Научный руководитель: Колышева Елена Юрьевна, заместитель заведующего кафедрой русского языка и методики преподавания филологических дисциплин по научной работе Института гуманитарных наук ГАОУ ВО МГПУ, кандидат филологических наук, доцент
Код уникальной десятичной классификации: 372.882

Аннотация. Данная статья посвящена анализу изучения творчества Н.С. Лескова в процессе школьного литературного образования с применением средств ИКТ. Представленный анализ является основой для выбора методов преподавания произведений Н.С. Лескова в современной школе.


Ключевые слова: творчество Н.С. Лескова, ИКТ, школьное образование.

В современных условиях глобализации в области политики, экономики и культуры идет агрессивное наступление на национальные ценности русского народа, и связано это прежде всего с тем, чтобы привить молодому поколению чуждые идеалы, противоречащие менталитету народа России.

В наши дни все более остро звучит вопрос об утрате общечеловеческих ценностей. Молодое поколение нацелено исключительно на потребительскую корзину, в которой есть место для многих «благ цивилизации» – ультрасовременных моделей смартфонов, компьютерных игр, количества подписчиков в социальных сетях – виртуального мира друзей, и почти не остается места для духовных ценностей. Учителя чаще обращают внимание на то, что дети абсолютно не хотят читать, не проявляют интереса к учебному материалу, особенно когда речь идет об изучении биографии и творчества известных писателей XIX в. – классиков русской литературы, вместо этого ученики предпочитают либо игры на своих смартфонах, либо переписку в сети, либо просто засыпают.

Мы предположили, что данное положение дел скорее связано с устаревшей формой подачи учебного материала, а именно, с недостаточным использованием в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

На материале творчества писателя Н.С. Лескова мы намерены исследовать некоторые аспекты преподавания учебных тем, связанных с изучением произведений русского классика в средней школе, а также выявить проблемы, возникающие во время подготовки учебных материалов учителем и усвоения его обучающимися непосредственно на уроке.

Для того чтобы понять, какие на сегодняшний день возникают проблемы при изучении творчества Н.С. Лескова в школе, следует обратить внимание на уже имеющиеся работы исследователей творчества писателя, статьи и публикации филологов, а также на методические разработки, подготовленные учителями школ. В настоящее время к творческому наследию Н.С. Лескова проявляется все больший интерес, и это не случайно, т.к. духовная составляющая его произведений колоссально неизмерима.

Доктор филологических наук, профессор В.Ю. Троицкий – известный советский и российский литературовед, теоретик школьного образования, крупнейший лесковед – уделяет огромное внимание проблематике произведений Н.С. Лескова и материи языка писателя [12; 13]. Недаром многие русские писатели конца XIX – начала XX в. справедливо называли Н.С. Лескова художником. В 1974 г. была издана книга В.Ю. Троицкого «Лесков – художник», в которой автор рассматривает художественное своеобразие произведений писателя на фоне литературы второй половины XIX в., анализирует характерные черты лесковского стиля [12]. Многие годы спустя В.Ю. Троицкий написал книгу, адресованную прежде всего учителю-словеснику, «Словесность в школе», в которой более четко обозначил важность постижения русского национального характера на материале изучения произведений Н.С. Лескова в школе [13].

Согласно требованиям, заявленным в пункте 18.2.3 ФГОС: «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению» [14]. Данный тезис лег в основу исследования актуализации изучения творчества писателя и является отправной точкой в нашей работе.

Анализ основных программ литературного образования в основной школе показал, что изучение творчества Н.С. Лескова предусмотрено всеми программами, допущенными к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях:

  • на сегодняшний день самым известным произведением Н.С. Лескова, изучаемым в основной школе, является сказ «Левша» – он упоминается в шести основных программах из семи;
  • следующим по популярности произведением является рассказ «Человек на часах» – он представлен тремя программами из семи проанализированных;
  • рассказ «Тупейный художник» содержат две программы;
  • произведения «Старый гений», «Привидение в Инженерном замке», «Запечатленный ангел» изучаются школьниками в рамках всех программ в рамках домашнего чтения.

Анализ основных программ литературного образования в средней школе показал, что изучение творчества Н.С. Лескова предусмотрено всеми программами, допущенными к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях.

Основным произведением Н.С. Лескова, изучаемым в 10 классе, является повесть «Очарованный странник». Она представлена к изучению на уроках в 4 программах из 5 и одна программа предусматривает изучение этой повести в рамках внеклассного чтения. Изучение произведения «Леди Макбет Мценского уезда» предусмотрено одной программой.

Программой Н.М. Свириной, С.В. Федорова, М.Ю. Обухова и др. в рамках проектной деятельности предусмотрен просмотр фильма «Драма из старинной жизни» по произведению Н.С. Лескова «Тупейный художник» и сопоставление мультипликационного фильма «Левша» и одноименного произведения автора. В рамках литературного исследования фрагментарно изучается произведение «Несмертельный Голован».

Применение ИКТ является эффективным средством организации изучения творчества писателя в процессе школьного литературного образования. Они позволяют не только пробудить интерес к творчеству писателя, но и более полно организовать внеаудиторную самостоятельную деятельность школьников.

На этапах изучения творчества писателя используются, как правило, только видеоролики и презентации, другие средства ИКТ практически не задействованы в учебном процессе. Данное положение свидетельствует о том, что при изучении творчества Н.С. Лескова ИКТ используются не в полной мере.

На наш взгляд, современные средства ИКТ помогают сделать уроки более интересными, запоминающимися и продуктивными.
Так, например, при изучении биографии писателя целесообразно использовать виртуальную экскурсию, созданную при помощи сервиса Web 2.0 Prezi. В качестве примера мы разработали виртуальную экскурсию «Дом музей Н.С. Лескова»: https://prezi.com/view/iR0HPUI9FPn05YNBFlDx/. В сопровождении рассказа учителя, обучающиеся смогут посетить Дом-музей Н.С. Лескова в Орле, не отходя от компьютера или смартфона, подключенного к сети Интернет, в любой точке мира. Такая форма подачи материала способствует более глубокому погружению в атмосферу жизни писателя. Целеполагание применения данного сервиса Web 2.0 заключается в возможности более детального изучения жизни и творчества писателя, основанного на образном восприятии предметного материала обучающимися, благодаря чему они по ходу экскурсии продумывают возможные вопросы для самостоятельной разработки викторины «По страницам творческой биографии писателя».

Данный вид работы может использоваться как для индивидуального выполнения, так и для группового. Непосредственно на уроке ученикам может быть предложено групповое творческое задание по написанию коллективного мини-сочинения на заданную тему: «Побывав в гостях в Доме-музее Н.С. Лескова, я представляю себе главного героя Левшу …».

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время существует острая необходимость в разработке комплекса электронных образовательных ресурсов для организации изучения творчества Н.С. Лескова, талант которого заключен в умении донести до читателя разного возраста самобытность русского народа, раскрывая его загадочную русскую душу. Средства ИКТ будут способствовать более глубокому погружению обучающихся в эпоху жизни героев произведений данного автора, без знания произведений которого невозможно сформировать у школьников такие личностные результаты обучения, как способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

На наш взгляд, разнообразие форм дидактических материалов для работы с обучающимися во время учебного процесса, позволит школьникам проникнуть более глубоко в атмосферу описываемого исторического этапа, благодаря чему обучаемые смогут более наглядно познакомиться с героями произведений Н.С. Лескова и осмыслить проблему, заложенную автором в произведении и обратить внимание на проблемы нашего времени.

Это положение проиллюстрировано в нашем исследовании посредством методической разработки урока литературы, посвященного изучению сказа «Левша» (6 класс). Для данного урока нами были разработаны Онлайн-викторина при помощи сервиса Kahot, видеоролики, разработанные на основе экранизированной картины одноименного произведения и программы кино/фоторедактора, Иллюстрации разных художников в виде видеоролика разработанного в той же программе кино/фото редактора.

Также была сделана методическая разработка урока литературы, посвященного изучению повести «Очарованный странник» (10 класс). Для данного урока нами были разработаны онлайн-викторины в программе Kahoot, ментальная карта Mindmeister (https://www.mindmeister.com/ru/967711701/_), онлайн-кроссворд, составленный в программе Online Test Pad, «лента времени» (Timeline).

Апробация разработанных нами электронных образовательных ресурсов позволила сделать вывод, что при помощи средств ИКТ подача учебного материала имеет достаточно высокую степень усвоения, благодаря активному включению учащихся в исследование предметного изучения текстов произведений Н.С. Лескова.

Результаты анкетирования, а также апробация разработанных нами электронных образовательных ресурсов, позволяют нам сделать вывод о том, что применение средств ИКТ при изучении творчества Н.С. Лескова в процессе школьного литературного образования является эффективным средством, способствующим повышению мотивации учащихся к освоению предлагаемого материала.

Таким образом, подводя черту, необходимо еще раз подчеркнуть важность использования различных средств ИКТ при разработке и проведении уроков литературы особенно, когда речь идет об изучении текстов произведений русских писателей-классиков, т. к. эпоха XIX в. особенно сложна для понимания и осмысления проблем того времени современными школьниками. Именно поэтому необходимо предлагать обучающимся исследовать проблемы авторской позиции с применением современных информационных технологий, которые дают возможность обучаемым чувствовать себя не отрезанными от реального времени и способствуют проявлению мотивационной стороны школьника во время учебного процесса.

Study of N.S. Leskov’s creativity in the process of school literary education based on information and communication technologies

Zaremba S.B.,
master of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurevna,
Deputy Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines on Scientific Work of the Institute of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to the analysis of the study of N.S. Leskov’s creativity in the course of school literary education using ICT tools. The presented analysis is a basis for the choice of teaching methods of N.S. Leskov’s works in the modern school.
Keywords: N.S. Leskov’s creativity, ICT, school education.