Научный руководитель: Молчанова Мария Александровна, заместитель заведующего кафедрой англистики и межкультурной коммуникации института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.881.111.1

Аннотация. Словообразование является важным разделом школьного курса обучения иностранному (английскому) языку. Работа учителя по развитию словообразовательных навыков позволяет обучающемуся активнее обогащать словарный запас и развивать языковую догадку. Однако на сегодняшний день нет единой методической технологии, которая бы была нацелена на формирование иноязычной языковой компетенции в аспекте словообразования. В настоящей статье рассмотрены проблемы, связанные с разработкой технологии обучения словообразованию в современном английском языке, способствующей формированию иноязычной языковой компетенции.

Ключевые слова: словообразование, технология, языковая компетенция, аффиксация.

«Под словообразованием понимается процесс производства новых слов за счет имеющихся лексических ресурсов языка» – такое определение словообразованию дает Г.Б. Антрушина [1, с. 63]. Немаловажным является и тот факт, что словообразование считается одним из важнейших разделов школьного курса обучения английскому языку. Владея способами словообразования, обучающийся лучше усваивает новый лексический материал, активнее обогащает словарный запас, развивает языковую догадку и иноязычную коммуникативную компетенцию, тем самым устраняя барьеры в восприятии иноязычной речи и формируя вторичную языковую личность.

Проблема английского словообразования в лингвистике имеет обширную исследовательскую историю, которой занимались такие ученые-лексикологи, как В.В. Елисеева, И.В. Арнольд, Е.С. Кубрякова, А.Н. Ильина, Г.Б. Антрушина, David Crystal, Ingo Plago и другие. Однако в рамках методики обучения иностранному языку тема словообразования оказывается недостаточно разработанной, хотя роль словообразовательных моделей в развитии языковых навыков признается большинством педагогов и методистов. На сегодняшний день нет общепринятой методической технологии, которая бы была нацелена на формирование иноязычной языковой компетенции в аспекте словообразования.

Эта проблема особенно актуальна в школьном образовании. Так, в целях обогащения и систематизации, полученных за годы изучения языка знаний, умений и навыков, в учебной программе по иностранному языку для 10-11 классов предусмотрен раздел «Словообразование», в рамках которого изучаются аффиксы. По сути, школьный курс словообразования сводится именно к аффиксации.

В теории, изучение словообразовательных компонентов происходит на протяжении всего школьного курса освоения иностранного языка. Например, в начале среднего этапа обучения (6-7 классы) происходит усвоение значения и употребления суффиксов существительных, прилагательных и наречий. Однако по факту реальное внимание уделяется словообразованию именно в 10-11 классе. Причина тому – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Согласно официальным данным сайта «ФИПИ» разделы «Аудирование» и «Чтение» выполняются экзаменуемыми лучше, чем раздел «Грамматика и лексика», в котором проверяется языковая компетенция (статистика за 2015-2019 годы). В частности, наиболее трудными и проблемными для выпускников являются задания на словообразование [5].

В ЕГЭ по английскому языку на блок «словообразование» приходятся задания с №26 по №31 в рамках раздела «Грамматика и лексика» (задания №19-38), и они рассчитаны, в первую очередь, на проверку знания лексики и оценку объема словарного запаса экзаменуемого. За правильное выполнение можно получить, максимум, шесть баллов (так как всего шесть заданий на словообразование). Причем стоит заметить, что лексика в данном блоке относится к уровню В1/В2 (средний уровень).

Напрашивается вывод, что в рамках школьной программы по иностранному языку словообразованию уделяется мало внимания. Статус данного раздела сводится едва ли не до «ознакомительного». И лишь к концу школьного курса возникает задача обучить словообразованию, исключительно с целью успешной сдачи ЕГЭ: даются шаблонные формы и клишированные пары с добавлением одного аффикса (например, «use» – «useful»). Это минимум, который проверяется на экзамене. Соответственно, об использовании словообразовательных моделей при формировании иноязычной языковой компетенции не может идти и речи [4]. Следовательно, не разрабатывается и методика, которая бы была нацелена на формирование иноязычной языковой компетенции в аспекте словообразования.

Если говорить о преобразовании в сфере обучения словообразованию английского языка и использовании словообразовательных навыков при формировании иноязычной языковой компетенции, то в первую очередь нужно обратить внимание на составление заданий на словообразование. Они должны соответствовать концепции проблемного обучения, и, в связи с этим, должен меняться сам формат упражнений [2, с. 162].

Рассмотрим возможные изменения в изучении аффиксации как наиболее распространенного способа словообразования в рамках школьной программы. Британские преподаватели, специализирующиеся на подготовке к международным экзаменам, отмечают, что аффиксация должна производиться не в «парах» (производящее – производное), а в «цепочке» (корень – производные однокоренные слова). Данные цепочки включают многообразие возможных аффиксальных комбинаций и следуют принципу «Do not limit yourself to one word!» [3, с. 136].

Освоение основных приемов и способов словообразования в современном английском языке способствует умению самостоятельно анализировать лексическую информацию и способствует развитию навыков как устной, так и письменной речи [6]. При нехватке времени и отсутствии должной систематизации материала, суффиксы, префиксы и их значения могут не усваиваться должным образом и, как следствие, употребляться некорректно.

При изучении новых слов большую роль играет ассоциативность памяти. Приоритет в выборе «цепочек» (словообразовательных гнезд, образованных из однокоренных слов) обусловлен спецификой познавательных процессов и соответствует основным подходам к решению задач современного языкового образования: личностному, деятельностному и компетентностному.

Подводя итог, можно сформулировать следующие проблемы, связанные с обучением словообразованию английского языка в рамках формирования иноязычной языковой компетенции:

  1. Отмечается значимостью словообразовательной компетенции в рамках грамматических и лексических компетенций, однако отсутствует должное внимание к ней при подготовке к ЕГЭ по иностранному языку.
  2. На сегодняшний день существует большое количество лингвистических исследований на тему словообразования английского языка, однако лингводидактическое осмысление этих результатов в УМК по английскому языку оказывается недостаточно представленным.
  3. Во ФГОС прописаны требования к степени владения словообразовательными навыками, однако отсутствует общепринятая технология, которая бы позволила максимально эффективно использовать словообразовательные модели при формировании иноязычной компетенции.

Problem of formation of language competence: affixal word formation

Aymaletdinov R.T.
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Molchanova Maria Aleksandrovna,
Deputy Head of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. Word formation is an important section of the school course in teaching foreign (English) language. When the development of word formation skills becomes a teacher’s objective, it allows the learner to actively enrich his vocabulary and develop a linguistic hunch. However, today there is no commonly accepted technology that aimed at building a foreign language competence in the aspect of word formation. This article discusses the problems associated with the development of methods of teaching word formation in modern English, contributing to the formation of foreign language competence.

Keywords: word formation, teacnology, language competence, affixation.