Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности обучения чтению на занятиях по РКИ. Даётся представление о разных видах чтения и примеры упражнений, использующихся на различных этапах работы с текстом. В статье также представлен аспектный анализ учебника по РКИ «Успех +» А1, предназначенного для начального уровня изучения языка. Предлагаются рекомендации по выработке навыков и умений, необходимых для восприятия и понимания прочитанного.

Ключевые слова: чтение, обучение иноязычному чтению, упражнения по чтению, учебники РКИ.

Обучение чтению на иностранном языке является одной из ключевых задач преподавателя. Это связано прежде всего с тем, что данный вид речевой деятельности требует учёта не только уровня владения лексико-грамматическим строем изучаемого языка, но и понимания особенностей родного языка учащихся, их культуры. Так, например, у инофонов могут возникнуть трудности с произношением и написанием слов по причине смешения графически схожих букв русского и латинского алфавита. Особое внимание требует чтение следующих букв: «и», «у», «в», «п», «р», так как они частично совпадают с буквами латинского алфавита, но используются для обозначения разных звуков. Прежде чем перейти к анализу методики организации чтения в учебниках русского языка как иностранного (далее – РКИ), рассмотрит основополагающие методические идеи.

Современное обучение студента иностранным языкам (далее – ИЯ), чтению иноязычных текстов должно обеспечивать «его готовность и способность к оперированию ИЯ в профессионально значимых ситуациях межкультурного общения» [4, с. 51]. Это утверждение актуально и для обучения русскому языку как иностранному, который стал одним из популярнейших языков глобального интернета, поэтому внимание исследователей к методике преподавания РКИ (в частности, к вопросам обучения осмысленному чтению) неслучайно [6].

Роль чтения при обучении иностранному языку подчеркивается всеми методистами. Чтение представляет собой не только способ получить знания о стране, на языке которой написан текст, но и является средством обучения иностранному языку. Обоснование этого тезиса, а также утверждение, что чтение является рецептивным видом речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста, объясняет, почему чтению обучают уже на первых занятиях иностранным языком [7].

Механизм чтения можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 1):

Рис. 1. Осуществление процесса чтения

Чтение текста (в том числе на иностранном языке) начинается со зрительного восприятия, то есть с распознавания букв, их сочетаний и слов. Далее следует этап внутреннего проговаривания текста, позволяющий понять прочитанное слово. Затем осуществляется вероятностное прогнозирование. Оно предполагает, что читающий предугадывает значение последующих слов, фразы, опираясь на свои знания и контекст. На этапе осмысления происходит анализ и интерпретация информации, полученной из текста, связывание её с собственным опытом и знаниями.

В методической науке в вопросах обучения иноязычному чтению обычно выделяют два направления: одно из них касается обучения технике чтения, а другое – обучения осмыслению и пониманию того, что прочитали [3]. Если учащийся понимает прочитанный текст, закладывается основа для формирования навыков чтения иноязычного текста.

В методической науке отмечаются проблемы обучающихся с техникой чтения. Например, на начальном этапе нередко внимание студентов сосредотачивается на произнесении слов и фраз с нужным ударением и интонацией. Такой подход препятствует пониманию связей между отдельными частями текста, значение отдельных предложений затруднено для осмысления, акцент делается на озвучивании текста [1]. Следовательно, важным аспектом обучения является не только техника чтения, но и восприятие смысла прочитанного слова или предложения. Тексты, которые используются с обучающей целью, должны представлять возможность для работы над всеми аспектами чтения.

В текстах заданий, которые направлены на формирование техники чтения на русском языке, могут встречаться следующие формулировки:

  • прочитайте слова, в которых есть заданный звук;
  • прочитайте вслух указанный отрывок текста;
  • прочитайте быстрее всех сложную скороговорку и др.

Задания, которые обучают чтению и пониманию прочитанного, формулируются следующим образом:

  • найдите среди написанных слов то, которое обобщает все остальные;
  • прочитайте предложение и повторите его, не смотря в текст;
  • закончите предложение (выберите наиболее подходящий вариант среди предложенных) и др.

В пособиях по методике обучения русскому языку как иностранному рекомендуется формировать разные виды смыслового чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое. Обучение разным видам чтения помогает получать общую, основную или конкретную информацию из текста, дает возможность максимально полно осознать содержание и подготовиться к ее обсуждению.

Этому способствуют задания на разные виды чтения и задания, учитывающие этап в работе с текстом.

Так, например, на предтекстовом этапе создается ситуация мотивации к чтению, объясняются трудные для понимания слова. Для этого в учебниках используются следующие виды упражнений:

  • прочитайте слова и послушайте, как произносится предложенный звук;
  • прочитайте глаголы несовершенного вида и назовите пару совершенного вида;
  • составьте словосочетания по предложенному образцу и др.

Текстовый этап направлен на формирование коммуникативной установки на чтение. Цель этапа – сформировать у учащихся одновременное восприятие и понимание текста. Для этого предусмотрены, например, такие упражнения: прочитать текст и ответить на вопросы.

Послетекстовый этап помогает развивать умения осознать текст как единое смысловое целое. Цель этапа состоит в развитии коммуникативных способностей в письменной и устной формах речи. В учебниках по РКИ, как правило, предусматриваются следующие упражнения: разделить текст на смысловые части и составить план.

В Государственном образовательном стандарте сформулированы следующие требования к навыкам чтения иностранных студентов, изучающих русский язык [2] (наиболее актуальны данные навыки на элементарном и базовом уровне).

На элементарном уровне инофоны владеют технической стороной чтения, понимают основной смысл, и общую информацию из текста. Объём читаемого и анализируемого текста составляет 250-300 слов (1-2% незнакомых слов).

На базовом уровне иностранные обучающиеся не только читают и понимают текст, но и могут изменять стратегию чтения (например, просмотровое, изучающее). Объем текста, предлагаемого к прочтению: 600-700 слов (3-4 % незнакомых слов).

Рассмотрим каким образом реализуется обучение чтению в электронном учебнике «Успех +» А1 [7], предназначенном для взрослых, изучающих русский язык как иностранный, желающих улучшить знания и сформировать языковые навыки. Книга построена по типу электронного курса. Традиционно, подобные издания нацелены на совершенствование навыков чтения и аудирования [8]. Изучение русского языка в учебнике происходит с учётом принципа концентрической организации материала, предполагающим расширение и углубление материала на основе уже изученного ранее, добавлением нового. Так, например:

  • первая часть (20 уроков) – это знакомство с алфавитом, изучение техники написания букв и произношения звуков; текстов еще нет, представлены отдельные предложения, при прочтении которых можно научиться правильно читать и интонировать, понимать смысл фразы.
  • вторая часть (20 уроков) в электронном пособии обучает студентов говорению на ключевые темы, связанные с взаимодействием с преподавателем и другими студентами. Тексты по чтению являются стимулом для организации спонтанного говорения в монологической или диалогической форме.
  • третья часть (20 уроков) предполагает изучение лексики и грамматики на ключевые бытовые темы. Тексты по чтению нацеливают на понимание лексики урока и создание речевых ситуаций.
  • четвертая часть (18 уроков) нацелена на изучение тем, которые ограничены элементарным уровнем владения языком. Тексты позволяют оценить владение учащимися технической стороной чтения и умение определять тему и основное содержание.

Учебник позволяет организовать работу с разными типами текстов. Например, в соответствии:

  • с типами речи в русском языке (рассуждение, описание, повествование);
  • со стилями речи (разговорный и публицистический).

Урокам, содержащим различные по цели высказывания тексты, предшествуют занятия с введением, тренировкой и закреплением элементарных речевых и лексико-синтаксических конструкций по теме.

Например, в уроке №35 представлен словарь, включающий незнакомые слова из предлагаемого для чтения текста, материалы к уроку сопровождены аудио-визуальной поддержкой, есть упражнения дотекстового и текстового этапов, однако отсутствуют послетекстовые упражнения. Структура учебника предполагает работу с разными типами текстов. Приведем примеры.

  • Текст, предполагающий описание (описание предметов, явлений), представлен в уроке №60 «Учимся читать и рассказывать». Основная тема текста – «В столовой». Текст содержит речевые ситуации, возникающие при посещении столовой.
  • Тексты, нацеленные на повествование (события описываются в определённой последовательности), находим в рекомендациях к уроку №68. Основные темы текстов – «Давайте поговорим», «В кино». Тексты позволяют понять иностранным обучающимся структуру повествования в письменной речи.
  • Текст, предполагающий рассуждение, также присутствует на странице урока №68. Здесь есть задание не только на чтение, но и создание текста, описывающего обстоятельства, при которых происходят действия фильма, характер персонажей и т.д. Задание также предполагает ответы на вопросы, нацеленные на рассуждение.

Если давать комплексную характеристику, то можно утверждать, что учебник по русскому языку как иностранному «Успех +» А1 содержит упражнения, способствующие развитию всех видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и говорения. Предусматривает овладение практическими навыками использования минимума языковых средств, умением устанавливать социальное взаимодействие в наиболее востребованных ситуациях общения.

В заключение отметим, что на начальных этапах изучения РКИ важно учить пониманию прочитанного текста, поиску смыслов. Инофоны учатся распознавать части высказывания, понимать полученную из текста информацию, интерпретировать её. Узнавание грамматических явлений, доведенное до навыка, обеспечивает вероятностное прогнозирование. Особое внимание также должно уделяться работе над произношением, ударением и интонационными конструкциями.

Анализируемый учебник «Успех +» А1 целесообразно дополнить аутентичными и адаптированными текстами объемом 600-700 слов. В методических рекомендациях также необходимо добавить описание технологии работы с текстом в данном учебнике. При обучении чтению важно добиться вдумчивого отношения к воспринимаемым текстам.

Список литературы:

  1. Берецкая Е.А. Лингводидактические аспекты обучения чтению на различных этапах изучения русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №2-2(56). С. 176-178.
  2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Андрюшина Н.П. и др. М.: СПб.: «Златоуст», 1999. 36 с.
  3. Ревякина Т.Л., Щур В.В., Федотова Н.В. Чтение как аспект обучения на занятиях по РКИ // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2013. №11. (дата обращения: 10.11.2027).
  4. Тарева Е.Г. Личностно развивающий потенциал учебного пособия по иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2007. №538. С. 49-58.
  5. Тарева Е.Г., Михайлова С.В. Русский язык в эпоху глобальных образовательных трансформаций // Обучение французскому и русскому языкам как иностранным: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ. М.: ООО «Языки Народов Мира» Тезаурус, 2018. С. 93-104.
  6. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. 2 изд., перераб. М.: МАДИ, 2015. 132 с.
  7. Электронный учебник «УСПЕ́Х+» А1 (сайт). (дата обращения: 10.11.2027).
  8. Dugina G.A. Special Features of Digital RFL Textbooks // TSNI 2021: Textbook: Focus on Students' National Identity, Москва, 20-24 апреля 2021 года. М.: ARPHA Proceedings, 2021. С. 264-278. – DOI 10.3897/ap.еe0264.

The teaching of reading in RFI textbooks: an analysis and conclusions

Desyatikh A.Y.,
student of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Alexandrovna,
Associate Professor, Chinese Language Department, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Ph.D., Associate Professor

Abstract. The article examines the main features of reading instructions in RFL classes. It provides an idea of different types of reading and examples of exercises used at different stages of working with the text. The article also presents an aspect analysis of the RFL textbook «Success + A1», which is designed for the beginners level of language learning. Recommendations are made for developing the skills and abilities needed to perceive and understand what is being read.
Keywords: reading, foreign language reading, reading exercises, RFL textbooks.

References:

  1. Beretskaya E.A. Lingvodidactic aspects of teaching reading at various stages of learning Russian as a foreign language // Philological sciences. Theory and practice issues. 2016. №2-2(56).: 176-178.
  2. State educational standard for Russian as a foreign language. First level. General proficiency / Andryushina N.P. et al. Moscow: Petersburg: «Zlatoust», 1999. 36 p.
  3. Revyakina T.L., Shchur V.V., Fedotova N.V. Reading as an aspect of learning in RKI classes // Current issues of modern philology and journalism. №11. (date of the address: 10.11.2027).
  4. Tareva E.G. The personality-developing potential of a foreign language textbook // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. 2007. №538.: 49-58.
  5. Tareva E.G., Mikhailova S.V. Russian language in the era of global educational transformations // Teaching French and Russian as foreign languages: Linguistic and DIDACTICAL ASPECTS. Moscow: Limited Liability Company «Yazyki Narodov Mira» Thesaurus, 2018. С. 93-104.
  6. Chesnokova M.P. Methods of teaching Russian as a foreign language: textbook. manual. 2nd ed., reprint. Moscow: MADI, 2015. 132 p.
  7. Electronic textbook «USPEKH+» A1 (website). (date of the address: 10.11.2027).
  8. Dugina G.A. Special Features of Digital RFL Textbooks // TSNI 2021: Textbook: Focus on Students' National Identity, Moscow, April 20-24, 2021. Moscow: ARPHA Proceedings, 2021.: 264-278.