Аннотация. В статье рассмотрены основные компоненты психологического благополучия подростков, а также влияние деструктивных стилей воспитания в семье на формирование личности подростка и его психологического благополучия. Представлены результаты исследования уровня психологического благополучия у подростков 13-14 лет, а также стилей воспитания, выбранных их матерями. Результаты исследования планируется использовать для разработки профилактической программы, способствующей развитию подросткового психологического благополучия с учетом стратегий, используемых их родителями.

Ключевые слова: психологическое благополучие подростков, стили семейного воспитания, деструктивные стили семейного воспитания.

Подростковый возраст – это период жизни, который характеризуется интенсивными физическими, психологическими и социальными изменениями. В этот период закладывается фундамент для следующих психологических характеристик (новообразований): самосознание и склонность к рефлексии, самооценка, критическое мышление, а также стремление к самостоятельности и взрослости со стороны ребенка. Для комфортного вхождения подростка во взрослую жизнь, необходимо оказывать ему грамотную поддержку на данном этапе. Важнейшую роль в этом играют родители ребенка, которым необходимо выстроить с ним правильные взаимоотношения с учетом особенностей возрастного периода. Актуальность работы связана с отсутствием комплексной программы по выстраиванию доверительных отношений между подростками и их родителями, которая будет направлена на повышение уровня психологического благополучия у детей, состоящего из качественно развитых новообразований подросткового периода.

Феномен психологического благополучия рассмотрен в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. М. Яхода составила модель психологического благополучия, на основании которой К. Рифф был разработана шкала, определяющая уровень общего психологического благополучия и выраженность отдельных его компонентов (самопринятие, позитивные взаимоотношения с окружающими, автономия, целеполагание, стремление к личностному развитию). Н.К. Смирнов и М.В. Валюженич важнейшим компонентом психологического благополучия выделяют эмоциональный аспект – способность испытывать все эмоции и чувства, возникающие в ответ на события окружающей действительности. К. Яронен и П. Онстедт-Курки в рамках исследования психологического благополучия писали о важности таких социальнопсихологических факторов, как атмосфера любви и чувство безопасности в семье, включенность родителей в жизнь подростков, ощущение значимости. А.И. Подольский и О.А. Идобаева ключевым фактором психологического неблагополучия подростков назвали ощущение непонимания со стороны ближних родственников. Полноту самореализации как основной фактор психологического благополучия выделили Э. Эриксон (концепция «личностной идентичности»), К. Роджерс (теория «полностью функционирующей личности») [2], [5], [6].

Целью данного исследования стало выявление связи между психологическим благополучием подростков и особенностями их взаимоотношений с родителями и разработка профилактической программы, способствующей развитию подростковому благополучию.

Гипотеза исследования заключается в том, что особенности взаимоотношений подростка с родителями оказывают влияние на его психологическое благополучие.

Психологическое благополучие – это концепция, предложенная Кэрол Рифф, которая включает в себя 6 следующих компонентов:

  • положительные отношения (количество доверительных отношений, открытость, эмпатия, проявление заботы в межличностных отношениях);
  • автономия (самостоятельность, независимость, способность регулировать свое поведение и брать ответственность, полагаться на свое мнение при принятии важных решений);
  • управление окружением (осознанное воздействие на свою среду и обстоятельства, чтобы создать условия для своего благополучия – может включать в себя управление стрессом, установление здоровых границ, выбор подходящей социальной среды и развитие навыков адаптации к изменениям);
  • личностный рост (открытость новому опыту, использование имеющегося потенциала, самореализация, наблюдение за собственным прогрессом и создание условий для него);
  • цель в жизни (целенаправленность);
  • самопринятие (понимание и принятие своих сторон – как положительных, так и негативных, положительная оценка своего накопленного опыта, позитивное самоотношение) [4].

В зависимости от выбора стиля воспитания родителями, различается и уровень оказываемой поддержки (принятия) и контроля в семье. Так, в семье, опирающейся на авторитетный стиль воспитания, основой являются теплые взаимоотношения, доверие и уважение к выбору членов семьи, что выступает опорой при становлении личности подростка. Данному стилю также характерны адекватная критичность и поощрение инициативы ребенка родителями. Такие характеристики не свойственны авторитарному стилю – родители не дают проявлять ребенку инициативу и не поддерживают ее проявления, они «живут вместо него». Либерально-попустительский стиль воспитания также может оказывать негативное влияние на уровень психологического благополучия детей – несмотря на теплые отношения в семье, родители не способны направлять ребенка, часто поощряется неуместное поведение ребенка. При индифферентном стиле уровни контроля и поддержки (принятия) характеризуются минимальными значениями [1], [7].

В рамках исследования был использованы следующие методики:

  • Опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия»;
  • Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.

В исследовании приняли участие 47 школьников 7 класса (13-14 лет) и 46 матерей. Были получены следующие результаты:

  1. Опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия», проведенный на 47 школьниках:
  • Низкий уровень психологического благополучия (1 – 4 балла) был выявлен у 27 учеников;
  • Средний уровень (5 – 7 баллов) – у 17 учеников;
  • Высокий уровень (8 – 10 баллов) – у 3 учеников.

Процентное соотношение уровней психологического благополучия среди исследуемых подростков представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение уровня психологического благополучия среди подростков, %

Низкий уровень психологического благополучия (высокий уровень психологического неблагополучия) может иметь серьезные негативные последствия для подростков: стать причиной психических расстройств, проблем в поведении, проблем с академической успеваемостью, нарушениям в сфере межличностных отношений, а также оказать неблагоприятное влияние на самооценку и самоощущение у подростков. Важно помнить, что подростки более уязвимы к психологическим проблемам из-за переходного возраста и изменений, которые происходят в их жизни. Поэтому важно своевременно обращать внимание на психологическое благополучие подростков и обеспечивать им поддержку и помощь при необходимости.

Высокий уровень психологического благополучия выявлен лишь у 6% обучающихся, это свидетельствует о нужности повышения уровня психологического благополучия у большинства исследуемых подростков [3].

  1. По методике «Стратегии семейного воспитания», проведенной на 46 матерях исследуемых подростков, были получены следующие результаты (см. рисунок 2):

Рис. 2. Соотношение стилей семейного воспитания, чел.

Авторитарный, либеральный и попустительский стили являются деструктивными стилями воспитания, авторитетный – конструктивным, оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование личности подростка. Большинство исследуемых матерей придерживаются именно деструктивных стилей воспитания (42 человека), преобладающие стили – авторитарный (19 человек) и индифферентный (14 человек).

Деструктивные стили воспитания могут иметь серьезное влияние на детей и их развитие. Вот некоторые из возможных негативных последствий:

  1. Эмоциональные проблемы: дети, воспитываемые с помощью деструктивных стилей, могут испытывать чувства недовольства, беспомощности, недостатка самооценки, тревоги и депрессии. Они могут также иметь проблемы с регуляцией эмоций и отношениями с другими.
  2. Поведенческие проблемы: дети, воспитываемые с помощью данных стилей, могут проявлять агрессивное поведение, непослушание, нарушение правил и норм, а также иметь проблемы с самоконтролем и адаптацией к обществу.
  3. Проблемы в отношениях: дети, воспитываемые с помощью деструктивных стилей, могут испытывать трудности в установлении здоровых отношений с другими людьми. Они могут иметь проблемы с доверием, эмпатией, уважением к другим и умением решать конфликты.
  4. Низкая самооценка: деструктивные стили воспитания могут привести к формированию низкой самооценки у детей. Они могут не верить в себя, свои способности и ценность как личность.
  5. Проблемы с обучением и успехом: дети, воспитываемые с помощью деструктивных стилей, могут испытывать трудности в учебе, иметь проблемы с мотивацией, концентрацией и достижением успеха в жизни.

Так, деструктивные стили воспитания могут оказать серьезное влияние на психологическое благополучие детей, их развитие и будущее. Поэтому важно осознавать свои методы воспитания и стремиться к использованию конструктивных подходов, которые способствуют здоровому развитию и благополучию детей.

После проведения корреляционного анализа уровней психологического благополучия и взаимоотношений в семье планируется разработка профилактической программы, способствующей развитию подросткового психологического благополучия.

Список литературы:

  1. Балабан А.Д., Костенко А.А. Стили взаимоотношений в семье как фактор развития личности ребенка // Экономика и социум. 2023. №4-1(107) (дата обращения: 25.06.2023).
  2. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / сост. Ю. В Братчикова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2013. С. 30-36.
  3. Рифф К. Психологическое благополучие. Санкт-Петербург: Питер, 2014. 269 с.
  4. Рифф К. Структура психологического благополучия. СанктПетербург: Питер, 2005. 327 с.
  5. Смирнов Н.К., Валюженич М.В. Формирование пространства психологического благополучия как актуальная задача современной школы // Непрерывное педагогическое образование™. 2012. №1. 167 с.
  6. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика, 2015. №3. С. 95-129.
  7. Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.

Psychological well-being of adolescents and family parenting styles

Shuvalova V.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gilyano Albina Sergeevna,
Associate Professor, Department of General and Practical Psychology, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article discusses the main components of the psychological well-being of adolescents, as well as the influence of destructive styles of upbringing in the family on the formation of the personality of a teenager and his psychological well-being. The results of a study of the level of psychological well-being in adolescents aged 13-14 years and the definition of parenting styles chosen by their mothers are presented. The results of the study are planned to be used to develop a preventive program that promotes the development of adolescent psychological well-being, taking into account the strategies used by their parents.
Keywords: psychological well-being of adolescents, family parenting styles, destructive family parenting styles.

References:

  1. Balaban A.D., Kostenko A.A. Styles of relationships in the family as a factor in the development of a child's personality // Economics and Society. 2023. №4-1(107) (date of the address: 06.2023).
  2. Bessonova Yu.V. On the structure of psychological well-being // Psychological well-being of the individual in the modern educational space: collection of articles / comp. Yu. In Bratchikov. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2013.: 30-36.
  3. Riff K. Psychological well–being. St. Petersburg: Peter, 2014. 269 p.
  4. Riff K. The structure of psychological well–being. St. Petersburg: Peter, 2005. 327 p.
  5. Smirnov N.K., Valyuzhenich M.V. Formation of the space of psychological well-being as an urgent task of a modern school // Continuous pedagogical education.2012. №1.: 167 р.
  6. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psychological well-being of personality (review of concepts and research methodology) // Psychological diagnostics, 2015. №3.: 95-129.
  7. Eidemiller E.G., Justickis V. Psychology and psychotherapy of the family. St. Petersburg: Peter, 1999. 656 р.