Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания личности с учетом семейных традиций и ценностей. Исследуются проблемы и перспективы закрепления в Российской Федерации духовно-нравственных ценностей на законодательном уровне, определяется значение семьи, как первичного агента социализации. Авторы приводят обоснование отсутствия необходимости нормативного регулирования нравственных категорий.

Ключевые слова: агенты социализации, духовные ценности, духовно-нравственное развитие, несовершеннолетний, патриотизм, семейные ценности, традиционные ценности.

В современном мире – мире «новой нормальности», – даже наиболее устойчивые и эффективные общественные институции подвергаются заметной деформации. Информационный прессинг, технологизация жизненного пространства, быстрая изменчивость социально-политического контекста, множественность и противоречивость культурного поля приводят к тому, что система воспитания сталкивается не только с нарастанием явно негативных тенденций, но и совершенно новыми ситуациями, задачами, ресурсами. Даже в наиболее традиционных сферах, таких как семейные отношения, необходим пересмотр устоявшихся подходов к передаче новому поколению ценностей и формы поведения.

В становлении личности ребенка непосредственно принимают участие и родители, и общество – учителя, одноклассники, друзья. Принято считать, что если родители уделяли достаточное внимание ребенку, любили его, воспитывали достойно, обеспечивали ему возможность получать образование, то ребенок с большей вероятностью станет достойным человеком – ответственным, добрым, успешным. Невозможно с этим спорить, однако в условиях ускорения темпов социального развития и стремительного обновления «структур повседневности» «поколение отцов» не всегда может найти общий язык с детьми из «поколения Z».

Столь же неоднозначна и ситуация с влиянием ближайшего окружения ребенка. Оно не только может носить положительный («хорошо учиться», «посещать кружки») или отрицательный («связаться с плохой компанией», «найти пагубные увлечения») характер. Вокруг современного ребенка формируется виртуальное пространство, заметно более широкое и многообразное, нежели привычное «близкое окружение». Растут риски деструктивного информационного воздействия на ребенка, связанного не только с девиацией или криминалом, но и чужеродными культурными моделями. Возрастает роль общества в становлении личности ребенка, его эмоциональном состоянии, когнитивном развитии, социальной стабильности. Именно единство данных составляющих определяет, кем станет ребенок.

Семья является ячейкой общества, а также выполняет главную функцию по социализации ребенка, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи [6]. Практически в каждой семье есть традиции, передающиеся от поколения к поколению, объединяющие членов семьи. Благодаря традициям у ребенка также формируется определенная модель поведения. Рассуждая о совокупности приведенных выше факторов формирования личности ребенка, мы можем говорить о том, что немаловажную роль играют семейные ценности, выступающие совокупностью нравственных, моральных и традиционных особенностей в семье.

Социализация с рождения, происходящая в большей мере в семье, получила название «первичная». Первичная социализация, как правило, является наиболее важной для индивида, так как в процессе такой социализации конструируется первичный мир ребенка, и именно семья является проводником ребенка, первой ступенью социализации, условием и источником его развития. Именно в семье ребенок учится разговаривать и общаться; семья формирует у ребенка модели поведения: как общаться со взрослыми/сверстниками, знакомыми/незнакомыми, например, такие установки как «не открывать дверь незнакомцам, не подходить к ним на улице», или «старших нужно уважать» и др., и, конечно же, закладывает основы воспитания.

Семья прививает ребенку необходимые для жизни качества – трудолюбие, доброту, честность, ответственность. Первые несколько лет (примерно до подросткового возраста) ребенок безоговорочно принимает на веру то, что говорят его родители, ведь это близкие люди, которых он знает с рождения и которых нужно слушаться. Именно семья, близкие родственники формируют мировоззрение ребенка: они высказывают свое мнение по какому-то вопросу, прививают ребенку определенную систему ценностей и традиций, принятых в этой семье. Те качества, традиции, ценности, которые ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала [2, с. 94].

Так, ценностями являются уважение, взаимовыручка, терпение, верность и др. А примером традиций может служить празднование Нового года в близком семейном кругу, Дня рождения с тортом и подарками и др. – всё это традиции, принятые не только в семье, но и в обществе. Однако, существуют семейные традиции, которые приняты в обществе, но подстраиваются под конкретную семью, то есть в обществе они приняты, но существуют в разных семьях в различных формах, как бы конкретизируясь и принимая индивидуальные черты. Подавляющее большинство семейных традиций приняты и одобряемы обществом, но это не означает, что со временем не будут появляться и интегрироваться в общество новые традиции. Стоит сказать, что со временем традиции подвергаются модификации, в связи с расширением семьи, вступлением в брак.

В Семейном кодексе Российской Федерации отсутствует легальное понятие семьи, однако оно присутствует в других нормативно-правовых актах (далее – НПА). Сейчас вопросы семьи являются дискуссионными, ставятся проблемные вопросы, которые требуют решения. Можно ли четко ответить является ли семьей та «семья», в которой нет детей, брачных отношений, общности имущества? Или достаточно наличие одного лишь признака, присущего семье? Между тем, не просто так в Стратегии национальной безопасности в качестве ценности упоминается крепкая семья. В 2020 году в Конституцию Российской Федерации также были включены положения о браке и семье. Всё это говорит о признании семьи, детей приоритетом государственной политики. Семья является основой государства, именно с семьи, как говорил Аристотель, и начинается государство: «Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей»

Почему же в документах последних лет семья и воспитание детей стало приоритетом государственной политики? Говорит ли это о кризисе семьи, воспитания, девальвации семейных ценностей, умалении значения института семьи в современном обществе? Несомненно, да. На законодательное закрепление (даже на уровне Конституции) повлиял запрос от общества: изменились понятия о семье, многие молодые люди не хотят вступать в брак, увеличился детородный возраст – если еще 20 лет назад являлось нормой иметь детей в 20-24 года, то сейчас (примерно с 2014 года) пик рождаемости приходится уже на женщин 25-29 лет. Сегодня намного больше людей хотят получить высшее образование, построить карьеру, обеспечить все условия для достойной жизни и только после этого заводить детей. С одной стороны, это хорошо – человек должен устроиться в жизни, реализоваться, иметь условия для воспитания детей – это будет способствовать уменьшению случаев незапланированных беременностей, неблагополучных семей, минимизировать случаи отказов от детей в домах малютки (люди достаточно взрослые, с достаточным жизненным опытом, принимают решение завести ребенка).

Но с другой стороны – это плохо. В настоящее время приобретает популярность движение «ChildFree» (дословно: свободный от детей, свободное деторождение), которое характеризуется сознательным желанием не иметь детей. При этом из-за естественного повышения возраста деторождения Россия на современном этапе находится в «демографической яме»: низкая рождаемость, высокий уровень смертности населения, старение населения. Именно поэтому семья, дети, семейные ценности стали приоритетом государственной политики, объектом еще большей защиты со стороны государства. Помимо этого, государством на разных уровнях реализуются различные программы поддержки демографии, семьи, материнства и детства. Например, сейчас активно реализуется Национальный проект «Демография», одним из направлений которого является финансовая поддержка семей при рождении детей: материнский капитал, льготная ипотека, пособия для многодетных и т.д.

К определению понятия «семейные ценности» подходили многие ученые и разработали следующие подходы:

  • семейные ценности – это взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных, национальных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке, кровном родстве [4, с. 55];
  • семейные ценности – это совокупность представлений, характерных для каждой семьи, оказывающих влияние на постановку приоритетных жизненных целей семьи, организацию взаимоотношений между членами семьи, её жизнедеятельность [5, с. 159];
  • семейные ценности – это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [3].

Необходимо проводить разграничение понятий «семейные ценности» и «семейные традиции». Они выступают близкими понятиями, но не тождественными. Последнее, в свою очередь, определяется как устоявшиеся обычаи, которые передаются по наследству.

Система семейных традиций и ценностей складывалась исторически, изменяясь и модифицируясь ввиду веяния времени и развития человечества.

Раньше семья была патриархальной, а браки были ранними (брачный возраст был низок – 12 лет для невесты и 15 – для жениха) и многодетными. Невесте собирали приданое, родители сами принимали решение о свадьбе и др. Все это является примером традиций.

На сегодняшний день мы вновь постепенно возвращаемся к семейным традициям и ценностям, но уже в переработанном, адаптированном виде. Например, к семейным традициям обращаются и в образовательных учреждениях, начиная с учреждений дошкольного образования – организуется совместный досуг для детей и их родителей и т.д. [6]. Семейные ценности формируют у совсем еще юных людей понимание значимости семьи, ее роли, уникальности. Именно в семье ребенок учится выражать те светлые чувства, которые станут основой для его будущего.

Традиции закладывают основы для формирования будущей личности. Именно поэтому родителям необходимо по возможности соблюдать семейные традиции, воспитывать в своих детях семейные ценности, следить за своим поведением, поступками, а главное, манерами общения, т.к., как известно, дети – это маленькая копия родителей, и именно они любят во всем подражать взрослым и копировать их поведение. 

В литературе существует множество определений такой категории, как духовно-нравственные ценности. В качестве рабочего возьмем следующее определение – личностные установки, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, которые указывают на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.

Возникает вопрос, что же можно отнести к данной категории? В 2015 году была опубликована стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года [1], в которой содержится 8 духовно-нравственных ценностей. В Распоряжении закреплен закрытый перечень духовно-нравственных ценностей, однако это далеко не полный перечень существующих ценностей. Правительство Российской Федерации посчитало духовно-нравственной ценностью следующие категории: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, личное достоинство, воля, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством.

Патриотизм – это духовно-нравственное чувство, не нуждающееся в законодательном закреплении, как и любая другая духовно-нравственная категория. Патриотизм подразумевает под собой любовь к своей Родине, своему Отечеству. Также можно привести следующее определение, в котором под патриотизмом понимается «явление сугубо политического мира, и его концепт описывает отношения взаимных обязательств между гражданами и государством». При обращении к словарям мы увидим, что большинство авторов связывает патриотизм с неким чувством, т.е. относит к духовно-нравственным ценностям. «Патриотизм – это чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов». В последнем приведенном нами определением мы видим отождествление рассматриваемой категории с чувством.

В 2017 в Государственной Думе Российской Федерации был зарегистрирован проект Федерального закона (далее – ФЗ) «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», подвергшийся значительной критике как среди депутатов, так и среди ученых, политиков, юристов и населения в целом. При обращении к проекту ФЗ мы видим широкое определение патриотизма, закрепляющее его как нравственный принцип. К тому же законопроект не имеет определенной отраслевой ориентации, при этом его положения распространяются на сферу действия уже принятых законодательных актов, например, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ о Федеральных государственных стандартах и других НПА.

Отдельно стоит отметить, что в проекте ФЗ приведены и неправовые понятия, которые в дальнейшем не используются в тексте законопроекта, что лишь увеличивает бюрократизацию текста законопроекта. Встает вопрос, можно ли урегулировать чувство, тем более чувство любви к Отечеству, правовыми нормами? На наш взгляд, нет. Чувства, духовно-нравственные ценности – это категории, которые не должны регулироваться законодательно. Невозможно целенаправленно урегулировать вышеуказанные категории, т.к. у каждого человека свое видение той или иной духовно-нравственной категории. При попытке урегулирования нравственных категорий на законодательном уровне политико-правовой режим государств неизбежно будет меняться и формироваться как авторитарный, поскольку без свободы мысли и слова о демократическом политико-правовом режиме рассуждать и невозможно.

В России действительно принимаются попытки урегулировать духовно-нравственные категории на законодательном уровне. Однако, на сегодняшний день данные попытки безуспешны. При подобном урегулировании мы будем лишены той индивидуальности, которая присуща каждому от рождения, человека уже нельзя будет назвать личностью, формирование которой происходит в процессе воспитания, коммуникации, получения образования и социализации.

Семья – это важнейший институт в процессе становления ребенка как личности. В первую очередь от семьи зависит, каким человеком в будущем станет ребенок. Люди, которыми окружен ребенок с самого детства играют значительную роль в его воспитании, развитии и становлении как личности.

Проанализировав историю семейных традиций и ценностей, мы видим, как исторически менялась семья и ее устои, мы видим некий путь от «традиции» патриархальной семьи, которая включает в себя несколько поколений, проживающих под одной крышей, до семьи с одним ребенком, которому стремятся дать все возможности для дальнейшего роста. Также наблюдается популяризации семейного времяпрепровождения, что одновременно поддерживает семейные традиции и воспитывает в человеке семейные ценности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что многие не замечают, как совокупность данных факторов влияет на будущую личность, однако именно так и происходит формирование зрелой личности. Как известно, мы учимся всю жизнь, и не замечаем, что ежедневно нас всегда чему-то новому учит именно семья, с которой мы находимся в контакте практически каждый день.

Список литературы:

  1. Гогузева Т.С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе // Вестник ВЭГУ. 2010. №4. С. 91-96.
  2. Глоссарий терминов / Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. (дата обращения: 19.11.2023).
  3. Дюльдина Ж.Н. Психолого-педагогические основы семейного воспитания на современном этапе // European Social Science Journal. 2015. №9. С. 53-57.
  4. Колбасина Л.В., Шульга В.Н., Курмакаев Р.Ф. Модель формирования семейных ценностей у подростков // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. №1. С. 157-165. (дата обращения: 19.11.2023).
  5. Пазыч Н.В. Семья как первичный институт социализации ребенка // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». (дата обращения: 14.11.2023).
  6. Проблемы интеграции детей-мигрантов в образовательную среду / Д.Л. Рябикова, Е.М. Глазунова, А.Д. Новиков, Л.С. Телегин // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. 2023. №9(54). (дата обращения: 19.11.2023).

Family values and traditions are the basis of spiritual and moral development

Riabikova D.L.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Generalova A.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Abstract. The article discusses issues related to the spiritual and moral education of the individual, taking into account family traditions and values. The problems and prospects for consolidating spiritual and moral values in the Russian Federation at the legislative level are explored, and the importance of the family as the primary agent of socialization is determined. The authors provide a rationale for the lack of need for normative regulation of moral categories.
Keywords: agents of socialization, spiritual values, spiritual and moral development, minors, patriotism, family values, traditional values.

References:

  1. Goguzeva T.S. Features of the socialization process in modern Russian society // Vestnik VEGU. 2010. №4: 91-96.
  2. Glossary of terms / Olifirovich N.I., Zinkevich-Kuzemkina T.A., Velenta T.F. Psychology of family crises. (date of the address: 19.11.2023).
  3. Dyuldina Zh.N. Psychological and pedagogical foundations of family education at the present stage // European Social Science Journal. 2015. №9: 53-57.
  4. Kolbasina L.V., Shulga V.N., Kurmakaev R.F. Model of formation of family values in adolescents // Modern higher school: innovative aspect. 2020.  Vol. 12. №1: 157-165. (date of the address: 19.11.2023).
  5. Pazych N.V. Family as the primary institution of child socialization // Materials of the V International Student Scientific Conference «Student Scientific Forum». (date of the address: 19.11.2023).
  6. Problems of integration of migrant children into the educational environment / D.L. Riabikova, E.M. Glazunova, A.D. Novikov, L.S. Telegin // Science in a Megapolis. 2023. №9(54). (date of the address: 19.11.2023).