Аннотация. В данной статье рассматривается понятие профессиональной ориентации и ее значение в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. А также говорится о важности формирования предпосылок к развитию профессиональных качеств у детей раннего и дошкольного возраста. Рассматривается роль, цель и задачи, которые решаются в процессе ранней профориентации детей, имеющих нарушения в развитии. А также в статье раскрывается роль игровой деятельности в процессе профессиональной ориентации дошкольников с ОВЗ.

Ключевые слова: нарушенное развитие, профессиональная ориентация, ограниченные возможности здоровья, игровая деятельность.

Актуальность темы данной статьи связана с огромным количеством людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидности в Российской Федерации. По статистическим данным 2023 год в России наблюдается неутешительный рост числа детей со статусом ОВЗ. Согласно последним данным, на территории РФ проживает около 1 миллиона детей с нарушенным развитием. Среди детей со статусом ОВЗ число мальчиков превышает число девочек, оно составляет примерно 55% от общего количества. Ведущими возрастными группами являются дети дошкольного и школьного возраста в связи с поздним сроком выявления наличия патологии и началом школьного обучения. Также стоит отметить группу детей, не имеющих официально подтверждения статуса ОВЗ ПМПК и группу детей, имеющих тяжелые формы хронических заболеваний и испытывающих трудности жизнедеятельности.

Таким образом, проанализировав современные данные о численности детей с проблемами в развитии, можно прийти к следующему выводу: около 60% всех детей относятся к группе риска возникновения различного рода патологий по разным параметрам – медицинским, педагогическим, психологическим, социально-эмоциональным и поведенческим. Эти данные не могут не вызывать обеспокоенность со стороны не только родителей, педагогов, но и всего социума в целом. Очевидно, что эти дети нуждаются в разных специальных формах педагогической, психологической и медицинской помощи. А также видна необходимость разработки новых подходов и образовательных технологий, связанных с профессиональным самоопределением, повышающих эффективность профессионального обучения с последующим внедрением их в практику. Поскольку выбор будущей профессии будет решающим на пути процесса взросления, социализации в обществе и готовности к самостоятельному моральному и финансовому существованию в социуме.

В целом, профессиональная ориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, оказывающих помощь в определении с выбором будущей профессии. При этом следует учитывать интересы, возможности и способности личности. Также следует принимать во внимание состояние здоровья, которое является немаловажным фактором при выборе сферы деятельности человека, имеющего нарушения в развитии.

Профориентация является комплексной системой, содержащей множество направлений и аспектов. Всего можно выделить пять основополагающих компонентов профессиональной ориентации: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Профессиональная ориентация – это этапный процесс, состоящий из множества ступеней на каждом возрастном этапе. Так, например, в школе детей постепенно знакомят с миром профессий, с каждым последующим годом углубляя и расширяя их представления об окружающем. В начальной школе работа строится на формировании ценностного отношения к труду и создании интереса к будущей профессии. В 5-7 классах эти знания развиваются и расширяются, к ним добавляется формирование представлений о специальностях. Начиная с 8 класса ведется работа по целенаправленному содействию в выборе профиля обучения, начинает проводиться диагностическая работа. В старших классах работа по профессиональной ориентации нацелена на самостоятельное развитие и самоподготовку выпускников, завершается формирование предпочтения к выбранным профессиям.

Таким образом, можно отметить, что основная работа по профессиональному самоопределению проводится в школьные годы ребенка. Но это не значит, что данную работу не нужно проводить на более ранних возрастных этапах. Далее речь пойдет о том, каким образом и для чего нужно проводить профориентационную деятельность в дошкольном возрасте.

Одним из основополагающих принципов педагогики является принцип деятельностного подхода. Еще в 1944-1945 г.г. получила развитие гипотеза А.Н. Леонтьева в работах таких ученых, как Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдова. Она заключалась в существовании ведущих типов деятельности на разных возрастных этапах жизни и о ее роли в психологическом развитии каждого человека. Ведущий вид деятельности характеризуется тем, что порождает и преобразует новые виды деятельности и перестраивает все психические процессы. При этом ведущая деятельность не обязательно занимает все свободное время ребенка, но именно она привносит качественные изменения в процессе формирования его личности и определяет его развитие на данном возрастном этапе. Она является основой для развития отдельных высших психических процессов.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Этот вид деятельности заключается в моделировании сюжетов и ситуаций окружающего мира и повседневной жизни дошкольника. Причем, чем старше ребенок, тем разнообразнее, насыщеннее и сложнее становится характер игры. За весь дошкольный период игра проходит путь от простых игровых действий и игры «рядом» до полноценной сюжетно-ролевой игры, носящей социальный характер. Именно в рамках этой деятельности и стоит строить работу по формированию профессиональной ориентации дошкольника.

Ранняя профориентация является важной областью работы с детьми, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования любознательности, развития интересов и положительного отношения к трудовой деятельности. Через процессы воспитания и обучения педагог, с помощью всевозможных педагогических приемов и форм работы, может формировать у дошкольников представления о труде и мире профессий, учитывая при этом возрастные и психофизические возможности дошкольников.

В рамках преемственности профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, а это значит, что работа по формированию предпосылок к выбору будущей профессии начинается именно в группах детских садов. В возрасте трех лет ребенок идентифицирует себя, как отдельную, самостоятельную личность, отстаивая собственные границы и желания. А это значит, что уже с данного возрастного этапа можно начинать формировать у детей предпосылки к формированию интереса к труду. И при грамотном построении образовательного процесса, работа по ранней профессиональной ориентации посредством игровой деятельности будет вызывать у детей положительный отклик, формировать добросовестное отношение к труду, а в будущем окажет помощь в разумном выборе специальности.

Обучающимся с ОВЗ порой тяжело осуществить самостоятельный выбор интересующей их сферы деятельности, поэтому работа с данной категорией детей представляет собой особое направление в коррекционно-образовательной работе [3].

Работа с детьми дошкольного возраста, имеющими статус ОВЗ, в учреждениях ДОУ представляет собой еще более сложную задачу, поскольку при построении работы следует учитывать множество дополнительных факторов, таких как уровень интеллектуального развития ребенка, его моторные и функциональные возможности, самостоятельность, работоспособность и др. [2].

Ранняя профориентация детей с ОВЗ в условиях ДОУ позволяет сформировать у детей общую осведомленность об окружающем и их кругозор, тем самым решая актуальную проблему – интеграцию людей с ОВЗ в современный социум.

На данный момент были разработаны и по сей день разрабатываются годовые проекты по знакомству детей с миром профессий, состоящих главным образом из игр, в том числе сюжетно-ролевых, бесед, изучений литературы и заучивания стихов о профессиях, конструктивной деятельности на заданную тематику. Кроме того, для детей в ДОУ могут создаваться мини-музеи, лэпбуки и разрабатываться квест-игры для еще более углубленного изучения детьми мира профессий. Такое большое количество способов работы с детьми продолжает поддерживать у детей живой интерес вне учета их степени утомляемости, поскольку каждый раз одна и та же тема представляется в новой форме работы, к тому же в зависимости от вида мероприятия зависит форма работы (групповая, индивидуальная), следовательно, дети учатся работать как самостоятельно, так и в команде [1].

Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, можно прийти к выводу о том, что ранняя профориентация детей с ОВЗ – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помощь детям с ОВЗ в осуществлении правильного выбора – непростая задача как для педагогов, так и для родителей (законных представителей). Но все эти усилия стоят того, в дальнейшем они подготовят детей к обучению в школе и продолжению работы по профориентации в новых условиях и других возрастных этапах, а в будущем помогут сделать правильный выбор профессии и стать полноценным и самостоятельным членом социума.

Список литературы:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (ст. и подгот. группы). М.: Элизе Трэйдинг: ЦГЛ,2003. 241 с.
  2. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Цыплакова С.А. Проблемы профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №9 (дата обращения: 25.02.2024).
  3. Основы организации и осуществления профориентационной работы в условиях инклюзивного среднего профессионального образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. В.В. Мануйлова. М.: МГПУ, 2022. 100 с.

The role of play in the process of early career guidance for preschool children with disabilities

Zamyatina E.V.,
student of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Manuilova Victoria Viktorovna,
Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences

Abstract. This article discusses the concept of vocational guidance and its importance in the upbringing and education of children with disabilities. It also talks about the importance of creating prerequisites for the development of professional qualities in children of early and preschool age. The role, purpose and tasks that are solved in the process of early career guidance for children with developmental disorders are considered. The article also reveals the role of gaming activities in the process of vocational guidance of preschoolers with disabilities.
Keywords: impaired development, vocational guidance, limited health opportunities, gaming activities.

References:

  1. Aleshina N.V. Familiarization of preschoolers with the environment and social reality (senior and preparatory groups). Moscow: Elise Treding: TsGL, 2003. 241 p.
  2. Bystrova N.V., Konyaeva E.A., Tsyplakova S.A. Problems of professional self-determination of disabled people and persons with disabilities // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. №9 (date of the address: 25.02.2024).
  3. Fundamentals of organizing and implementing career guidance work in the conditions of inclusive secondary vocational education: educational and methodological manual / author's compilation. V.V. Manuilova. Moscow: MGPU, 2022. 100 p.