Научный руководитель: Бакланова Татьяна Ивановна, профессор департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств Института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор
Код уникальной десятичной классификации: 379.8

Аннотация. в статье рассмотрены педагогические возможности и особенности использования игр в режиссуре народных праздников с целью воспитания детей. В исследовании освещаются качества личности, которые развиваются в детях в процессе участия в игровых праздничных программах народного календаря.

Ключевые слова: Театрализованные праздники, игры, хороводные игры, народные праздники.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» [6], муниципальные образования Подмосковья готовят планы проведения мероприятий в 2022 году, посвященных народному творчеству и культуре.

Приобщение детей к народным традициям общества и государства является одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта [7].

Сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций, её культуры – задачи, определенные в Национальной доктрине образования Российской Федерации [3].

Данные документы свидетельствуют о важности нравственного воспитания детей путем знакомства с народной культурой и приобщения к традициям предков. Необходимо помнить, что интерес к истории и культурному наследию нации также должен воспитываться с детства в специально адаптированных для ребенка условиях.

Народные праздники и игры – не только бесценное народное достояние, но и эффективное средство повышения интереса детей к национальным традициям и обычаям. Благодаря этому сохраняется национально-культурная аутентичность народа, усиливается духовная связь между поколениями.

Взаимосвязь праздника и игры была рассмотрена в исследованиях многих деятелей культуры: Т.А. Апяняна, С.В. Григорьева, М.А. Новикова, Л.Т. Ретюнских, В.Я. Суртаева, В.И. Устиненко. В работах таких выдающихся ученых, как А.Н. Радищева, А.К. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева были обоснованы идеи использования игр с целью нравственного воспитания детей.

Сложно представить праздники народного календаря без важной основы из игр и забав. Практически все народные праздники включали в себя такие элементы, как пляски, трапезы, уличные гуляния и катания на лошадях, игры и забавы. В старину к праздникам относились с уважением: готовились заранее, а в сам день празднества, надев лучшие одеяния, откладывали все рабочие дела. В результате взаимодействия в праздничной атмосфере люди сближались, становились увереннее, так как имели возможность и творчески выразить себя и показать свои способности. Под бдительно-строгим присмотром стариков молодежь, играя и празднуя, знакомилась и присматривалась друг к другу.

В современном мире, к счастью, с большим размахом продолжают отмечать такие народные праздники, как Коляда, Проводы зимы «Масленица», «День Ивана Купалы», «Сбор урожая».

По мнению заслуженного педагога А.М. Богуш, метод театрализации в организации праздников также является важным элементом воспитательной системы, так как вызывает у детской аудитории значительный интерес к участию в торжестве.

Насыщенный сюрпризами и розыгрышами, творческими импровизациями праздник является стимулом для детского интереса, усиливая эмоции и переживания, обогащая художественное и эстетическое восприятие.

Неоспоримо значение игр в режиссуре театрализованных праздников. Участвуя в праздничных игровых программах народного календаря, ребенок попадает в комфортные условия, в которых эффективно развиваются коммуникативные способности, формируется представление о народной культуре и традициях родного народа, а также воспитывается уважительное и бережное отношение к национальному достоянию.

Народные игры кроме традиционных для всех игр воспитательных задач, решают ряд других:

  • усвоение ребенком народных образов и символики;
  • духовное и патриотическое воспитание;
  • формирование системы нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей.

Существует многообразие классификаций народных игр. Так, например, советский ученый искусствоведения В.Н. Всеволодский-Генгросс выделял три группы формальных игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также обозначил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы).

Популярными народными играми, в которых дети активно и с удовольствием принимают участие, являются: «ручеек», «золотые ворота», «невод», «заря».

Народные игры обладают следующими особенностями:

  • в игру включены элементы, отражающие совместный труд;
  • проводятся коллективно;
  • ориентированы на творческое развитие и формирование организаторских умений;
  • приобщают и обучают навыкам корректного и доброжелательного взаимодействия, развивая чувство единства и товарищества.

Отдельно уделим внимание хороводным играм. Хороводы, берущие начало из далекого прошлого и зародившиеся в языческих обрядах прославления духов, представляют собой совокупность из песен, игр и танцев. Славяне становились в круг и брались за руки во многих значимых в жизни ситуациях таких, как обрядовые процессии, полевые работы, свадебные церемонии [5].

Сегодня известны многие русские хороводные игры, которые можно использовать в организации театрализованных праздников народного календаря. Исторически принято разделять хороводы на сезоны. Весенние хороводные игры начинались на Святой неделе и до Красной горки, происходило соединение обрядов встречи весны и снаряжения молодоженов под венец.

Летние хороводы, отличающиеся большим разнообразием, начинались на Троицу. В основу массовых плясок ложились сюжеты о семейных отношениях, о выборе спутника жизни.

Отметим, что помимо хоровода по кругу, существуют другие мало используемые фигуры: переход на четыре стороны; ход «сторона на сторону»; плетень, двигающийся по спирали; вожжа по образу «змейки».

Практика проведения игровой театрализованной программы на Святки показала, что на сегодняшний день детям дошкольного и младшего школьного возраста известно крайне мало игр, однако, они с радостью принимают участие в хороводах, учась новому.

В народном празднике переплетаются все возможные виды искусства и творчества: литературное мастерство, музыка, живопись, что делает праздничную форму эффективным средством приобщения детской аудитории к народным обычаям, ритуалом и традициям. Праздники и развлечения – любимые детьми события, богатые позитивными эмоциями. Гармоничный синтез искусств в празднике положительно влияет на эмоциональное восприятие детей, затрагивая различные органы чувств. За счет разучивания песен, стихов, танцев, дети получают знания о национальной культуре, об истории своего народа. Таким образом, кругозор расширяется, развивается память, речевой аппарат, воображение и интеллект [1].

Важность приобщения детей к народной игре и игровому фольклору, которые должны стать первой ступенькой в постижении собственной народной культуры, очевидна. Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образы и символику народной эстетики, что делает невозможным отношение к национальной культуре как к явлению чуждому для современного человека. В конечном счете, это послужит возрождению уважения к народной культуре и восстановлению связей между поколениями.

Николаевой Т.А. были предложены следующие показатели, определяющие результативность работы по повышению уровня интереса детей к народной культуре:

  • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;
  • умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки;
  • знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
  • осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
  • знание истории русского народного костюма, головных уборов;
  • используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности;
  • бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества» [2].

Используя данные показатели, можно определить, насколько комфортные условия созданы в народном празднике для воспитания в детях таких важных качеств, как доброжелательность, следование правилам этикета и гостеприимства, взаимовыручка и поддержка. Играя, ребенок начинает постижение культуры родного народа, усваивает национальные образы и символику, и поэтому перед каждым педагогом ставится цель создать необходимые условия, в которых ребенок добровольно становится носителем культурных ценностей народа.

В народной педагогике принято считать, что календарные праздники и обряды являются средствами, используемыми народом для выражения национального менталитета, общественных настроений и убеждений. Использование народных праздников и обрядов как средства воспитания целесообразно, так как молодое поколение, активно участвуя в праздничном процессе, набирается опыта нравственности на основе народных идеалов и ценностей.

Таким образом, приобщение детей к народным традициям и повышение уважения и уровня интереса к освоению национальной культуры целесообразно проводить в форме игры, включенной в праздник народного календаря.

Educational potential of Russian folk games in calendar holidays

Sazonova P.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Scientific supervisor:
Baklanova Tatiana Ivanovna,
Professor, Department of Socio-Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article discusses the pedagogical possibilities and features of the use of games in directing folk festivals for the purpose of educating children. The study highlights the personality qualities that develop in children in the process of participating in the festive gaming programs of the national calendar.
Keywords: theatrical holidays, games, dance games, folk holidays.