Аннотация. В данной статье освящена проблема подготовки детей к школьному обучению. Рассмотрены основные виды готовности дошкольников к обучению в школе. Подробно описаны аспекты и нюансы подготовки детей, а также доказана важность всестороннего развития ребёнка с целью успешного перехода дошкольника на следующую ступень образования.

Ключевые слова: подготовка к школе, адаптация, учебная деятельность, социальный статус, зрелость, усвоение, коммуникативная деятельность.

Проблема готовности ребенка к обучению в школе является одной из актуальных в возрастной и педагогической психологии и выступает предметом пристального внимания психологов, педагогов, медицинских работников, родителей. От успешного решения данной проблемы зависит адаптация ребенка к образовательному учреждению, овладение им навыками учебной деятельности, успеваемость формирования его личности, психическое здоровье ребенка.

С поступлением ребенка в школу возникает новый социальный статус личности – статус школьника, одна из форм непосредственного участия в общезначимой деятельности – обучении, требующей больших усилий. Этот период ставит перед ребёнком новые требования, появляются новые обязанности; новые друзья, новые отношения со взрослыми, также требующие определенных усилий и опыта. Но готов ли ребенок справиться с новой социальной средой?

Успешное решение задачи развития личности ребенка и повышения эффективности обучения в значительной степени зависит от того, насколько правильно учтен уровень готовности ребенка к школе.

Многие родители при подготовке детей к школе учитывают только интеллектуальное развитие ребёнка, стараются научить его читать, писать и считать, но совершенно не понимают, что для успешного перехода на следующее звено образования кроме интеллектуальной сферы нужно учитывать и некоторые другие компоненты.

В.С. Мухина отмечает, что в готовности к школьному обучению у ребенка старшего дошкольного возраста основным является желание учиться и осознание ребенком необходимости в учебной деятельности, познании нового, которое возникает как результат его социальной зрелости, появления внутренних противоречий, способствующих развитию мотивации к учебной деятельности [13].

Т.Н. Князевой утверждается, что под готовностью к школьному обучению следует понимать комплекс определенных знаний и умений, необходимых для успешного обучения [8].

Н.И. Вьюновым понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается в качестве психологического, эмоционального, нравственно-волевого и физического развития ребенка старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способствовать процессу его успешной адаптации к новым жизненным этапам и проявляется в успешном преодолении негативных воздействий на физическое и эмоциональное здоровье ученика, трудностей адаптации к новому этапу в жизни и т.п. [5].

Е.Н. Корнеева [10] рассматривает понятие «готовность к школьному обучению» как совокупность следующих видов готовности ребенка:

  • физическая готовность;
  • социально-психологическая готовность;
  • мотивационная готовность;
  • умственная готовность.

Готовность дошкольника к обучению, согласно Д.Б Эльконину, представлена усвоением социальных норм и правил, то есть целостной системы социальных отношений ребенка и взрослого [14]. Автор выделяет следующие признаки готовности ребенка к школе (см. рисунок 1).

Рис. 1. Признаки готовности ребенка к школе по Д.Б. Эльконину

Г.Г. Кравцов подчеркивает, что, ребенку должны быть присущи такие характеристики учащегося как: высокий уровень умственного развития, эмоциональная и социальная зрелость. Психическая сфера включает способность ребенка к различению восприятия, свободы внимания, аналитического мышления. Под эмоциональной зрелостью следует понимать эмоциональную компетентность, «мягкие навыки», психически эмоциональную стойкость ребенка, а также почти отсутствие импульсивных поведенческих реакций. Социальная зрелость обусловлена потребностью ребенка в общении с другими детьми, умением принимать интересы и условия групп детей, способность принимать и выполнять социальную роль учащегося в социальной ситуации школы [11].

Я.Л. Коломинский различает «стартовую» готовность ребенка к школьному обучению и «вторичную». Стартовая готовность формируется в процессе дошкольной деятельности ребенка и включает в себя учебно-важные качества, которые дают возможность начать обучение ребенка в первом классе. В течение первого полугодия происходит формирование вторичной готовности, к структуре стартовой готовности добавляются новые образовательно-важные качества, также происходит установление тесных взаимосвязей между старыми и новыми элементами структуры [9].

В научных литературных источниках выделяется целый ряд следующих видов готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению (см. рисунок 2).

Рис. 2. Виды готовности дошкольников к школьному обучению

Готовность ребенка к обучению в школе является, с одной стороны, одним из фундаментальных понятий для понимания процесса освоения статуса ученика, с другой – важнейшим итогом воспитания и обучения старших дошкольников.

Под физиологической готовностью ребенка к школьному обучению понимается уровень сформированности таких важных элементов развития, как основные функциональные системы организма и состояние физического и психического здоровья дошкольника.

Под личностной (социальной) готовностью дошкольника к обучению в школе понимается процесс формирования у дошкольника готовности принимать новую социальную позицию школьника, который имеет целый ряд прав и обязанностей.

К личностной готовности относится также и мотивационная сфера ребенка. То есть, ребенок дошкольного возраста должен иметь развитую учебную мотивацию.

Под социальной (личностной) готовностью дошкольника к процессу обучения в школе понимается комплекс умений старших дошкольников к установлению отношений с взрослыми и сверстниками.

Важным условием готовности детей к длительному труду является умение подчинять свои действия выполнению поставленных перед ними учебных задач. Главным элементом мотивационной готовности являются внутренние усилия, необходимые для осуществления любой деятельности. Она формируется в конце дошкольного детства.

Старшие дошкольники уже должны уметь сдерживать свое импульсивное поведение, сосредотачивать внимание на задании и слушать воспитателя. Детям дошкольного возраста с высоким уровнем капризности трудно понимать учебные задания, выполнять требования школьной жизни и контролировать свои эмоции и импульсы.

Мотивационная готовность к обучению – характеризуется желанием ребенка учиться, формированием позиции будущего ученика.

Эмоционально-волевая готовность выражается в соответствующем уровне развития личного поведения дошкольника. Решающим фактором в этом отношении является сформированная в течение дошкольных лет способность ребенка контролировать собственное поведение:

  • умение сознательно выполнять правила или требования воспитателя;
  • проявлять настойчивость в достижении цели;
  • доводить до конца необходимую работу, несмотря на соблазнительные, но отвлекающие цели и т.д.

Добровольная готовность к школе – это относительная способность детей «заставлять» себя делать то, что не вызывает большого интереса или немедленного удовольствия. Воля также отвечает за способность ребенка сидеть за партой на уроке. Например, если ребенок способен смотреть и восторженно слушать спектакль или рассказ не менее 20 минут, он готов к восприятию информации на уроке. Если нет, то ему будет просто скучно в школе. То, что ждет ребенка в школе – это тяжелый труд. Он должен делать не только то, что хочет, но и то, что от него требует учитель, школьная система. Игра может помочь усилить осознание своей воли.

Уровень осведомленности ребенка, его мировоззрение можно оценить в разговоре. У ребенка можно спросить о его домашнем адресе, имени, фамилии, именах отца, матери, бабушки и дедушки, где они работают и чем занимаются, какие города, кроме родного, он знает и в какой стране проживает. Чтобы получить более полное представление об уровне осведомленности конкретного ребенка, можно спросить его, какие времена года и месяца он знает и каков их порядок; какие есть дни недели и какие праздники; о видах транспорта, диких и домашних животных; знает ли он, откуда берутся крупы и мука, из чего выпекают хлеб, шьют одежду, производят мебель; каковы его любимые сказки, книги, игры.

Речевая готовность занимает весомое место в структуре готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

По мнению Н.В. Казюк и М.А. Недозреловой речевая подготовка дошкольников включает в себя овладение практическими речевыми навыками, совершенствование коммуникативных форм и функций речевой действительности, формирование осознанности [7].

Речевая готовность предполагает формирование всех видов речевой продукции, и А.Л. Венгер отмечает, что формирование речевой готовности индивида происходит не в линейной последовательности (усвоение звуков, грамматически правильная речь, связная речь, расширение словарного запаса), а в комплексном развитии всех компонентов речевой продукции. В исследовании отмечается, что основой для этого является коммуникативная компетентность [4].

Готовность к обучению в школе в плане коммуникативной деятельности представлена:

  • сформированностью у дошкольника четких учебных навыков (чтения, письма);
  • правильным звукопроизношением;
  • подобающим возрасту словарным запасом;
  • грамматически правильной речью;
  • употреблением диалогической и монологической речи;
  • способностью к практическому общению в различных общественных ситуациях;
  • умением владеть собственным языком: умением правильно и точно высказать свои мысли, основательно и целенаправленно передавать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т.д.

Таким образом, сделаны следующие выводы. Под готовностью к школьному обучению следует понимать комплекс определенных знаний и умений, необходимых для успешного обучения. Готовить ребёнка к школе необходимо не за год до школы как это обычно принято делать, а задолго до того, как ребёнок впервые сядет за парту. Все критерии готовности ребёнка к школьному обучению требуют большого внимания родителей. Для того чтобы помочь своему ребёнку успешно освоить новый социальный статус, адаптироваться в новой среде и справляться со всей школьной нагрузкой необходимо заблаговременно позаботиться о том, чтобы все компоненты готовности к обучению в школе были у ребёнка сформированы. Часто при подготовке детей к школе родители ограничиваются обучением письму чтению и счёту, но для успешного обучения в школе этого бывает недостаточно. 

Следуя логике Л.А. Вернер: «Быть готовым к школе, это не только умение читать, писать и считать, это также и готовность ребенка постоянно учиться».

Список литературы:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. М.: Издательство Юрайт, 2021. 195 с.
  2. Васильева Ю.В., Федорова С.Н. Развитие психологической готовности ребенка к обучению школе в условиях школы будущего первоклассника // Заметки ученого, 2020. №5. С. 39-44.
  3. Васильева Н.В. Понятие о психологической готовности к обучению в школе // Школьный логопед, 2014. №4. С. 73-77.
  4. Венгер А.Л. Клиническая психология развития. М.: Издательство Юрайт, 2023. 312 с.
  5. Вьюнов Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы / Н.И. Вьюнов, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2020. 256 с.
  6. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Издательство Юрайт, 2021. 425 с.
  7. Казюк Н.В., Недозрелова М.А. Проблемы преемственности работы ДОУ и начальной школы в вопросах речевой готовности дошкольников к обучению в школе // В сборнике: Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2020. С. 152-155.
  8. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе. Саратов: Вузовское образование, 2019. 161 c.
  9. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовность к школе // Популярная психология для родителей / под ред. А.А. Бодалева и др. М.: Академия, 1998. С. 214-229.
  10. Корнеева Е.Н. Ваш ребенок идет в школу. Проверяем готовность ребенка к школе. Советы родителям первоклашек. М.: Мир и Образование, 2013. 192 c.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 79 с.
  12. Литвинов Г.А., Вейсова Л.З. Анализ и содержание дефиниций «подготовка к школе» и «готовность к обучению в школе» // Bonum Initium, 2021. №8(16). С. 79-84.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2020. 655 с.
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. 6-е изд. стер. М.: Академия, 2011. 383 с.

What do parents need to know when preparing their children for school?

Telpiz M.N.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Manuilova Victoria Viktorovna,
Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Abstract. This article highlights the problem of preparing children for school. The main types of preschool children's readiness to study at school are considered. The aspects and nuances of children's training are described in detail, and the importance of comprehensive child development for the successful transition of a preschooler to the next stage of education is proved.
Keywords: preparation for school, adaptation, educational activity, social status, maturity, assimilation, communicative activity.

 References:

  1. Alekseeva E.E. Psychological problems of preschool children. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 195 p.
  2. Vasilyeva Yu.V., Fedorova S.N. The development of a child's psychological readiness to learn school in the conditions of a future first-grader's school // Notes of a scientist, 2020. №5.: 39-44.
  3. Vasilyeva N.V. The concept of psychological readiness to study at school // School speech therapist, 2014. №4.: 73-77.
  4. Wenger A.L. Clinical psychology of development. Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. 312 p.
  5. Vyunov N.I. Psychological readiness of a child to study at school: psychological and pedagogical foundations / N.I. Vyunov, K.M. Gaidar, L.V. Temnova. 2nd ed. Moscow: Academic Project, 2020. 256 p.
  6. Gonina O.O. Psychology of preschool age. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 425 p.
  7. Kazyuk N.V., Nedozrelova M.A. Problems of continuity of preschool and primary school work in the issues of speech readiness of preschoolers to study at school // In the collection: Psychological and pedagogical problems in the system of continuing education. Collection of articles based on the results of the International Scientific and Practical Conference. 2020.: 152-155.
  8. Knyazeva T.N. The study and correction of the psychological readiness of a child with problematic development to study in primary school. Saratov: University Education, 2019. 161 p.
  9. Kolominsky Ya.L., Panko А.А. Psychological readiness for school // Popular psychology for parents / edited by A.A. Bodaleva et al. Moscow: Akademiya, 1998.: 214-229.
  10. Korneeva E.N. Your child goes to school. We check the child's readiness for school. Tips for parents of first–graders. Moscow: World and Education, 2013. 192 p.
  11. Kravtsov G.G., Kravtsova Е.Е. A six-year-old child. Psychological readiness for school. Moscow: Znanie, 1987. 79 p.
  12. Litvinov G.A., Veisova L.Z. Analysis and content of definitions «preparation for school» and «readiness to study at school» // Bonum Initium, 2021. №8(16).: 79-84.
  13. Mukhina V.C. Age psychology. Phenomenology of development. Moscow: Academy, 2020. 655 p.
  14. Elkonin D.B. Child psychology. 6th ed. ster. Moscow: Academy, 2011. 383 p.