Аннотация. В статье приведены результаты эксперимента по изучению педагогической технологии обучения языку обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования.

Ключевые слова: обучение языку; педагогическая технология; ФАОП; обучающиеся с нарушениями слуха; основное общее образование.

Обучение языку обучающихся с нарушениями слуха – важнейший процесс, который происходит не только в рамках изучения филологических предметов в школе, но и в рамках других предметов и коррекционной работы. При переходе на ступень основного общего образования в рамках языкового курса происходит целенаправленное знакомство обучающихся с системой языка, что требует особой организации образовательного процесса.

На уровне основного общего образования начинается третий этап обучения языку согласно коммуникативно-деятельностной системе обучения языку, применяемый в нашей стране в настоящий момент. Этот период длится 3 года – с 5 по 7 класс. Его особенности заключаются в увеличении объема работы по развитию самостоятельной письменной речи обучающихся, в рамках языковых курсов обучающихся обучают работать с книгой, развитие коммуникативных навыков проходит в тесной связи с работой над письменной речью, что находит свое выражение в работе над текстами коммуникативной направленности (записки, расписки, заявления и др.) [2].

Обучение языку обучающихся с нарушениями слуха всегда находилось в поле интересов отечественных ученых-сурдопедагогов. Прежде все это отражалось в работах С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, А.Ф. Понгильской, посвященных коммуникативно-деятельностной системе обучения языку глухих обучающихся; в работах Л.П. Носковой и И.В. Колтуненко, где отражен структурно-семантических принцип обучения грамматике. Вопросы обучения языку слабослышащих обучающихся освещались в работах А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, К.М. Комарова.

Современные научные исследования затрагивают такие вопросы, как подходы к разработке учебно-методических материалов по предметам «Русский язык» и «Развитие речи» [6, 8], дифференцированный подход к обучению обучающихся с нарушениями слуха [7], подходы к организации контрольных мероприятий по предметам языкового курса [5] и др.

Педагогическая технология – это, с одной стороны, наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения, а с другой стороны, система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и реальный процесс обучения одновременно [1; с. 6]. Рассмотрение любого образовательного процесса как технологии позволит как структирировать его в составные технологические части, так и оценить его эффективность при помощи соотнесения цели и результатов обучения.

В рамках нашего исследования было проведено комплексное изучение технологии обучения языку обучающихся с нарушениями слуха на первом году обучения на уровне основного общего образования. В фокусе нашего внимания находилась реализация варианта 1.2 Федеральной адаптированной образовательной программы (далее – ФАОП). Цель исследования заключалась в выявлении особенностей содержания, реализации и результативности современной образовательной технологии обучения языку, что реализовывалось в ходе изучения 6 компонентов образовательной технологии: цель обучения, содержание обучения и его результаты, методы обучения, средства педагогического взаимодействия, форм организации учебной деятельности. Применялись следующие методы исследования: сравнительный анализ, опрос, наблюдение и эксперимент. Проведенное исследование можно разделить на 4 части в соответствии с изучаемыми компонентами технологии. Далее мы рассмотрим методику организации и результаты каждой его части.

Первой частью исследования выступил сравнительный анализ федеральных нормативных документов (ФАОП, федеральная рабочая программа (далее – ФРП), проект ФРП) [3], [4] и документов локального уровня (адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП), рабочая программа (далее – РП)). По результатам анализа мы можем говорить о том, что программные документы в большинстве своем соответствуют федеральным требованиям, но наблюдается ряд изменений. Изменения касаются распределения учебных часов на освоение некоторых тематических блоков программы по предмету «Русский язык», разделения задач реализации программы на общие задачи и задачи, обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями слуха, исключение из программы положений, не реализуемых в г. Москва (обучение на родном (не русском) языке).

В рамках второй части исследования был проведен опрос учителей русского языка, участвующих в реализации АООП для обучающихся с нарушениями слуха. В нем приняли участие 6 учителей из 4 регионов Российской Федерации. Целью опроса было выявление специфики выбора методов и приемов обучения в зависимости от этапа учебного процесса, а также определение средств наглядности, используемых в ходе обучения. При изучении нового материала наиболее распространенными оказались следующие методические единицы: «Слово учителя», «Наблюдение и анализ языковых фактов», «Беседа учителя и учащихся» и «Чтение учебно-научного текста». Для работы над запоминанием, воспроизведением и практическим применением учебного материала учителя чаще всего прибегают к использованию таких методов и приемов, как «Слушание объяснений учителя», «Чтение учебника или пособия», «Структурирование материала в виде таблиц». Выполнение реферата, устная защита реферата и экзамен по разделу, по результатам опроса, применяются редко в образовательной практике. Ни один респондент не отметил использование вышеперичисленных методических единиц. Формирование учебно-языковых умений происходит в ходе организации учителями грамматического конструирования.

На этапе повторения и обобщения изученного материала наиболее популярными оказались методы «Применение готовых таблиц» и «Составление алгоритма действий, применения правил». Наиболее распространенным методом контроля знаний является фронтальный опрос. Зачет и экзамен по разделу наряду с массовой проверкой домашних заданий не пользуются популярностью при контроле усвоения предметных знаний.

Наиболее популярным средством наглядности оказались презентации, которые, как показал опрос, использует каждый учитель при изучении практически каждого тематического раздела. Далее по популярности следуют таблицы и схемы. Стоит отметить, что цифровые образовательные ресурсы занимают одно из последних мест по популярности, что говорит о том, что большинство учителей все еще пользуются привычными им, «аналоговыми» средствами наглядности. Диаграммы в образовательном процессе не использует ни один учитель, что делает их самым непопулярным средством наглядности. Отметим, что диаграммы, являются средством формирования функциональной грамотности, в том числе и читательской, работа над которой входит в задачи учебной дисциплины «Русский язык». Также всего один учитель отметит тот факт, что он использует на своих уроках модели. Интересен тот факт, что использование моделей было заявлено для изучения всех тематических разделов.

Третий этап исследования представлял собой наблюдение на уроках русского языка. Наблюдение (как и эксперимент) проводилось на двух экспериментальных прощадках: ГБОУ г. Москвы «Школа №1529 им А.С. Грибоедова» и ГКОУ СКШИ №65. Наблюдение проводилось в октябре и ноябре 2024 года.

В экспериментальной группе первое наблюдение проводилось с 08.10.24 до 16.10.24. В экспериментальной группе второе наблюдение проводилось с 5.11.24 до 15.11.24. Уроки, на которых проводилась диагностика, не были включены в наблюдение. И наблюдение, и последующая диагностика проводились исследователем лично. В ходе наблюдения фиксировались следующие элементы образовательного процесса: тип педагогического взаимодействия, его средства, формы организации учебной деятельности, речевые средства, используемые на уроках как учителями, так и обучающимися. Нами было установлено, что в основном на уроках применяется фронтальная форма работы. На уроках используется 3-4 речевых средства – устная речь, письменная речь, калькирующая жестовая речь и дактильная речь. Такие невербальные средства педагогического взаимодействия, как жесты, позы и особенности движений, уникальны для каждого педагога. Но в части других невербальных компонентов наблюдаются общие черты: предпочтение педагогом публичного пространства на уроке, поддержание и контроль постоянного зрительного контакта с обучающимися вместе с сохранением ими заинтересованности на протяжении всего урока.

Четвертый этап был посвящен последнему и наиболее важному компоненту педагогической технологии – результатам обучения. Для его изучения нами была проведена двухчастная диагностическая работа, включающая в себя как работу с текстом, так и письменное задание с развернутым ответом. Эта часть исследования реализовывалась в двух классах, которые будут в дальнейшем обозначены как экспериментальная группа 1 и экспериментальная группа 2. В первой части диагностики обучающимся было необходимо определить главные члены предложения, найти однородные члены предложения, ответить на вопрос по тексту и подобрать синоним. По результатам диагностики мы можем говорить о том, что большинство обучающихся имеют достаточные знания в области синтаксиса – выделение членов предложения не вызвало затруднений у большинства обучающихся. С заданием, связанным с определением смысла текста, справился только один обучающийся из экспериментальной группы 2. Остальные участники эксперимента либо указывали косвенные мотивы поступка персонажа, либо просто переписывали одно-два предложения из текста. Подбор синонима смогли совершить несколько обучающихся из экспериментальной группы 1, но ни один обучающийся из второй группы, что говорит о недостаточном у них словарном запасе. Уровень речевого развития в двух группах сильно различается. Обучающиеся первой экспериментальной группы написали развернутые повествовательные тексты, в некоторых случаях даже разделённые на смысловые части (средний объем текста – 72 слова), когда обучающиеся второй группы написали по несколько предложений описательного характера (средний объем текста – 20 слов). При выполнении диагностики обучающиеся совершали ошибки (в среднем по 3 ошибки у обучающегося), но большинство из них неспецифические и не являются характерными для данной категории детей.

Проведенное исследование позволило не только изучить современную технологию обучения языку обучающихся с нарушениями слуха на уровне основного общего образования, но и получить информацию о ее эффективности. Несмотря на то, что обучающиеся относятся к одной категории и их обучение характеризуется одинаковыми программными требованиями, внутри группы обучающихся наблюдается гетерогенность, и создается ситуация, когда образовательный процесс для отдельной группы обучающихся имеет меньшую результативность. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для оптимизации образовательного процесса путем разработки рекомендаций для реализации образовательных программ, внедрения методов и приемов обучения, не находящихся в активном использовании в настоящий момент, и изменения подходов к организации учебного процесса на уроках русского языка.

Список литературы:

  1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии: Современные педагогические технологии в начальной школе: нач. шк.: пособие для учителя. Издание 2-е, перераб. Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). 379 с.
  2. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей: Учеб. Пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова и др.; Под ред. Л.М. Быковой. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (дата обращения: 13.12.2024).
  4. Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования глухих обучающихся (вариант 1.2). (дата обращения: 13.12.2024).
  5. Четверикова Т.Ю. Обучение школьников с нарушениями слуха русскому языку на уровне основного общего образования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. №3. С. 20-30.
  6. Четверикова Т.Ю. Ориентация содержания учебных материалов по русскому языку на развитие жизненной компетенции обучающихся с нарушениями слуха // Письма в Эмиссия.Оффлайн, 2024. №3. С. 3357.
  7. Четверикова Т.Ю. Особенности федеральных адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы X Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21-22 февраля 2023 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. С. 157-159.
  8. Четверикова Т.Ю. Учебник развития речи как инструмент социокультурного и коммуникативного развития обучающихся с нарушениями слуха // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21-22 февраля 2024 года. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. С. 151-153.

Practice of using technology to teach language for students with hearing impairments

Shustova S.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow

Abstract. The article presents the results of the experiment on the study of pedagogical technology of language teaching for students with hearing impairments at the level of basic general education.
Keywords: language teaching; pedagogical technology; FAOP; deaf learners; basic general education.

References:

  1. Kukushin V.S. Modern pedagogical technologies: Modern pedagogical technologies in elementary school: elementary school: teacher's manual / Ed. 2nd, revision. Rostov n/D : Phoenix, 2004 (ZAO Kniga). 379 p.
  2. Methods of teaching the Russian language at school for deaf children: Textbook for students of defectology faculty. students of defectology fact. ped. institutes / L.M. Bykova, E.A. Gorbunova, T.S. Zykova et al. et al.; Edited by L.M. Bykova. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 303 p.
  3. Order Ministry of Education of the Russian Federation from 24.11.2022 №1025 «On the approval of the federal adapted educational program for children with disabilities. Approval of the Federal Adapted Educational Program of Basic general education program for students with disabilities». (date of the address: 13.12.2024).
  4. Approximate working program of the educational subject «Russian language» of the adapted main educational program of the basic general education of deaf students (variant 1.2). (date of the address: 13.12.2024).
  5. Chetverikova T.Yu. Teaching Russian language to schoolchildren with hearing impairments at the level of basic general education // Upbringing and education of children with developmental disorders. 2023. №3.: 20-30.
  6. Chetverikova T.Yu. Orientation of the content of educational materials on Russian language on the development of life competence of students with hearing impairment // Letters in Emission.Offline, 2024. №3.: 3357.
  7. Chetverikova T.Yu. Features of federal adapted educational programs for students with hearing impairments // Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood : proceedings of the X International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, February 21-22, 2023. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2023.: 157-159.
  8. Chetverikova T.Yu. Textbook of speech development as a tool for sociocultural and communicative development of students with hearing impairment // Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, February 21-22, 2024. Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2024.: 151-153.