Аннотация. Данная статья посвящена электронному словарю теоретико-литературных понятий как одному из эффективных инструментов преподавания в процессе школьного литературного образования.


Ключевые слова: электронный словарь, технологии, школьное образование, чтение, творческие способности, интеллект.

Данная статья посвящена вопросу создания и использования электронного словаря теоретико-литературных понятий, который позволит обеспечить эффективное изучение, обобщение и систематизацию знаний обучающихся старших классов по теории литературы.

Говоря об актуальности электронного словаря теоретико-литературных понятий, с уверенностью можно сказать, что такой словарь имеет важность и значимость на сегодняшний момент при изучении литературы в современной школе, т. к. соответствует требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основной ФГОС и обеспечивающего: «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [8].

Для полноценного понимания и осмысления художественных произведений в эпоху информационных технологий, когда человек атакован со всех сторон разного рода информаций, появляется потребность в новой методике и инструментах для полноценного обучения в школе. Ведь главная задача преподавателя – занять обучающихся более полезной и необходимой для их развития деятельностью как для интеллектуально-культурного самосовершенствования, так и духовного.

Сегодняшнее положение наше катастрофическое, мы видим, как падает человечество на дно невежества. Материальное стало господствовать над человеческим разумом, моральные ценности растворяются в рутине, дух обнищал в пороках. Электронные технологии, подобно коням, сорвавшимся с узды, помчались вперед и не хотят поддаться человеческому контролю. А ведь, если подумать, создателем всего этого является сам человек.

Основная цель преподавателя – максимально эффективно приобщить учащихся к русской литературе посредством электронных технологий, заинтересовать и вовлечь в художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, воспитать любовь к книгам. Все богатства, культурные ценности, жизненно важные ориентиры находятся в книгах, ключом к этим богатствам является чтение художественных произведений. Главная задача учителя – приобщить учеников к чтению художественных книг.

Приобщение к чтению происходит еще в школе на ранних стадиях, в начальных классах. Школьники знакомятся со сказками, с народными преданиями, былинами и тем самым вовлекаются в литературный мир героев.

При изучении литературы на определенных стадиях, знания учащихся обогащаются новыми образами, местами, словами. Появляются новые элементы, связанные с анализом произведения, с историко-литературным процессом, с жанрами и родами, с помощью которых учащиеся могут погружаться в шедевры литературного творчества.

Для постижения и анализа художественных текстов появляется потребность расшифровывания слов, отдельных моментов, тех или иных приемов, которые используют авторы при написании своих произведений. Инструментарием для постижения и анализа художественных произведений служат словари теоретико-литературных терминов, с помощью которых учащиеся знакомятся с новыми понятиями, развивают логику, открывают тайные глубины художественных произведений, развивают ум, тем самым становятся нравственно-грамотными людьми.

Целью использования словарей теоретико-литературных понятий является обогащение учащихся новыми знаниями по литературе, с помощью которых они смогут постигать с интересом глубины художественных произведений и извлекать скрытые, полезные знания, оставленные нам великими писателями прошлых времен, которые помогут им стать людьми разумными.

На данный момент существует большое количество словарей теоретико-литературных понятий как в печатном формате, так и в электронном.

Большинство словарей не подойдут для школьников при изучении литературы в школе, т. к. они перегружены примерами из различных языков, истории, филологии и лингвистики. Много полезной информации, но не по теории литературы. Такие словари более подходят для широкого круга читателей. В школьном образовании целесообразно использовать краткий словарь литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева [7]. Словарь включает в себя около 500 терминов с подробными примерами и предназначен для изучения теории литературы в старших классах. Также можем отметить словарь теоретико-литературных понятий С. Белокуровой. Словарь содержит более 500 словарных статей, расположенных в алфавитном порядке и объясняющих литературоведческие понятия и термины, знание которых необходимо для понимания поэтики и художественного содержания прозаических и стихотворных произведений. Дано объяснение происхождения терминов и их современное толкование, в качестве иллюстраций использованы классические произведения и тексты современных авторов. Приложения к словарю (работы известных литературоведов Д.С. Лихачева и М.Л. Гаспарова, а также школьные сочинения) дают представление о системном применении литературоведческой терминологии на разных уровнях анализа.

Для создания электронного словаря теоретико-литературных понятий нами были исследованы следующие электронные словари: «Издательство Лицей» [2], «Словарь литературных терминов» [6], «Лингвострановедческий словарь Россия» [3], «Журнал о русском языке и литературе» [1], «Электронный словарь литературоведческих терминов» [9].

Словари почти близки по содержанию и структуре: алфавитный список терминов, словарные статьи, медиа, именно все то, чего нет в печатных словарях.

Анализ данных электронных ресурсов показывает, что на некоторых электронных сайтах присутствует краткая информация о каком-нибудь литературном понятии, но только в электронном формате без каких-либо иллюстраций. На других, помимо краткой информации, понятие имеет познавательный и интересный характер: медиа; аудио; дополнительные словари разного жанра.

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что словарь теоретико-литературных понятий для школьного литературного образования по литературе при осуществлении поиска необходимого термина или статьи должен иметь легкий доступ, вся информация на сайте должна опираться на литературоведческие термины, а самое главное – приносить пользу учащимся в школьном литературном образовании.

На основании исследования мы разработали модель электронного словаря теоретико-литературных понятий (https://kasumovvelibek.wixsite.com/dictionaryliterature), который включает в себя четыре блока изучаемых теоретических понятий в школьном курсе литературы:

  • понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса (например, классицизм, романтизм);
  • понятия, связанные с анализом художественного произведения (например, хронотоп, композиция);
  • понятия, связанные с развитием устной и письменной речи (например, монолог, эссе, тезис, аргумент, доказательство);
  • этические, эстетические, философские, религиозные понятия.

Электронный словарь рассчитан на систематизацию знаний учащихся старших классов по теории литературы.
Можно выделить следующие цели усвоения теоретических понятий по блокам:

  1. составление осмысленного представления об историко-литературном процессе, его развитии и формировании различных литературных направлений;
  2. овладение навыками анализа художественных произведений, связанное с художественными средствами и приемами, раскрывающими идею произведения;
  3. свободное владение устной и письменной речью, развитие творческих способностей, умение писать эссе, монологи, тезисы грамотно выражать свою речь;
  4. формирование представлений о важнейших философских, этических, эстетических, религиозных понятиях.

Блоки электронного словаря теоретико-литературных понятий включают в себя разделы с заданиями для организации самостоятельной деятельности обучающихся, т. к. именно эти разделы создают условия для применения полученных знаний по теории литературы на практике, а также их систематизации.

Каждая страница статьи по терминам, связанным с историко-литературным процессом, помимо определений, указаний художественных произведений писателей, содержит задания для учащихся. Мы используем следующие типы заданий по каждому из обозначенных разделов: мини-сочинение; дискуссия на основе проблемного вопроса; творческая деятельность.

В блоке понятий, связанных с развитием историко-литературного процесса в качестве примера нами рассматривается термин «реализм», его становление и развитие, а также имена отечественных и зарубежных писателей, связанных с данным литературным направлением, например, такие как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Оноре Де Бальзак и др.

В контексте изучения термина «реализм» обучающимся могут быть предложены следующие задания:

  • написание мини-сочинения на тему: «Какова значимость реализма в жизни человека?»;
  • ответ на проблемный вопрос по данному литературному понятию: «Какие рассказы писателей могут дать читателю больше пользы, выдуманные или реальные?»;
  • создание мини-спектакля;
  • создание рассказа, основанного на реальных событиях.

В блоке понятий, связанных с анализом художественных произведений, в качестве примера рассматривается термин «эпиграф». На странице словарной статьи термина «эпиграф» дается определение с помощью словаря теоретико-литературных понятий: «Эпиграф – так называли у древних греков надписи на памятниках. Впоследствии эпиграфом стали называть краткий отрывок из произведения другого автора, фразу, стихи, которые помещает писатель в начале своего произведения или в начале отдельных его глав для пояснения основной мысли, содержания, темы. Например: стих П.А. Вяземского «И жить торопится и чувствовать спешит», помещённый А.С. Пушкиным как эпиграф к первой главе «Евгения Онегина», определяет отношение Пушкина к своему герою в этой главе. Эпиграф к роману А.Н. Толстого «Хмурое утро»: «Жить победителями или умереть со славой» поясняет главную мысль этого произведения» [7].

Для понимания и закрепления данного термина учащимся предлагается придумать эпиграф к сочинениям на тему подвига, любви, мужества, веры, отчизны, родины, дружбы, мести, предательства, прощения.

В блоке понятий, связанных с устной и письменной речью, в качестве примера рассматриваются понятия «эссе», «монолог», «аргумент», «тезис». В качества примера приводится понятие «эссе». На странице данного понятия дается: определение, план написания, пример написания эссе, а также для закрепления на выбор предлагается написать эссе на тему: добро, любовь, честь, зло, родина, мир и война.

Блок электронного словаря, посвященный этическим, философским и религиозным категориям и связанный с бытийным компонентом учебного предмета «Литература», включает в себя три подраздела: «Галерея вечных образов», «Гений места» и «Энциклопедия бытия».

В основе словарных статей подраздела «Галерея вечных образов» лежит первоначальный образец (прототип) вечных образов, который актуален по сей день. Это те образы, которые созданы писателями, художниками, композиторами, образы, которые не умирают. Например, образ Дон Жуана, Дон Кихота, Ромео и Джульетты и т. д. В качества примера рассматривается прецедентное имя Маугли из повести Д.Р. Киплинга. Для изучения данного образа обучающим предлагаются следующие задания:

  • написание мини-сочинения: «Есть ли у животных чувства любви и сострадания?», «Почему многие животные не ко всем проявляют свою ласку и любовь?»;
  • дискуссия: «Люди жестоки или животные?»;
  • творческое задание: придумать и написать стихотворение на тему «Связь человека с животными».

Структура словарных статей подраздела «Гений места» базируется на существующих местах и достопримечательностях, которые вдохновили писателей на написание своих великолепных произведений. В основе статей подраздела «Гений места» лежит место, которое сыграло важную роль в жизни великих писателей, например, Петербург, Москва, Бородино, Патриаршие пруды. К примеру, для написания мини-сочинения предлагаются следующие темы: «Как бы Вы поступили на месте М.И. Кутузова, оказавшись в таком положении?». Задание в форме дискуссии может быть следующим: перед обучающимися ставятся проблемные вопросы «Хорош или плох Наполеон на самом деле?», «Можно ли простить Наполеона?». Задание, основанное на организации творческой деятельности: придумать и написать стихотворение, девиз, гимн к событию, произошедшему на Бородинском поле в 1812 г.

Подраздел «Энциклопедия бытия» содержит словарные статьи концептов, например, преступление, любовь, добро, вера и т. п. Структура словарных статей каждого блока идентична и включает в себя:

  • определение теоретико-литературного понятия;
  • примеры из художественного произведения;
  • примеры произведений других видов искусства;
  • задание для организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Данный электронный словарь теоретико-литературных понятий направлен на формирование, систематизацию и обобщение знаний обучающихся старших классов по теории литературы и может быть использован как на уроке, так и в организации самостоятельной деятельности обучающихся.

Данный электронный словарь теоретико-литературных понятий может использоваться как некая тренировочная площадка, с помощью которой учащиеся смогут научиться литературному искусству: развить интеллектуальные способности, обогатиться знаниями (как умственно, логически, творчески, так и духовно), открыть для себя новые двери в мире художественной литературы.

Electronic dictionary of theoretical and literary terms in the course of school literary education

Kasumov V.N.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurevna,
Deputy Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines on Scientific Work of the Institute of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the electronic dictionary of theoretical and literary terms as one of the effective tools of teaching in the process of school literary education.
Keywords: electronic dictionary, technology, schooling, reading, creative abilities, intelligence.


  1. Журнал о русском языке и литературе. URL: http://www.textologia.ru(дата обращения: 19.11.2019).
  2. Интернет-магазин издательства «Лицей». URL: http://licey.net (дата обращения: 19.11.2019).
  3. Лингвострановедческий словарь. URL: https://ls.pushkininstitute.ru (дата обращения: 19.11.2019).
  4. Ляпон М.В. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора. М., 2010. 528 с.
  5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963. 313 с.
  6. Словарь литературных терминов. URL: http://litterms.ru (дата обращения: 19.11.2019) (дата обращения: 19.11.2019).
  7. Тимофеев Л. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1963. 38 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «7» июня 2012 г. № 24480. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html (дата обращения: 19.11.2019).
  9. Электронный словарь. URL: https://www.litdic.ru (дата обращения: 19.11.2019).
  1. Journal on Russian language and literature. URL: http://www.textologia.ru (date of appeal 19.11.2019).
  2. Online store of the publishing house Lyceum. URL: http://licey.net (date of appeal 19.11.2019).
  3. Linguistic and country-study dictionary. URL: https://ls.pushkininstitute.ru (date of appeal 19.11.2019).
  4. Lapon M.V. Tsvetayeva’s Proze. Experience of reconstruction of the author’s speech portrait. M, 2010. 528 pages.
  5. Rybnikova M.A. Essays on the method of literary reading. M, 1963. 313 pages.
  6. Dictionary of literary terms. URL: http://litterms.ru (date of appeal: 19.11.2019).
  7. Timofeev L. Short dictionary of literary terms. M, 1963. 38 pages.
  8. Federal State Educational Standard of Secondary (Full) General Education. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html (date of appeal 19.11.2019).
  9. Electronic dictionary. URL: https://www.litdic.ru (date of appeal 19.11.2019).