Аннотация. В статье рассматривается лингводидактический потенциал интернет-ресурса Oxford Phonics World для формирования фонетических навыков младших школьников. Раскрыты преимущества платформы, такие как интерактивность, аутентичная речь, аудиовизуальный формат, обучение нормам произношения и правилам чтения, что способствует повышению эффективности усвоения фонетического материала.
Ключевые слова: английский язык, обучение произношению, фонетические навыки, младшие школьники, начальное общее образование, метод Phonics, Oxford Phonics World.
Формирование фонетических навыков младших школьников при овладении английским языком является ключевой задачей обучения на начальном этапе образования. Фонетический навык, согласно Словарю методических терминов и понятий, есть «способность правильно воспринимать звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить» [1, с. 339]. Как считают А.А. Миролюбов и К.С. Махмурян, владение фонетическими навыками также имеет важное значение в осуществлении речевой деятельности, тогда как нарушение корректности речи может привести к непониманию передаваемой информации [7, с. 153].
Фонетические навыки делятся на две группы: слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Первая группа включает в себя корректную артикуляцию и различение звуков, слов, синтагм. Вторая группа отвечает за знание и соблюдение ударений и построения ритмических паттернов в речи. Правильная интонационная модель также гарантирует взаимопонимание собеседников [3]. Кроме того, немаловажными, по мнению О.О. Корзун, являются «знания о темпе речи, который обеспечивает качество произносительной реализация фонем, слогов, слов и фраз», которые делают речь говорящего доступной и понятной для носителя языка [6, с. 12].
Обратившись к предметным результатам Федеральной рабочей программы начального общего образования [10, с. 29], были выявлены требования к учащимся четвертых классов, а именно «знание нормы произношения долготы и краткости гласных; знание правил чтения гласных в открытом и закрытом слоге в односложных словах, гласных в третьем типе слога (гласная + r); согласных; основных звукобуквенных сочетаний, в частности сложных сочетаний букв». Так, был сделан вывод, что формирование фонетических навыков играет важную роль в формировании у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.
Проведенный анализ УМК «Spotlight» (Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс) для учащихся 2-х классов с целью выявления и анализа представленных заданий на формирование фонетических навыков помог определить, что множество заданий являются однотипными и лишь малая часть упражнений направлена на отработку долготы и краткости гласных, чтения звукобуквенных сочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слоге.
По результатам наблюдения в процессе прохождения производственной практики с 30.09.2024 по 09.11.2024 в общеобразовательной школе имени Ф.М. Достоевского (г. Москва) в четвертом классе было выявлено, что уровень сформированности фонетических навыков учащихся был ниже требуемого программой, учащиеся делали слухопроизносительные и ритмико-интонационные ошибки, испытывали сложности в произношении, а именно в чтении сложных звукобуквенных сочетаний, гласных в открытом и закрытом слогах, и не проявляли интереса к изучению фонетического аспекта языка.
По словам исследователей, нынешнее время характеризуется как эпоха цифрового ренессанса, где инновационные технологии оказали большое и необратимое влияние на нашу жизнь и на образовательный процесс в том числе. Е.Г. Тарева считает, что это обстоятельство влияет на облик учителя, который по современным меркам должен отвечать требованиям цифровой модели развития общества и системы образования [9, с. 88]. По мнению О.А. Сулеймановой, современные педагоги должны идти в ногу с развивающимися цифровыми технологиями и интегрировать их в учебное пространство [14, с. 44]. Современные исследования предлагают различные способы использования ИКТ в обучении английскому языку в целом и в обучении произношению в частности. Одним из популярных способов является использование видеоматериалов. Е.С. Расходчикова предлагает использовать видео Phonics, так как они отличаются от остальных видеоматериалов, которые используются в процессе обучения [8, с. 135].
Обучение методом Phonics – это обучение систематическим ассоциациям между письменными символами и звуками, которые они представляют в алфавитной системе письма. Метод Phonics был придуман Британскими учеными для обучения школьников технике чтения в контексте их родного языка. Официальные обзоры данных показали, что обучение методом Phonics является наиболее эффективным способом обучения маленьких детей чтению. R. Woore и Sh. Li предполагают, что возможно поэтому обучение методом Phonics также приобрело популярность в контексте изучения второго и иностранного языка (ESL, EFL) [11]. Однако, метод Phonics можно применять не только при обучении технике чтения, но и при формировании фонетических навыков учащихся.
В данной методике изучаются звуки английского языка, которые обозначаются буквами или диграфами. Одной из отличительных особенностей метода Phonics является связь звука с его графической формой, а не с транскрипцией. Кроме того, введение новых звуков происходит не в алфавитном порядке.
Зарубежные исследователи описывают английский язык как трехуровневую систему письменности:
- Алфавитный уровень, на котором изучаются основные звукобуквенные соответствия.
- Уровень буквенных сочетаний, на котором учащиеся изучают сочетания согласных и гласных (например, CVC (cake), CVVC/(nail), CVV/(say)).
- Смысловой и морфологический уровень.
Обучение методом Phonics осуществляется на первых двух этапах [12, с. 4].
Выделяется несколько подходов использования метода Phonics, такие, как синтетический, аналитический, встроенный, по аналогии и через правописание.
Самыми распространенными подходами являются аналитический и синтетический для обучения 26 буквам алфавита и 44 фонемам. В рамках аналитического подхода учащиеся сравнивают слова, чтобы выявить закономерности, и применяют эти знания к новым словам (например, ran/can), или изучают семейства слов, чтобы провести аналогии между сегментами слов (например, r-an/c-an/f-an/m-an/p-an). А в рамках синтетического – учащиеся смешивают отдельные буквенные звуки вместе, образуя слова (например, c-a-t/cat).
Несмотря на различия подходов, общая цель метода Phonics состоит в том, чтобы научить учащихся правильно читать и произносить звуки, звукобуквенные сочетания и слова [13, с. 89].
Рассмотрим использование этого метода на примере конкретного интернет ресурса Oxford Phonics World. Ресурс содержит короткие обучающие видео по каждому звуку и сочетанию звуков английского языка. Ресурс поделен на 5 разделов: алфавит, краткие гласные, долгие гласные, сочетания согласных и сочетания букв. Видео содержат песни, рифмовки, минимальные пары, яркие изображения (см. рисунок 1, 2).
Рис. 1. Фрагмент из видеоролика
Рис. 2. Фрагмент из видеоролика
Структура содержания видеороликов всегда следует следующему порядку:
- введение изучаемого звука, представленного буквой или сочетанием букв, и воспроизведение диктором звука в изоляции;
- представление нескольких слов, содержащих этот звук, и повторение учащимися слов за диктором;
- песня, повторяющая все ранее представленные слова, пение песни учащимися;
- представление предложения со словами и повторение учащимися за диктором с сохранением ритмико-интонационного паттерна.
По результатам анализа научной литературы был выявлен потенциал ресурса Oxford Phonics World для формирования фонетических навыков учащихся младшего школьного возраста.
Во-первых, используя ресурс на уроке, учащиеся одновременно видят буквы, слышат звуки и видят предметы, с которыми связаны эти звуки, что может помочь ускорить процесс запоминания звуков и улучшить фонематическое восприятие.
Во-вторых, одной из отличительных особенностей видео Phonics является использование речи носителей языка, что позволяет учащимся отрабатывать правильную интонационную и произносительную модели. По мнению А.В. Канеевой и К.А. Кожановой, речь носителей английского языка позволяет приблизить образовательный процесс к условиям аутентичного общения [4].
В-третьих, на ресурсе представлена большая коллекция видео на отработку каждого звука. Всего на ресурсе доступен 171 видеоролик, то есть по несколько видео на один звук, а также видео на сочетания букв. Таким образом, использование видеороликов ресурса может разнообразить и дополнить материалы школьного учебника, в процессе анализа которого ранее была выявлена однотипность заданий, путем внедрения материалов ресурса на отработку звуков и звукобуквенных сочетаний.
В-четвертых, использование видео ресурса Oxford Phonics World может способствовать обучению нормам произношения и правилам чтения. Видео ресурса содержат материалы на отработку произношения долгих и кратких гласных, чтения гласных в закрытом и открытом слоге, согласных и множества звукобуквенных сочетаний, что отвечает требованиям Федеральной рабочей программы. Видеоролики отличаются активным форматом изложения информации. Как известно, во время урока при обучении младших школьников необходима частая смена обстановки, потому что, по словам М.М. Безруких, концентрация внимания младших школьников подвижна [2]. Так, видео могут служить материалом для эмоциональной разрядки учащихся и в то же время для их обучения.
Также, как отмечает Д.В. Картунова, видео Phonics могут способствовать повышению мотивации младших школьников посредством ярких картинок, песен и интерактивного повествования [5, с. 3]. Таким образом, принимая во внимания все вышеперечисленные преимущества, Oxford Phonics World может стать полезным инструментом в обучении школьников произносительной стороне речи.
Подводя итоги, видеоролики ресурса Oxford Phonics World могут служить полезным материалом для обучения младших школьников произношению благодаря сочетанию визуальных, аудио- и интерактивных элементов. Материалы ресурса могут быть использованы при обучении учащихся нормам произношения и правилам чтения. Они могут повысить интерес учащихся и способствовать прочному усвоению звуков и их связи с буквами.
Список литературы:
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
- Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер; Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
- Бурнакова К.Н., Боргоякова Т.Н. Ритмомелодическое оформление иноязычной речи: содержательный аспект // Казанская наука. 2018. №9. С. 64-67. (дата обращения: 01.12.2024).
- Канеева А.В., Кожанова К.А. Использование аутентичных видеоматериалов как средства развития речи на уроках английского языка в начальной школе // Гуманитарные и социальные науки, 2024. №2. С. 86-93. (дата обращения: 01.12.2024).
- Картунова Д.В. Обучение младших школьников чтению на английском языке по методу Phonics // Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: Филологический и методический аспекты, 2024. С. 599-602. (дата обращения: 01.12.2024).
- Корзун О.О. Методика совершенствования темпа речи будущих переводчиков (английский язык): автореф. дис. ... канд. пед.н. наук: 13.00.02. М.: 2008. 25 с.
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
- Расходчикова Е.С. Формирование слухо-произносительных навыков посредством видеоматериалов Phonics // Иностранный язык в профессиональной сфере: Педагогика, лингвистика, межкультурная коммуникация. 2024. С. 133-137. (дата обращения: 01.12.2024).
- Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки, 2018. №3(27). С. 85-90. (дата обращения: 01.12.2024).
- Федеральная рабочая программа начального общего образования Иностранный (английский) язык / Министерство просвещения Российской Федерации. М.: 2023. С. 142.
- Li Sh., Woore R. The effects of Phonics instruction on L2 phonological decoding and vocabulary learning: An experimental study of Chinese EFL learners // System, 2021. №103. (дата обращения: 01.12.2024).
- Bear D. Explaining phonics instruction: An educator’s guide // International Literacy Association. №9433. (дата обращения: 01.12.2024).
- Shriver E.K. Report of the National Reading Panel: Teaching Children to Read: Reports of the Subgroups. Washington: Government Printing Office, 2000. 480 с. (дата обращения: 01.12.2024).
- Suleimanova O.A. Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices // Training, Language and Culture. Vol. 4, №4.: 39-50. (дата обращения: 01.12.2024).
Features of the internet-resource OXFORD PHONICS WORLD for the formation of phonetic skills in primary school students
Martyusheva V.S.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow,
Research supervisor:
Korzun Oksana Olegovna,
Associate Professor of the Department of English and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages of Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. The article examines the linguodidactic potential of the Oxford Phonics World online resource for developing phonetic skills in primary school students. It highlights the platform's advantages, such as interactivity, authentic speech, audiovisual format, instruction in pronunciation norms, and reading rules, which contribute to improving the effectiveness of phonetic material acquisition.
Keywords: English language, pronunciation training, phonetic skills, primary school students, primary general education, Phonics method, Oxford Phonics World.
References:
- Azimov E.G., Shchukin A.N. New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching). Moscow: IKAR Publishing, 2009. 448 p.
- Bezrukikh M.M. Developmental Physiology: (Physiology of Child Development) / M.M. Bezrukikh, V.D. Sonkin, D.A. Farber; A textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Akademiya Publishing Center, 2003. 416 p.
- Burnakova K.N., Borgoyakova T.N. Rhythmic-Melodic Structuring of Foreign Speech: A Content Perspective // Kazan Science, 2018. №9.: 64-67. (date of the address: 01.12.2024).
- Kaneeva A.V., Kozhanova K.A. Using Authentic Video Materials as a Tool for Developing Speech in Primary School English Classes // Humanities and Social Sciences, 2024. №2.: 86-93. (date of the address: 01.12.2024).
- Kartunova D.V. Teaching Primary School Students to Read in English Using the Phonics Method // Languages, Cultures, Ethnicities. Formation of the Linguistic Worldview: Philological and Methodological Aspects, 2024.: 599-602. (date of the address: 01.12.2024).
- Korzun O.O. Methods for Improving Speech Tempo of Future Translators (English Language): Abstract of a Dissertation for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02. Moscow, 2008. 25 p.
- Methods of Teaching Foreign Languages: Traditions and Modernity / Edited by A.A. Mirolubov. Obninsk: Titul, 2010. 464 p.
- Raskhodchikova E.S. Formation of Listening and Pronunciation Skills through Phonics Video Materials // Foreign Language in the Professional Sphere: Pedagogy, Linguistics, Intercultural Communication. 2024.: 133-137. (date of the address: 01.12.2024).
- Tareva E.G. The Digital Era and Pedagogical Professions // MGPU Bulletin. Series: Philosophical Sciences, 2018. №3(27).: 85-90. (date of the address: 01.12.2024).
- Federal Work Program for Primary General Education in Foreign (English) Language / Ministry of Education of the Russian Federation. Moscow:: 142.
- Li Sh., Woore R. The effects of Phonics instruction on L2 phonological decoding and vocabulary learning: An experimental study of Chinese EFL learners // System, 2021. №103. (date of the address: 01.12.2024).
- Bear D. Explaining phonics instruction: An educator’s guide // International Literacy Association. 2018. №9433. (date of the address: 01.12.2024).
- Shriver E.K. Report of the National Reading Panel: Teaching Children to Read: Reports of the Subgroups. Washington: Government Printing Office, 2000. 480 p. (date of the address: 01.12.2024).
- Suleimanova O.A. Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4, №4.: 39-50. (date of the address: 01.12.2024).