Аннотация. Использование чат-ботов в настоящее время наблюдается практически во всех сферах деятельности. Не обошлось без внедрения данной технологии и в процесс цифрового образования. Чат-боты представляются многообещающим инструментом с большим потенциалом. В данной статье рассматриваются возможности использования чат-бот технологии при обучении иностранному языку на конкретном примере – изучении английской лексики с учетом словообразовательного компонента.

Ключевые слова: чат-бот, иноязычное образование, тьюторинг, цифровое образование, словообразование.

По результатам конкурса проектных и
исследовательских работ по английскому и
русскому языкам с международным участием
«Создавая будущее»
(ГАОУ ВО МГПУ, 25 февраля 2020)

Современный быт невозможно представить без использования различного рода информационных технологий. Важную роль играет и сам Интернет. На сегодняшний день достаточно задать вопрос в поисковой системе «Google» или любой другой, и пользователь мгновенно получает на него ответ. Подобную ситуацию можно наблюдать и в современной системе образования [3].

В отношении роли технологий в области образования выделим четыре аспекта: технологии включены в учебную программу; в систему обучения; они используются в качестве средства для помощи в обучении; а также в качестве инструмента для оптимизации всего процесса обучения. Роль интернета при обучении больше не сводится к информационно-справочной. Образование становится интерактивным [5].

За последние несколько лет в дискуссиях об использовании интернета и мобильных приложений в образовательных целях все чаще поднимается вопрос о целесообразности применения чат-ботов. Чат-бот – это система искусственного интеллекта, с которой пользователи взаимодействуют через текст [1, с. 184]. В качестве наиболее известных и используемых в повседневной жизни чат-ботов можно выделить «Алексу» от «Amazon» и ее русскоязычный аналог – «Алиса» от «Яндекс».

Использование чат-ботов в наши дни нашло отражение практически во всех сферах деятельности: от электронной коммерции до промышленности и предоставления государственных услуг [4]. Причины тому заключаются в том, что для пользователей общение с чат-ботом кажется относительно естественным, особенно в мессенджерах, практика использования которых закрепилась в ежедневной жизни [1, с. 186].

Прежде чем рассматривать потенциал использования чат-ботов в сфере образования стоит сказать, что цифровой формат освоения учебных программ в настоящее время внедряется на всех уровнях образования. В качестве минуса электронного образования многие эксперты отмечают нехватку обратной связи. Чат-боты могут выступать аналогом сервисов «feedback», обрабатывая вопросы пользователей, затем находя ответ на них или же направлять запрос в центр поддержки [2].

Чат-боты представляются многообещающим инструментом, поскольку могут сопровождать каждого слушателя индивидуально, в соответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала. По сравнению с традиционным тьюторингом, чат-боты не требуют существенных ресурсных затрат, и потенциально могут помочь большому количеству обучающихся.

В 2017 году в интервью для сайта о компьютерной технике «The Verge», Билл Гейтс говорил о значительном потенциале чат-ботов в обучении. По его словам, чат-боты смогут преподавать даже самые сложные и специализированные дисциплины [5]. В теории чат-бот весьма гибкий и адаптивный инструмент, способный подстраиваться под запросы пользователя, имитируя «живой диалог». Выход на уровень диалогического общения является важным элемент в изучении иностранного языка. Однако возникает вопрос, способен ли чат-бот генерировать диалоги в образовательных целях.

Приложение «Duolingo» стало одним из первых, которое использовало ботов для обучения иностранному языку. В конце 2016 года в Duolingo были разработаны несколько персонажей для разговоров на иностранном языке [6]. Однако уже в начале 2018 года чат-боты были убраны из списка возможностей приложения. Пользователи приложения в обсуждениях и тематических форумах отмечали, что чат-бот часто не мог имитировать «естественный» разговор, а иногда препятствовал корректному обучению иностранному языку.

Чат-боты могут имитировать «живое общение», но оно не соответствует образовательным целям. Тем не менее, чат-боты могут оказаться эффективными помощниками в работе преподавателя или методиста и использоваться в качестве ассистента или транслятора лекционного и практического материала для широкой аудитории. И с чем чат-боты могут точно справиться, так это обучение лексике и грамматике. В рамках темы данной статьи остановимся на лексическом аспекте.

Перед осуществлением данного исследования был проведен опрос среди студентов нефилологического направления. Выборка составляла 36 человек, а анкета включала два вопроса: «1) Вы пользуетесь онлайн-переводчиками для учебы? 2) Если да, то вы переводите текст целиком или конкретные слова?». По результатам тестирования, 98 % процентов указали, что пользуются онлайн-переводчиками, а при ответе на второй вопрос больше половины выбирают перевод конкретных слов. Полученные данные можно интерпретировать как показатель того, что аудиторных часов изучения языка не хватает для освоения новых слов, и требуется применение дополнительных образовательных приемов для формирования лексической компетенции.

При изучении лексики новые слова можно поделить на две категории: собственно, новые (специфические термины, слова, привязанные к определенной тематике) и производные (новые слова, но образованные от ранее известных слов/основ с помощью словообразовательных аффиксов). Следовательно, при обучении лексике с использованием чат-бота нужно учитывать словообразовательный аспект, о внедрении которого будет сказано позже. Таким образом, чат-бот будет формировать у обучающихся онлайн не только лексическую, но и компенсаторную компетенцию через изучения способов словообразования.

Мы рассматриваем разработку чат-бота на базе социальной сети «Вконтакте». Чат-бот рассчитан на обучение лексике английского языка с включением словообразовательного компонента в процесс обучения. Чат-бот будет работать по принципу «daily challenge» (ежедневное задание с ограниченным временным периодом на его выполнение), делая рассылку пользователям, начавшим диалог с ботом.

Причина выбора такого формата работы напрямую связана с результатами опроса – небольшие по объему, но ежедневные задания намного эффективнее позволят расширить словарный запас и способствовать формированию лексической компетенции, чем длинные списки с лексикой для заучивания. Такая форма организации работы также становится востребованной в силу невозможности осуществления контроля на ежедневной основе.

Главное преимущество технологии чат-бота в том, что она не требует особой IT-подготовки или крупных финансовых вложений. В первую очередь чат-бот это ассистент, помогающий охватить широкую аудиторию и упростить работу с ней в условиях онлайн обучения.

Уже сейчас непрограммист может создавать чат-ботов, а в интернете существует много ресурсов, позволяющих преподавателю достигнуть своей цели. Например, сервис «SendPulse» предлагает визуальный конструктор бота, который можно подключить к «VK» [7]. Конструктор весьма прост по своей структуре и содержит 4 основных блока: сообщение, цепочка, действие и пауза. В алгоритм поведения бота можно задать расписание рассылок (включая пользовательские настройки в зависимости от персонального выбора частоты обучения) и само содержание рассылок. Содержание может быть не только тестом с теорией, но и ссылкой на видео-лекции, вебинар, образовательный ресурс или тест, созданный в «Google Forms» (доступ по ссылке). В дополнение «Google Forms» можно использовать не только для прохождения тематических тестов, но и сбора статистики для обеспечения обратной связи.

Внедрение словообразовательного компонента в рамках диалога с чат-ботом может проводиться двумя способами: пассивным и интерактивным. Под пассивным подразумевается опора на теоретический материал (лекции, таблицы и т.д.), заранее заготовленный преподавателем. По истечении времени на усвоение теоретического материала (блок-пауза) начинается интерактивная фаза. Чат-бот может прислать сообщение(я), в котором будет содержаться вопрос с выбором верного варианта ответа (блок-цепочка), связанный с темой образования нового слова, например, суффиксальным способом.

Выбор социальной сети «Вконтакте» как стартовой платформы для внедрения словообразовательного чат-бота обусловлен популярностью ресурса и средним временем, проводимым в нем пользователями. Психологически сообщения от чат-бота составят часть ежедневного образа жизни пользователя, а присланные задачи войдут в «онлайн-рутину». Таким образом, присутствие чат-бота в списке диалогов становится естественным явлением.

Подводя итог, можно говорить о том, что внедрение чат-бота в систему образования в целом лишь вопрос времени. С переходом обучения в цифровую среду возникает необходимость освоения новых технологий, которые будут способствовать успешной работе преподавателя со студентами. В данной статье был рассмотрен частный, интересующий нас, случай – использование чат-бота в рамках иноязычного образования с целью изучения иноязычной лексики: как это возможно и для чего нужно. Результаты проведенного исследования подводят к созданию соответствующего проекта и его последующей реализации. Таким образом, нам видится, что у чат-бота как средства изучения иноязычной лексики (английский язык) в аспекте словообразования хорошие перспективы.

Potential of the Chatbot usage in the study of foreign vocabulary (English language, word-formation)

Aymaletdinov R.T.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Molchanova Maria Aleksandrovna,
Deputy Head of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The use of chat bots these days is reflected in almost all areas of activity. This technology also steps in the process of digital education, which continues its expansion in the world. Chatbots seems a promising tool with huge potential. This article discusses the possibilities of using chat bot technology while studing a foreign language on a concrete example - the study of English vocabulary with the introduction of a word-formation component.
Keywords: chat bot, foreign language education, tutoring, digital education, word formation.


  1. Масюк Н.Н., Васюкова Л.К., Ищенко А.Е., Диденко П.С. Чат-бот как инновационный инструмент применения нейронных сетей при оптимизации процесса продаж // Азимут научных исследований: экономика и управление. – Тольятти: Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования», 2019. С. 184-188.
  2. Синягина Н.Ю. Новая цифровая реальность: чат-боты на службе образованию. – М.: СТАНКИН, 2018.
  3. Тарева Е.Г. Развитие лингвообразовательных практик: оптимистическая проекция // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2015. № 2 (18). С. 75-85.
  4. Hristiva V. Advantages and limitations of chat bots in human resources management activities // Научные горизонты. – Белгород, 2019. С. 74-80.
  5. R. Raja, P.C. Nagasubramani. Impact of modern technology in education. Department of Pedagogical Sciences, Tamilnadu Teachers Education University, Karapakkam, Tamil Nadu, 2018.
  6. Duolingo.com. URL: https://www.duolingo.com/ (дата обращения: 11.02.2020).
  7. SendPulse.com. URL: https://sendpulse.com/ru/support/glossary/chatbot (дата обращения: 11.02.2020).
  1. Masyuk N.N., Vasyukova L.K., Ishenko A.E., Didenko P.S. Chatbot as an innovative tool for the use of neural networks in optimizing the sales process // Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. - Tolyatti: Non-profit Partnership «Institute of Guided Education”, 2019. Page 184-188.
  2. Sinyagina N.Yu. The new digital reality: chatbots in the service of education. - M.: STANKIN, 2018.
  3. Tareva E.G. The development of linguistic educational practices: an optimistic projection // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language Education, 2015. No. 2 (18). Page 75-85.
  4. Hristiva V. Advantages and limitations of chat bots in human resources management activities // Scientific horizons. - Belgorod, 2019 . Page 74-80.
  5. R. Raja, P. C. Nagasubramani. Impact of modern technology in education. Department of Pedagogical Sciences, Tamilnadu Teachers Education University, Karapakkam, Tamil Nadu, 2018.
  6. Duolingo.com. URL: https://www.duolingo.com/ (date of the address: 02.11.2019).
  7. SendPulse.com. URL: https://sendpulse.com/en/support/glossary/chatbot (date of the address: 02.11.2019).