Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы обучения диалогической речи школьников основной общеобразовательной школы на уроках английского языка и роли цифровых ресурсов, в частности, нейросети Twee, в деятельности учителя. В статье описано проведение и представлены результаты педагогического эксперимента, целью которого являлось подтверждение эффективности разработанного комплекса упражнений посредством нейросети Twee в области развития умений диалогической речи обучающихся 6 класса.

Ключевые слова: диалогическая речь, нейросеть Twee, комплекс упражнений, основная школа, цифровые технологии, генерирование.

В современном мире нельзя усомниться в значимости такого умения как ведение диалога на иностранном языке. Каждый день в социуме происходят несчитанное множество социальных взаимодействий в форме диалога, и для успешного общения на иностранном языке требуется овладение определенными действиями для осуществления продуктивной коммуникации.

Умения диалогического общения начинают развиваться у ребенка еще в раннем возрасте, однако большее внимание уделяется уже в школьную пору. Поскольку английский язык (далее – АЯ) является иностранным, его овладение может вызывать определенные трудности, в большей степени овладение таким видом речевой деятельности, как говорение.

К определению роли и места диалога в обучении иностранному языку (далее – ИЯ) в методической литературе описаны три подхода. Диалог может рассматриваться как средство усвоения ИЯ, как форма организации образовательного процесса по ИЯ, как вид речевой деятельности [2].

Вопросами изучения диалогической речи занимались такие исследователи, как М.Л. Вайсбурд, В.Л. Скалкин, И.А. Зимняя, С.Ф. Шатилов, В.А. Бухбиндер, Л.И. Богатикова и др.

Рассматривая понятие диалогической речи, С.Ф. Шатилов определяет ее как процесс взаимодействия нескольких собеседников, в котором речь каждого из них определяется речевым поведением другого (других). По мнению В.Л. Скалкина, диалогическая речь представляет собой сочетание устных высказываний, объединённых общей темой и мотивами общения, чередующихся между двумя и более собеседниками в ходе непосредственном коммуникативном акте [7, c. 104].

Основные принципы обучения диалогической речи включают коммуникативную направленность упражнений; учёт индивидуальных качеств обучающихся; психологическую готовность к перцепции и реагирование на стимул; детерминированность конкретной ситуацией общения; направленность на партнёров коммуникации.

Для развития диалогической речи на иностранном языке существует большой спектр технологий и методов обучения. К ним можно отнести: организацию ролевой игры, дебатов; методов проектного и проблемного обучения; использование смысловых, содержательных, вербальных опор; применение дедуктивного и индуктивного подходов.

Е.Н. Соловова выделяет ряд потенциальных трудностей, с которыми могут столкнуться обучающиеся при овладении умениями диалогической речи. К ним можно отнести боязнь говорить на иностранном языке из-за опасения совершить ошибку и быть раскритикованным со стороны учителя и одноклассников; использование родного языка вместо иностранного при работе в паре или группе; дефицит языковых и речевых средств для решения коммуникативной задачи или её непонимание; неосведомлённость в предмете общения или отсутствие достаточного количества информации для формирования устных высказываний по теме; отмалчивание на уроке в связи с активной работой более сильных обучающихся [6, с. 166].

С целью решения вышеупомянутых проблем в эпоху цифровизации образования все более активно практикуется внедрение цифровых ресурсов и технологий в учебный процесс.

В своем труде «Анализ применимости нейросетей для разработки чат-ботов и диалоговых систем» Р.Ю. Алехин и И.Е. Воронина говорят о способности чат-бота вести беседы на свободную тему [1, с. 106]. Исходя из требований образовательных программ 2022 года, П.В. Сысоев, Е.М. Филатов, Д.О. Сорокин составили перечень речевых умений в устной и письменной речи, которые обучающиеся и студенты могут развить в ходе иноязычной практики с чат-ботом [9].

Искусственный интеллект (далее – ИИ) в образовании имеет ряд функций, способных оптимизировать деятельность учителя и обеспечить более эффективное ведение учебного процесса и усвоение материала обучающимися. К таким функциям можно отнести создание и внедрение методик обучения по индивидуальным траекториям по конкретным учебным дисциплинам; моделирование речемыслительной деятельности человека для решения как учебных, так и профессиональных коммуникативных задач; автоматизированный контроль процесса усвоения учебного материала обучающимися; предоставление обратной связи и выполнение аналитической работы [8, с. 12].

Один из инструментов, созданных на основе ИИ и ориентированных на использование на уроках иностранного языка, является нейросеть Twee. В текущий момент нейросети в лингвистике применяются для осуществления разного рода задач. К таким задачам можно отнести анализ и обработку текстового материала, механическая интерпретация текста и его генерация, выделение запрашиваемой информации, совершенствование произносительных навыков и др. Нейросети активно используются для создания онлайн платформ и мобильных приложений, целью которых является изучение пользователем иностранного языка.

Упомянутая нейросеть Twee рассматривается как педагогический инструмент по изучению АЯ и применяет метод глубокого обучения. Нейросеть Twee черпает данные из разных доступных источников таких, как книг, статей, разговорных баз данных, интернет-ресурсов и других. На их основе она генерирует текстовый материал в различных формах [3, с. 1432].

При рассмотрении процесса обучения говорению, а именно диалогу, нейросеть предлагает такие варианты заданий, как генерирование диалога на основе любого текста или темы разной сложности, а также вопросов или высказываний для последующего изучения и обсуждения обучающимися на определённом этапе уроке; поиск и отбор увлекательных фактов по обсуждаемой теме и последующее генерирование таких упражнений, как заполнение пропусков, верные/ложные утверждения, преимуществ и недостатков по определённой теме для организации коммуникативных форм деятельности; составление оригинальных предложений из предложенной пользователем лексики; коммуникативное упражнение «четыре мнения» [3].

В процессе изучения преимуществ нейросетей в языковом образовании было проведено исследование, целью которого стало подтверждение эффективности применения нейросети Twee для развития диалогических умений обучающихся на основе разработанного комплекса упражнений посредством Twee в ходе проведения педагогического эксперимента.

Данный комплекс упражнений был разработан, поскольку в современных условиях обучения ИЯ важно предоставить обучающимся возможность практиковать диалог через разнообразные реалистичные сценарии общения. Это может быть достигнуто с помощью нейросети Twee. Подобные сгенерированные упражнения могут использоваться в качестве дополнения к содержанию стандартных УМК и способствовать более эффективному усвоению материала и развитию коммуникативных умений.

Разработанный комплекс, входящий в основу эксперимента, представлял собой упражнения, содержание которых генерировалось нейросетью Twee на базе УМК Starlight 6. Данные упражнения расставлены в комплексе по степени сложности и предлагают следующие темы для общения:

  1. Покупка билетов в парк развлечений.
  2. Впечатления о дне рождении.
  3. Виды спорта.
  4. Жизнь в городе.
  5. Виды музыки.
  6. Искусство и дизайн.
  7. Достижения.

Диалогические умения, на развитие которых направлен комплекс упражнений, являются:

  • умение вести диалог этикетного характера: «1. начинать, поддерживать и заканчивать разговор, 2. выражать благодарность; 3. вежливо переспрашивать»;
  • умение вести диалог-расспрос: «4. сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, 5. выражать своё отношение к обсуждаемым фактам и событиям, 6. запрашивать интересующую информацию, 7. переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот»;
  • умение вести диалог-побуждение к действию: «8. обращаться с просьбой, 9. вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу» [5].

Ниже представлены упражнения, входящие в комплекс, направленный на развитие  диалогических умений обучающихся (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Комплекс упражнений, направленных на развитие диалогических умений обучающихся

Упражнение №1. Buying tickets to an amusement park

Шаблон Twee: create a dialogue on any topic.
Цель: развитие базовых умений ведения диалога и освоение речевых клише.
Развиваемые умения:
- вести диалог этикетного характера (начинать, поддерживать, заканчивать диалог, выражать благодарность, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).
Описание: обучающимся предлагается разыграть короткий диалог по заданной теме, используя простые фразы и выражения.
Метод контроля: наблюдение за правильностью использования речевых клише и умением поддерживать разговор.
Материалы: Starlight 6, module 4D Everyday English, exercise 2.

Упражнение №2. Impressions after a birthday party

Шаблон Twee: create communicative situations with your vocabulary.
Цель: развитие базовых умений ведения диалога и освоение фраз-реагирования.
Развиваемые умения:
- вести диалог-побуждение к действию (выражение эмоций, реагирование на ситуацию, обсуждение совместной деятельности).
Описание: обучающимся предлагается использовать фразы-реагирования на определенные события и выражать соответствующие эмоции.
Метод контроля: обратная связь и исправление ошибок в употреблении фраз-реагирования.
Материалы: Starlight 6, module 4G, exercise 3.

Упражнение №3. Discussing favourite types of sport

Шаблон Twee: find discussion questions.
Цель: развитие умений поддерживать более сложные диалоги и активно взаимодействовать с собеседником.
Развиваемые умения:
- вести диалог-расспрос (запрашивать и давать информацию, выражать свое мнение, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот, вежливо переспрашивать).
Описание: обучающиеся задают и отвечают на вопросы друг другу, связанные с их повседневной жизнью,
в данном случае со спортом, при необходимости переспрашивая и уточняя услышанную информацию.
Метод контроля: оценка способности формулировать и задавать вопросы, соответствующие теме.
Материалы: Starlight 6, module 6G, exercise 4.

Упражнение №4. Advantages and disadvantages of living in a city

Шаблон Twee: create a list of advantages and disadvantages on the given topic.
Цель: развитие умений поддерживать более сложные диалоги и активно взаимодействовать с собеседником.
Развиваемые умения:
- вести диалог-побуждение к действию (согласие или отказ, объяснение причин, переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот, вежливо переспрашивать).
Описание: обучающимся обсуждают плюсы и минусы проживания в городе. Это побуждает их к аргументированию своей точки зрения, уточнению и переспрашиваю точки зрения собеседника.
Метод контроля: анализ аргументации и логичности высказываний обучающихся.
Материалы: Starlight 6, module 1.

Упражнение №5. Discussing types of music

Шаблон Twee: link words into sentences.
Цель: развитие умений ведения диалога на витиеватые темы, включая выражение и защиту собственной точки зрения.
Развиваемые умения:
- вести диалог-расспрос (предоставление информации, поддержка разговора, переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).
Описание: обучающимся соединяют слова в связные предложения, создавая свои диалоги.
Метод контроля: оценка логичности и связности речи.
Материалы: Starlight 6, module 6F.

Упражнение №6. Discussing art & design

Шаблон Twee: four opinions.
Цель: развитие умений ведения диалога на сложные темы, включая выражение и защиту собственного мнения.
Развиваемые умения:
- вести диалог-побуждение к действию (выражение согласия или несогласия, аргументация, переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).
Описание: обучающиеся слушают и обсуждают разные точки зрения друг друга на одну и ту же тему.
Метод контроля: анализ аргументации и умения выражать собственное мнение.
Материалы: Starlight 6, module 6i.

Упражнение №7. Discussing quotes by famous people on the topic «achievements»

Шаблон Twee: find quotes by famous people on the topic.
Цель: развитие умений ведения диалога в усложненных ситуациях, требующих аргументации и критического мышления.
Развиваемые умения:
- вести диалог-расспрос (выражение мнения, анализ, переход с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот).
Описание: обучающимся обсуждают цитаты известных людей, анализируют и выражают свое мнение.
Метод контроля: оценка глубины анализа и критического восприятия информации.
Материалы: Starlight 6, module 3.

На констатирующем этапе эксперимента был проведен тест на проверку сформированности диалогических умений обучающихся 6 класса (30 человек) на тему «Тест. Диалогическая речь».

После проведения тестирования был сделан вывод о том, что наибольшую трудность для обучающихся 6 класса вызвали задания, направленные на проверку следующих диалогических умений:

  1. Вежливо согласиться, уточнить информацию.
  2. Объяснить причину, вежливо отказавшись от предложения.
  3. Выразить свое отношение к теме разговора.
  4. Аргументировать свое мнение в соответствии с ситуацией общения.

Полученные данные были учтены при составлении комплекса упражнений.

Помимо тестирования на констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика имеющихся развитых диалогических умений в устной форме у обучающихся двух групп. Коммуникативная задача, которая была поставлена обеим группам для составления диалога следующая: invite a friend to go camping on holiday, where the friend shares the reasons for his refusal and the two of you agree on another period. Don’t forget to be polite to each other.

Результаты контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице ниже (см. Таблицу 2). За каждое отраженное в речи диалогическое умение (всего 9) присуждался 1 балл. В скобках указано количество обучающихся, выполнивших данное условие.

Таблица 2. Сравнительная диагностика диалогических умений двух групп

Контрольная группа (6 человек)

Экспериментальная группа (6 человек)

Средний суммарный балл от 5 до 8.

Средний суммарный балл от 5 до 9.

Сильные стороны:
- умение начинать, поддерживать, заканчивать разговор (6);
- сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов (6);
- объяснять причину (6);
- переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот (6).

Сильные стороны:
- умение начинать, поддерживать, заканчивать разговор (5);
- вежливое согласие и несогласие с предложением собеседника (6);
- переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего (5);
- объяснять причину (5);
- запрашивать интересующую информацию (5);
- сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов (5);
- выражение благодарности (5).

Умения, над которыми нужно поработать:
- вежливое переспрашивание (2);
- выражение благодарности (4);
- вежливое согласие и несогласие с предложением/мнением собеседника (4);
- выражение своего отношения к обсуждаемым фактам и событиям (3);
- Запрашивание интересующей информации (4).

Умения, над которыми нужно поработать:
- вежливое переспрашивание (2);
- выражение своего отношения к обсуждаемым фактам и событиям (3).

На основании диагностики имеющихся развитых диалогических умений можно сделать следующие выводы:

  1. Экспериментальная группа показывает более высокие результаты по сравнению с контрольной в разнообразии отображенных в ходе решения коммуникативной задачи диалогических умений;
  2. Умения вежливого переспрашивания и выражения своего отношения к обсуждаемым фактам и событиям вызвали трудности у обеих групп.

На формирующем этапе эксперимента был апробирован разработанный комплекс упражнений, содержание которого было сгенерировано нейросетью Twee, на обучающихся экспериментальной группы. После апробации было дано идентичное контрольной группе упражнение, описанное ниже.

Обучающимся контрольной группы было предложено упражнение из Starlight 6 4 g skills и дана коммуникативная задача (далее – КЗ): While on holiday, ask a friend for advice on how to avoid sunburn, provided the phone connection is poor.Данный тип КЗ сочетает в себе элементы всех типов диалогов: диалог-расспрос (сообщение, запрос информации и др.), диалог-побуждение к действию (перечисление действий, необходимых предпринять партнеру для избежания солнечного ожога), диалог этикетного характера (вежливо переспросить, выразить благодарность).

Результаты контрольной и экспериментальной групп после применения комплекса упражнений на экспериментальной группе представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты двух групп после апробирования комплекса упражнений

Контрольная группа (6 человек)

Экспериментальная группа (6 человек)

Средний суммарный балл от 5 до 9.

Средний суммарный балл от 5 до 9.

Сильные стороны:
- Умение начинать, поддерживать, заканчивать разговор (6);
- Объяснение причин (6);
- Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего (6);
- Сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов (6).

Сильные стороны:
- Умение начинать, поддерживать, заканчивать разговор (6);
- Вежливое согласие и несогласие с предложением собеседника(6);
- Вежливо переспрашивать (6);
- Переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего(5) ;
- Запрашивать интересующую информацию (6);
- Выражать благодарность (6);
- Объяснять причину (6);
- Сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов (6);
- Выражать своё отношение к обсуждаемым фактам и событиям (6);
- Запрашивать интересующую информацию (5).

Умения, над которыми нужно поработать:
- Выражение благодарности (4);
- Вежливое согласие и несогласие с предложением собеседника (4);
- Вежливое переспрашивание (4);
- Выражение своего отношения к обсуждаемым фактам (4);
- Запрашивать интересующую информацию (4).

 

 На контрольном этапе после апробирования комплекса упражнений, сгенерированных нейросетью Twee можно сделать следующие выводы:

  1. Обучающиеся, входившие в экспериментальную группу показали результаты намного выше по сравнению с контрольной группой.
  2. Анализируя результаты экспериментальной группы на констатирующем и исполнительном этапах, явно видно, что после выполнения упражнений из комплекса, обучающиеся лучше справились с решением поставленной КЗ и реализовали в речи все необходимые диалогические умения.
  3. Результаты контрольной группы стали немного лучше (большее количество обучающихся отобразили в своих диалогах необходимые умения) за счет тренировки на констатирующем этапе. Однако остаются диалогические умения, которые следует развивать.
  4. Нейросеть Twee обладает образовательным потенциалом для ее применения на уроках английского языка при развитии диалогических умений у обучающихся основной школы.

Вследствие регулярной практики ведения диалогов разных типов у обучающихся не должно быть больших затруднений в выражениях вежливости, благодарности, составлению вопросов разных видов, отражению своего отношения к предмету разговора, а также в выражении ответных реакций в поставленной коммуникативной задаче посредством регулярного анализа разнообразных диалогов и частой практике диалогических умений посредством упражнений, которые можно сгенерировать нейросетью Twee.

Список литературы:

  1. Анализ применимости нейросетей для разработки чат-ботов и диалоговых систем в интересах ФСИН России : материалы конференции Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : А.Я. Лагутин, В.А. Кравченко, В.А. Дуров. Воронеж (20 мая, 2021 г.). С. 104-107. (дата обращения: 09.10.2024).
  2. Вильчек Э.Э. Упражнения для развития диалогической речи на начальном этапе обучения французскому языку. Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т общ. и политехн. образования. Москва 1967. [1], 23 с.
  3. Евстингеев М.Н. Нейросеть Twee – новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2023. №6. С. 1428-1442. (дата обращения: 09.10.2024).
  4. Методика обучения иностранным языкам : традиции и современность: коллектив. моногр. / А.А. Миролюбов и др. Обнинск. 2010. 464 с. (дата обращения: 09.10.2024).
  5. Министерство просвещения Российской Федерации (сайт). (дата обращения: 09.10.2024).
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с. (дата обращения: 09.10.2024).
  7. Степанян В.В. Трудности овладения диалогической речью и возможные пути их преодоления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ООО : материалы конференции Новые технологии в образовании: Минеральные Воды (26-27 ноября, 2017 г.). С. 103-106. (дата обращения: 09.10.2024).
  8. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. №10. С. 9-33. (дата обращения: 09.10.2024).
  9. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 45-54. (дата обращения: 09.10.2024).

Twee neural network as a tool for the development of students' dialogic speech at English lessons: an experimental study

Ushkova S.S.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kazantseva Angela Anatolyevna,
Head of the Department of Educational Support of the Institute of Foreign Languages of the Moscow CityUniversity, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of teaching dialogic speech to elementary school students in English lessons and the role of digital resources, in particular, the Twee neural network, in the teacher's activity. The article describes the implementation and presents the results of the pedagogical experiment, the purpose of which was to confirm the effectiveness of the developed set of exercises through the Twee neural network in the development of dialogue skills of 6th grade students.
Keywords: dialogue speech, Twee neural network, a complex of exercises, secondary school, digital technologies.

References:

  1. Analysis of applicability of neural networks for development of chatbots and dialogue systems in the interests of the Federal Penitentiary Service of Russia : proceedings of the conference Actual Problems of Activity of Penitentiary Service Units : A.Ya. Lagutin, V.A. Kravchenko, V.A. Durov. Voronezh (20 May, 2021).: 104-107. (date of the address: 09.10.2024).
  2. Vilchek E.E. Exercises for the development of dialogue speech at the initial stage of teaching French language. Author's thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences // APN USSR. Research Institute of General and Polytechnic Education. Moscow: [1], 23 p.
  3. Evstingeev M.N. Neural network Twee – a new toolkit for a English language pedagogue // Vestnik Tambov University. Series: humanities. 2023. №6.: 1428-1442. (date of the address: 09.10.2024).
  4. Methods of teaching foreign languages : traditions and modernity : collective monograph / A.A. Mirolyubova and others. Modernity : collective monograph. Obninsk. 2010. 464 p. (date of the address: 09.10.2024).
  5. Ministry of Education of the Russian Federation (website). (date of the address: 09.10.2024).
  6. Solovova E.N. Methodology of teaching foreign languages Basic course of lectures: Manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow: Prosveshchenie, 2002. 239 p. (date of the address: 09.10.2024).
  7. Stepanyan V.V. Difficulties of mastering dialogic speech and possible ways of overcoming them at English lessons in the conditions of implementation of the federal state educational standards : materials of the conference New Technologies in Education: Mineralnye Vody (26-27 November, 2017).: 103-106. (date of the address: 09.10.2024).
  8. Sysoev P.V. Artificial Intelligence in Education: Awareness, readiness and practice of application of artificial intelligence technologies in professional activity by higher school teachers // Higher education in Russia. 2023. №10.: 9-33. (date of the address: 09.10.2024).
  9. Sysoev P.V., Filatov E.M., Sorokin, D.O. Artificial intelligence in foreign language teaching: chatbots in the development of students' foreign language speech interaction skills. Artificial intelligence in teaching a foreign language: chatbots in the development of foreign language speech interaction skills of students // Foreign languages in school. 2023. №3.: 45-54. (date of the address: 09.10.2024).