Аннотация: В статье рассматривается самооценка как одна из составляющих современного урока, приводится классификация функций самооценки, ее виды и ключевые характеристики. Также в статье содержатся методы формирования адекватной самооценки учащихся.

 Ключевые слова: самооценка, обучающиеся, образование, формирование.

На сегодняшний день одной из приоритетных целей современного образования является развитие личности, способной к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Именно данные цели служат основополагающим критерием для формирования у ребенка способности к рефлексивному контролю своей работы как основной причины и желания образования, расширения арсенала своих возможностей, навыков и умений.

Одной из составляющей рефлексивной деятельности принято считать самооценку. Самооценка позволяет учащимся развивать критическое мышление, осознанно подходить к своей деятельности, а также умение контролировать свои результаты и успехи. [1]

Однако в пределах образовательной деятельности необходимо понимать надлежащие условия для формирования здоровой и адекватной самооценки учащихся. Система анализа и оценки формируется таким образом, чтобы обучающиеся были причастны к контрольно-оценочной деятельности, что в свою очередь является неотъемлемой оставляющей образовательной практики.

Понятие самооценки.

Самооценка – это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Натаниэль Бранден известный психолог, исследовавший самооценку, дает такое определение: «Самооценка в полноте своей осознанности – это полученное опытным путем доказательство нашего соответствия жизни и ее требованиям.»

Также под данной дефиницией понимается уверенность в своих способностях размышлять, принимать решения и действовать в соответствии с жизненными трудностями и всевозможными задачами. Также психолог рассматривает термин «самооценка» как наличие уверенности на обладание успехом и удовлетворении своих потребностей и запросов, как достижение высоких для индивида результатов и возможность пожинать их плоды. [2]

Предлагается рассмотреть ключевые функции самооценки:

  1. Эмоциональная – наделяет человека чувством удовлетворения собственной личностью, своими качествами и характеристикам.
  2. Терминальная – подвигает человека сделать остановку в своей деятельности по причине появления самокритики или недовольства собственными результатами.
  3. Ретроспективная – обеспечивает человеку возможность анализа своего поведения и деятельности на заключительной стадии ее выполнения.
  4. Регуляторная – позволяет человеку принять определенные задачи и выбор решений.
  5. Развивающая – мотивирует человека к росту, работе над собой и совершенствованию.
  6. Прогностическая – позволяет человеку регуляцию активности в начале выполнения деятельности.
  7. Отражающая – позволяет человеку рефлексировать настоящее отношение к себе, своим поступкам и действиям, оценивать адекватность своих действий.
  8. Мотивирующая – стимулирование человека для обретения положительных самооценочных реакций.
  9. Корригирующая – наделяет человека контролем во время выполнения своей деятельности.
  10. Защитная – предоставление определенной стабильности личности, ее автономность, однако может привести к некоторому искажению опыта.
  11. Адаптационная – способствует человеку в адаптации к обществу и внешнему миру. [3]

Безусловно, для здоровой и адекватной оценки себя и своих возможностей необходимо знать свою личность. Для анализа своих достоинств и недостатков, оценки своей деятельности, не обязательно наблюдать совпадение общественного мнения с позицией индивида на этот счет.

В ходе современной учебной деятельности обучающимся не всегда легко удается оценить себя должным образом. Окружающий мир, родители, сверстники и учителя могут как становиться препятствием здесь, так и оказывать помощь в формировании личности путем самооценки.

К примеру, существует завышенная самооценка, ключевым показателем которой является чрезмерно высокое отношение к своим возможностям, потенциалу. Среди обучающихся малого возраста такой вид самооценки встречается довольно часто. В рамках образовательного процесса ученики склонны проявлять излишнюю амбициозность и полную уверенность в совершенстве своих сил. Индивидом также отмечается преобладание исключительно положительных черт характера.

В то же время существует и обратная сторона данной самооценки – заниженная. Она встречается среди людей, испытывающих неуверенность в себе, присутствии у них сомнений, а также с болезненным и восприимчивым отношением к чужим комментариям и замечаниям в свой адрес. Наряду с этим люди с заниженной самооценкой склонны колебаться в принятии решений, им трудно пережить те или иные жизненные ситуации.

Обучающиеся с данным видом самооценки могут испытывать тревогу, чувствительность, депрессивность в ходе урока. Могут идти на сокращение контактов с другими людьми, так как присутствует изначально негативное позиционирование себя в социуме. Причем реальные успехи и заслуженные достижения такими учениками могут отмечаться как случайные или не быть замеченными вовсе. В работе с такими учениками следует учитывать их ранимость, острую реакцию на критику и любого рода замечания.

Принимая во внимания все вышеперечисленное, следует упомянуть и адекватную самооценку. Она служит индикатором реальной и правдивой оценки учащимся своих способностей и результатов, нравственных и физических качеств.

Обучающиеся с данным видом самооценки обладают активной жизненной позицией, находчивостью, подвижным умом и интересом к жизни. Присутствующие в них качества являются успешным дополнением к самостоятельному анализу своих ошибок и оценке положительных результатов. Такие дети выбирают задачи себе под силу, а при эффективной их реализации могут переключить свое внимание и на более комплексные. В то же время после неудовлетворительных результатов дети с адекватной самооценкой прибегают к оценке собственных действий, их анализу, а также могут выбрать задание меньшей сложности.

С адекватной самооценкой обучающийся перенимает и воспитывает в себе такие качества как доброжелательность, воля, терпение, взаимовыручка и т.д.

Задача учителя здесь является в формировании адекватной самооценке ученика. Для реализации данной цели предлагается следующее: ознакомить детей с инструментами анализа, способами деятельности; в ходе урока предложить ученикам оценку своей работу, руководствуясь данными критериями; дать первенство самооценке ребенка над оценкой учителя; похвала и позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащихся.

В ежедневной педагогической деятельности объектом контроля служит результат, таким образом для формирования адекватной самооценки у обучающихся используются приемы градации оценки своих результатов; метод анкетирования; запрашивание ответов на вопросы, требующие вариативности; листы самоконтроля и другие методы самооценки. Данные инструменты, а также индивидуальный подход к каждому ученику помогут учителю сформировать у них адекватную самооценку, которая в дальнейшем отразится на гармоничном становлении личности.

V.V. Tatarinova
master of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers self-esteem as one of the components of the modern lesson, provides a classification of the functions of self-esteem, its types and key characteristics. The article also contains methods for the formation of adequate self-esteem of students.
Keywords: self-esteem, students, education, formation.


  1. Понятие рефлексии // Профессиональный сайт учителя (дата обращения: 05.02.2020).
  2. Самооценка // Вестник психологии URL: (дата обращения: 06.02.2020).
  3. Функции самооценки // Студенческая библиотека онлайн URL: (дата обращения: 05.02.2020).
  1. The concept of reflection // Professional website of the teacher (date of appeal: 05.02.2020).
  2. Self-esteem // Psychology Bulletin (date of appeal: 02/06/2020).
  3. Self-assessment functions // Student library online (date of appeal: 05.02.2020).