Аннотация. В статье исследуются проблемы современного образования, связанные с внедрением западных воспитательных программ, которые не учитывают культурные и исторические особенности России. Образовательные учреждения сталкиваются с трудностями в коррекции девиантного поведения подростков, и часто перекладывают ответственность на семью. В статье также рассматривается роль криминальной субкультуры как альтернативы традиционным институтам социализации для молодежи, что усиливает угрозу общественной безопасности. Автор подчеркивает необходимость создания культурно-образовательной среды, способствующей социализации и формированию нравственных ценностей у учащихся.
Ключевые слова: девиантное поведение, учреждение дополнительного образования, криминальная субкультура, социализация, культурно-образовательная среда.
В процессе реформирования образовательной системы был практически разрушен институт воспитания, что привело к разрыву многих элементов и структур воспитательного процесса. По мнению В.Д. Гатальского, взрослое сообщество утратило значительную часть своей ответственности за подрастающее поколение. Образовательные учреждения оказались в духовном вакууме: была разрушена система духовного самовоспроизводства общества, традиционные институты социализации и культурной преемственности сильно деформировались, а базовые духовно-нравственные основы общественной жизни пошатнулись [1, с. 253-254].
Сегодня каждое образовательное учреждение пытается самостоятельно выстраивать свои педагогические стратегии воспитания. Эти стратегии зависят от личного опыта администрации и преподавательского состава, их осознания масштабов проблемы. Из-за неэффективности основных механизмов социализации усиливается роль института ровесников, который берет на себя функции, ранее выполнявшиеся школой и семьей. Например, подростки могут находить поддержку и правила поведения внутри своих групп, что иногда приводит к усилению негатива, если в этих группах доминируют антисоциальные или деструктивные установки.
Современные образовательные учреждения, являясь вторым по значимости после семьи субъектом, оказывающим влияние на молодежь, нередко действуют противоречиво. Особую тревогу вызывает деятельность различных общественных объединений на территории школ. Программы, предлагаемые такими организациями, зачастую представляют собой адаптированные версии западных методик, которые не учитывают российские культурные и педагогические реалии. Например, зарубежные методики, разработанные для работы с детьми, уже вовлеченными в рискованное поведение или страдающими от зависимостей, переносятся на российскую аудиторию, которая не всегда сталкивается с такими проблемами. В итоге, вместо профилактики девиантного поведения, происходит погружение учащихся в незнакомую и зачастую чуждую среду.
Такие программы нередко акцентируются на темах, которые не соответствуют российским традиционным ценностям. Например, на тренингах могут обсуждаться вопросы, связанные с наркоманией, проституцией или гомосексуальностью, что вызывает у школьников больше любопытства и тревоги, чем понимания. Это приводит к противоречию с культурными и историческими традициями России, а также с классическими педагогическими подходами к воспитанию и образованию. Пропагандируемые в этих программах идеи размывают традиционные представления о нравственности, разрушают межличностные и семейные ценности, подрывают моральные ориентиры молодых людей.
Школы, понимая свою неспособность эффективно справиться с этими проблемами, часто перекладывают ответственность за асоциальное поведение подростков на семью, не предлагая действенных инструментов для профилактики или корректировки поведения. Например, школа может полностью полагаться на родителей в вопросах сексуального воспитания, избегая сложных тем и возлагая всю ответственность за моральное формирование подростков на семью. Однако без должной поддержки со стороны образовательной системы, семья не всегда способна справиться с этим самостоятельно, что усугубляет проблему.
Альтернативой образовательной системе, воспитательным программам и культурному досугу для подростков зачастую становится криминальная субкультура. В этой среде подросток находит возможности для самовыражения и самоутверждения, компенсируя неблагоприятные ситуации, с которыми он сталкивается в семье, школе или в неформальном общении. Криминальная субкультура предлагает подростку простор для действий и видимую поддержку, что делает ее привлекательной для тех, кто чувствует себя изолированным или непонятым в традиционных социальных институтах.
В этой субкультуре преобладают антисоциальные модели поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, проституция, суицидальные настроения и правонарушения. Все это создает мощную угрозу социальной безопасности. Подростки, оказавшиеся в такой среде, впитывают в себя искаженные моральные ценности, а вместо уважения к труду и созидательности усваивают агрессивность, цинизм и пренебрежение к правилам и законам. Примером может служить ситуация, когда молодые люди из неблагополучных районов начинают участвовать в мелких преступлениях, таких как кражи или распространение наркотиков, чтобы «заработать» деньги и обрести влияние среди сверстников. Влияние криминальных лидеров в таких группах становится доминирующим, и подростки легко попадают под их власть, растворяясь в коллективе и теряя индивидуальность.
Такая динамика ведет к увеличению числа молодых людей с отклоняющимся поведением, что создает неблагоприятную социальную среду и разрушает культурные и моральные основы общества. Подростки, которые сталкиваются с проблемами в традиционных институтах социализации, чаще всего ищут признания и поддержки в криминальных группировках, где агрессивность и аморальность становятся нормой.
Дополнительным фактором, усугубляющим эту тенденцию, является вестернизация досуга, при которой акцент делается на индивидуализм, гедонизм и поощрение примитивных инстинктов. Западные модели развлечений часто включают элементы, которые противоречат традиционным ценностям: культ наслаждений, минимальная социальная ответственность и ориентация на материальные блага. Например, подростки, вместо того чтобы заниматься спортом или творчеством, проводят время в ночных клубах или игровых залах, что не способствует их социализации и развитию. Исследования показывают, что около 51,6% подростков проводят свободное время на улице, а 14% — в развлекательных заведениях, таких как бары и клубы. Эти места часто становятся площадками для формирования негативных установок и девиантного поведения. [2, с. 25-27].
В педагогике сложилось мнение, что формирование и развитие девиантного поведения среди подростков и молодежи обусловлено факторами различных уровней. Психобиологические предпосылки, например, могут включать особенности нервной системы или генетические факторы, которые могут предрасполагать к агрессии или импульсивности. Личностные черты, такие как нравственные установки, правовое сознание, ценностные ориентации, а также образ жизни, играют важную роль в том, как подросток реагирует на социальные и психологические вызовы. Например, подростки с низким уровнем моральной ответственности или с недостаточно сформированным правовым сознанием могут быть более склонны к правонарушениям [1, 260-265 c.].
Социальные условия также оказывают значительное влияние на девиантное поведение. Семейная среда, особенно если она характеризуется конфликтами, отсутствием внимания или поддержкой девиантного поведения со стороны родителей, часто становится триггером. Примером может быть подросток, растущий в семье, где один из родителей демонстрирует зависимость от алкоголя, что создает модель поведения, которую ребенок может копировать. Социализация в неформальных компаниях с девиантными установками также может способствовать формированию правонарушающих моделей поведения.
Как социальное явление, девиантное поведение формируется под воздействием широких социальных факторов, таких как бедность, социальное неравенство или кризисные явления в обществе. На личностном уровне оно проявляется в конкретных действиях подростков, в которых переплетаются психобиологические особенности, культурные установки и индивидуальные черты. Например, подросток, переживающий проблемы с самооценкой, может искать признания через агрессивные или рискованные поступки в компании сверстников, тем самым пытаясь компенсировать свои внутренние конфликты.
Таким образом, важным шагом в предотвращении ненормативного поведения подростков должно стать создание культурно-образовательной среды в школах, колледжах и вузах. Это пространство должно быть организовано таким образом, чтобы способствовать включению личности в ценностный мир культуры, поддерживать социализацию и помогать подросткам реализовывать свой потенциал. Образовательные учреждения должны формировать социальную и культурную среду, которая защищает подростков от разрушительного влияния современной социально-культурной ситуации.
Одним из ключевых факторов в этой среде являются педагоги, от позиции и поведения которых во многом зависит выбор стратегии поведения учащихся. К сожалению, образовательные учреждения сами могут стать фактором риска. Например, нестабильность преподавательского состава в школах и колледжах зачастую коррелирует с проблемами среди учащихся, в том числе с вовлеченностью в наркотики или другие формы девиантного поведения. Школы, где часто меняются учителя или где педагогический коллектив недостаточно компетентен в вопросах воспитания, становятся благоприятной почвой для формирования деструктивных моделей поведения у подростков. [3, с. 63-67].
На сегодняшний день возможности учебного процесса в профилактике ненормативного поведения подростков практически исчерпаны. В связи с этим возрастает необходимость использовать ресурсы социально-культурной деятельности, которая реализуется вне учебного времени. Социально-культурная деятельность может стать одним из эффективных направлений воспитательно-профилактической работы с группами риска, дополняя правовые, медицинские и психолого-педагогические меры.
Свободное время и его организация играют важную роль в развитии личности подростка. Досуговая деятельность становится пространством для самовоспитания и самоопределения, помогая молодым людям осмыслить свои интересы, ценности и жизненные ориентиры. Основной характеристикой досуга является его самоценность – деятельность, которой человек занимается по своему желанию, погружаясь в игровой процесс, ролевое поведение и символику, характерные для молодёжных сообществ. Досуговое пространство становится важной зоной общения, где подросток раскрывает свои способности, исследует различные социальные роли и ищет пути самовыражения.
Например, учащиеся могут активно участвовать в творческих кружках, спортивных секциях, волонтёрских организациях или студенческих клубах, где они учатся взаимодействовать с разными социальными группами и осваивают новые навыки. В таких пространствах молодые люди проигрывают множество ролей – лидера, исполнителя, организатора, что способствует их личностному росту и развитию социальной ответственности. Диапазон этих ролей и их количество напрямую зависят от содержания досуговой деятельности и интересов конкретного индивида.
Однако не всякая досуговая активность конструктивна. Если подросток выбирает участие в деструктивных компаниях или занятиях, таких как праздное времяпрепровождение на улице или посещение сомнительных заведений, это может привести к формированию антисоциальных установок. Например, подросток, проводящий свободное время в компании, где культивируются девиантные формы поведения, может легко впасть в зависимость от одобрения своих сверстников, что увеличивает риск вовлечения в правонарушения.
Таким образом, важной задачей учреждений дополнительного образования и родителей становится создание благоприятного и содержательного пространства, которое будет способствовать позитивному развитию учащихся, их социализации и формированию нравственных ценностей.
Список литературы:
- Гатальский В.Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Гатальский Владимир Дмитриевич. Санкт-Петербург, 2011. 484 с.
- Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование, 2018. Том 23. №4. С. 80-90. (дата обращения: 01.10.2024).
- Дроздова А.В., Кошенова М.И. Проблема девиантологической компетентности педагогов и психологов общего образования // Новосибирск: СМАЛЬТА, 2022. №4. С. 53-69. (дата обращения: 01.10.2024).
The pedagogical potential of supplementary education institutions in correcting adolescents' deviant behavior
Russkikh A.A.,
postgraduate student of 2 course of the Management Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Moscow
Abstract. The article explores the problems of modern education, associated with the introduction of Western educational programs that do not consider Russia's cultural and historical specifics. Educational institutions face challenges in preventing deviant behavior among adolescents and often shift the responsibility onto families. The article also examines the role of criminal subculture as an alternative to traditional social institutions for youth, which exacerbates the threat to social security. The author emphasizes the need for creating a cultural and educational environment that fosters socialization and moral values in students.
Keywords: deviant behavior, educational system, criminal subculture, socialization, cultural and educational environment.
References:
- Gatalsky V.D. The system of pedagogical propaedeutics of deviant behavior of students: dissertation... Doctors of pedagogical sciences: 13.00.01 / Gatalsky Vladimir Dmitrievich. St. Petersburg, 2011. 484 p.
- Gut Yu.N., Kabardov M.K. Natural and social factors of deviant behavior in adolescents // Psychological Science and Education, 2018. Volume 23. №4.: 80-90. (date of the address: 01.10.2024).
- Drozdova A.V., Koshenova M.I. The problem of deviantological competence of teachers and psychologists of general education // Novosibirsk: SMALTA, 2022. №4.: 53-69. (date of the address: 01.10.2024).