Аннотация. В статье рассматривается роль дворовых игр при проведении досуга в детских оздоровительных лагерях. Затрагивается проблема живой коммуникации детей современности, частое использование телефонных, а не живых игр. В статье представлены примеры дворовых игр, используемых в детских оздоровительных лагерях и их влияние на развитие ребенка.

Ключевые слова: дворовые игры, детский оздоровительный лагерь, досуг, детские игры, игротека.

В веке скоростных информационных технологий и гаджетов современное поколение детей совершенно не знакомо с понятием «двора». Дети часто занимают свое свободное время телефонными и компьютерными играми, а общение ограничивается школьным временем на переменках и социальными сетями. Часто, можно увидеть, что в после школьное время ребята гуляют на улице, но также с телефонами.

По статистике более четверти детей проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей [5].

Весь интерес общения между друзьями ограничивается телефонными играми, популярными социальными сетями и видеороликами. Когда в «старые добрые» времена основным развлечением детей было проведение свободного времени на улицах, а именно во дворе дома, где собиралась компания, и организовывались различные игры. Сущность проблемы сводится к нехватке живого игрового взаимодействия между детьми современного поколения, и утрата значения дворовых игр среди современных детей.

В каникулярное время многие дети отправляются отдыхать в детские лагеря. Современные концепции организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков рассматривают детский отдых в учреждениях летнего отдыха и оздоровления, прежде всего, «как неотъемлемую составляющую всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно–эстетические, рационально–познавательные, идейно–нравственные начала и происходит освоение жизни ребенком самым естественным, непосредственным образом» [3].

Одним из направлений спортивно-досуговой программы лагерей является игротека – собрание игр, которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка [4].

Лагерная игротека включает в себя:

  • игры на знакомство;
  • игры на командообразование/сплочение;
  • игры на выявление лидера;
  • игры с залом;
  • подвижные игры/Игры на свежем воздухе;
  • игры-минутки;
  • игры на внимательность/ развивающие игры.

Помимо вышеперечисленных категорий игр, обязательным условием любой лагерной программы на смену является проведение так называемых «дворовых игр». Благодаря этому происходит знакомство современного поколения детей с играми прошлого.

Дворовые игры способствуют развитию коммунальных навыков у детей, что сейчас особенно важно – общение в живую приобретает особую ценность нашего времени, а для детей это основа их становления личности. По словам известного писателя воспитателя и педагога Антона Семеновича Макаренко – детское объединение (группу, коллектив) необходимо рассматривать как «инструмент прикосновения к личности» [6]. Необходимость же постановки такой цели в процессе воспитания обусловлена тем, что в основе развития личности ребенка, его отношений к действительности и к самому себе лежит практический опыт, приобретаемый им в общении и в совместной деятельности с другими людьми.

Следует добавить, что дворовые игры способствуют формированию лидерских качеств, развивают ловкость, смекалку, внимание и самоутверждение.

Существует классификация дворовых игр:

  • игры с мячом или другим инвентарем;
  • подвижные игры;
  • спокойные игры.

Рассмотрим некоторые из них. В первой категории игр дети часто играют в такие как: «Горячая картошка», «Вышибалы», «Съедобное – не съедобное», «Десяточки с мячом и со скакалкой».

Правила игры «Горячая картошка» заключаются в том, что дети становятся в круг и быстро перебрасывают или отбивают друг другу мяч, ассоциируя его с горячей картошкой. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга – «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно, не вставая с четверенек, поймать летящий над ними мяч. При этом, нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг, а игрок, кидавший мяч, садится в центр.

Игра развивает такие навыки как быстроту реакций, ловкость, координацию движений и внимательность. Помимо всего заряжает позитивом от общения и процесса игры [1].

Во второй категории в лагерях играют в такие игры как «Казаки разбойники», «Захват флага», «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Море волнуется раз», «Ручеек», «Выше ножки от земли», «Догонялки», «Жмурки» и «Путаница».

Возьмем для рассмотрения пример «Казаки-разбойники». Поскольку правила этой игры имитируют действительность, название ей придумано из жизни: во времена царской России именно казаки назывались народными избранниками, сохранявшими мирное население от набегов разбойников. Время возникновения игры точно неизвестно, но до революции уже в неё играли [2].

Суть игры заключается в том, что компания детей от шести человек и более для начала оговаривают границы территории игры. Далее ребята делятся на две команды, определяя по жребию кто будет играть за «казаков», а кто за «разбойников». Последние должны посовещавшись загадать слово соперникам, а после по сигналу убежать прятаться по территории, обозначая запутанными способами свой путь по стрелкам или другим подсказкам. Команда может бежать вместе, а потом разделяться, сильнее запутывая при этом соперника.

Задача же «казаков», не подглядывая куда прячутся «разбойники», обустраивать «темницу», куда будут их ловить и «пытать» безобидными пытками своих пленных, когда поймают. Может оставаться «стража», которая постоянно будет на посту, а может сторожить «Разбойника» тот «казак», который его поймал и привел. Права решения правил остается по желанию детей. Главная цель – разгадать слово.

Начало игры происходит через определенный промежуток времени, как разбегутся «разбойники», обычно это не более 15 минут. «Казаки» начинают бегать и искать разбойников, если кого-то ловят, тот не имеет права вырываться, он отправляется в темницу на «пытки» загаданного слова.

Пытки происходят щекоткой, пуганьем насекомых, крапивой, колючками и другими придуманными видами пыток, которые обговариваются вначале игры между командами. Главное условие пытки не могут быть жестокими и обидными.

В игре бегают все: «казаки» ловят «разбойников». Главное – работать в команде и помогать, в зависимости от роли, переловить всех или выручить пойманных.

Игра развивает такие навыки как скорость, дедуктивное мышление, командная работа, ловкость, аккуратность, креативность, интуицию.

И наконец, спокойные старые дворовые игры в детских лагерях в основном играют в такие как «колечко», «испорченный телефон», «города», «досчитай до».

Всем известное «Колечко, колечко – выйди на крылечко» особо популярно среди младшего школьного возраста. Во дворах в эту игру играли, когда темнело и особо уже не побегаешь, дети садились в ряд на скамейки и складывали ладони в форме лодочки. В лагерях в эту спокойную игру играют, когда нужно занять время ожидания перед мероприятием или столовой. Правила игры: «Водящий» должен незаметно передать своими ладонями в форме лодочки мелкий предмет кому-то одному из сидящих на скамейке, при этом приговаривая «Я колечко ношу и кому-то подарю». Когда он проходит всех, и выбор сделан, «водящий» говорит фразу «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». Тот участник, кому досталось колечко или пуговица, или конфета, любой подручный предмет, должен выбежать вперед, а остальные игроки – его поймать. Если убегающему удастся вырваться – он становится следующим ведущим, если нет, то «водящий» остается прежним. В процессе игры ребята учатся следить за манипуляциями окружающих, а также развивается внимательность и способность действовать быстро и решительно [1].

Таким образом, детский оздоровительный лагерь не только оздоравливает и занимает детей в свободное от школы время, но и помогает сохранить наследие старинных дворовых игр и внедряет их в обиход среди современных детей. Посредством игровой деятельности у детей происходит развитие коммуникабельных навыков, выражение эмоций, ярко выраженное проявление качеств характера. А соревновательная среда во многих играх помогает детям проявить лидерские качества, раскрыть себя. Благодаря играм с мячом, со скакалкой, играм на скорость и на внимательность происходит развитие ловкости, внимательности и физической выносливости. Помимо этого, в детских лагерях используется политика «Без мобильных телефонов», которая помогает детям забыть о его существовании и дает возможность увлекательно провести время в общении друг с другом. Детский оздоровительный лагерь является одним из лучших мест, где дети получают реальное детство с культурным просвещением и активным досугом в кругу сверстников.

Yard games in children's health camps

Kovrigina E.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dolgireva Elena Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Social and Cultural Activities and Stage Arts, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Аnnotation. The article discusses the role of yard games in leisure activities in children's health camps. The problem of live communication of modern children, the frequent use of telephone, not live games, is touched upon. The article presents examples of yard games used in children's health camps and their impact on the development of the child.
Keywords: yard games, children's health camp, leisure, children's games, game library.


  1. Гаприндашвили Н., Новыш П. Энциклопедия забытых детских дворовых игр / Москва: ЛитРес: Самиздат, 2020. 217 с.
  2. Казачество как пояс пограничной безопасности России. (дата обращения: 10.01.2022).
  3. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие. Нижневартовск: Изд–во Нижневарт. гуманит. ун–та, 2011. 236 с.
  4. Левина И.Д. Досуговая деятельность в детском оздоровительном лагере. Пособие для студентов. М.: Моск. гор. пед. о-во, 1999. 31 с.
  5. Лига безопасного интернета: сайт. (дата обращения: 10.01.2022).
  6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. В 2 кн. Книга 2 / А.С. Макаренко. М.: Издательство Юрайт, 2018. 194 с.
  7. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. (с картами): Учебник для академического бакалавриата / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров. Люберцы: Юрайт, 2016. 548 c.
  1. Gaprindashvili N., Novysh P. Encyclopedia of forgotten children's yard games / Moscow: LitRes: Samizdat, 2020. 217 pages.
  2. Cossacks as a border security belt of Russia. (date of the address: 10.01.2022).
  3. Kruglikova G.G., Linker G.R. Theory and methodology of organizing summer holidays for children and adolescents: Textbook. Nizhnevartovsk: Publishing house Nizhnevart. humanit. un-ta, 2011. 236 pages.
  4. Levina I.D. Leisure activities in a children's health camp. A manual for students. Moscow: Moscow. gor. ped. o-vo, 1999. 31 pages.
  5. League of safe Internet: website. (date of the address: 10.01.2022).
  6. Makarenko A.S. Pedagogical poem. In 2 books. Book 2. Moscow: Yurayt Publishing House, 2018. 194 pages.
  7. Pavlenko N.I. History of Russia from ancient times to 1861 (with maps): Textbook for academic bachelor / N.I. Pavlenko, I.L. Andreev, V.A. Fedorov. Lyubertsy: Yurayt, 2016. 548 pages.