Аннотация. В статье рассматривается значение и цель профориентационной работы в начальной школе, приводится классификация профессий Евгения Александровича Климова: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ, рассматривается настольная игра «Мир профессий».

Ключевые слова: профориентационная работа, начальная школа, классификация профессий, настольная игра.

Воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации – приоритетное направление государственной политики в сфере образования. Актуальность проблемы профориентации отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [6], федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

Профессиональная ориентация – это комплекс мер и различных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии. Профессия для человека должна быть «мёдом и хлебом». С одной стороны, выбирая профессию, надо ориентироваться на свои склонности, интересы, характер, способности и приоритеты, а с другой стороны учитывать социально-экономическую ситуацию на рынке труда.

В качестве форм профессиональной ориентации выделяют следующие: классные часы, беседы, праздники труда, ярмарки вакансий, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, «круглые столы», дискуссии, фестивали профессий, посещение детских парков игрового обучения «Мастерславль», «Кидзания» или «Кидбург», участие в проекте «Билет в будущее» и другие.

Значимость профориентационной работы подчеркивается в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования». «Поздняя» профориентация школьников признана низко эффективной, поэтому приобретает особую важность профориентационная работа в начальной школе.

Цель профориентационной работы в начальной школе: оказание профориентационной поддержки детям младшего школьного возраста в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Но как это сделать? Мы решили, что для этого подходит игровая деятельность. Современные исследования подтверждают, что «использование игровой деятельности во внеклассной работе способствует успешному процессу обучения младших школьников, обеспечивая лучшее усвоение знаний и формируя стремление к самостоятельному получению знаний» [5, с. 39].

Игры делают профориентационные мероприятия живыми, яркими, эмоциональными и интересными для детей. Изложение сведений о содержании труда людей разных профессий в игровой форме облегчает их восприятие и понимание.

С.А. Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не от результата;
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т.п.;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [7].

Современная индустрия детства предлагает достаточное количество настольных игр профориентационной направленности для детей дошкольного возраста. Например, настольная игра-бродилка «Узнаем профессии» 3+, детское лото «Кем быть?» 3+, настольная игра «Важные профессии» 3+, магнитная игра «Одевашки.Профессии» 3+, интерактивная игра-лэпбук «Карты профессий» 4+, развивающая игра «Знаю все профессии» 5+ и другие. Есть профориентационные игры для подростков, такие как «Путь в будущее» 11+, «профХ» 11+, «Калейдоскоп Профессий» (для 6-9 классов), комплект настольных игр «Мир профессий будущего», разработанный на основе материалов «Атласа новых профессий». Но дети младшего школьного возраста остались не охваченными индустрией детства в этом направлении.

Мы создали настольную игру для профориентационной работы с младшими школьниками «Мир профессий», которая знакомит обучающихся начальной школы с классификацией профессий; даёт общие сведения о содержании труда людей разных профессий; формирует мотивацию и интерес к трудовой деятельности.

Теоретическая основа игры – классификация профессий Евгения Александровича Климова [2], [4]. Он разделяет профессии на группы: человек-природа (пчеловод, агроном), человек-техника (машинист, программист), человек-человек (учитель, воспитатель), человек-знаковая система (бухгалтер, переводчик), человек-художественный образ (актёр, балерина). В основе классификации лежат четыре основных признака любой профессии: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Конечно, эти пять типов– далеко не исчерпывающая классификация. Это всего лишь первичный инструмент, который позволяет младшим школьникам лучше разобраться в мире профессий. В настольной игре мы рассматриваем каждый тип, а детям данного возраста предоставляется возможность подумать, какой из них ближе всего к их интересам и характеру.

Выбор профессии надо начинать с понимания себя и своих склонностей. Младшие школьники ещё далеки от выбора профессии, но правильно организованная профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут строиться профессиональные интересы и намерения обучающихся в старших классах.

Реализация нашего творческого проекта включала следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе мы определились с основными характеристиками игры, создали игровое поле и карточки, составили инструкцию к игре.

Игра создана в приложении Fotor, в котором есть вкладки, позволяющие вставлять иллюстрации, редактировать их, находить различные элементы. Приложение содержит множество шрифтов для текста и фигур.

В набор настольной игры «Мир профессий» входит инструкция, игровое поле (см. рисунок 1), фишки, кубики, разнообразные карточки с заданиями (см. рисунок 2). Игровая механика данной игры Roll and move (кинь и двинь) – одна из самых старых и простых игровых механик. Кидаешь кубики, перемещаешь фишку на выпавшее число, после перемещения выполняешь какое-то действие.

 

Рис. 1. Игровое поле

Задания в данной игре разнообразные. «Угадай профессию по иллюстрациям»; «Что нужно для работы» (перечислить орудия труда); «Кто где работает?» (сопоставить профессию и место работы), «Выбери орудия труда, связанные с конкретной профессией»; «Так бывает или нет?» (сопоставить профессию и вид деятельности); «Определи профессию по пословице»; «Прорекламируй профессию» (показать важность и нужность профессии).

 

Рис. 2. Карточки к игре

На основном этапе мы апробировали настольную игру для профориентационной работы с младшими школьниками «Мир профессий» в ГБОУ Школа №705. Отзывы младших школьников о нашей игре были положительными, например, «Игра мне понравилась. Узнал о типах профессий. Пока не знаю, кем быть. Но думаю об этом».

На заключительном этапе сделали выводы о проделанной работе, наметили перспективы для нашего проекта, такие как дальнейшее практическое использование в профориентационной работе с младшими школьниками и популяризация нашего опыта.

Итак, профориентационная работа в начальной школе заключается в расширении кругозора и осведомленности обучающихся о профессиях. Чем шире будут представления младших школьников о мире профессий, чем больше профессий будет им знакомо, тем меньше ошибок они совершат в дальнейшем профессиональном выборе.

Занимательность настольной игры «Мир профессий!» делает положительно эмоционально окрашенной деятельность по знакомству младших школьников с миром профессионального труда, с классификацией профессий, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка, подготавливает к осознанному выбору профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Предлагаемая игра может использоваться классными руководителями во внеурочных профориентационных мероприятиях с младшими школьниками, а также родителями обучающихся для организации досуга со своими детьми.

Список литературы:

  1. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа, 2002. №12. С. 44-43.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: 1990. 158 с.
  3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. 96 с.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.
  5. Мокаева М.А., Башиева Ж.Д., Ардзинба Л.П. Роль игры во внеурочной деятельности младших школьников // Начальная школа, 2024. №3. С.38-40.
  6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. М.: Эксмо, 2015. 208 с.
  7. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 38 с.

Career guidance in primary school through the board game «World of professions»

Artemova D.S.,
student of 4 course of the ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Guryanycheva Natalya Yurievna,
Lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Primary General Education, ISPO named after K.D. Ushinsky, Moscow City University

Abstract. The article examines the meaning and purpose of career guidance work in elementary school, the classification of professions by Evgeny Alexandrovich Klimov is given: man-nature, man-technology, man-man, man-sign system, man-artistic image, the board game «World of Professions» is considered.
Keywords: career guidance, primary school, classification of professions, board game.

References:

  1. Zemlyanskaya E.N. Game technologies of vocational guidance for younger students // Elementary school, 2002. №12.: 44-43.
  2. Klimov E.A. How to choose a profession. Moscow: 1990. 158 p.
  3. Klimov E.A. Psychological and pedagogical problems of professional consultation. Moscow: Knowledge, 1983. 96 p.
  4. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don, 1996. 509 p.
  5. Mokaeva M.A., Bashieva J.D., Ardzinba L.P. The role of the game in extracurricular activities of younger students // Elementary school, 2024. №3.: 38-40.
  6. About education in the Russian Federation: feder. Law №273-FZ of 29.12.2012. Moscow: Eksmo, 2015. 208 p.
  7. Shmakov S.A. Students' games are a cultural phenomenon. Moscow: New school, 1994. 38 p.