Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы и практические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Анализируются физиологические особенности детского голоса, психологические особенности музыкальной восприимчивости младших школьников. Даются конкретные рекомендации по формированию певческой установки, дыхания, звукообразования, дикции, ансамбля и строя, эмоциональной выразительности у детей 7-11 лет на основании существующего музыкального педагогического опыта.

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, младший школьный возраст, детский голос, музыкальная восприимчивость, певческая установка, звукообразование, дикция, ансамбль, эмоциональная выразительность.

Развитие вокально-хоровых навыков в младшем школьном возрасте является важнейшим компонентом музыкального образования и общего развития ребенка. Этот период характеризуется особой восприимчивостью к музыкальному обучению и формированию базовых певческих навыков, которые станут фундаментом для дальнейшего музыкального развития.

Прежде всего, целесообразно акцентировать внимание на физиологических особенностях детского голоса в младшем школьном возрасте.

По данным исследований В.В. Емельянова, голосовые складки ребенка 7-11 лет имеют длину 8-10 мм, что значительно меньше, чем у взрослых (15-20 мм). Более короткие и тонкие голосовые связки обуславливают высокое звучание детского голоса по сравнению со взрослыми. Размер гортани и голосовых складок постепенно увеличивается с возрастом, но в младшем школьном возрасте еще не достигает своих максимальных параметров [3].

Диапазон голоса у детей 7-11 лет составляет примерно полторы октавы. Это означает, что ребенок способен воспроизводить звуки в пределах 1,5 октав, начиная от самого низкого до самого высокого доступного ему тона. По мере взросления и развития голосового аппарата диапазон будет расширяться. Однако в этом возрасте ограниченный диапазон считается нормой и связан с анатомо-физиологическими особенностями детской гортани [3].

В младшем школьном возрасте у детей преобладает фальцетный механизм голосообразования. Фальцет характеризуется высоким, нежным, как бы «головным» звучанием. При фальцетном пении голосовые складки колеблются только краями, смыкание неполное. Такой механизм фонации физиологичен для детей и постепенно сменяется смешанным или грудным в более старшем возрасте, особенно в период мутации. Использование фальцетного механизма помогает избежать перенапряжения и травмирования незрелых голосовых складок ребенка.

Таким образом, голосовой аппарат ребенка 7-11 лет имеет свои характерные анатомические и функциональные особенности – небольшие размеры гортани и голосовых складок, ограниченный диапазон и преобладание фальцетного механизма фонации. Знание этих закономерностей необходимо для создания оптимальных условий развития детского голоса как в вокальной педагогике, так и в повседневной речевой практике.

Кроме учета физиологических особенностей детского голоса в младшем школьном возрасте необходимо акцентировать внимание на особенностях музыкальной восприимчивости детей рассматриваемого возрастного периода.

Музыкальная восприимчивость представляет собой  способность эмоционально откликаться на музыку, переживать ее содержание, выражать к ней свое отношение. Младший школьный возраст (7-11 лет) – период интенсивного развития музыкальной восприимчивости, которая имеет свои психологические особенности.

По мнению известного советского психолога Б.М. Теплова, для младших школьников характерна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети этого возраста живо, непосредственно и непроизвольно реагируют на музыкальные произведения. Музыка вызывает у них яркие эмоциональные переживания - радость, грусть, нежность, восторг. При восприятии музыки преобладает образное мышление, конкретное восприятие художественных образов над абстрактным осмыслением содержания [10].

По данным исследований В.И. Петрушина, музыкальная восприимчивость младших школьников отличается синкретичностью, то есть целостностью, нерасчлененностью. Дети воспринимают музыкальное произведение как единое неделимое целое, не вычленяя отдельные элементы музыкальной речи. Эмоциональная реакция возникает на музыку в целом, на ее общее настроение, характер звучания. Лишь постепенно, с приобретением музыкального опыта и развитием музыкального мышления приходит способность более дифференцированно воспринимать музыкальную ткань произведения [8].

Младшие школьники лучше воспринимают музыку, связанную с конкретной предметной деятельностью – пение, танец, игра на музыкальных инструментах. Слушание как самостоятельный вид деятельности развито еще недостаточно. По наблюдениям Н.А. Ветлугиной, дети 7-11 лет стремятся телесно выразить свои впечатления от музыки, у них велика потребность в движении. Ведущим способом познания музыки является ее практическое освоение через исполнительство [2].

Е.В. Николаева подчеркивает роль эмоциональной синестезии в музыкальном восприятии младших школьников. Дети этого возраста ярко ощущают взаимосвязь музыкальных и речевых, пластических, пространственных, цветовых и др. образов (например, воспринимают мажор как «светлый», «радостный», минор – «темный», «грустный»). Опора на межсенсорные связи помогает сделать музыкальные переживания детей более многогранными и осмысленными [6].

Исследования восприятия музыки детьми, проведенные А.Г. Костюком, показывают, что в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются такие музыкальные способности, как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Однако их становление происходит неравномерно. Наиболее активно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и чувство ритма, в то время как звуковысотный и ладовый слух еще требуют специального целенаправленного развития [4].

Учитывая особенности музыкального восприятия детей 7-11 лет, педагогу необходимо широко использовать разнообразные виды музыкальной деятельности, привлекать разные анализаторы (слух, зрение, осязание, моторику), эмоционально заражать детей своим отношением к музыке, применять образные сравнения и ассоциации, стимулировать творческое воображение детей, опираться на их жизненный и художественный опыт. Все это способствует углублению музыкальных впечатлений, обогащению музыкально-слухового опыта, развитию интереса и любви к музыкальному искусству.

Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) – одна из важнейших задач музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Обобщение опыта ведущих педагогов-музыкантов и вокалистов позволяет дать ряд практических рекомендаций по формированию основных компонентов вокально-хоровой техники у младших школьников.

  1. Певческая установка. С первых занятий необходимо следить за правильной позой детей при пении: прямое положение корпуса и головы, расправленные плечи, свободные руки. Такое положение обеспечивает оптимальные условия для работы дыхательного и голосового аппарата. Для поддержания певческой установки можно использовать игровые приемы, образные сравнения («поющее деревце», «свеча на макушке») [7].
  2. Певческое дыхание. Основа вокальной техники - навык правильного дыхания. В младшем школьном возрасте целесообразно использовать смешанное (грудо-брюшное) дыхание как наиболее естественное. Главное – воспитать умение делать быстрый, легкий, бесшумный вдох и экономный, без толчков, выдох. Активизировать дыхание помогают упражнения на стаккато, произнесение текста активным шепотом «на выдохе», дирижерский жест «ауфтакт» [9].
  3. Звукообразование. Для выработки мягкой, легкой атаки звука, которая считается наиболее физиологичной в детском возрасте, можно применять такие приемы, как «выдувание» звука на согласных Ф, С, Ш, П, «крик» чаек, «посвист» ветра, пение закрытым ртом, переход от речи к пению и др. Нужно избегать крикливого, напряженного пения, следить за свободным, мягким звучанием детских голосов [3].
  4. Дикция. Для формирования четкого, ясного произношения используют скороговорки, попевки на слоги, упражнения на различные виды атаки (твердая, мягкая), пение staccato и legato. Особое внимание нужно уделять «трудным» для выпевания гласным (И, Ы, У) и согласным (С, Ш, Р). Артикуляционная гимнастика, ритмодекламация способствуют укреплению мышц речевого аппарата, выработке дикционной четкости [5].
  5. Ансамбль и строй. Специфика детского ансамбля и строя связана с неустойчивостью и неоднородностью детских голосов по тембру, диапазону, уровню вокальной подготовки. Для достижения ансамблевого звучания необходимо выравнивать тембровые краски детских голосов, использовать резонаторные ощущения, вибрационный самоконтроль, приемы а капелльного и сольфеджированного пения. Унисонный строй вырабатывается путем пения канонов, интервальных попевок, медленных песен с выдержанными звуками [9].
  6. Эмоциональная выразительность. Исполнительские и творческие навыки детей неразрывно связаны с развитием эмоциональной сферы, творческого воображения. Проживание музыкального образа, выражение характера, настроения музыки достигается с помощью выразительного дирижерского жеста, сопереживающего пения педагога, использования поэтических эпитетов, зрительной и пластической наглядности. Сюжетно-ролевые игры, инсценировки песен, двигательная импровизация под музыку помогают «раскрепостить» детей, снять зажатость, скованность [1].

Все вокально-хоровые навыки формируются в единстве и взаимодействии. Комплексная работа над ними, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей, применение разнообразных методов и приемов позволят учителю музыки успешно решить задачи вокального воспитания младших школьников, заложить прочный фундамент их певческой культуры.

Проведенный в статье анализ методических подходов и практических рекомендаций позволяет сделать вывод о том, что развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста должно осуществляться комплексно, с учетом физиологических и психологических особенностей детей данного возраста.

Педагогу необходимо бережно относиться к неокрепшему голосовому аппарату младших школьников, учитывать небольшие размеры гортани и голосовых складок, ограниченный диапазон, преобладание фальцетного механизма фонации. В вокальной работе с детьми следует использовать щадящий режим, избегать форсированного пения, опираться на естественное звукообразование.

В то же время важно всесторонне развивать музыкальную восприимчивость детей, их эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение. Активно применять разнообразные виды музыкальной деятельности, игровые и наглядные методы, опираться на жизненный и художественный опыт детей.

Формирование основных вокально-хоровых навыков (певческой установки, дыхания, звукообразования, дикции, ансамбля, строя, эмоциональной выразительности) должно происходить во взаимосвязи, с постепенным усложнением упражнений и репертуара. При этом необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его вокальных, музыкальных данных и общего развития.

Соблюдение данных методических принципов и практических рекомендаций позволит учителю музыки эффективно развивать вокально-хоровые навыки у младших школьников, формировать их певческую культуру, закладывать основы музыкальности и духовности личности.

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. 413 с.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд., испр. Спб.:Лань, 2003. 192 с.
  4. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. Киев: Наукова думка, 1986. 191 с.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
  6. Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 503 с.
  7. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания : учебное пособие. 7-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2020. 224 с.
  8. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 380 с.
  9. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. 176 с.
  10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие. 2-е изд., стер. СПб.: Планета музыки, 2020. 488 с.

Development of vocal and choral skills in primary school children: methodological approaches and practical recommendations

Zhuravleva M.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Semenova Daria Alekseevna,
Associate Professor of the Department of Musical Art of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article discusses methodological approaches and practical recommendations for the development of vocal and choral skills in primary school children. Physiological features of children's voice, psychological features of musical susceptibility of younger students are analyzed. Specific recommendations are given on the formation of a singing attitude, breathing, sound formation, diction, ensemble and structure, emotional expressiveness in children 7-11 years old based on existing musical pedagogical experience.
Keywords: vocal and choral skills, junior school age, children's voice, musical susceptibility, singing attitude, sound formation, diction, ensemble, emotional expressiveness.

References:

  1. Apraksina O.A. Methods of music education at school. Moscow: Enlightenment, 1983. 222 p.
  2. Vetlugina N.A. Musical development of a child. Moscow: Enlightenment, 1968. 413 p.
  3. Emelyanov V.V. Voice development. Coordination and training. 3rd ed., Rev. St. Petersburg: Doe, 2003. 192 p.
  4. Kostyuk A.G. Perception of melody. Kyiv: Naukova Dumka, 1986. 191 p.
  5. Mikhailova M.A. Development of musical abilities of children. Yaroslavl: Development Academy, 1997. 240 p.
  6. Nikolaeva E.V., Abdullin E.B. Theory of music education: textbook. 3rd ed., Rev. and add. Moscow: Prometheus, 2020. 503 p.
  7. Ogorodnov D.E. Methodology of musical and singing education: a textbook. 7th ed., Erased St. Petersburg: Planet of Music, 2020. 224 p.
  8. Petrushin V.I. Musical psychology: textbook and workshop for universities. 4th ed., Revised and add. Moscow: Yuright Publishing House, 2024. 380 p.
  9. Stulova G.P. Choral singing. Methods of working with a children's choir: Textbook. 2nd ed., erased St. Petersburg: Publishing house «Lan»; Publishing house «PLANET OF MUSIC», 2016. 176 p.
  10. Teplov B.M. Psychology of musical abilities: a textbook. 2nd ed., erased St. Petersburg: Planet of Music, 2020. 488 p.