Аннотация. В статье описан опыт применения мобильных устройств на уроках литературы в 5-6 классах для проведения контроля знаний обучающихся с использованием сервисов Kahoot и Quizizz.


Ключевые слова: урок, литература, мобильные устройства, контроль знаний, BYOD, Kahoot, Quizizz.

На базе ГБОУ г. Москвы «Школа № 1095» была апробирована методика использования мобильных устройств на уроках литературы в 5 и 6 классах для проведения контроля знаний обучающихся с использованием сервисов Kahoot и Quizizz. Занятия проводились в 5 «А» классе (количество обучающихся составило 20 человек) и в 6 «А» классе (28 человек).

Задачами апробации являлись:

  • демонстрация способов использования мобильных устройств в учебных целях;
  • исследование влияния использования технологии BYОD в учебном процессе на мотивацию и вовлеченность обучающихся;
  • исследование результатов применения технологии BYОD в учебном процессе.

Фрагмент урока для 5 класса был разработан на базе сервиса Kаhооt. Целью данного тестирования было проведение текущего контроля по знанию текста русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Данный текущий контроль проводился на втором уроке по изучаемой теме: «Сказка как вид устного народного творчества». Тема урока «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой». Тест проводился на этапе актуализации знаний и был рассчитан на 15 минут.

Целью тестирования являлось определение уровня знаний обучающихся по тексту сказки, оценка результатов работы на предыдущих уроках по теме, выявление пробелов и обеспечение готовности обучающихся к дальнейшему восприятию материала по данной теме.

Перед проведением фрагмента урока с использованием технологии BYОD была произведена подготовка всего необходимого, что требуется для работы с помощью мобильных устройств. Был осуществлен переход по ссылке на страницу теста, в это время обучающиеся должны были в своих мобильных устройствах зайти в Интернет и найти сервис Kаhооt, открыть его, ввести PIN-код в открывшемся окошке, который отображался на интерактивной доске.

Для тестирования в 5 классе были предложены следующие вопросы и варианты ответов:


1. К каким сказкам относится русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

  • Бытовая
  • Волшебная
  • Сказка о животных

2. Где жил Иван-царевич?

  • На острове Буяне
  • В лесу
  • В некотором царстве, в некотором государстве

3. Сколько сыновей было у царя?

  • Один
  • Двое
  • Семеро
  • Трое

4. Куда попала стрела Ивана-царевича?

  • В серебристый ручей
  • В заколдованное озеро
  • В топкое болото
  • В лягушку

5. Что сказал царь среднему сыну, когда увидел ковер, сотканный его женой, купеческой дочерью?

  • Только на птичьем дворе ему место
  • Только у ворот его стелить
  • Только им лоханки прикрывать

6. Как звали Царевну-лягушку?

  • Царевна Несмеяна
  • Василиса Премудрая
  • Марья Моревна

7. Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

  • Разорвал в клочья
  • Растоптал ногами
  • Спалил на огне

8. У какого злодея оказалась Василиса Премудрая?

  • У Кощея Бессмертного
  • У Соловья-разбойника
  • У Змея Горыныча

9. Где хранится смерть Кощея Бессмертного?

  • В горошине
  • На конце иглы
  • В дубовом желуде

10. Куда упало яйцо, в котором была игла?

  • В синее море
  • В океан
  • В болото
  • В пропасть

11. Чем закончилась сказка?

  • Иван-царевич погиб
  • Иван-царевич победил Кощея и спас Василису Премудрую
  • Иван-царевич и Василиса Премудрая сбежали от Кощея

В данном 5 «А» классе из 20 присутствующих двое не имели своих мобильных устройств, у 11 обучающихся не было доступа в Интернет. Было принято решение разделить класс на группы, чтобы в каждой было наличие мобильного устройства с выходом в Интернет. Таким образом сформировалось 6 групп по 3 обучающихся, и одна состояла из двоих.

Фрагмент урока для 6 класса был разработан на базе сервиса Quizizz. Целью данного тестирования было проведение итогового контроля на заключительном этапе усвоения материала по теме «Пословицы и поговорки».

Данный итоговый контроль проводился на третьем уроке по изучаемой теме: «Устное народное творчество». Тема урока «Пословицы и поговорки». Тест проводился на этапе рефлексии и был рассчитан на 15 минут.

Целью тестирования являлось определение уровня усвоения знаний обучающихся по теме «Пословицы и поговорки» и выявление пробелов в понимании данной темы.

Перед проведением фрагмента урока с использованием технологии BYОD была произведена подготовка всего необходимого, что требуется для работы с помощью мобильных устройств. Был произведен переход по ссылке на страницу теста, в это время обучающиеся должны были в своих мобильных устройствах зайти в Интернет и найти сервис Quizizz, открыть его, ввести PIN-код в открывшемся окошке, который отображался на интерактивной доске.

Для тестирования в 6 классе были предложены следующие вопросы:
1. Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль – это:

  • пословица
  • поговорка
  • крылатое слово

2. Когда появились пословицы?

  • 1000 лет назад
  • 2000 лет назад
  • Когда еще не было письменности
  • 100 лет назад

3. Сколько пословиц и поговорок в сборнике «Пословицы и поговорки» В.И. Даля?

  • 10 000
  • Более 20 000
  • Более 30 000
  • 3 000

4. Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения (в народе ее называют «цветок»):

  • пословица
  • поговорка

5. Укажите поговорку:

  • Под лежачий камень вода не течет
  • Один в поле не воин
  • Двое пашут, а семеро руками машут
  • Два сапога – пара

6. Укажите пословицу:

  • Лёгок на помине
  • Делу – время, потехе – час
  • Кота в мешке покупать
  • Сделал дело – гуляй смело

7. Какая пословица вошла в народ из басни?

  • А воз и ныне там
  • Век живи, век учись
  • Семеро одного не ждут
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь

8. Какая пословица вошла в народ из сказки?

  • У сильного всегда бессильный виноват
  • Под лежачий камень вода не течет
  • А Васька слушает да ест
  • Битый небитого везет

9. Укажите пословицу об отсутствии понимания:

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда
  • Я про сапоги, а он про пироги
  • Мал золотник да дорог

10. Каким словом можно заменить поговорку «На попятный двор»?

  • Согласиться
  • Отказаться
  • Обидеться

В результате тестирования были достигнуты поставленные цели: осуществлен итоговый контроль знаний обучающихся по изучаемой теме непосредственно на уроке, поскольку результат виден сразу, произведена оценка уровня усвоения знаний обучающихся по теме «Пословицы и поговорки». Пробелы в понимании данной темы выявлены у 5% обучающихся 6 «А» класса.

По итогам проведенной апробации в 5-6 классах можно сказать, что в целом идею работы с мобильными устройствами обучающиеся восприняли с большим интересом и одобрением. Поскольку отвечать на вопросы нужно было не только правильно, но еще и быстрее всех, повысилась активность и внимательность. Обучающиеся очень серьезно отнеслись к вопросам теста, был заметен соревновательный момент, что, в свою очередь, способствовало активизации мыслительных процессов, концентрации внимания и собранности.

После проведения занятий обучающимися был задан вопрос: «Как вы считаете, нужно ли использовать личные мобильные устройства на уроках?». Все ответили утвердительно на данный вопрос, в качестве обоснования были использованы разные утверждения (см. рисунок 1).

Обоснование обучающимися необходимости использовать мобильные устройства на уроках

Рис. 1. Обоснование обучающимися необходимости использовать мобильные устройства на уроках

Также было выявлено несколько недостатков, которые отметили обучающиеся при работе с сервисом Kаhооt:

  • некоторым школьникам не хватало времени подумать над ответом;
  • занимающим дальние парты было плохо видно вопросы, поскольку они не отображаются на дисплеях мобильных устройств, а только на доске;
  • многие хотели бы видеть и варианты ответов словами в своих смартфонах, а не графическими фигурами.

Сервис Quizizz, тестирование на базе которого проходило в 6 классе, получил только положительные отзывы. Все недочеты Kаhооt в сервисе Quizizz отсутствуют. Это говорит о том, что при наличии большого числа общедоступных сервисов для обучения и создания викторин и тестов необходимо обращать внимание на новинки и различные варианты, изучать их и применять на практике, поскольку благодарная аудитория обучающихся оценит это по достоинству, и большим бонусом будет для учителя, когда на его уроки школьники будут идти с удовольствием и желанием учиться, что является первостепенной и основной задачей методики обучения.

Подводя итог апробации применения технологии BYOD в 5-6 классах, стоит отметить, что предложенные задания были выполнены успешно, трудностей, связанных с использованием смартфонов и планшетов не возникло, т. к. данные устройства хорошо приспособлены для работы с сетевыми сервисами и обучающиеся привыкли пользоваться ими в повседневной жизни. Обучающиеся проявляли активность как при индивидуальном выполнении заданий, так и при коллективной работе. Было хорошо видно, что обучающимся нравится использовать мобильные устройства для выполнения заданий, и это создает дополнительную мотивацию.

В ходе апробации уроков проводилось наблюдение, в результате которого было установлено, что благодаря использованию мобильных устройств у школьников проявляется повышение активности и заинтересованности во время занятия. Обучающиеся с удовольствием используют свои смартфоны и планшеты для выполнения заданий. Также совместно с учителем литературы было отмечено, что ученики, которые обычно малоактивны на занятиях по литературе проявляют заметную активность и увлеченность.

Experience with mobile devices in literature lessons

Orlova O.P.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Novikova Zinaida Nikolaevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Technical Sciences

Annotation. The article describes the experience of using mobile devices in literature lessons in grades 5-6 to monitor the knowledge of students using the services Kahoot and Quizizz.
Keywords: lesson, literature, mobile devices, knowledge control, BYOD, Kahoot, Quizizz.


  1. Коровина В.Я., Коровин В.П., Журавлев В.И., Беляева Н.В. Литература. Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной. ФГОС: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М., 2017. 352 с.
  2. Чухилина Е.А. На экскурсию идём и мобильные устройства с собой берём… (BYОD или не BYОD? Вот в чем вопрос…). URL: http://еdсоmmunity.ru/соmmuniсаtiоn/blоgs/dеtаil.php?blоg=е_а-blоg-s1&id=662 (дата обращения: 11.11.2019).
  3. Ширшова Л. Когда без смартфона и планшета не обойтись. URL: https://nеwtоnеw.соm/tесh/еdu-mе-mоbilе-еduсаtiоn (дата обращения: 11.11.2019).
  4. Kаhооt. URL: https://kаhооt.соm/whаt-is-kаhооt/ (дата обращения: 11.11.2019).
  5. Quizizz. URL: https://quizizz.com/ (дата обращения: 11.11.2019).
  1. Korovina V.Ya., Korovin V.P., Zhuravlev V.I., Belyaeva N.V. Literature. Work programs. 5-9 grades. Subject line of textbooks under ed. V.Ya. Korovina. FSES: Manual for Teachers of General Education Organizations. M, 2017. 352 pages.
  2. Chukhilina E.A. We are going to a tour and take mobile devices... (BYOD or not BYOD? That is the question...). URL: http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php? blog= е_а-blоg-s1&id=662 (date of appeal 11.11.2019).
  3. Shirshova L. When you can’t do without a smartphone and a tablet. URL: https://newtonew.com/current/edu-me-mobile-edusation (date of appeal 11.11.2019).
  4. Kаhооt. URL: https://kаhооt.соm/whаt-is-kаhооt/ (date of appeal 11.11.2019).
  5. Quizizz. URL: https://quizizz.com (date of appeal 11.11.2019).