Код уникальной десятичной классификации: 378

Аннотация. В статье рассмотрена практическая значимость бизнес-планирования в профессиональной деятельности художника, определена структура и алгоритм построения бизнес-плана. Рассмотрены примеры разработки некоторых разделов бизнес-плана в области декоративно-прикладного искусства и живописи.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, декоративно-прикладное искусство, бизнес-план, методика бизнес-планирования, стратегическое планирование, планирование, стратегия, художник, художественная деятельность.

В современном мире все сферы деятельности человека подвержены влиянию рыночной экономики. Художественная деятельность, приносящая регулярные доходы автору, так же подлежит государственному контролю и регистрации в налоговом органе.

Независимо от того, какую форму регистрации выберет художник, в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя, ему необходимо взять под контроль процессы, связанные с его профессиональной деятельностью. Понимать, как добиться оптимального уровня дохода, и какие шаги для этого предпринять.

Ясное представление о нынешнем положении дел и стратегическое планирование своей профессиональной деятельности способно не только уберечь от возможных рисков, но и проявить возможности для развития, улучшить материальное положение автора художественных произведений, обеспечить его достойным, а главное регулярным доходом. О том, как этого добиться мы и поговорим в данной статье.

Зачастую, художникам, не имеющим опыта построения стратегии продаж и руководства долгосрочными проектами, сложно разобраться в вопросах планирования бизнеса, маркетинговых и финансовых инструментах. Облегчить путь профессиональной самореализации может пошаговое бизнес-планирование.

Теоретические и методологические аспекты исследования проблем бизнес-планирования отражены в трудах зарубежных и отечественных ученых: М. Альберта, Н.И. Ансоффа, Г. Армстронга, П. Дойля, П.Ф. Друкера, Ф. Котлера, И.В. Каверна, Ж.Ж. Ламбена, Ю.Н. Лапыгина, М.Х. Мескон, Ф.Х. Найт, А.А. Томпсон, С.Н. Андреева, В.А. Баринова, В.В. Безновская, О.Н. Бекетова, В.П. Бурова, В.Д. Грибова, М.И. Дудина, А.С. Пелиха, Э.А Уткина, И.И. Ушакова и др.

Современный экономический словарь определяет бизнес-план, как программу «осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности» [4].

В контексте художественной отрасли, следует, что бизнес-план – это свод мер, которые должны привести художника к организованному, контролируемому, прогнозируемому доходу от его профессиональной художественной деятельности. А также бизнес-планирование предполагает разработку стратегии по созданию и укреплению профессиональной репутации и востребованности художника, выявлению его отличительных от коллег-конкурентов качеств.

Бизнес-план для реализации творческой продукции имеет логичную структуру и помогает пошагово разобраться во всех тонкостях построения индивидуального предпринимательства. Структура бизнес-плана для различных видов художественной деятельности одинакова, достаточно провести самоанализ, ответив на вопросы, представленные в данной статье, и собрать необходимую информацию по каждому разделу бизнес-плана (см. схему 1).

Структура и логика составления бизнес-плана

Схема 1. Структура и логика составления бизнес-плана

Рассмотрим подробнее каждый раздел и то, как он может помочь художнику в его профессиональной деятельности.

Первым этапом бизнес-планирования стоит считать целеполагание. Цели могут быть различны, в зависимости от опыта предпринимательской деятельности.

Пример:

  • проверка идеи создания бизнеса, до её реализации;
  • проверка эффективности и целесообразности своей деятельности;
  • наведение порядка в текущем состоянии дел действующего бизнеса;
  • повышение дохода от текущей деятельности;
  • получение гранта или инвестиций;
  • поиск партнеров и т.д.

Вторым основополагающим этапом составления бизнес-плана является определение ниши рынка и формулирование ключевого продукта.

В первую очередь, необходимо определить нишу рынка, в которой будет действовать художник-предприниматель, ответить на вопросы, уточняющие его место в микроэкономике и отрасли в целом. В нашем случае, ниша рынка – это вид художественной деятельности или какой-либо вид декоративно-прикладного искусства: батик, гобелен, керамика, мозаика, ювелирное искусство, художественная резьба по дереву, художественная обработка стекла или металла, живопись, скульптура и т.д.

Определив нишу рынка, выявляем ключевой продукт. Под ключевым продуктом понимается тот тип изделия, которое является для художника основным видом творческой деятельности, его специализацией.

Пример 1:
Ниша: гобелен;
Ключевой продукт: декоративное текстильное изделие из шерстяных или хлопковых нитей; техника – гладкое ткачество; стиль – абстракционизм;

Пример 2:
Ниша: керамика;
Ключевой продукт: глазированные керамические изделия с подглазурной росписью ангобами; назначение: столовая посуда и утварь;

На первом этапе создания бизнес-плана стоит ограничить желание перечислить все виды продукции, которые способен производить художник. Необходимо определить основной продукт для старта предпринимательской деятельности, но расширение ассортимента предусмотреть, как вариант развития и роста предприятия.

Далее, проанализировать выбранную ключевую продукцию, ответив на вопросы:

  • Как позиционировать продукцию на рынке (выявление конкурентных преимуществ)?
  • Какие впечатления и ассоциации будут вызывать изделия у покупателя?
  • Какие сильные стороны автора и продукции можно перечислить?
  • Какие слабые стороны есть у автора и его продукции?

Пример позиционирования изделий из бересты на рынке:

Изделия из бересты являются экологически чистыми, легкими, но в то же время очень прочными. Береста имеет прекрасные бактерицидные свойства, которые позволяют сохранять свежими продукты, помещенные в берестяную посуду и ёмкости для хранения. Каждое берестяное изделие – это уникальное произведение искусства, созданное руками талантливых мастеров. Берестяные изделия являются уникальным культурным наследием, которое может украсить дом, служить ценным сувениром или практичным и красивым помощником по хозяйству.

Пример анализа сильных и слабых сторон живописных работ:

Сильные стороны: качественные холсты; галерейное оформление работ; высокий уровень мастерства; уникальная авторская техника; известность художника в профессиональных кругах; многочисленные выставки.

Слабые стороны: дорогостоящие материалы; слабо разработан вопрос упаковки и транспортировки готовых изделий; работы не представлены в онлайн-среде.

Следующим этапом бизнес-планирования является определение целевой аудитории. Под целевой аудиторией следует понимать людей, объединённых общими признаками или собирательный образ потенциального покупателя [2].

Общими признаками могут быть любые значимые характеристики: пол, возраст, район проживания, семейное положение, профессия, интересы, образ жизни и т.д. Целевой аудиторией могут быть не только люди, но и организации.

В качестве примера, можно привести абстрактные гобелены, выполненные из натуральных материалов и изделия в технике макраме. Такие предметы декора пользовались популярностью начиная с 70-х годов, и сейчас переживают новую волну, благодаря модным тенденциям в сфере дизайна интерьера. Гобелены лаконичной природной цветовой гаммы присутствуют практически во всех интерьерах в эко-стиле, скандинавском, бохо и богемном стилях. Художнику декоративно-прикладного искусства, работающему в этой технике, стоит обратить внимание на то, что его потенциальными клиентами являются не только конечный потребитель – человек, покупающий «для себя», но и индивидуальные дизайнеры-интерьера, дизайн-студии, а также магазины предлагающие подобный ассортимент.

После определения целевой аудитории, можно переходить к исследованию рынка. На этом этапе стоит собрать информацию о конкурентах и их ценах на аналогичные изделия, о ситуации по спросу и предложению, о модных тенденциях, смежных отраслях, которым может быть интересна данная художественная продукция.

Собрав информацию по конкурентам, необходимо произвести анализ, аналогичный тому, который проводили относительно своих изделий - найти сильные и слабые стороны их продукции.

Далее следует составление маркетингового плана – стратегию выхода художественной продукции на рынок. Сформировать такой план можно, ответив на вопросы:

  • В каком ценовом диапазоне находятся ваши изделия, относительно цен на рынке?
  • Какие каналы продаж вам подходят (вернисажи, ярмарки, реализация через магазины-посредники, партнёрское соглашение с дизайнерами интерьеров, галереи, собственный интернет-магазин, продажи через социальные сети и т.д.)?
  • Какие выбраны методы формирования необходимой репутации и спроса у выбранной целевой аудитории (видео-обзоры в социальных сетях, отзывы покупателей, фирменная упаковка изделий, дополнительные услуги, акции, мероприятия)?
  • Какие способы продвижения своей продукции вы будете использовать (реклама в социальных сетях, участие в городских образовательных программах и фестивалях, публикации в СМИ и т.д.)?

Далее составляется производственный план – этот раздел бизнес-плана показывает, какие условия, помещения, производственные мощности, сотрудники, а также материалы и инструменты необходимы для производства изделий. Стоит подробно указывать объёмы, стоимость и сроки поставок материалов, контактные данные поставщиков материалов.

Следующий этап бизнес-планирования – это составление организационного плана. В профессиональной деятельности художника могут быть несколько процессов, которые необходимо отразить в этом разделе. Например:

  • организационно-правовая форма предприятия (самозанятый, ИП, ООО);
  • организационная структура, порядок оплаты труда и требования к персоналу, при его наличии;
  • необходимость в разовых услугах: натурщика, фотографа, бухгалтера, автора текстов и т.д.
  • логистика, порядок оформления и доставки выполненных заказов, в том числе техническая упаковка и курьерская доставка.

Разработка финансового плана основывается на данных, полученных на предыдущих этапах бизнес-планирования. Здесь мы определяем цены на свою продукцию, исходя из знаний о себестоимости изделия (сумма всех расходов на изготовления изделий, указанных в производственном плане) и ориентируясь на цены конкурентов (из раздела, посвященного анализу рынка) [3].

В финансовом плане художник может указать прогноз продаж своей продукции, сравнить потенциальные доходы с расходами и оценить «стоит ли игра свеч» или необходимо оптимизировать какие-то процессы, например, поискать другого поставщика материалов или поднять цены на свои изделия.

Завершающим этапом бизнес-планирования профессиональной деятельности художника можно считать создание стратегического плана, который позволяет обеспечить успешную предпринимательскую деятельность в долгосрочной перспективе.

В этом разделе могут быть продуманы стратегии на короткий срок (6-12 месяцев), средний (1-5 лет) и долгосрочный период (5-10 лет).

Стратегический план может включать идеи по решению следующих задач:

  • улучшение качества работ или устранения слабых сторон продукции, которые были выявлены на начальном этапе бизнес-планирования;
  • увеличение объёма производства и продаж;
  • наём сотрудников;
  • повышение прибыли;
  • создание и продвижение персонального бренда художника;
  • план расширения онлайн-присутствия;
  • участие в выставках, конференциях, ярмарках;
  • расширение ассортимента производимой продукции;
  • а также формирование финансовых резервов или крупных приобретений и т.д.

Бизнес-планирование может служить основой для начала предпринимательской деятельности художника, или нести прикладную пользу в повседневном решении профессиональных задач, помогая организовать и контролировать работу над длительными проектами.

Самостоятельно сформированный бизнес-план, покажет художнику степень разработанности производственных процессов, на сколько эффективно расходуются средства и соответствует ли доход его ожиданиям, продемонстрирует пути достижения поставленных целей и развития в будущем [1].

А также, наличие разработанного бизнес-плана позволяет обращаться за помощью к инвесторам и меценатам, участвовать в государственных программах поддержки индивидуальных предпринимателей, а также претендовать на крупные заказы и проекты от государственных или бизнес-структур.

Business planning in the artist's professional activity

Morozova M.A.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the practical significance of business planning in the professional activity of an artist, defines the structure and algorithm for building a business plan. Examples of the development of some sections of the business plan in the field of decorative and applied arts and painting are considered.
Keywords: professional activity, arts and crafts, business plan, business planning methodology, strategic planning, planning, strategy, artist, artistic activity.