Научный руководитель: Канунникова Ирина Алексеевна, заместитель заведующего кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин по учебной работе института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, доцент кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья посвящена анализу некоторых современных средств визуализации учебной информации, описанию преимуществ и недостатков использования их на уроках литературы.


Ключевые слова: визуализация, принцип наглядности, урок, литература.

В современной культуре наблюдается увеличение, расширение использования наглядных / визуальных средств в образовательной деятельности. Появляется и растет задействование компьютерных презентаций; разрабатываются и расширяются различные наглядные / визуальные технологии и продукты – инфографика, интеллект-карты и др.; увеличивается количество видео-лекций, видео-курсов, наглядных учебных пособий; активизируется привлечение к учебному процессу учебных, научно-популярных, художественных фильмов.

В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов – принципа наглядности.

Необходимость визуализации информации на современном уроке обуславливается еще тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется т.н. «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Учеными уже давно доказан тот факт, что человек более 80% информации воспринимает визуально. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации на уроке литературы.

Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации: инфографика, интеллект-карты (логико-смысловые модели), облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др.

Задачи визуализации – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Геннадием Васильевичем Лаврентьевым (доктор педагогических наук, профессор) и Натальей Борисовной Лаврентьевой. Расширяя границы данной технологии, они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта [2]. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб.

Если учесть, что визуализация предполагает не только «свертывание информации», но и «раскодирование» своеобразной художественной информации в вербально-образной сфере (Б.Г. Ананьев), то именно «базовые элементы зрительного образа» могут способствовать «развертыванию» информации в визуальный образ [4]. Литература, как известно, мыслит образами.

Путь развития читателя – это путь к пониманию многозначности образа и символического подтекста художественного слова.
Данная технология опирается на психологические особенности мышления. К особенностям мышления относят наличие стадий: активации, инкубации (созревание), инсайта (проникновение в суть, озарение), рефлексии. Фазы технологии инструментально обеспечены методическими приемами.

Все средства зрительного восприятия помогает использовать технически оснащенный кабинет русского языка и литературы, в котором обязательны компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер и Интернет.

Рассмотрим некоторые современные средства визуализации учебного материала на уроке.

Ментальная карта – способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Визуальная система координат – авторский вариант ментальной карты. Помогает работать с таким понятием, как «хронотоп» (художественное время), например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», дать оценку истинным и ложным ценностям в художественном произведении.
Гугл-карта – это не только приложение, но и прием, способствующий сжатию информации (при изучении биографии поэта или писателя, при изучении хронотопа) и ее развертыванию.

Скрайбинг – создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл лекции или презентации более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Опорная схема – прием концентрации внимания на тексте, проблеме, регулятор погружения в ткань повествования. Это одно из активных деятельностных средств при работе с текстом, т. к. помогает учащимся разобраться в содержании произведения. Схемы, построенные при изучении произведения, помогают систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

Кластер (кисть, гроздь) – графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Облако слов – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте. Встречаются облака, в которых важность слова подчеркивается цветом. Таким образом, на сайтах облако слов всегда подвижно и изменяется в размерах и по цвету по мере публикации новых материалов на сайте.

Лента времени (англ. timeline) – это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно [3].

Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на достаточно продолжительном временно́м отрезке и т. п. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте времени жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.

В качестве примера урока с использованием визуализации учебной информации приведем результат опроса после урока по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» с использованием киноэкранизации.

После проведения лекции с использованием киноэкранизации мы опросили учеников двух 11 классов. Первый класс – экспериментальная группа, в которой мы провели представленный урок с использованием кинофрагментов, второй – контрольная, в которой был проведен урок по теме без использования экранизаций.

Проведенный опрос среди учеников двух 11 классов показал, что ученики предпочитают уроки с экранизациями обычным урокам литературы, т. к. экранизации способствуют лучшему освоению материала и дают пищу для обсуждения в классе.
Следует отметить, что визуализация не является заменой живому слову учителя.

Навыки оформления презентаций, схем, помогающие в работе с текстом, анализом произведения, видеоролики нужны как средство, обогащающее обучающихся мыслями и чувствами; способное разнообразить и сделать ярче методическое построение современного урока.

Technical visualization of educational information in literature lessons

Zverkova A.S.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kanunnikova Irina Alekseevna,
assistant manager department of Russian and method of teaching philological disciplines of study of institute of the humanities of the Moscow City University, Moscow, associate professor Candidate of Philology, associate professor

Annotation. This article is devoted to analysis of some modern tools of educational information visualization, description of advantages and disadvantages of their use in literature lessons.
Keywords: visualization, visual principle, lesson, literature.