Аннотация. В статье подробно представлен анализ факторов, которые могут способствовать появлению депрессивных состояний у подростков. Это включает в себя обсуждение психологических, социальных и биологических факторов, таких как стресс, отсутствие поддержки, проблемы с самооценкой, гормональные изменения. Представлен обзор симптомов депрессии у подростков, рассмотрены профилактические меры и способы помощи подросткам в преодолении депрессии.

Ключевые слова: подростковый возраст, депрессия, депрессивное состояние.

Депрессивные состояния у подростков являются серьезной проблемой, которая может привести к различным негативным последствиям, включая суицидальные мысли и попытки, социальную изоляцию, проблемы в учебе и поведении, а также физические заболевания.

Депрессия – психическое расстройство, которое характеризуется постоянным чувством уныния, пессимизма, апатии, потери интереса к жизни и удовольствию от деятельности, а также физическими симптомами, такими как нарушения сна и аппетита, усталость, низкая энергия и возможно даже мысли о самоповреждении или смерти [3, с. 286]. Депрессия может существенно повлиять на качество жизни человека и требует профессионального вмешательства для лечения.

Подростковая депрессия – это форма клинической депрессии, которая встречается у подростков и молодых людей. Это серьезное психическое расстройство, которое может существенно влиять на повседневную жизнь и благополучие подростка [1, с. 103]. Симптомы подростковой депрессии могут включать нарушения сна и аппетита, раздражительность, пониженное настроение, утрата интереса к учебе и друзьям, а также мысли о суициде. Лечение подростковой депрессии обычно включает в себя терапию под наблюдением психотерапевта, возможно, при существующих обстоятельствах, и применение антидепрессантов. Важно обращаться к специалистам для точного определения и лечения подростковой депрессии.

Многие ученые в различных областях психологии и психиатрии изучали подростковую депрессию. В современном контексте проводят исследования такие ученые, как Джин Твенги, автор множества работ по проблемам депрессии у подростков, и Мэтью Нокс, известный своими исследованиями депрессии и самоповреждений среди подростков [1].

В России изучением подростковой депрессии занимаются такие ученые, как профессор В.А. Дубровский, известный психотерапевт, психиатр и нарколог, руководитель Московского Научно-практического центра психологии и педагогики, и профессор Л.А. Огнева, также известная психотерапевт и специалист в области подростковой психологии. Это лишь несколько известных ученых-психотерапевтов и психиатров, которые изучают и работают в области подростковой депрессии в России. Тема подросткового психического здоровья также активно изучается педагогами, психологами и социологами.

В отечественной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка, об этом писали в своих исследованиях Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина и другие. В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А. Дюрсен высказывал мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл прежде всего неправильное поведение родителей.

Весьма значима в переживаниях депрессивного ребенка утрата чувства реальности в окружающем мире. Это порождает чувство неполноценности, собственной несостоятельности и пониженной самооценки. При этом дети часто испытывают страх потерять любовь матери или отца, и этот страх может усугублять депрессию. Дети в неполных семьях часто испытывают трудности в отношениях с матерью, что выражается во фрустрации, стремлении к контактам с отцом. Одновременно дети могут испытывать страх потери любви матери, особенно если они при этом слабо адаптируются в школе и среде сверстников. Это психологическое переживание страха может стать внешним фактором, провоцирующим депрессию. В этом случае психокоррекция подобных психологических переживаний приводит к обратному развитию депрессии [5, с. 29].

Депрессивное состояние у подростков обычно включает в себя следующие симптомы:

  1. Постоянная печаль, грусть или чувство пустоты.
  2. Потеря интереса или удовольствия от повседневных деятельностей.
  3. Потеря или изменение аппетита, что может привести к увеличению или уменьшению веса.
  4. Сонливость или бессонница.
  5. Усталость или потеря энергии.
  6. Ухудшение концентрации, принятия решений или умственных способностей.
  7. Самосомнение или чувство беспомощности.
  8. Чувство вины или стыда.
  9. Повышенная раздражительность.
  10. Мысли о самоубийстве или попытки самоубийства [2].

Эти симптомы могут длиться в течение продолжительного периода времени и могут значительно влиять на повседневную жизнь человека. В случае проявления этих симптомов важно обратиться к специалисту для получения квалифицированной помощи.

Депрессивное состояние у подростков может проявляться различными способами, но обычно включает в себя: сильное понижение настроения, потерю интереса к повседневным активностям, изменения в весе, нарушение сна, усталость, снижение активности, ощущение беспомощности или вины, неуправляемый гнев, снижение способности к концентрации, а также мысли о смерти или самоповреждении [4, с. 58].

Данное состояние может быть вызвано множеством факторов, включая биологические, генетические, психологические и социальные причины, семейные проблемы, отсутствие поддержки со стороны родителей или близких, стрессы и травмы, низкое самооценка и проблемы социальной адаптации.

Депрессивные состояния у детей имеют сложный патогенез, представляя собой сочетание эндогенного и экзогенного – собственно депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции в ответ на свою несостоятельность. К таким реакциям можно отнести различные неврозоподобные расстройства, в том числе «школьные фобии», логоневрозы, истероформные состояния, конфликтность, нарушения поведения вплоть до полного отказа от посещения школы. Нередко депрессивные состояния у детей дисфорически окрашены, что может порождать конфликты с учителями и детьми, грубые нарушения дисциплины. Попытки административного воздействия при нарушениях поведения и неуспеваемости только усугубляют состояние депрессивного ребенка, создавая непреодолимые трудности в обучении.

Депрессия у подростков часто сопровождается потерей интереса к школьной жизни и внешкольным занятиям, включая игры. Ребенок долго находится в ожидании новых чувств и ощущений, которым постоянно сопутствует вопрос: «Что мне делать?».

А.И. Подольский отмечает, что дети с депрессивными расстройствами чаще прогуливают школу, чем не депрессивные дети [5]. Депрессия у подростков ассоциируется с их неудачами в различных типах межличностных отношений.

Авторы некоторых исследований утверждают, что депрессия у подростков связана с затруднениями в установлении дружеских отношений. В период подросткового возраста происходят значительные изменения в социальной среде, и подростки часто сталкиваются с проблемами в установлении связей с другими людьми.

Затруднения в установлении дружеских отношений могут привести к чувству изоляции, одиночества и непонимания, что, в свою очередь, может способствовать появлению депрессивных состояний. Подростки могут испытывать страх быть отвергнутыми или быть объектом насмешек, что влияет на их самооценку и уровень самоуважения [4, с. 218].

Важно обращать внимание на такие затруднения и предоставлять подросткам поддержку и понимание. Своевременная помощь со стороны родителей, учителей и специалистов в сфере психического здоровья может помочь подросткам справиться с проблемами в установлении дружеских отношений и предотвратить развитие депрессивных состояний.

Важно обращать внимание на поведение и состояние подростков, и, при необходимости, обратиться за помощью к специалистам, таким как врачи-психиатры, психотерапевты или психологи. Лечение подростков с депрессивным состоянием может включать в себя терапию, психотерапию, а также, в некоторых случаях, применение антидепрессантов. Важно помнить, что депрессивное состояние у подростков не является «просто подростковым капризом», а серьёзным психическим расстройством, требующим профессионального вмешательства [1, с. 162].

Для решения этой проблемы необходимо проводить профилактическую работу, включая образовательные программы о психическом здоровье, улучшение доступа к психологической помощи, вовлечение родителей и учителей в поддержку подростков, а также создание безопасной и поддерживающей среды в школе и обществе.

Также важно обращать внимание на изменения в поведении подростков, которые могут свидетельствовать о депрессивных состояниях, и своевременно обращаться за помощью к специалистам, чтобы предотвратить развитие серьезных проблем на поздних стадиях.

Изучение проблемы депрессивного состояния подростков крайне важно из-за ряда факторов:

  • во-первых, депрессивное состояние может иметь серьезные последствия для здоровья подростков, включая ухудшение физического и психического здоровья, снижение учебной успеваемости, увеличение риска злоупотребления наркотиками и алкоголем, а также увеличение риска самоповреждений и суицидов;
  • во-вторых, депрессия у подростков может приводить к проблемам во взаимоотношениях с окружающими, семейным конфликтам, а также проблемам в общении со сверстниками;
  • в-третьих, изучение проблемы депрессии позволяет разрабатывать эффективные программы и стратегии для предупреждения и лечения депрессивных состояний у подростков.

Как показывает проведенный нами анализ зарубежной и отечественной литературы, в современной психологии и смежных областях знания накоплен значительный материал, демонстрирующий наличие связи между различными аспектами социальной ситуации развития и депрессивностью у подростков. Сюда относятся: депрессивность родителей, особенности детско-родительских отношений, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, состояние здоровья, академическая успеваемость, личностные и характерологические особенности. Следует отметить, что в настоящее время полное значение этих отношений и их удельный вес пока еще поняты слабо. Некоторые исследователи предполагают, что эти проблемы являются вторичными по отношению к депрессии, поскольку вызываются ею, другие – что они являются частью более широкой проблемы, которая предшествует депрессивному расстройству. Существующие в настоящее время данные экспериментальных исследований пока не позволяют однозначно ответить на этот вопрос.

Таким образом, изучение данной проблемы является не только актуальным, но и необходимым для поддержания физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Астапов В.М., Гасилина А.Н. Клиническая психология. Коморбидность тревоги и подростковой депрессивности: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2024. 178 с. (Высшее образование) (дата обращения: 18.03.2024).
  2. Колесник Н.Т. Клиническая психология: учебник для вузов / Н.Т. Колесник, Е.А. Орлова, Г.И. Ефремова; под редакцией Г.И. Ефремовой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 359 с. (дата обращения: 18.03.2024).
  3. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер. 2006. 1834 с.
  4. Мафсон Л., Моро Д. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. М.: ЭКСМО, 2003. 320 с.
  5. Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности: учебное пособие для вузов / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П.Г. Хейманс. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 174 с. (дата обращения: 18.03.2024).

The problem of the development of depressive states in adolescents

Morozkin A.A.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Samara branch, Samara

Research supervisor:
Rodionova Olga Gennadievna,
Head of the Department, Associate Professor of General and Social Psychology, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Samara Branch, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. Тhe article provides a detailed analysis of the factors that can contribute to the appearance of depressive states in adolescents. This includes discussing psychological, social, and biological factors such as stress, lack of support, self-esteem issues, and hormonal changes. An overview of the symptoms of depression in adolescents is presented, preventive measures and ways to help adolescents overcome depression are considered.
Keywords: adolescence, depression, depressive state.

References:

  1. Astapov V.M., Gasilina A.N. Clinical psychology. Comorbidity of anxiety and adolescent depression: a textbook for universities. 2nd ed. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 178 p. (Higher education) (date of the address: 18.03.2024).
  2. Kolesnik N.T. Clinical psychology: textbook for universities / N.T. Kolesnik, E.A. Orlova, G.I. Efremova; edited by G.I. Efremova. 3rd ed., ispr. and add. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 359 p.  (date of the address: 03.2024).
  3. Corsini R., Auerbach A. Psychological encyclopedia. St. Petersburg: Peter. 2006. 1834 p.
  4. Mafson L., Moro D. Teenager and depression. Interpersonal psychotherapy. Moscow: EKSMO, 2003. 320 p.
  5. Podolsky A.I. Diagnosis of adolescent depression: a textbook for universities / A.I. Podolsky, O.A. Idobaeva, P.G. Heymans. 2nd ed., ispr. and add. Moscow: Yurait Publishing House, 2024. 174 p. (Higher education) (date of the address: 03.2024).