Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании учебной презентации при обучении англоязычной монологической речи школьников на этапе основного общего образования. В статье раскрывается понятие презентации как мультимедийного средства обучения, даны виды презентаций, представлены особенности учебной презентации и эффективность ее использования на уроках английского языка. Потенциал внедрения учебной презентации раскрывается через процесс ее подготовки и процесс выступления перед аудиторией.

Ключевые слова: английский язык, основное общее образование, монологическая речь, учебная презентация.

На сегодняшний день, как пишет Е.Г. Тарева, «новая волна в развитии человечества, сопрягаемая с установками постиндустриального, информационного, постинформационного общества, никого не оставила в стороне» [9, с. 85]. Мы наблюдаем, что в учебном процессе мультимедийные средства обучения все больше укореняются на уроках английского языка в школе, о чем свидетельствуют существующие требования, отраженные в нормативных документах, к участию в учебно-исследовательской деятельности с использованием иноязычных материалов и применением информационно-коммуникативных технологий [10, с. 69].

Под термином «мультимедиа» понимается средство обучения, с помощью которого обеспечивается интерактивное взаимодействие с обучающимся и включающее в свою структуру разные виды информации – в виде текстов, аудио-, видео- и анимационных элементов [1, с. 149].

Одним из мультимедийных средств обучения является презентация, которая понимается как в широком, так и в узком смысле. С одной стороны, презентация означает «выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение результатов исследования». С другой стороны, презентация представляет собой «электронные документы особого рода, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением информации» [6, с. 14]. Наше исследование охватывает не однозначное понимание термина «презентация», а его многоаспектную семантику, включающую как широкое значение, связанное с процессом представления информации, так и узкое, специфичное для мультимедийных технологий.

Обратим внимание на классификацию презентаций по назначению, разработанную О.Н. Грибан:

  • Учебные презентации. Использование таких презентаций происходит преимущественно в сфере образования: во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся, при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях.
  • Научно-исследовательские презентации. Цель выступления – заявить о своих научных достижениях.
  • Портфолио. Презентации, в которых отражен перечень достижений автора. На слайдах представлены различные грамоты автора и свидетельства о публикации [3, с. 25].

Мы рассматриваем учебную мультимедийную презентацию, подготовленную учащимся, как многофункциональный инструмент развития умений англоязычной монологической речи, объединенный общей темой и оформленный в едином стиле, который значительно повышает результативность обучения и способствует более успешному решению дидактических задач за счет наглядной демонстрации учебного материала. Л.А. Милованова отмечает, что особенность презентации состоит в том, что это «преимущественно подготовленная речь ученика, сообщение, доклад, основанный на полученной или изученной самостоятельно информации» [7, с. 162].

Отметим, что по способу изложения материала мы анализируем линейную учебную презентацию, являющуюся более связной для сопровождения устной англоязычной речи учащегося за счет четко выстроенной последовательности – от титульного слайда к завершающему. На этапе внедрения учебной презентации в уроки английского языка данный вид облегчает выступающему выстраивание логики повествования. Нелинейные (интерактивные) презентации педагог может предложить на этапе, когда школьники накопили достаточный практический опыт применения линейных учебных презентаций, чтобы внести в урок большее разнообразие.

Рассмотрим ключевые черты учебных мультимедийных презентаций, выделенные в исследованиях Д.А. Махотина и С.М. Лесина:

  1. Основной принцип действия – влияние на визуальное мышление учащихся;
  2. Повышение эффективности усвоения информации путем взаимосвязи зрительного и слухового восприятия;
  3. Одним из наиболее распространенных продуктов в области подготовки электронных презентаций является MS Power Point;
  4. Использование графиков, таблиц, видеоматериалов, звуковых материалов, анимации представляемого материала [6, с. 14].

Последний пункт из ряда характеристик отражает применение опор, являющихся инструментом развития умений англоязычной монологической речи учащихся, способным вызывать у выступающего ассоциации с жизненным и речевым опытом. Необходимость использования опор на уроках английского языка обозначается в требованиях Федеральной рабочей программы основного общего образования в виде Таблицы 1.

Таблица 1. Требования ФРП ООО к использованию опор учащимися с 5 по 9 класс 

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Ключевые слова, вопросы, план и (или) иллюстрации, фотографии.

Ключевые слова, план, вопросы, таблицы и (или) иллюстрации, фотографии.

Ключевые слова, план, вопросы, и (или) таблицы, иллюстрации, фотографии.

Ключевые слова, план, вопросы, и (или) таблицы, иллюстрации, фотографии.

Ключевые слова, план, вопросы, и (или) таблицы, иллюстрации, фотографии или без их использования.

Опоры незаменимы на каждом этапе обучения, критерии их использования меняются с увеличением требований к монологическому высказыванию учащегося. В 5 классе школьнику необходимо опираться на ключевые слова, вопросы, план, иллюстрации и фотографии, с 6 по 8 класс в качестве опоры существует таблица, в 9 классе учащимся предлагается опция воспроизводить монологическое высказывание без вспомогательных средств, подразумевающая высокий уровень владения языком, требуемый на данном этапе основного общего образования. Данные требования ФРП позволяют нам использовать мультимедийную учебную презентацию на уроках английского языка как средство развития умений монологической речи школьников, совмещающее в себе несколько видов опор, взаимодействующих друг с другом в рамках публичного выступления учащегося для последовательного представления информации аудитории.

Учебную презентацию можно разделить на два процесса – процесс подготовки и процесс выступления, каждый из которых выполняет определенные функции для комплексного развития умений и совершенствования навыков, необходимых школьникам на этапе основного общего образования. Рассмотрим каждый этап более подробно.

Процесс создания учебной презентации – это осмысленная исследовательская работа, требующая всестороннего анализа и логически выстроенного синтеза большого количества информационных ресурсов, которая, по мнению М.М. Обидиной, позволяет учащемуся развиваться в таких аспектах, как:

  1. осуществлять поиск информации в различных источниках, использовать интернет-ресурсы;
  2. систематизировать и обобщать информацию;
  3. передавать содержание информации сжато;
  4. обосновывать суждения, давать определения, приводить подходящие примеры;
  5. использовать необходимые языковые и речевые средства;
  6. использовать мультимедиа-технологии для создания презентации [8, с. 25].

Совершенствование исследовательских навыков учащихся необходимо для обеспечения их продуктивности на уроках английского языка. Согласно работе О.О. Корзун, исследовательские навыки проявляются в умении представлять итоги своих научных трудов в устной форме перед слушателями, а также в умении применять свои навыки в практической научной среде – на конференциях, круглых столах и вебинарах по теме исследования [5, с. 33]. С помощью учебной презентации школьники отрабатывают навыки публичных выступлений, структурирования информации и аргументации собственной позиции, что способствует развитию их исследовательской компетенции, играющей значимую роль не только на уроках английского языка, но и в дальнейшей учебной и научной деятельности.

Процесс выступления с учебной презентацией служит инструментом контроля усвоения лексико-грамматического материала, а также способом развития внимания и памяти школьников. Мультимедийное сопровождение облегчает и делает более привлекательной для аудитории устную речь выступающего. Ключевым является умение логично структурировать речь, используя соответствующие речевые модели для создания связного подготовленного монологического высказывания. Отметим, что в случае недостатка языковых или речевых средств, выступление с презентацией в учебном процессе способствует развитию компенсаторных умений [4, с. 52]. Это учит школьников адаптироваться к ситуации и находить альтернативные способы донесения информации.

Об использовании учебной презентации как средства повышения мотивации к развитию умений англоязычной монологической речи свидетельствуют результаты проведенного опроса 31-го школьника 8-го класса и четырех учителей ГБОУ Школы «Кузьминки».

Мы наблюдаем, что большинству учащихся выступление с монологом дается тяжело (52%), а 42% от всех опрашиваемых иногда испытывают затруднения. Сами же задания на составление монологического высказывания проводятся нечасто, 58% – иногда, 32% – редко (см. рисунки 1,2).

Рис. 1. Результаты опроса учащихся о трудностях при монологе

Рис. 2. Результаты опроса учащихся о частотности заданий на составление монолога

Обучающиеся выделили предпочтительные задания, связанные с развитием умений монологической речи. Выступление с презентацией занимает одну из лидирующих позиций (68%), но должного времени ему не отводится, так как педагоги предлагают другие задания в рамках обучения монологической речи, не совпадающие с желаниями учащихся (см. рисунки 3,4).

Рис. 3. Результаты опроса учащихся о желательных заданиях на развитие монологической речи

Рис. 4. Результаты опроса учителей о наиболее частых заданиях на развитие умений монологической речи

Отметим, что «процесс овладения иностранным языком будет успешным при ряде условий, одним из которых является умение учителя выявлять у обучающегося мотивацию к изучению языка и направлять ее на успешное овладение им» [2, с. 23]. Продемонстрированные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что внедрение выступления с учебной презентацией в учебный процесс поспособствует повышению мотивации школьников к развитию умений монологической речи на уроках английского языка.

Несмотря на преимущества мультимедийных учебных презентаций, заключающихся в последовательности и наглядности найденного материала, чрезмерное использование графики, звуков и анимаций может перегрузить восприятие учащихся. Необходимо, чтобы объем информации и количество слайдов соответствовали возрастным особенностям школьников. Для качественного усвоения материала стоит обращать пристальное внимание не только на насыщенность презентации, но и на соблюдение принципов логики изложения и оптимального объема информации на каждом слайде, который соотносится с требованиями ФГОС к объему монологического высказывания школьников. Текст на слайдах всегда должен быть лаконичным и точным.

Подводя итог, потенциал процесса подготовки учебной презентации заключается в развитии умения структурировать, грамматически и лексически оформлять найденную информацию, выстраивать логику высказывания. Процесс выступления оказывает положительное влияние на способность адаптироваться к ситуации и использовать компенсаторные стратегии в случае нехватки языковых средств. Применение учебной презентации как мультимедийного средства обучения англоязычной монологической речи выступает многофункциональным инструментом, способствующим усвоению пройденного материала и всестороннему развитию иноязычной коммуникативной компетенции, являющейся целью обучения английскому языку в школе.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий: Теория и практика обучения языкам. М.: Издательство «Икар», 2009. 448 с.
  2. Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
  3. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Историко-педагогические чтения, 2016. №20-3. С. 23-32.
  4. Корзун О.О., Штанько Е.В. Развитие компенсаторной компетенции учащихся средней (полной) общеобразовательной школы при обучении говорению на английском языке // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2022. Т. 7, №1. С. 51-57.
  5. Корзун О.О., Савкина Е.А. Формирование исследовательской компетенции студентов – будущих учителей английского языка // Среднее профессиональное образование, 2019. №3. С. 32-35.
  6. Махотин Д.А., Лесин С.М. Презентация как мультимедийное средство обучения // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2016. №2. С. 14-19.
  7. Милованова Л.А. Формирование презентационных умений старшеклассников на уроках иностранного языка // Lingua mobilis, 2010. №3. С. 160-168.
  8. Обидина М.М. Презентация как форма организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Красноярск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. С. 24-27.
  9. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки, 2018. №3(27). С. 85-90.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Министерство просвещения РФ, 2021. 126 с.
  11. Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Иностранный (английский) язык. Базовый уровень» для 5-9 классов образовательных организаций: Министерство просвещения РФ, 2023. 73 с.

The potential of an educational presentation to teach English-speaking monologue to schoolchildren

Ermakova E.A.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Korzun Oksana Olegovna,
Associate Professor of the Department of English and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages of Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Scientific Secretary of the Dissertation Council

Abstract. The article discusses the use of educational presentation in teaching English-language monologue speech to schoolchildren at the stage of basic general education. The article reveals the concept of presentation as a multimedia teaching tool, gives the types of presentations, presents the features of educational presentation and the effectiveness of its use in English lessons. The potential of introducing an educational presentation is revealed through the process of its preparation and the process of speaking to an audience.
Keywords: English language, basic general education, monologue speech, educational presentation.

References:

  1. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts: Theory and practice of language teaching. Moscow: Ikar Publishing House, 2009. 448 p.
  2. Galskova N.D. Fundamentals of foreign language teaching methods: a textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 p.
  3. Griban O.N. The use of educational presentations in the educational process: types, stages and structure of presentations // Historical and pedagogical readings, 2016. №20-3.: 23-32.
  4. Korzun O.O., Shtanko E.V. The development of compensatory competence of secondary (full) secondary school students when learning to speak English // Pedagogy. Questions of theory and practice, 2022. Vol. 7, №1.: 51-57.
  5. Korzun O.O., Savkina E.A. Formation of research competence of students – future teachers of English // Secondary vocational education, 2019. №3.: 32-35.
  6. Makhotin D.A., Lesin S.M. Presentation as a multimedia learning tool // Pedagogical workshop. Everything for the teacher! 2016. №2.: 14-19.
  7. Milovanova L.A. Formation of presentation skills of high school students in foreign language lessons // Lingua mobilis, 2010. №3.: 160-168.
  8. Obidina M.M. Presentation as a form of organizing independent work of students in teaching a foreign language. Krasnoyarsk: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Siberian State University of Science and Technology named after Academician M.F. Reshetnev», 2019.: 24-27.
  9. Tareva E.G. The digital Age and pedagogical professions // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences, 2018. №3(27).: 85-90.
  10. Federal State Educational standard of basic general education: Ministry of Education of the Russian Federation, 2021. 126 p.
  11. Federal work program of basic general education in the academic subject «Foreign (English) language. Basic level» for grades 5-9 of educational organizations: Ministry of Education of the Russian Federation, 2023. 73 p.