среди молодёжи феномену ASMR (Autonomous Sensory Meridian Response), который может оказывать различное влияние на прослушивающего, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Приводится обобщение наиболее актуальных исследований по теме, а также оригинальная информация. Помимо общего рассмотрения АСМР, его особенностей и влияния на людей, описываются результаты опроса среди тех, кто знаком с АСМР-контентом.

Ключевые слова: АСМР, Автономная сенсорная меридиональная реакция, АСМР в практике, использование АСМР, синестезия

XXI век принёс обществам разных стран распространение интернета, за которым последовало не только упрощение многих привычных процессов, вроде общения между людьми, но и в каком-то смысле упрощение самого восприятия людей. Многочисленные видеоролики, картинки и другие материалы юмористического содержания в интернете повысили самоиронию среди подрастающего поколения. По мнению А.И. Лаврентьева, интернет можно считать идеальной средой для распространения юмора [6]. Это обстоятельство позволило появиться новым явлениям в жизни молодого поколения, которые затронули и такие серьёзные общественные институты, как образование. А.В. Кищенко рассматривает возможность геймификации обучения английскому языку, считая, что она может повысить интерес учащихся к образовательному процессу [5].

Одним из популярных явлений у молодёжи является ASMR, что расшифровывается как Автономная Сенсорная Меридиональная Реакция, представляющая собой приятные ощущения, вызванные различными звуками. Предпосылкой к появлению ASMR стало обсуждение в 2007 году на одном из форумов, уже к 2010 году эти видео достаточно распространились [7]. В настоящий момент ASMR-видео уже достаточно сильно распространились: по данным Google, по запросу «ASMR» существует более 1,39 миллиардов результатов; по данным Yandex Wordstat, запрос «АСМР» имеет больше 500 тысяч показов в месяц; ASMR-видео существует на русском, английском, японском, испанском и других языках.

ASMR представляет собой достаточно новое явление, которое в русскоязычной литературе было впервые рассмотрено не позже 2014 года [8], однако оно является уже достаточно изученным, чтобы точно определить целесообразность его использования на практике. Некоторые исследователи считают, что эффект АСМР схож с ощущением слабой эйфории, сравнивают его с синестезией [11]. Впрочем, убедительных эмпирических данных связей АСМР с синестезией не было. Одно из исследований показало, что синестезия и АСМР имеют некоторые сходства, но они имеют и различия, которые не позволяют рассматривать АСМР даже как подтип синестезии [20]. М.Н Губатенко приводит теоретическое обоснование использования АСМР-видео в качестве дополнительного инструмента изучения иностранного языка [3]. А.А. Берсенева изучила возможность использования таких видео для изучения иностранных языков, а также провела опрос одного из учеников, заключив, что использование подобных видео следует изучать и дальше, поскольку они имеют положительные перспективы в качестве изучения иностранного языка [1]. Среди других целей, для которых к ASMR обращаются сами слушатели, выделяются: поиск новых ощущений, расслабление и улучшенное засыпание, удовлетворение потребности в любви и признании [2].

Таким образом, можно выделить три основных предлагаемых способа использования АСМР:

  1. использование в качестве средства для успокоения и сна;
  2. получение новых ощущений и лёгкой эйфории;
  3. использование в качестве инструмента, например, для обучения.

Можно говорить о том, что ценность способов, указанных в списке, идёт от наиболее ценного к наименее ценному, поскольку чаще всего АСМР позиционируются как средство для сна, а также нередко используются именно для таких целей. Получение эйфории является достаточно спорной темой, но всё же является одной из основных целей, позиционируемых создателями подобных видео. Обучение и иные способы использования АСМР представляют его как побочное средство для достижения иных целей, нежели расслабление с засыпанием и достижение чувства лёгкой эйфории.

АСМР не представляет собой универсальное явление. АСМР-видео действительно могут вызывать покалывание и способствуют положительному аффекту. С одной стороны, АСМР успокаивает, но также и активизирует. Доказано и отсутствие связи между АСМР-видео и сексуальным возбуждением [19]. Предполагаемый уровень распространённости эффекта АСМР в виде покалываний – 20%, вероятной причиной которых является изменённая в процессе эволюции обработка внутренних и внешних сенсорных сигналов, как считают авторы нескольких исследований [18], [20], [21]. Одно из наиболее современных исследований показало, что существует чёткая разница между слуховой и аудиовизуальной стимуляциями с точки зрения зоны активации в мозгу, однако опросник не выявил существенной разницы в настроении испытуемых. Аудиовизуальная стимуляция активировала среднюю лобную извилину и прилежащее ядро, в то время как слуховая стимуляция активировала островковую кору [14], что позволяет сделать вывод о том, что АСМР, содержащие соответствующий видеоряд, оказывают иное влияние, нежели именно аудио-АСМР. Это подтверждает одно из исследований, которое выявило, что использование визуальных триггеров в синтезе со слуховыми триггерами, повышало вероятность АСМР-эффекта [17].

Рассмотрение эффективности ASMR

Начнём с рассмотрения возможности лёгкой эйфории и необычных ощущений. За исключением тех людей (20%), которые могут ощутить эффект АСМР в полной мере, остальные могут не ощущать никакой эйфории или покалывания, поскольку это состояние вызвано повышенной активностью соматосенсорной, зрительной и слуховой коры, а также таламуса [21]. Также имеется вероятность, что эта перекрёстная реакция областей мозга, вызывающая АСМР-эффект, и вовсе будет становиться со временем менее ощутимой, что подтверждается комментариями под АСМР-видео, в которых слушатели пишут о том, что начинают «ощущать меньше мурашек от многих АСМР». Касательно «необычных ощущений», можно говорить о том, что для людей, испытывающих АСМР-эффект, эти ощущения со временем могут стать только слабее, а для людей, которые не испытывают соответствующий эффект, необычность будет заключаться лишь в самом явлении АСМР-видео, и вызовут скорее удивление, чем какие-либо необычных ощущения. Таким образом, эффективность АСМР с точки зрения возможности вызова лёгкой эйфории или необычных ощущений может подойти лишь примерно 20% людей, и то эффективность будет падать, потому с этой позиции АСМР-видео малоэффективны.

Рассмотрим эффективность АСМР для успокоения и расслабления. Применение рекламы с использованием АСМР на потребителей с высоким депрессивным настроением и уровнем тревожности не имело существенных различий по сравнению с влиянием этой рекламы на людей с низким уровнем тревожности и депрессивного настроения [15], что говорит о том, что рассматривать АСМР как средство борьбы с депрессией или тревожностью вряд ли возможно. При этом, прослушивание АСМР позволяло снизить частоту сердечных сокращений и частоту дыхательных движений у части испытуемых в одном из исследований в разной степени: у кого-то происходило значимое снижение при просмотре и прослушивании, у кого-то лишь при прослушивании (при просмотре особых изменений не было), у кого-то и вовсе не было никаких изменений [13]. Таким образом, АСМР может оказывать влияние на состояние человека положительно, успокаивая его, но следует учитывать, что это подходит не для всех людей. Иными словами, для части людей АСМР может выступать в качестве способа снижения стресса и способствовать засыпанию. При этом, следует отметить противоречивое влияние АСМР на сон, поскольку для прослушивания АСМР используются телефоны и другие электронные устройства, которые могут оказывать негативное влияние на засыпание, в том числе на выработку мелатонина, что может привести к бессоннице [4], [16]. Учитывая это противоречие, эффективность использование АСМР в качестве средства для улучшения качества сна слишком спорно, однако очевидно позитивное влияние на уровень стресса у большинства людей.

Последним в списке выступает рассмотрение эффективности АСМР в качестве инструмента, в частности, для обучения. Согласно одному из исследований, просмотр АСМР длительностью 15 минут привёл к снижению уровня тревоги, пульса, и повышению внимания и концентрации [10]. Это позволяет рассматривать АСМР как средство снижения стресса перед какой-либо активностью, которая требует повышенной концентрации человека, что положительно скажется на проведении этой активности. Использование в качестве инструмента для обучения является наименее изученным, однако, АСМР можно допустить в качестве одного из дополнительных способов обучения иностранным языкам, как это происходит, например, с прочтением литературы или комиксов на другом языке. Прослушивание таких видео может также положительно сказаться на понимании верного произношения. Использование АСМР как инструмент обучения для большинства других тематик вряд ли будет являться эффективным, поскольку успокаивающий эффект в комбинации с трудной информацией может вызвать сонливость. Учитывая это, можно сказать, что АСМР-видео в качестве способа изучения языков может уступать обычным разговорным видео, либо музыке на другом языке.

Таким образом, АСМР наиболее целесообразно рассматривать как успокаивающий контент, способный снизить уровень стресса, представляющий собой альтернативу спокойным звукам (дождь и иные звуки). Для использования в каких-либо иных целях АСМР-контент малоэффективен. При этом, учитывая, что существует достаточно много вариаций АСМР-триггеров, каждый из которых может по-разному влиять на людей, возникает проблема в качестве подбора подходящих конкретному человеку.

Другие критические аспекты использования ASMR

Следует рассмотреть и иные негативные моменты, связанные с прослушиванием/просмотром АСМР. Как уже говорилось ранее, из-за того факта, что для прослушивания АСМР необходимо электронное устройство, например смартфон, что может негативно повлиять на сон. Помимо этого, АСМР может оказать негативное влияние на слух человека, поскольку для прослушивания АСМР необходимо использовать наушники. Это может привести к головной боли, шуму и звону в ушах, временной потере слуха [12], снижению слуха [9], и иному вреду. Возможно, кто-то будет прослушивать АСМР даже во сне, что окажет еще более негативное воздействие.

Другой возможной проблемой является непрофессионализм в плане создания АСМР-контента отдельных авторов. Из-за этой проблемы могут появиться видео, в которых присутствуют отдельные вставки очень громких звуков ради шутки над слушателями, низкое качество записи звука или иные негативные факторы. Такие недостатки могут привести к повышению уровня стресса (или даже дополнительным проблемам), нежели к его снижению.

Результаты опроса

Для дополнительного исследования был проведён небольшой опрос на тему АСМР-видео среди 30 респондентов от 17 до 23 лет. Результаты представлены в Таблице 1. Процент людей, которые испытывали чувство лёгкой эйфории либо покалываний в верхней части головы был наименьшим – 6,7%. Процент респондентов, которые не почувствовали от прослушивания и просмотра АСМР ничего – 23,3%. Большинство респондентов (70%) испытали успокоение от просмотра АСМР-видео. При этом, 30% респондентов отметили, что на них оказывалось какое-либо негативное влияние от просмотра АСМР. 26,7% респондентов отметили, что больше не прослушивают АСМР после первого опыта. 30% используют АСМР для сна, 20% для успокоения, 16,7% используют АСМР-видео как дополнение к какой-либо деятельности, 6,7% используют АСМР для иных целей.

Таблица 1. Результаты опроса о влиянии АСМР-видео

Вопрос

Варианты ответов

Какой эффект оказывали на вас АСМР-видео?

Покалывания в верхней части головы, лёгкая эйфория:
6,7% (2)

Успокоение:
70% (21)

Никакого:
23,3% (7)

Оказывало ли на вас негативное влияние АСМР? Например, головную боль, или отвращение

Да:
30% (9)

Нет:
70% (21)

Для каких целей вы используете АСМР?

Для засыпания:
30% (9)

Не использую:
26,7% (8)

Для успокоения:
20% (6)

Иные цели:
6,7% (2)

Фоновое прослушивания во время какой-либо деятельности:
16,7% (5)

 Подводя итог, можно выделить несколько результатов данного исследования:

  1. АСМР является достаточно популярным явлением в мире, особенно среди молодёжи. При этом оно является сравнительно новым. Согласно исследованиям, АСМР-эффект, представляющий собой покалывания и положительный аффект, может быть достигнут примерно у 20% людей. Причиной АСМР является изменённая обработка внутренних и внешних сенсорных сигналов. При этом, слуховые и аудиовизуальные АСМР-стимуляции имеют разную эффективность и воздействуют на разные области мозга. Остальные люди, не входящие в 20%, могут ощутить лишь те чувства, которые они могут испытать при прослушивании спокойной музыки, однако тут играет роль сам вид АСМР-триггеров.
  2. АСМР вполне возможно использовать для снижения уровня стресса, однако нельзя использовать как противодействие депрессии и иным более сложным проблемам. При этом следует ограничиться в прослушивании, оно нанести вред из-за длительного использования электронного устройства и длительного использования наушников. Наиболее целесообразно использовать АСМР как альтернативу прослушиванию спокойных звуков для молодёжи. Но, учитывая малую эффективность, вряд ли следует рассматривать АСМР как основной способ психологического воздействия на проблему, лишь как дополнение.
  3. Большинство людей, которые прослушивают АСМР, используют их для засыпания или успокоения, некоторые используют АСМР как фоновое звучание во время какой-либо деятельности. При этом АСМР может оказывать негативные эффекты в виде головной боли, отвращении от определённых видов триггеров. Использование АСМР-контента как инструмента для обучения или какой-либо иной деятельности на данный момент является очень спорным.

Несмотря на достаточно однозначные результаты данной статьи, остаются потенциальные темы для исследований, связанные с ASMR. В частности, использование АСМР как инструмента для обучения, в первую очередь для обучения иностранным языкам, поскольку эта идея имеет наибольший потенциал. В этой статье было уделено мало внимания возможности использования АСМР как средство обучения по той причине, что это было бы излишним отдалением от ключевой темы. Рассмотрение данной проблематики может стать темой для проведения дальнейших исследований.

Относительно проведённого опроса, результаты которого были представлены в данной статье, очевидно, что число респондентов крайне мало. Однако, в любом случае, было подтверждено возможное негативное влияние на некоторых из людей, которые прослушивают АСМР. Что касается оказываемого эффекта и целей прослушивания АСМР, они вряд ли являются важными для принятия решения о том, следует ли использовать АСМР в психологической практике. Учитывая это, необходимость проведения подобных опросов среди большего числа респондентов сомнительна.

Список литературы:

  1. Берсенева А.А. Использование видеороликов, стимулирующих АСМР, в обучении иностранному языку // Современный урок английского языка : материалы научно-методического форума, Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 20-21 мая 2022 года. Екатеринбург, 2022. С. 4-7.
  2. Горшкова А.С. ASMR-контент как потенциальный психотерапевтический инструмент: психологический анализ // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества : Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 09-10 декабря 2021 года. Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2022. С. 213-219.
  3. Губатенко М.Н. Теоретические аспекты использования АСМР-видео как инструмента изучения иностранного языка // Мир педагогики и психологии. №8(85). 2023. С. 32-36.
  4. Дашкевич А.А., Чиж Н.С., Чепелев А.Н. Особенности влияния гаджетов на качество сна // Актуальные вопросы современной медицины : Материалы VII Дальневосточного медицинского молодежного форума, Хабаровск, 02-14 октября 2023 года. Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2023. С. 290-292.
  5. Кищенко А.В. Геймификация как способ организации обучения английскому языку // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. №10(55). 2023. (дата обращения: 10.01.2024).
  6. Лаврентьев А.И. Юмор в цифровую эпоху // Ученые записки Новгородского государственного университета. №1(26). 2020. (дата обращения: 10.01.2024).
  7. Массаж для твоего мозга: поговорим об ASMR // Хабр. (дата обращения: 18.01.2024).
  8. Огрызков В.Е. Методика и алгоритмы диагностики asmr и их использование в образовательном процессе / В.Е. Огрызков, Д.П. Денисов, И.А. Курьяков // Сибирский торгово-экономический журнал. 2014. №1(19). С. 83-88.
  9. Савченко О.А., Кобышев С.А., Шевчук С.Р. Влияние наушников на слух человека // Мировоззрение в XXI веке. Т. 1, №2. 2018. С. 37-41.
  10. Хафизова А.М. Влияние АСМР-эффекта на работоспособность и концентрацию внимания // МНСК-2018: Психология : Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 22-27 апреля 2018 года. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2018. С. 25-26.
  11. Черемных А.А. АСМР и её практическая психологическая ценность // Организация работы с молодежью. №5. 2021. (дата обращения: 18.01.2024).
  12. Чичковская В.С. Влияние наушников на слух человека // Три века труда, поиска и исследований : Материалы 72-й региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. В 3-х томах, Благовещенск, 20 апреля 2023 года. Том 3. Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. С. 179-187.
  13. Шушакова М.В., Ашуров Г.М., Авцинов Ф.О. Влияние АСМР-триггеров (автономной сенсорной меридиональной реакции) на частоту дыхательных движений, сердечных сокращений и артериальное давление // Мечниковские чтения-2022 : материалы 95-ой Всероссийской научно-практической студенческой конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 28 апреля 2022 года. Том Часть I. Санкт-Петербург: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2022. С. 264-265.
  14. Sakurai N. и др. Brain function effects of autonomous sensory meridian response (ASMR) video viewing // Frontiers in Neuroscience. Vol. 17. (дата обращения: 18.01.2024).
  15. Kence E.S., Ülker V.S., Canan S. NeuroPsychophysiological Investigation of ASMR Advertising Experience // The Journal of Neurobehavioral Sciences. Vol. 9, №3. 2022:114-120.
  16. Light level and duration of exposure determine the impact of self-luminous tablets on melatonin suppression / B. Wood [и др.] // Applied Ergonomics. №44. 2013: 237-240.
  17. Maeno A., Kajimura S. The role and power of visual trigger on the experience of Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR) // Research Square. (дата обращения: 18.01.2024).
  18. McGeoch P.D., Rouw R. How everyday sounds can trigger strong emotions: ASMR, misophonia and the feeling of wellbeing // BioEssays. №42. 2020. (дата обращения: 18.01.2024).
  19. More than a feeling: Autonomous sensory meridian response (ASMR) is characterized by reliable changes in affect and physiology / G.L. Poerio [и др.] // PLOS ONE. №13. 2018. (дата обращения: 18.01.2024).
  20. Poerio G.L., Ueda M., Kondo H. Similar but different: High prevalence of synesthesia in autonomous sensory meridian response (ASMR) // Frontiers in Psychology. №13. 2022. (дата обращения: 18.01.2024).
  21. Smith S.D., Fredborg B.K., Kornelsen J.A functional magnetic resonance imaging investigation of the autonomous sensory meridian response // PeerJ. №7. 2019. (дата обращения: 18.01.2024).

Prospects for using ASMR in psychological practice

Pistoletov D.A.,
student of 3 course of the Moscow State University of Humanities and Economics, Volgograd branch, Volgograd

Abstract. The article is devoted to the phenomenon ASMR (Autonomous Sensory Meridian Response), popular among young people, which can have different effects on the listener, depending on his individual characteristics. A summary of the most current research on the topic is provided, as well as original information. In addition to a general consideration of ASMR, its features and influence on people, the results of a survey among those who are familiar with ASMR content are described.
Keywords: ASMR, Autonomous sensory meridian response, ASMR in practice, use of ASMR, synesthesia

References:

  1. Berseneva A.A. The use of videos that stimulate ASMR in teaching a foreign language // Modern English lesson: materials of the scientific and methodological forum, Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, May 20-21, 2022. Ekaterinburg: 2022: 4-7.
  2. Gorshkova A.S. ASMR content as a potential psychotherapeutic tool: psychological analysis // Psychology in the space of education and personal development: promising practices of scientific research and cooperation: Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kaluga, December 09-10, 2021 . Kaluga: FBGOU VPO «Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky», 2022: 213-219.
  3. Gubatenko M.N. Theoretical aspects of using ASMR video as a tool for learning a foreign language // World of Pedagogy and Psychology. №8(85). 2023: 32-36.
  4. Dashkevich A.A., Chizh N.S., Chepelev A.N. Features of the influence of gadgets on the quality of sleep // Current issues of modern medicine: Materials of the VII Far Eastern Medical Youth Forum, Khabarovsk, October 02-14, 2023. Khabarovsk: Far Eastern State Medical University, 2023: 290-292.
  5. Kishchenko A.V. Gamification as a way to organize teaching English // Science in a Megapolis. №10(55). 2023. (date of the address: 10.01.2024).
  6. Lavrentyev A.I. Humor in the digital era // Scientific notes of the Novgorod State University. №1(26). 2020. (дата обращения: 10.01.2024).
  7. Massage for your brain: let's talk about ASMR // Habr. (date of the address: 18.01.2024).
  8. Ogryzkov V.E. Methods and algorithms for asmr diagnostics and their use in the educational process / V.E. Ogryzkov, D.P. Denisov, I.A. Kuryakov // Siberian Trade and Economic Journal. 2014. №1(19): 83-88.
  9. Savchenko O.A., Kobyshev S.A., Shevchuk S.R. The influence of headphones on human hearing // Worldview in the XXI century. Vol. 1, №2018: 37-41.
  10. Khafizova A.M. The influence of the ASMR effect on performance and concentration // MNSK-2018: Psychology: Proceedings of the 56th International Scientific Student Conference, Novosibirsk, April 22-27, 2018. Novosibirsk: Novosibirsk National Research State University, 2018: 25-26.
  11. Cheremnykh A.A. ASMR and its practical psychological value // Organization of work with youth. №5. 2021. (date of the address: 18.01.2024).
  12. Chichkovskaya V. S. The influence of headphones on human hearing // Three centuries of work, search and research: Materials of the 72nd regional scientific and practical conference of teachers and students. In 3 volumes, Blagoveshchensk, April 20, 2023. Volume 3. Blagoveshchensk: Blagoveshchensk State Pedagogical University, 2023: 179-187.
  13. Shushakova M.V., Ashurov G.M., Avtsinov F.O. The influence of ASMR triggers (autonomous sensory meridional response) on the frequency of respiratory movements, heart rate and blood pressure // Mechnikov Readings-2022: materials of the 95th All-Russian scientific and practical student conference with international participation, St. Petersburg, April 28, 2022. Volume Part I. St. Petersburg: Northwestern State Medical University named after I.I. Mechnikova, 2022: 264-265.
  14. Sakurai N. et al.. Brain function effects of autonomous sensory meridian response (ASMR) video viewing // Frontiers in Neuroscience. 2023. Vol. 17. (date of the address: 18.01.2024).
  15. Kence E.S., Ülker V.S., Canan S. NeuroPsychophysiological Investigation of ASMR Advertising Experience // The Journal of Neurobehavioral Sciences. Vol. 9, №3. 2022: 114-120.
  16. Light level and duration of exposure determine the impact of self-luminous tablets on melatonin suppression / B. Wood [et al.] // Applied Ergonomics. №44. 2013: 237-240.
  17. Maeno A., Kajimura S. The role and power of visual trigger on the experience of Autonomous Sensory Meridian Response (ASMR) // Research Square. 2022. (date of the address: 18.01.2024).
  18. McGeoch P.D., Rouw R. How everyday sounds can trigger strong emotions: ASMR, misophonia and the feeling of wellbeing // BioEssays. №42. 2020. (date of the address: 18.01.2024).
  19. More than a feeling: Autonomous sensory meridian response (ASMR) is characterized by reliable changes in affect and physiology / G.L. Poerio [и др.] // PLOS ONE. №13. 2018. (date of the address: 18.01.2024).
  20. Poerio G.L., Ueda M., Kondo H. Similar but different: High prevalence of synesthesia in autonomous sensory meridian response (ASMR) // Frontiers in Psychology. №13. 2022. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.990565/full (date of the address: 18.01.2024).
  21. Smith S.D., Fredborg B.K., Kornelsen J.A functional magnetic resonance imaging investigation of the autonomous sensory meridian response // PeerJ. №7. 2019. (date of the address: 18.01.2024).