Аннотация. В данной статье рассматривается электронный образовательный ресурс «Электронный словарь эпохи», предназначенный для использования в контексте изучения периода эпохи модерна в процессе литературного образования обучающихся 11 класса. Словарь является вспомогательным ресурсом для изучения литературы и может быть использован на уроках литературы и в контексте организации внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся.


Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, электронный словарь эпохи, эпоха модерна.

В настоящее время люди чаще используют современные технологии для образовательных целей. Динамичное развитие образовательных ресурсов подталкивает нас на создание принципиально новых, модернизированных средств, обеспечивающих реализацию творческого подхода, для регулярного использования в образовательных, а также личных интересах.

В данной статье представлен электронный образовательный ресурс, с помощью которого обучающиеся 11 класса смогут систематизировать и обобщить или узнать информацию по литературе, сгруппированную по категориям и событиям, происходивших в ту или иную эпоху. Словарь является вспомогательным ресурсом для изучения литературы и может быть использован на уроках литературы и в контексте организации внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающихся.

Изучение литературы в старших классах представляет собой большой объем информации, который ученики не всегда успевают зафиксировать в памяти или на бумажном носителе. Большинство материала из изученного обучающиеся не запоминают в силу причин: внушительный объем информации, получаемый в процессе изучения других предметов в школе, интенсивная подготовка к предстоящим экзаменам, нехватка времени на изучение большого материала.

Е.В. Убоженко в своей статье «Бумажный и электронный словарь: достоинства и недостатки» подметила, что «применение электронных словарей на лекционных и практических занятиях способствует в первую очередь повышению наглядности и экономии времени, уходящего на поиск словарной статьи в бумажной версии, и, таким образом, обеспечивает эффективность учебного процесса» [6, c. 182].

«Электронный словарь эпохи» предоставляет возможность изучать литературу в системе: сведения об изучаемой эпохе выстроены на сайте в виде компактных блоков, в которых выделена только главная и необходимая информация для четкого понимания рассматриваемой эпохи.

Структура и содержание словаря обусловлены особенностями изучения литературы в старших классах:

  1. изучение художественной литературы в контексте эпохи;
  2. систематизация и обобщение знаний по истории и теории литературы;
  3. изучение литературы на основе системно-деятельностного подхода.

Словарь можно использовать в качестве средства организации работы на уроке, в качестве работы с домашним заданием как индивидуально, так и по группам, в виде источника дополнительной познавательной информации.

Преимущество электронного формата заключается в том, что полученные в процессе изучения словаря знания, обучающиеся могут применить на практике: при выполнении творческой работы, при написании сочинения или эссе, во время проверочной работы, экзамена.

Разработанный нами «Электронный словарь эпохи» (https://site-8a54c7c.1c-umi.ru/) состоит из 6 разделов, связанных между собой.

Раздел «Дыхание времени» посвящен мотивирующей к дальнейшему изучению эпохи исторической справке. Рекомендовано начать изучение сайта с этого раздела. Он представлен первым по порядку.

Раздел «История» посвящен главным событиям, произошедшим в рассматриваемой эпохе: ситуация в стране, революции, основные даты, правители.

Раздел «Культура» рассказывает о развитии искусства: в театре, в сфере художественных открытий.

Раздел «Литература» самый объемный, в нем содержится информация о великих произведениях литературы и о писателях.

В разделе «Наука» описаны весомые научные открытия и выдающиеся личности в этой сфере.

В разделе «Спорт» представлена информация о развитии спорта в изучаемой эпохе.

Раздел под цифрой 7 представляет собой хранилище материалов для самостоятельной или групповой работы на уроке и дома. Например, задачей одного из демонстрируемых заданий является высказать аргументы «за» и «против» рассматриваемого периода эпохи, опираясь на действительные факты из истории и истории литературы. В работе необходимо использование цитат выдающихся представителей эпохи. Задание выполняется в парах.

Каждый из нас пользуется электронными ресурсами, которые позволяют нам моментально найти запрашиваемую информацию. Мы изучаем информацию и проводим аналитическую работу. «Электронный словарь эпохи» имеет значительные преимущества в процессе литературного образования обучающихся 11 класса. Обучающиеся могут использовать словарь не только для подготовки к уроку, но и в качестве ресурса для личного пользования, к которому можно обратиться в любой момент. «Электронный словарь эпохи» поможет освоить программу художественной литературы в компактном и удобном виде.

«Electronic dictionary of the epoch» in the process of literary education of students of 11 class

Molina E.O.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurevna,
Deputy Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines on Scientific Work of the Institute of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article considers the electronic educational resource «Electronic Dictionary of the Epoch», intended for use in the context of literary education of students of the 11 class. The dictionary is an resource for the study of literature and can be used in literature lessons and in the context of organizing out-of-school independent activities of students.
Keywords: electronic educational resource, electronic dictionary of the epoch, modernist style epoch.


  1. Беляева Л.Н. Потенциал автоматизированной лексикографии и прикладная лингвистика // Известия российского гос. ун-та. 2010. № 134. С. 70-78.
  2. Ваулина Е.Ю. Толковый словарь. Возможности электронной версии // Структурная и прикладная лингвистика. 2007. № 7. С. 187-196.
  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004. 264 с.
  4. Козырев В.А., Черняк В.Д. Современные ориентации отечественной лексикографии // Вопросы лексикографии. 2014. № 1(5). С. 5-15.
  5. Технологии и методики обучения литературе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Кохановой. М., 2011. 248 с.
  6. Убоженко Е.В. Бумажный электронный словарь: достоинства и недостатки // Новые технологии преподавания русского языка в школе и в вузе. Минск, 2011. С. 181-183.
  1. Belyaeva L.N. Potential of automated lexicography and applied linguistics // News of the Russian state. 2010. № 134. Page 70-78.
  2. Vaulina E.U. An interpreted dictionary. Electronic version capabilities // Structural and applied linguistics. 2007. № 7. Page 187-196.
  3. Karaulov Yu.N. Russian language and language personality. M, 2004. 264 pages.
  4. Kozyrev V.A., Chernayk V.D. Modern orientations of domestic lexicography // Issues of lexicography. 2014. № 1(5). Page  5-15.
  5. Technologies and methods of teaching literature / Ed. V.A. Kohanova. M, 2011. 248 pages.
  6. Ubozhenko E.V. Paper electronic dictionary: advantages and disadvantages // New technologies of teaching Russian in school and in university. Minsk, 2011. Page 181-183.