Аннотация. В статье рассмотрена дефиниция «фонематический слух» в рамках современных исследований. Показаны основные этапы развития фонематического слуха в процессе жизни человека, выделены основные научные школы, занимающиеся вопросами становления фонематического слуха у детей в онтогенезе и условиях дизонтогенеза.

Ключевые слова: фонематический слух, фонема, речеслуховой анализатор, морфема, нарушения речи, нарушения письма, нарушения устной речи, нарушения письменной речи.

Речь является основополагающим компонентом для успешного развития ребенка в целом, получения базового образования. Являясь высшей психической функцией, она служит основой для коммуникации и формирования словесно-логического мышления. В современном мире значение символьных систем, коим и является речь, все больше возрастает. Наряду с этим, увеличивается количество детей, у которых диагностируются нарушения речи: как легкие, так и тяжёлые. Кроме того, специфические особенности развития речи, в том числе особенности фонематического слуха, входят в структуру всех вариантов нарушения психического развития. Именно поэтому представления о том, что такое фонематический слух, его специфика, глубинное понимание его механизмов, является основополагающим в диагностике и коррекции нарушений речи.

Современные исследования в области психолингвистики демонстрируют, что речь – это сложная система, функциональная по своему принципу, в ее основе лежит применение языка, как знаковой системы, в процессе коммуникации [5]. Психолого-физиологической основой речи являются анализаторные системы, которые взаимосвязаны в своей деятельности, среди них основными являются речеслуховой и речедвигательный анализатор. Структурной единицей, служащей основой формирования речи в онтогенезе, является фонема. Однако предполагать, что речь формируется путем накопления отдельных фонем, будет неверно. Система фонем, взаимосвязанных в процессе речевой деятельности, является базовой составляющей в ходе освоения речевых навыков в онтогенезе.

Фонематические навыки предполагают вычленение из шумового потока человеческой речи, различных звуков и звукокомплексов, имеющих свои индивидуальные наборы акустических, дифференциальных признаков. Усваивая эти навыки, ребенок учится выделять из речевого потока, опознавать и дифференцировать фонемы по их акустическим характеристикам, благодаря чему ребенок учится правильно воспроизводить звуки своей собственной речи. Процесс усвоения ребенком фонем зависит от сохранности речеслухового анализатора.

Разберем более детально, что обозначает термин «фонематический слух» с точки зрения современной науки. В лингвистике это понятие включает в себя специфический набор речевых операций, предполагающие компиляцию следующих элементов:

  1. Умение определять на слух звук, который присутствует в слове либо его отсутствие.
  2. Умение дифференцировать слова, которые расположены в последовательности из многих вариантов, имеют одинаковые фонемы.
  3. Способность дифференцировать слова, которые являются близкими по звучанию, однако различны по лексическому значению.

Рассмотрим основные современные исследования в области речевой деятельности и, в частности, в области определения и понимания дефиниции «фонематический слух». Т.Б. Филичева [2] определяет фонематический слух как тонко дифференцированный слух, при помощи которого человек может вычленять фонемы в речевом потоке. Фонематический слух развивается, проходя несколько стадий. Отечественные исследователи [2], [3], [5] в своих работах этапность развития фонематического слуха определяют следующим образом.

  1. Первая стадия – подготовительная. Эта стадия проходит в жизни ребенка от нуля до одного года. Еще эту стадию определяют как дофонематическую. Она включает в себя неречевые вокализации, гуление (возникает примерно в 2-3 месяца), лепетную речь (возникает примерно в 6 месяцев). Этот этап характеризуется тем, что понимания речи еще нет, постепенно, при тесном контакте со взрослым, ребенок начинает сосредотачиваться на речи, в первую очередь вычленяя ее эмоциональную составляющую.
  2. Вторая стадия характеризуется отсутствием способности дифференциации акустически близких фонем. Восприятие фонем у ребенка кардинально отличается от того, как слышит их взрослый человек. На этом этапе ребенок способен отличать фонемы с яркими отличиями. Учитывая, что речедвигательная и речеслуховая сторона речи напрямую взаимосвязаны, то и фонематический слух также связан с несовершенным звукопроизношением [5].
  3. Третья стадия отличается тем, что у ребенка появляется способность различать фонемы со смыслоразличительными характеристиками. При этом, отмечается такая особенность, как соотнесение с предметом даже неправильно произнесенное слово, искаженное по фонематическим элементам.
  4. На четвертой стадии постепенно формируется фонематический слух, у ребенка формируются новые образы. Экспрессивная сторона речи, при нормотипичном развитии, приближена к принятому эталону, однако различение фонем остается еще нестойкой.
  5. Фонематическая сторона речи, ее развитие, выходит на завершающий этап.

Исходя из анализа литературы, можно заключить, что на протяжении раннего и дошкольного возраста идет активный процесс развития фонематической стороны речи. Уже к 6-7 годам, при нормотипичном развитии, дети могут овладеть всеми процессами фонематического восприятия в достаточной мере.

Фонематический слух, как пишет Е.А. Семенова, представляет собой структурный компонент речевого слуха [5]. В его задачи входит дифференциация и различение звуков языка, на котором говорит ребенок. Фонематический слух необходим человеку для того, чтобы соотнести и сопоставить фонемы, которые он слышит, в соответствии с нормами орфоэпии той речеязыковой системы, в которой он воспитывается. Функция фонематического слуха состоит не только в том, чтобы принимать и оценивать речь окружающих, но и для того, чтобы контролировать правильность своей речи. Если фонематический слух развит у человека достаточно хорошо, то фонемы родного языка воспринимаются и понимаются в соответствии с их назначением. Принято различать звуки, которые несут смыслоразличительную функцию и те, которые этой функцией не обладают. Только первые могут считаться фонемами.

В современной науке нет единого понимания значения фонемы. Существуют три различных школы, которые по-разному определяют ее значение.

  • Ленинградская фонологическая школа. В этой школе фонема – самостоятельная единица. Она, в рамках исследований данной школы, воплощается в звуках речи, в ее оттенках, имеет свои фонетические характеристики.
  • Московская фонологическая школа. В представлениях этой школы фонема не существует как отдельная единица, а является компонентном морфемы, ее нельзя рассматривать вне границ морфологии.
  • Пражский кружок лингвистики. В рамках этой школы морфема – это единица звука, они дифференцируются по определенным признакам. Их основная цель – различение лексических значений. В этой школе основную часть исследований занимает изучение и анализ оппозиционных звуков, именно в них заключается смыслоразличение.

Фонематический слух имеет важное значение для освоения ребенком слоговой структуры слова, различения оппозиционных фонем, успешного овладения процесса чтения. Современные исследования, которые показывают на наличие прямой взаимосвязи в диаде: фонематический слух и освоение чтения, представлены в работах Н.Ю. Григоренко [1], Е.А. Семеновой [5], Т.Б. Филичевой [2]. Именно поэтому эффективное и правильное обучение чтению возможно лишь в том случае, если ребенок освоил процессы анализа и синтеза фонем. Смысл фонематического принципа состоит в том, что ребенок понимает, что фонемы, даже изменяясь по виду, обозначаются одной и той же буквой. При этом ребенок должен понимать, что различные фонемы могут быть обозначены одним и тем же звуком.

Ранее мы рассматривали нормотипичное развитие фонематического слуха. Что же происходит, когда на определенных стадиях онтогенеза, что-то идет не так? «Сбои» в процессе онтогенеза развития фонематического слуха приводят к качественным изменениям. Дифференциация близких по звучанию фонем затруднена, экспрессивная речь характеризуется искажением и заменой звуков, их пропусками. Это негативно влияет на развитие фонематического слуха и письменной речь. Дети сливают слова при написании, нарушают последовательность слов в предложении, также существуют и другие нарушения.

Таким образом, можно утверждать, что понимание термина «фонематический слух», глубокое изучение его развития в онтогенезе, попытки понять механизмы нарушения и принципов работы с ними имеют важное значение. Развитие фонематического слуха влияет на понимание речи, на произносительную сторону речи, на усвоение грамматической стороны речи. Также важное значение фонематический слух оказывает на становления правильного навыка чтения, на формирование письменной речи.

Основные ошибки на письме связаны с недоразвитием фонематического слуха. Это отрицательное влияет на успешность ребенка в освоении предметов, на его успеваемость. Необходимы глубокие исследования в данной области, которые позволят на прочной теоретической базе строить коррекционную работу с ребенком в плане улучшения и исправления нарушений фонематического слуха.

Список литературы:

  1. Григоренко Н.Ю. Речевосприятие в раннем и дошкольном возрасте: технологии диагностики и развития речевого слуха у детей // Учебно-методическое пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2023. 163 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо. 2021. 288 с.
  3. Корнеева А.А. Значение фонематического слуха в формировании устной и письменной речи ребенка // Молодой ученый, 2020. №44(334). С. 326-328 (дата обращения: 04.03.2024).
  4. Новгородова Ю.О., Плотникова Е.О. Фонематический слух как основа развития памяти и речи старших дошкольников // Мир педагогики и психологии, 2021. №03(56). С. 29-32.
  5. Семенова Е.А. Развитие у дошкольников фонематического слуха как опоры обучения первоначальному чтению // The Scientific Heritage. 2020. №48-4 (дата обращения: 04.03.2024).

Theoretical aspects in the study of phonemic hearing

Amrakhova E.T.,
undergraduate of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Grigorenko Natalya Yurievna,
Associate Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article examines the understanding of phonemic hearing in the framework of modern research. The analysis of the development of phonemic hearing in ontogenesis is given, the main schools dealing with the problem of the concept of phonemic hearing are considered. The main disorders associated with underdevelopment of phonemic hearing are also considered.
Keywords: phonemic hearing, phoneme, speech and hearing analyzer, morpheme, speech disorders, writing disorders.

 References:

  1. Grigorenko N.Yu. Speech perception in early and preschool age: technologies for the diagnosis and development of speech hearing in children//Educational and methodological manual. Moscow: PARADIGM, 2023. 163 p.
  2. Zhukova N.S., Mastyukova E.M., Filicheva T.B. Speech therapy. Fundamentals of theory and practice. Moscow: Eksmo. 2021. 288 p.
  3. Korneeva A.A. The importance of phonemic hearing in the formation of oral and written speech of a child // Young scientist, 2020. №44(334).: 326-328 (date of the address: 04.03.2024).
  4. Novgorodova Yu.O., Plotnikova E.O. Phonemic hearing as the basis for the development of memory and speech of older preschoolers // World of Pedagogy and Psychology, 2021. №03(56).: 29-32.
  5. Semenova E.A. Development of phonemic hearing in preschoolers as a support for teaching initial reading//The Scientific Heritage. 2020. №48-4 (date of the address: 04.03.2024).