Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей изучения произведений А.С. Грина на уроках литературы в 6 классе. Автор обосновывает эффективность применения ИКТ на примере изучения повести-феерии «Алые паруса».


Ключевые слова: ИКТ, методика преподавания литературы, электронные образовательные ресурсы, биография.

Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании литературы в наше время – это уже необходимость, поскольку они совершенствуют практические умения и навыки, позволяют более эффективно организовывать как коллективную, так и самостоятельную работу, а также индивидуализировать процесс обучения, поднимают заинтересованность к урокам литературы и активизируют познавательную деятельность обучающихся.

С каждым годом общество прогрессирует и развивается почти во всех отраслях деятельности людей. Тем самым появляется огромное количество информации, некого багажа знаний, который люди передают из поколения в поколение, друг другу, одновременно обновляя способы ее передачи.

Главную роль в процессе развития общества играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом.

Сегодня учитель – это прежде всего единомышленник и наставник. В наше время очень трудно заставить ребенка учиться. Такой вопрос встает практически перед всеми учителями.

Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» [3, с. 268]. Поэтому, чтобы мотивировать обучающихся на учебный процесс, необходимо на уроке дарить им увлекательный яркий эмоциональный всплеск. Только разнообразные виды работ вызовут самостоятельный поиск ребенка, могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к литературе. Ведь к этому стремится каждый педагог.

ИКТ, которые рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к получаемой информации, открывают различные возможные варианты учебной деятельности, как индивидуализации, так и дифференциации, разрешают по-новому создать взаимодействие всех обучающихся друг с другом и учителем, построить систему уроков, в которой ученик может быть активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в процесс преподавания литературы позволяет:

  • повысить темп урока;
  • активизировать процесс обучения;
  • реализовать идеи развивающего обучения;
  • увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня важно и необходимо, чтобы любой учитель по каждой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, т. к. теперь именно учителю представляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

ИКТ могут быть использованы на любом из этапов урока:

  • для обозначения темы и цели урока;
  • на этапе актуализации знаний при помощи вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • в ходе объяснения нового материала учителем;
  • для самоконтроля или взаимоконтроля обучающихся.

Основными критериями эффективности использования ИКТ являются:

  • наглядность, дающая возможность расширять и конкретизировать представления о материале, которое будет рассматриваться на уроке, и его взаимосвязях;
  • возможность проведения педагогического эксперимента в форме целенаправленной, индивидуальной диагностики, изучения личности обучающихся через тесты или анкеты;
  • уменьшение материальных и временных ресурсов;
  • возможность сбора более важной информации, которая понадобится при подготовке к уроку;
  • возможность личностного развития обучающихся через творческие задания; их инициатива, самореализация и самодеятельность через различные Интернет-сервисы.

Уроки, посвященные изучению биографии писателя, вероятно, являются самыми распространенными из всех уроков, предполагающих использование ИКТ, т.к. они дают возможность широко использовать различный иллюстративный материал, который можно найти в Интернете либо из каких-либо других источников.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства, например, с живописью, музыкой, кино, театром. Объединенное изучение разнообразных видов искусства делает урок более ярким и зрелищным, будит воображение учеников, их творческую активность.

На уроке литературы в ходе изучения творчества А. Грина могут использоваться различные ИКТ.

Презентации представляют один из самых мощных инструментов, который помогает доносить до обучающихся свои идеи наиболее эффективным и наглядным способом. Обычно для создания презентации используется программа PowerPoint, которая является частью набора приложений Microsoft Office. Однако в последнее время появилось достаточное количество альтернатив, например, один из лучших инструментов для создания презентаций является сервис Prezi.

Prezi – инструмент для создания интерактивной презентации в режиме онлайн с нелинейной структурой. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). В отличие от «классической» презентации, осуществленной в Microsoft PowerPoint, где презентация разбита на слайды, в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда. Использование Prezi и уникальность данного сервиса в ряду анализа возможностей презентаций заключается в том, что вся информация расположена на одном большом виртуальном поле, перемещение между объектами происходит очень динамично с впечатляющими эффектами масштабирования, что привлекает огромное внимание обучающихся.

Благодаря сервису Prezi можно составить презентацию для того, чтобы познакомиться с Гринландией – вымышленной страной из произведений А. Грина. Выбрав необходимый шаблон в Prezi, в качестве главного слайда ставится изображение рельефного панно из Литературно-мемориального музея Александра Грина в Феодосии, изображающее карту Гринландии.

Любой элемент в рабочей области можно выделить щелчком мыши, после чего он становится доступен для рассмотрения. Таким образом, можно отредактировать имеющиеся шаблоны и вставить каждый отдельный элемент Гринландии для последующего изучения страны на уроке. Немаловажным будет являться включение в презентацию информации о критике К. Зелинском, авторе неологизма «Гринландия» и «Земля Грина», а также небольшие описания каждого города.

Еще один сервис, которым можно воспользоваться на этапе актуализации знаний, – это PhotoPeach. PhotoPeach – онлайн-сервис по созданию видеороликов из загруженных изображений и фоновой музыки. Благодаря сервису PhotoPeach можно создать такой видеоролик, который поможет подготовить обучающихся к работе на основном этапе.

Для создания видеофрагмента по теме урока «Образ мечты в повести-феерии «Алые паруса»» добавляется портрет А. Грина, его известные цитаты из произведения, такие как «Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, любил искать и неожиданно находить» [1, с. 22], «Чудеса можно делать своими руками…» [2, с. 66] и др.; иллюстрации к повести и фрагменты фильма «Алые паруса» (1961).

Благодаря такому ролику обучающиеся на начальном этапе урока смогут:

  • сформулировать тему урока;
  • спланировать учебное занятие, чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем;
  • сформулировать цель учебного занятия;
  • поработать с цитатами писателя;
  • кратко вспомнить содержание произведения;
  • понять настроение произведения.

Таким образом, использование ИКТ возможно не только на специализированных интегрированных, но и на обычных уроках литературы на разных этапах обучения. Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет учителю переложить часть своей работы на интерактивную доску, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, ярким, насыщенным и интенсивным, ведь ИКТ не заменяют, а только дополняют учителя.

Study of A. Grin’s creativity in the process of school literary education based on information and communication technologies

Lagutina A.I.,
master of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurevna,
Deputy Head of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines on Scientific Work of the Institute of the Moscow City University, Moscow, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. This article is devoted to consideration of peculiarities of study of works of A.S. Grin in literature lessons in the 6 class. The author justifies the effectiveness of the application of information technologies on the example of studying the story «The Red Sails».
Keywords: information and communication technologies, methodology of teaching literature, electronic educational resources, biography.


  1. Грин А.С. Автобиографическая повесть. Л., 1972. 608 с.
  2. Грин А.С. Избранное. М., 1985. 576 с.
  3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. М., Л., 1949. Т. 6. 448 с.
  1. Grin A.S. Autobiographical Tale. L., 1972. 608 pages.
  2. Grin A.S. Chosen. M, 1985. 576 pages.
  3. Ushinsky K.D. Collection of Works: In 11 Vol. / redcol.: A.M. Egolin (ed.), E.N. Medynsky and V.J. Struminsky. M, L., 1949. V. 6. 448 pages.