Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования модели смешанного обучения «Flipped Classroom» в рамках современных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Анализируется влияние информационно-коммуникационных технологий на современное общество, сферу образования и ФГОС. Даётся определение и классификация «смешанного обучения», описывается модель «перевернутого класса». Выявляются достоинства и недостатки использования «Flipped Classroom» в образовательных целях.
Ключевые слова: перевернутый класс, смешанное обучение, современные педагогические технологии
Компьютерные и информационно-коммуникационные технологии имеют большое влияние на современное общество и определяют вектор его развития. Появление данных технологий в конце ХХ в. ознаменовало радикальные изменения в особенностях взаимодействия, получения и обработки информации и позволило людям делать покупки, работать и самообразовываться, не выходя из дома. Основной целью использования упомянутых технологий является сеть Интернет, которая представляет собой крупную библиотеку знаний. По исследованиям Международного Союза Электросвязи, больше 50% мирового населения имеют доступ к Интернету, что составляет около 4 миллиардов человек [13]. На основе этих данных можно с уверенностью сказать, что новые технологии меняют образ жизни большинства людей.
Подобные трансформации в обществе отражаются и на различных сферах человеческой деятельности, например, на бизнесе, производстве, и, в особенности, образовании. Одной из ключевых задач образования в целом является подготовка современных обучающихся, способных компетентно существовать и реализовывать свой потенциал в условиях мировой общественной парадигмы. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) представляет собой основополагающий документ, определяющий цели, задачи, содержание и особенности нынешнего российского образования. Наравне с обществом, которое подвергается постоянным преобразованиям и находит актуальные решения для новых проблем, таким изменениям подвергается и ФГОС. Стандарты второго поколения выдвигают новые требования к образовательному процессу [6]. Ключевым нововведением последнего стандарта является фокус на развитие компетенций, условно-учебных действий, умений самооценки и самообразования, на получение метапредметных результатов, которые отвечают запросам современного информационного общества и позволяют развивать в учениках наиболее востребованные в XXI веке умения.
Компетентностный подход к образованию является сравнительным новшеством и подразумевает направленность образовательного процесса на развитие «компетенций», а не на традиционное получение предметных знаний. Компетентностный подход имеет множество различных интерпретаций. Так, Ю.И. Мишенева под «компетентностным подходом» понимает «метод обучения, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам» [5, c. 31]. Э.Ф. Зеер дает следующую дефиницию данному термину: «приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности» [4, c. 29]. Подытоживая эти два определения, можно сказать, что данный подход связан с идеями о практическом применении получаемых знаний для решения задач, о самообучении, о метапредметности знаний.
Метапредметные результаты, с которыми тесно связаны универсальные учебные действия, являются отражением влияния информационных технологий на человечество. Сеть Интернет предоставляет расширенный доступ к информации, актуальным идеям, свежим научным материалам, статьям. Существование онлайн журналов и лекций дает возможность обучающемуся осуществлять самообразование, самовоспитание, то есть самостоятельно познавать теоретический материал в домашних условиях. Однако это является невозможным без умения работать с источниками, искать и отбирать нужную информацию, верно ее интерпретировать и в дальнейшем понимать особенности использования полученных знаний для достижения практических целей. Таким образом, метапредметные результаты предполагают развитие в обучающихся критическое и творческое мышление, а также общие умения по работе с информацией.
Еще одним аспектом образования, который подвергся преображению и переосмыслению в эру информационного общества, являются педагогические технологии. Современные педагогические технологии занимаются вопросами интеграции компьютеров и сети Интернет в образовательный процесс. Одним из самых передовых и популярных результатов пересечения ИКТ и образования является технология «смешанного обучения», получившая широкое признание в США и странах Европы. Предполагается, что данная технология способна эффективно сочетать традиционную классно-урочную систему и новые информационные технологии в различных пропорциях и развивать в обучающихся необходимые современному человеку умения.
В силу относительной новизны понятие «смешанного обучения» имеет множество различных толкований. Одни из популяризаторов и основателей технологии смешанного обучения К. Дж. Бонк и Ч.Р. Грэхем в книге «The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs» описали данную технологию как «сочетание обучения с помощью личного общения с обучением в режиме онлайн» [8, c. 39]. Д.Р. Гаррисон и Н.Д. Вохан связывают «смешанное обучение» с основательной перестройкой традиционного образовательного процесса, с большим вовлечением обучающихся в образовательный процесс, с использованием компьютеров и сети Интернет в образовательных целях [11].
К. Кристенсен, Х. Стейкер и М. Хорн в статье «Is K-12 Blended Learning Disruptive?» [12] дают характеристику модели «смешанного обучения» и определяют ее как образовательную технологию, которая совмещает онлайн-обучение с аудиторными занятиями. Авторы дают обширную классификацию различных вариантов имплементации технологий смешанного обучения в образовательный процесс и разделяют модели «смешанного обучения» на две основные ветви – «гибридные» (hybrid) и «дизруптивые» (disruptive). «Гибридные» модели подразумевают совмещение традиционных подходов к обучению с новыми технологиями, в то время как «дизруптивные» предполагают практически полное отсутствие личных встреч и аудиторных занятий, целиком опираясь на онлайн-обучение. Так, к «гибридным» моделям смешанного обучения ученые относят следующие:
- ротация станций;
- ротация лабораторий;
- перевернутый класс;
- индивидуальная ротация [12, c. 27].
Эти варианты смешанного обучения также называют «ротационными», так как они предполагают «ротацию» студентов между онлайн-обучением в домашних условиях с помощью компьютера, Интернета и аудиторными занятиями в соответствии с установленным расписанием, которое фиксирует дни «ротации» (при индивидуальной ротации посещение зависит от договоренности учителя и обучающегося). Эти модели также являются самыми популярными и часто используемыми в школьном и университетском образовании.
К «дизруптивным» моделям авторы относят следующие:
- гибкая модель;
- самосмешивающаяся модель (также известная как модель «A La Carte»);
- обогащенная-виртуальная модель [12, c. 27].
Данные варианты смешанного обучения практически полностью отказываются от аудиторных занятий, а личные встречи с учителем проходят только по запросу обучающихся.
Модель «перевернутого класса» или «Flipped Classroom» является одной из наиболее известных моделей смешанного обучения и, несмотря на свою новизну и зарубежное происхождение, начинает получать признание у российских учителей и исследователей.
Как уже было упомянуто ранее, модель «Flipped Classroom» является «ротационной», «гибридной» моделью смешанного обучения, совмещая в себе аудиторные занятия и онлайн-обучение. Однако «перевернутый класс» имеет множество особенностей, отделяющих его от прочих моделей обучения, использующих информационно-коммуникационные технологии.
Основная идея модели «Flipped Classroom» заключается в «перевороте» образовательного процесса: обучающийся вместо прослушивания аудиторных лекций изучает теоретический материал в домашних условиях, используя компьютер и Интернет для получения доступа к научным материалам и онлайн лекциям, а аудиторное время посвящается усиленной практике и отработке полученных дома знаний. Таким образом изменяются и роли учителя и обучающегося: учитель перестает быть «проводником знаний» и становится «организатором и модератором» учебного процесса, в то время как обучающийся теряет свойство «пассивного слушателя» и становится распространителем знаний, занимая более активную роль в собственном образовании. Эти особенности «перевернутого класса» являются отражением новых запросов общества и ФГОС. Так, данная модель дает возможность в полной мере реализовать «компетентностный подход» благодаря увеличенному количеству времени на практическое применение знаний в аудитории, получить «метапредметные результаты», сформировать универсальные учебные действия благодаря возможности обучающихся изучать теоретический материал дома, что позволяет задействовать и развивать критическое и творческое мышление, умения по поиску, работе и обработке информации, которые являются необходимыми в современном информационном обществе.
Помимо возможности подготовить компетентных обучающихся с релевантными для нынешнего мира умениями, технология перевернутого класса имеет и другие достоинства, которые способны помочь более эффективно организовать образовательный процесс.
Говоря об общих достоинствах смешанного обучения, К. Кристенсен, Х. Стейкер и М. Хорн выделяют возможность обучающегося в меньшей степени зависеть от таких аспектов обучения, как время, место, траектория и темп [12]. В рамках «Flipped Classroom» это достоинство предоставляет возможность обучающимся самостоятельно выбирать где, когда, и сколько раз обучающийся будет взаимодействовать с теоретическим материалом, а также на что ему стоит обратить особое внимание при его изучении. Это позволяет в большей степени индивидуализировать образование, а также уменьшить стрессы, связанные с обучением. Идея о «темпе» описывает возможность обучающихся повторно контактировать с образовательным контентом, то есть перечитывать онлайн-статьи или пересматривать видео-лекции по теме, что дает обучающимся возможность лучше понять материал, повторить его, подготовиться к обобщающей контрольной работе.
Китайский исследователь Д. Ши-Чун [9] подтверждает эти мысли. Автор указывает, что данная модель помогает улучшить коммуникацию между одноклассниками, так как дает им возможность обсуждать изучаемый материал вместе (предположительно, как в социальных сетях, так и в аудитории, посредством принятия участия в дебатах, дискуссиях, круглых столах, групповых проектах), разрешает ученикам получать образование в собственном темпе, редуцируя уровень стресса, а также является приемлемым для обучающихся с «альтернативными» способами обучения, например, в силу их психологических особенностей.
Другие исследователи выделяют такие достоинства перевернутого класса, как возможность более эффективно использовать классное время, посвящая его практике изученного материала, а также создавать собственные уроки и видео-лекции, способные учесть профессиональные и возрастные особенности обучающихся в определенной группе [3]. Также «Flipped Classroom» помогает развить и улучшить коммуникацию между обучающимся и учителем благодаря возможности связи через сеть Интернет. Так, если учитель или обучающийся не могут посетить аудиторное занятие, например, по причине болезни, обучающийся имеет возможность самостоятельно изучить теоретический материал и отработать его посредством выполнения интерактивных практических заданий, а учитель может осведомить «заменяющего» его учителя о теме урока и переслать ему материал для подготовки к аудиторному занятию [10].
На основе анализа работы студентов в рамках курсов, имплементирующих «перевернутый класс», ученые выявляют, что обучающиеся, занимающиеся по данной модели, показали более высокую мотивацию к изучению предмета, быстрее и эффективнее справлялись с практическими заданиями и тестами. По итогам опроса об эффективности «перевернутого класса», обучающиеся выделили «легкую усвояемость материала», которая заключалась в визуальном восприятии материала посредством видео, как одно из достоинств модели, а также подчеркнули удобство взаимодействия с онлайн-контентом и повышенный учет индивидуальных особенностей обучающихся, благодаря возможности пересматривать видео-лекции [2].
Однако «Flipped Classroom» также имеет и некоторые недостатки, которые заключаются в сложности имплементации данной модели в образовательный процесс. Как утверждает Н.Л. Антонова [1], преподаватели отмечают нехватку времени, знаний и ресурсов (мощность компьютеров и доступ к ним) для создания контента для обучающихся, отсутствие мастер-классов, демонстрирующих принципы и особенности создания материалов для «перевернуого класса». Также автор выделяет неготовность обучающихся и учителей к переработке и «перевороту» образовательного процесса.
О.Д. Федотова [7] подтверждает данные мысли и говорит о таких проблемах, как недостаточная производительность компьютера, которая предотвращает возможность получить доступ к онлайн-материалам, повышение давления на педагогический состав в силу необходимости переработки образовательного процесса и создания материала для обучающихся. Кроме того, указывается зависимость данной модели от мотивации обучающихся, а также от наличия доступа к компьютеру и Интернету, что, в свою очередь, зависит от материальных возможностей учителя или обучающегося. К тому же, «Flipped Classroom» усугубляет компьютерную зависимость обучающихся, которые и так ежедневно окружены новыми технологиями [9].
Несмотря на перечисленные недостатки модель «Flipped Classroom» продолжает развиваться и преобразовываться, имея большой потенциал в будущем.
На основе проанализированной литературы нами была составлена сводная таблица, обобщающая основные достоинства и недостатки модели смешанного обучения «Flipped Classroom» (Таблица 1).
Таблица 1. Достоинства и недостатки модели смешанного обучения «Flipped Classroom»
Достоинства | Недостатки |
---|---|
Более эффективное использование классного времени, направленное на углубление знаний | Большая зависимость данной модели от мотивации обучающихся (некоторые обучающиеся могут не смотреть лекции / не выполнять задания и, следовательно, не будут работать на уроке) |
Возможность создания собственных материалов вместо использования учебников | Отсутствие мастер-классов, обучающих преподавателей создавать контент |
Индивидуализация образовательного процесса (с точки зрения времени, места, траектории, темпа) | Усугубление зависимости от технологий |
Возможность вернуться к материалу и пересмотреть видео, перечитать лекции и заново выполнить тесты | Недостаток времени для создания контента для обучающихся |
Улучшение качества и возможностей коммуникации между обучающимся и учителем (благодаря Интернету) | Недоступность или недостаток технического оборудования, как у учителей, так и учеников |
Упрощение усвояемости материала благодаря визуальному восприятию | Необходимость сильной переработки учебного процесса |
Формирование, совершенствование навыков и развитие умений, наиболее востребованных в современном мире | Неготовность студентов к увеличенному количеству самостоятельной работы |
В заключение, можно сказать, что модель смешанного обучения «Flipped Classroom» является педагогической технологией XXI века, отвечает запросам современного общества, помогает в реализации новых образовательных стандартов, а также делает обучение увлекательным, индивидуализированным и свободным процессом. «Перевернутый класс» сталкивается некоторыми трудностями при имплементации в образовательный процесс, однако данные недостатки не предотвращают возможность ее использования на практике, в образовательных учреждениях. Главным достоинством данной модели является возможность сформировать современных и компетентных обучающихся, обучающихся «XXI века».
«Flipping» the educational process with the «Flipped Classroom» blended learning model
Sushchev S.S.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Mikhaleva Elena Igorevna,
Associate Professor, Department of English Language and Business Communication, Institute of Foreign Languages, Moscow State Pedagogical University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
Annotation: The article looks at the peculiarities of using the «Flipped Classroom» blended learning model within the framework of the modern Federal State Educational Standard in Russia. The influence of PC and ICT on the current society, educational sector and Standard are reviewed. The author defines and classifies «blended learning», describes the «Flipped Classroom» model. Then the main advantages and disadvantages of using «Flipped Classroom» for educational purposes are highlighted.
Keywords: flipped classroom, blended learning, innovative teaching methods
- Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. №2. С. 237-247.
- Енбаева Л.В., Иванова М.А. Технология Flipped Classroom на уроке английского языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2017. №13. С. 147-151.
- Зверева Е.В. Модель перевернутого урока (Flipped Classroom) как одна из техник обучения иностранному языку // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков. М.: Российский университет дружбы народов, 2016. С. 446-456.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3. С. 27-40.
- Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. №S8. С. 31-35.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Consultant. (дата обращения: 25.05.2020).
- Федотова О.Д., Николаева Е.А. Альтернативная образовательная технология Flipped Learning как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №1. С. 52.
- Curtis J. Bonk, Charles R. Graham The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. 1st ed. New Jersey: Pfeiffer, 2005. 624 pages.
- Flipped Classroom-Advantages and Challenges // Atlantis Press. (дата обращения: 25.05.2020).
- Flipped Classrooms: Advantages and Disadvantages from the Perspective of a Practising Art Teacher // SUNY Digital Repository. (дата обращения: 25.05.2020).
- Garrison D., Vaughan, N. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. 1st ed. San Francisco: Jossey-Bass, 2007. 272 pages.
- Is K-12 blended learning disruptive? An introduction to the theory of hybrids // Christensen Institute. (дата обращения: 25.05.2020).
- Statistics // ICT. (дата обращения: 25.05.2020).
- Antonova N.L., Merenkov A.V. Model of «flipped learning» in the higher school system: problems and contradictions // Integration of education. 2018. No. 2. Page 237-247.
- Enbaeva L.V., Ivanova M.A. Flipped Classroom model at the English language lesson // Problems of Romano-Germanic Philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. 2017. No. 13. Page 147-151.
- Zvereva E.V. Model of the flipped lesson (Flipped Classroom) as one of the methods of teaching a foreign language // Innovation and multicompetence in teaching and learning foreign languages, Moscow: RUDN, 2016. Page 446-456.
- Zeer E.F. Competence approach to education // Education and science. 2005. no. 3. Page 27-40.
- Misheneva E.I. Competence-based approach in teaching foreign languages // Scientific and methodological online journal «Concept». 2014. No. S8. Page 31-35.
- Federal state educational standard of secondary education // Consultant. (date of the address: 25.05.2020).
- Fedotova O.D., Nikolaeva E.A. Alternative educational method Flipped Learning as the implementation of the idea of radical revision of the organizational foundations of the learning process. World of Science. Pedagogy and psychology. 2017. No. 1. Page 52.
- Curtis J. Bonk, Charles R. Graham The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. 1st ed. New Jersey: Pfeiffer, 2005. 624 pages.
- Flipped Classroom–Advantages and Challenges // Atlantis Press. (date of the address: 25.05.2020).
- Flipped Classrooms: Advantages and Disadvantages from the Perspective of a Practising Art Teacher // SUNY Digital Repository. (date of the address: 25.05.2020).
- Garrison D., Vaughan, N. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. 1st ed. San Francisco: Jossey-Bass, 2007. 272 pages.
- Is K–12 blended learning disruptive? An introduction to the theory of hybrids // Christensen Institute. (date of the address: 25.05.2020).
- Statistics // ICT. (date of the address: 25.05.2020).