Соавторы: Носов Сергей Сергеевич, студент 5 курса ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва
Научный руководитель: Маякова Елизавета Владимировна, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации института иностранных языков, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ, кандидат педагогических наук
Код уникальной десятичной классификации: 374.1

Аннотация. В статье рассматривается актуальность использования виртуальной экскурсии во внеурочной деятельности как средства интеграции дисциплин естественнонаучного цикла (биология) и иностранного языка (английский). Предложен сценарий разработанной виртуальной экскурсии в британский биологический музей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, иностранный язык, биология, виртуальная экскурсия, интеграция учебных дисциплин.

Английский язык является самым распространенным языком в мире. Необходимость его изучения определяется различными факторами, с одной стороны, популяризацией западной культуры, с другой, процессами глобализации. Интерес к обучению английскому языку начинает формироваться с дошкольного возраста в рамках дополнительных образовательных занятий, организованных в форме игрового обучения [5], [6].

Внеурочная деятельность (в рамках Федерального государственного образовательного стандарта) – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [11]. За последние годы внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью учебного процесса. Проведение внеурочных занятий позволяет оптимизировать процесс обучения и равномерно распределить нагрузку, сделать обучение более интересным и увлекательным путем использования различных нестандартных форм подачи материала. Внеурочная деятельность организуется в различных формах – кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, научные исследования, общественно полезные практики, а также экскурсии (туры), в том числе виртуальные, о которых пойдет речь в нашей статье [11]. Результаты исследования показывают, что виртуальные туры не часто применяемая форма внеурочной деятельности, педагоги не считают ее эффективной и привлекательной [7], [10]. Поэтому в данной статье авторами актуализируется эта форма в рамках организации внеурочной деятельности в школе.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [9]. За последние несколько лет резко возросла роль дистанционных форм обучения в образовательном процессе, а сложившаяся в мире эпидемиологическая обстановка ускорила темпы внедрения этого формата обучения в учебные заведения и доказала его эффективность и необходимость.

Проведение виртуальной экскурсии отвечает потребностям оперировать большим объемом информации и использовать ресурсы, ставшие более доступными в современном обществе. Виртуальная экскурсия актуальна для разных учебных дисциплин в силу новизны, универсальности и межпредметного характера. Использование данной формы внеурочной деятельности позволяет решить ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач [4]. Виртуальные туры могут использоваться как на обычных занятиях в стенах школ, так и в дистанционном формате, что позволяет посетить достопримечательности в любой точке мира, не выходя из класса или дома. Такая возможность способствует расширению кругозора, самообразованию и развитию социокультурной компетенции. Применение виртуальных экскурсий также способствует реализации творческого потенциала как педагога, так и школьника, а также имеет ряд преимуществ в совершенствовании профессиональной компетентности учителя [3].

Как уже отмечалось выше, проведение виртуальных экскурсий может носить межпредметный характер. Это позволяет осуществлять эффективную интеграцию различных учебных дисциплин. Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка [1]. В рамках нашей статьи мы предлагаем рассмотреть интеграцию дисциплин естественнонаучного цикла (а именно биология) и иностранного (английского) языка. Как правило, осуществить такую интеграцию можно через изучение биологии на иностранном языке. Это возможно реализовать при проведении экскурсий по биологическим тематикам на изучаемом языке. Данную интеграцию можно отнести к тематической интеграции (следуя логике А.А. Ятайкиной) – то есть два учебных предмета раскрывают одну тему [12]. Таким образом, данная интеграция позволяет получить или закрепить знания по биологии и развить лексико-грамматические навыки по иностранному языку путем погружения школьников в реальную языковую среду. Эти навыки необходимы для работы со специальной литературой и терминологией по интересующей научной области на изучаемом языке [5].

Данный вид внеурочной учебной деятельности, несомненно, будет способствовать развитию умения аудирования иноязычного текста. Фасилитативность, по мнению Апариной Ю.И. будет заключаться в том, что обучающимся предлагается для аудирования ранее изученный и известный на родном языке материал, при этом предоставляется опора на наглядность [2, c. 37].

С целью интеграции таких учебных дисциплин как биология и иностранный (английский) язык нами была разработана виртуальная экскурсия в Лондонский Музей Естествознания (The Natural History Museum) по теме «Биологические особенности представителей отряда Бабочки» (Biological features of Order Lepidoptera). Данная виртуальная экскурсия предназначена для проведения во внеурочной деятельности в 7-х классах после изучения темы «Насекомые» с целью закрепления пройденного материала, актуализации полученных знаний и развития навыков по английскому языку. Экскурсия ведется на английском и русском языках в зависимости от этапа экскурсии.

Перед началом экскурсии школьникам дается небольшой словарь с терминами, которые будут использованы на занятии. Данная виртуальная экскурсия предполагает ознакомление с теоретическим материалом по теме, исследование виртуальных коллекций музея, просмотр видео на иностранном языке и выполнение заданий. В качестве экскурсовода выступает учитель, который представляет теоретический материал на русском и иностранном языке и строит диалог с учениками также на иностранном языке. При проведении экскурсионного занятия следует удостовериться, что ученики понимают выдаваемый на иностранном языке материал, так как научная терминология является достаточно сложной для восприятия школьниками, особенно в 7 классе (за исключением профильных школ). В случае возникновении трудностей ведущую роль можно отдать русскому языку или исключить из рассказа сложные научные термины, заменив их на более знакомые слова. Исследование виртуальных коллекций подразумевает просмотр фотографий представителей отряда Lepidoptera и обсуждение их внешнего вида на иностранном языке с использованием терминов, данных школьникам перед началом экскурсии. Видео, посвящённое теме экскурсии, показывается на английском языке с английскими субтитрами. При необходимости учитель вместе с учениками переводит ролик. Задания для школьников основаны на систематизации и анализе полученной в ходе урока информации. Предлагаем ознакомиться с кратким сценарием виртуальной экскурсии.

Сценарий виртуальной экскурсии по теме «Биологические особенности представителей отряда Бабочки (Biological features of Order Lepidoptera

Целевая аудитория: 7 класс.

Место проведения экскурсии: Музей естествознания, Лондон, Великобритания.

Цель экскурсии: закрепить пройденный на уроках материал по теме «Отряд Бабочки», изучить английскую лексику по теме и развить навыки использования английского языка в реальных условиях.

Оборудование: презентация с инструкцией по прохождению экскурсии, дополнительными материалами и заданиями; SMART-доска с доступом в интернет; словарик с терминами; листы А4; цветные карандаши.

Ход мероприятия:

Учитель на английском языке приветствует школьников и предлагает отправиться в увлекательное путешествие в Лондон, чтобы посетить The Natural History Museum и поближе познакомиться с удивительными насекомыми – бабочками и мотыльками. Каждый ученик получает маленький словарик с терминами, которые могут пригодиться во время экскурсии. Далее учитель переходит по ссылке на сайт музея https://www.nhm.ac.uk/ и начинает экскурсию. В начале школьникам, чтобы окунуться в атмосферу музея, предлагается просто прогуляться по его залам. После чего учитель открывает онлайн-выставку «Бабочки: жизнь, написанная на крыльях». Данная выставка представлена на русском языке, поэтому учитель комментирует некоторый материал на английском. Идет обсуждение представленного материала с опорой на знания, полученные на уроках биологии. После повторения материала и получения новой информации учитель открывает коллекцию бабочек, которую выборочно обсуждают (внешний вид, отличительные особенности).

Следующий этап – просмотр видео (на сайте) «Spot the difference: butterfly or moth?» на английском языке. После просмотра школьники отвечают на вопросы и выделяют отличительные особенности бабочек и мотыльков, а также пытаются самостоятельно определить их по фотографиям из коллекции. Также можно показать и обсудить другие видео по теме, представленные на сайте. В качестве творческого задания школьникам предлагается собрать собственную «collection of butterflies and moths» – зарисовать понравившихся/запомнившихся представителей отряда Lepidoptera и провести небольшую выставку работ, во время которой каждый учащийся должен будет кратко описать свое насекомое на английском языке. Пример: «This insect is from Order Lepidoptera. It is a butterfly. It looks very beauteous. It has bright red forewings with black dots and brown hindwings with long tail».

При подведении итогов у учащихся спрашивают о впечатлениях, полученных на экскурсии, и предлагают поделиться своим мнением на английском языке в устной или письменной форме (домашнее сочинение).

Virtual excursion to the biological museum in a foreign language as a form of extracurricular activities

Priboiko L.E.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Nosov S.S.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. The article considers the relevance of the use of virtual excursion in extracurricular activities as a means of integrating the disciplines of the natural science cycle (biology) and the foreign language (English). The scenario of the developed virtual excursion to the British biological museum is proposed.

Keywords: extracurricular activities, foreign language, biology, virtual excursion, integration of educational disciplines.