Аннотация. В статье рассматриваются особенности образовательной платформа Stepik, ее специфика и преимущества перед другими электронными образовательными ресурсами, которые позволяют создавать интерактивные обучающие уроки и онлайн-курсы. Уделяется внимание инструментам образовательной платформы, направленным на развитие умений аудирования, так как высокий уровень аудитивных умений является залогом эффективного общения на иностранном языке.
Ключевые слова: платформа Stepik; онлайн-обучение; аудирование; аудитивные умения; онлайн-курс; интерактивное обучение.
Современное образовательное пространство характеризуется активным развитием онлайн-обучения, что обусловлено возрастающей потребностью в доступных и гибких формах получения знаний. На сегодняшний день существует широкий выбор платформ, предоставляющих образовательные курсы по разнообразным дисциплинам, которые разрабатываются и преподаются ведущими экспертами как России, так и других стран. Такие платформы, как Coursera, Udemy, Uchi.ru, Яндекс Практикум, Skyeng и GeekBrains, стали важными игроками на рынке онлайн-образования, предлагая пользователям обширный выбор курсов в различных областях – от программирования и маркетинга до иностранных языков и гуманитарных дисциплин.
Особое внимание следует уделить российским платформам, среди которых выделяется Stepik [7]. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу, обширной базе курсов и удобной системе прохождения тестов и заданий, Stepik сумел завоевать значительную популярность среди российских пользователей (см. рисунок 1). Эта платформа стала центром притяжения для студентов, профессионалов и тех, кто стремится к саморазвитию, предоставляя им возможность учиться в удобном темпе и в любое время.
Рис. 1. Визуальный интерфейс Stepik
Stepik – это российская образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов, предлагающий как бесплатные, так и платные обучающие курсы в свободном доступе [7]. Забегая вперед, отметим, что Stepik предоставляет широкие возможности для создания интерактивных и увлекательных онлайн-курсов, используя видео, текстовые материалы и разнообразные задания с автоматической проверкой и мгновенной обратной связью. Необходимо подчеркнуть, что Stepik охватывает широкий спектр направлений, включая программирование, математику, информатику, экономику, естественные и гуманитарные науки.
Stepik отличается не только широким ассортиментом курсов, но и тем, что на его базе активно создаются образовательные программы ведущими российскими университетами и компаниями. Согласно официальной информации, представленной на платформе Stepik, более 6 миллионов пользователей уже активно используют платформу для обучения. В каталоге доступно около 700 онлайн-курсов, созданных как частными лицами, так и организациями, среди которых такие известные как Яндекс, Mail.ru, Высшая школа экономики (ВШЭ), Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие ведущие образовательные учреждения. Целевая аудитория включает школьников, студентов и начинающих специалистов [7].
Следует подчеркнуть, что использование образовательной платформы Stepik для обучения аудированию студентов 1-го курса языкового вуза может значительно повысить эффективность учебного процесса. Благодаря интерактивному формату и разнообразным заданиям студенты получают возможность погружаться в языковую среду, развивая аудитивные умения в удобном для себя темпе.
Аудирование играет решающую роль в овладении иностранным языком [6]. Освоение речевого общения как средства коммуникации предполагает не только умение выразить свои мысли, чувства, намерения, но и способность понимать речь собеседника, как при личном общении, так и по радио, телевидению, при общении по телефону или в условиях онлайн взаимодействия. От точности и полноты восприятия услышанного напрямую зависят действия и реакции участников коммуникации, что подчеркивает значимость аудирования как отдельного вида речевой деятельности [3]. При этом следует признать, что развитие умений аудирования является одной из наиболее сложно реализуемых методических задач, так как восприятие иноязычной речи на слух исследователи относят к самому трудному виду речевой деятельности [2]. Следовательно, обучение аудированию становится одной из приоритетных целей в языковом образовании.
Практические исследования и наблюдения показывают, что развитие аудитивных умений студентов первого курса языкового вуза, например, обучающихся по направлению подготовки «педагогическое образование», требует особого подхода. Аудирование на иностранном языке представляет собой сложный когнитивный процесс, отличающийся рядом особенностей. Успешное развитие этих умений является основополагающим фактором для эффективного использования языка [8].
Сложность аудирования на иностранном языке обусловлена множеством факторов, включая акустические и фонетические особенности речи, культурные различия, темп речи, наличие незнакомой лексики и грамматических конструкций. Без систематической работы над данными аспектами студенты могут испытывать трудности в восприятии иностранной речи, что снижает их уверенность в общении и замедляет прогресс в овладении языком. Поэтому развитие аудитивных умений должно происходить поэтапно и учитывать индивидуальные особенности каждого студента, обеспечивая постепенное усложнение учебного материала.
Использование образовательной платформы Stepik может значительно повысить эффективность обучения аудированию. На этой платформе курсы разбиты на тематические модули, каждый из которых состоит из отдельных уроков, которые также доступны в общей библиотеке. Учитель может структурировать курс таким образом, чтобы каждый небольшой модуль относился к определенному аспекту аудирования. Уроки в модулях включают в себя последовательные шаги, которые могут быть представлены в виде текста, видео-лекций, аудирования или практических заданий (см. рисунок 2).
Рис. 2. Создание курса на Stepik
Платформа Stepik предоставляет возможность загружать материалы для аудирования, включая видео и аудиофайлы на английском языке. Stepik предлагает более 20 видов интерактивных заданий, таких как тесты с выбором правильного ответа, задания на заполнение пропусков, с вводом ответа, перенос элементов, задания, которые оцениваются преподавателем или автоматически проверяемые решения через внешние сервисы (см. рисунок 3).
Рис. 3. Виды заданий на Stepik
Разрабатывая образовательный онлайн-курс на платформе Stepik, станет правильным включить различные формы заданий, которые будут способствовать развитию умений аудирования. Так, например, задание на заполнение пропусков, которое традиционно используется для проверки понимания прослушанного материала, позволит студентам сконцентрироваться на ключевых моментах аудиозаписи. Задание на перенос элементов может быть адаптировано для работы с предложениями: обучающимся будет предложено расставить их в правильном порядке в соответствии с последовательностью из аудиозаписи. Такой формат не только способствует более глубокому осмыслению материала, но и развивает умение устанавливать логические связи внутри текста. Также данный инструмент можно использовать для создания заданий по соотнесению слов с их определениями, что поможет студентам лучше усваивать лексический материал, встречающийся в аудиозаписи. Подобные задания могут включать поиск синонимов к словам, прозвучавшим в аудиотексте, или идентификацию идиом и выражений, с последующим выбором их правильных значений. В итоге использование всех этих встроенных инструментов платформы Stepik позволит разработать эффективный онлайн-курс, нацеленный на развитие умений аудирования. Разнообразие форматов и интерактивность способствует повышению мотивации обучающихся и делает процесс обучения более продуктивным.
Акцент Stepik делает на сотрудничестве, что соответствует современным образовательным практикам. Платформа позволяем учащимся участвовать в дискуссиях в рамках форумов и получать обратную связь от преподавателей и сокурсников. Так, например, создавая онлайн-курс по развитию умений аудирования можно включить задания, в которых учащимся будем предложено обсудить тему после прослушивания записи или ответить на вопросы на форуме для дальнейшего обсуждения. Такой подход к обучению дает возможность адаптировать курс под индивидуальные потребности обучающихся и оценивать их успехи в развитии умений аудирования.
Помимо всего вышеперечисленного, платформа предоставляет авторам онлайн-курсов возможность управлять курсом, а именно добавлять или удалять студентов, преподавателей, кураторов и прочих участников. Кроме того, авторы могут выдавать сертификаты при достижении определенного количества баллов или по решению преподавателя, а также просматривать статистики по курсу, в частности регистрации, отзывы и прочее. У преподавателей есть возможность создавать экзаменационные модули, что делает онлайн-курс еще более эффективным.
Все авторы вправе сохранять за собой права на созданные ими материалы курсов и использовать их по своему усмотрению, как в формате полноценных курсов, так и отдельных уроков. Материалы доступны для самостоятельного изучения студентами, а преподаватель получает возможность следить за прогрессом студентов и анализировать данные об их успеваемости. Это отвечает современным требованиям преподавателей по внедрению элементов персонализированного обучения. Все курсы и материалы, размещенные на платформе Stepik, подлежат использованию в соответствии с применимыми условиями лицензирования. Кроме того, курсы, разработанные на платформе Stepik, могут быть связаны с другими системами управления обучением (LMS) или веб-сайтами. Преподаватели могут применять внешние сервисы для оценки практических заданий, а любой урок или курс на Stepik легко встроить на собственный веб-сайт или в систему управления обучением (LMS).
Кроме того, платформа Stepik предоставляет значительное преимущество: она может использоваться как пространство для проведения различных мероприятий – от олимпиад и конкурсов до онлайн-экзаменов.
Также стоит подчеркнуть, что образовательные учреждения, особенно университеты, получают выгоду от использования онлайн-курсов, так как это позволяет снизить расходы на приобретение печатных учебных материалов. Вдобавок, такое обучение способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, а также повышает интерес учащихся к занятиям и к аудированию, в частности [1].
Использование авторского онлайн-курса для развития умений аудирования сможет стать опорой для студентов первого курса языкового вуза, обучающихся по направлению подготовки «педагогическое образование» в ходе обучения английскому языку [5].
Студенты смогут совершенствовать умения аудирования, развивать умение говорения, используя онлайн-курс на платформе Stepik, а также обогатить словарный запас и улучшить грамматические навыки, поскольку в рамках курса работа будет вестись исключительно на основе аутентичных материалов, что будет формировать языковую среду в онлайн формате.
Таким образом, современное образование уже не представляется возможным без использования образовательных онлайн-платформ. Все большую популярность приобретает образовательная платформа Stepik, поскольку играет ведущую роль на рынке онлайн-образования. У данной платформы есть все необходимые инструменты и средства, которые делают обучение интерактивным и способствуют эффективному обучению аудированию студентов 1-го курса языкового вуза.
Список литературы:
- Булыгина А.А., Булыгина Н.В. Организация дистанционного обучения с помощью платформы Stepik // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года / Редколлегия: Р.М. Чудинский (науч. ред.) [и др.]. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. С. 64-67.
- Вишневская Е.М., Иванова А.М. Формирование навыков аудирования у студентов-переводчиков, готовящихся к осуществлению устного последовательного и синхронного переводов // Научное мнение. 2019. №4. С. 46-53.
- Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // «Иностранные языки в школе». 1981. №5. С. 32-39.
- Горбачева Ю.В. Применение учебной платформы Stepik в обучении / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции: сб. науч. статей. М.: Изд-во «Перо», 2019. С. 38-41.
- Есина Л.С. Обучение аудированию с помощью цифровых ресурсов в группах бакалавров направления подготовки «Прикладная информатика» // Современное педагогическое образование. 2020. №4, с. 30-37.
- Милованова Л.А. Лингводидактический потенциал системы Moodle и элемента H5P «интерактивнoе видео» в практике обучения аудированию / Л.А. Милованова, В.Г. Караваева, В.А. Цыбанева // Бизнес. Образование. Право. 2022. №4(61). С. 432-438.
- Stepik (сайт). (дата обращения: 01.05.2024).
- Чмых И.Е., Умарова М.М. Основные трудности развития навыков аудирования в обучении английскому языку // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, №6-1. С. 544-549.
On the use of the educational platform Stepik for teaching listening skills to first-year language university students
Safonova A.N.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Vishnevskaya Ekaterina Mikhailovna,
Associate Professor of the English Language and Linguodidactics Department, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences
Abstract. The article analyzes the educational platform Stepik, its features and advantages that allow to create interactive learning lessons and online courses. Attention is paid to the tools of the educational platform aimed at developing listening skills, as the formation of listening skills is an important condition for effective communication in a foreign language.
Keywords: Stepik platform; online learning; listening; listening skills; online course; interactive learning.
References:
- Bulygina A.A., Bulygina N.V. Organization of distance learning using the Stepik platform // Information technologies in the educational process of the university and school: Proceedings of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, March 24, 2021 / Editorial Board: R.M. Chudinsky (scientific editor) [et al.]. Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2021.: С. 64-67.
- Vishnevskaya E.M., Ivanova A.M. Formation of listening skills in student-translators preparing for the implementation of oral consecutive and simultaneous translations // Scientific Opinion. 2019. №4. С. 46-53.
- Gez N.I. The role of communication conditions in teaching listening and speaking // «Foreign languages in school». 1981. №5.: 32-39.
- Gorbacheva Y.V. Application of educational platform Stepik in teaching / Materials of the III All-Russian scientific-practical conference: collection of scientific articles. Moscow: Izdvo «Pero», 2019.: 38-41.
- Yesina L.S. Teaching listening with the help of digital resources in groups of bachelors of training direction «Applied Informatics» // Modern pedagogical education. 2020. №4.: 30-37.
- Milovanova L.A. Linguodidactic potential of Moodle system and H5P element «interactive video» in the practice of teaching listening / L.A. Milovanova, V.G. Karavaeva, V.A. Tsybaneva // Business. Education. Law. 2022. №4(61).: 432-438.
- Stepik (website). (date of the address: 01.05.2024).
- Chmykh I.E., Umarova M.M. Main difficulties in the development of listening skills in teaching English // Pedagogical Journal. 2022. Vol. 12, №6-1.: 544-549.