Аннотация. в данной статье рассмотрены различия в восприятии методик патриотического восприятия поколениями Y, Z и Альфа.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, школа, Россия, поколение.

Личность каждого человека формируется под влиянием различных факторов: семьи, социума, повседневной обстановки, работы. Так как каждый из вышеперечисленных факторов имеет различные характеристики в определённом временном периоде, то люди, родившиеся в конкретном периоде, будут иметь схожие ценности и тип мышления. Такое предположение было разработано в 1991 году американскими писателями-социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хау и названо «Теорией поколений» [5].

Что же данная теория из себя представляет? Для создателей этой теории поколение – это все люди, которые родились в течение 20 лет. Все эти люди объединяются по нескольким критериям:

  • жизнь в определённой исторической эпохе под влиянием одних и тех же исторических, экономических, политических, социальных и духовных событий в примерно одном возрасте;
  • наличие общих взглядов на жизнь и убеждений, а также схожесть в восприятии чего-то и поведении;
  • чувство принадлежности к своему поколению за счёт похожего жизненного опыта.

У каждого поколения есть собственное название, соответственно выделяют поколения Х, Y, Z и A. Но в данной статье мы рассмотрим лишь поколения Y, Z и A, и затронем тему патриотического воспитания, которое оказывалось на эти поколения. В первую очередь стоит отметить, чем же отличаются эти поколения друг от друга и что они о себе представляют в целом.

Поколение Y. Или же как их ещё называют миллениалы – это люди, родившиеся в 1980-1995 годах. На их долю выпало большое количество исторических событий, таких как перестройка, экономический кризис, распад СССР, различные военные конфликты, а также научно-технический прогресс и развитие информационного общества. Все эти события, несомненно, повлияли на формирование поколения Y. В основном миллениалы характеризуются как люди, которые хотят получить удовольствие от жизни, они не хотят спешить в своих начинаниях, что связано с пережитой экономической нестабильностью. Люди поколения Y не желают жить только для того, чтобы работать, как это делали их родители, они не хотят усиленно трудиться и продвигаться по карьерной лестнице, соответственно не спешат с трудоустройством. Одной из причин такого поведения может служить потребность миллениалов в личном комфорте во всех сферах и направлениях деятельности. Благодаря смартфонам, миллениалов называли «поколением большого пальца», поскольку они были первыми людьми, кто набирал сообщения в телефоне пальцем одной руки. Если говорить в целом, то представители поколения Y – это любознательные люди, ценящие свободу и саморазвитие.

Поколение Z. Поколением Z являются люди, родившиеся в период 1996-2010 года. Доктор социологических наук Андрей Милёхин отмечает, что люди поколения Z не испытали социальных потрясений, которые пережили предыдущие поколения, поэтому они отличаются оптимизмом и сверхтолерантностью [1]. Можно отметить, что, зачастую, у представителей поколения Z совершенно иное направление мышления, нежели у других поколений, что немного затрудняет процесс коммуникации. Люди поколения Z родились в период постмодернизма и глобализации, поэтому благодаря Интернету у них есть доступ к огромному количеству информации, но не все могут отличить достоверную информацию от недостоверной. У представителей поколения Z высоко развита способность к одновременному выполнению нескольких дел, они отдают предпочтение креативному мышлению и саморазвитию. Также поколение Z является довольно толерантным, терпеливым и открытым к общению, но критика в их сторону воспринимается с трудом. Как бы то ни было, поколение Z – это молодое поколение, которое до сих пор продолжает формироваться.

Поколение А (Альфа) – «дети будущего». Представителей данного поколения считают более развитыми, чем представители предыдущих поколений, так как они легче ориентируются в инновационных технологиях, электронно-цифровой сфере и легко впитывают большие объёмы информации об окружающем мире. Дети Альфа с раннего возраста готовы к постижению чего-то нового и неизведанного, они воспринимают информацию на высоком уровне развития. Но стоит отметить, что поколение А не без отрицательных черт. Некоторые представители данного поколения из-за постоянного взаимодействия с новыми технологиями не развивают простые навыки, например уборка по дому, запоминание информации наизусть или даже обычное письмо. Поколение Альфа является довольно многообещающим поколением, которое будет двигать наш мир вперёд.

Мы рассмотрели три разных поколения, чем они характеризуются и кто являются их представителями. Теперь, затрагивая тему патриотического воспитания, разберем форму проявление и само отношение поколений к нему.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важнейших задач современной школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития любви к Родине. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Важно чётко определить задачи патриотического воспитания в школе. Ими являются:

  • развитие гражданской ответственности и национального самосознания учащихся;
  • сохранение преемственности поколений;
  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности.

Так как же патриотическое воспитание влияло на сами поколения, было ли оно приоритетным? Поколение Y попало на довольно сложный период нашей страны. Определенные устои общества, которые строились коммунизмом не один год рухнули и начали появляться совершенно новые, непохожие на старые. В 80-х – 90-х годах вопрос патриотического воспитания не стоял так остро для государства, как раньше. Тема патриотизма в СССР занимал особое значение, ведь с помощью патриотизма народ был готов на подвиги и жертвы ради своей страны в Великой Отечественной Войне. Однако ближе к концу 20 века вся страна решала вопросы экономического и политического плана, что привело к практическому отсутствию патриотического воспитания. После переломного момента в связи с распадом СССР возник вопрос: «А что теперь называть Родиной?». Школьная программа уже не ставила таких целей, как многопрофильное воспитание, а остановилась на стандартном просвещение учеников.

Ситуация с патриотическим воспитанием у поколения Z была совсем иная. К концу 1990-х старый устрой общества полностью распался и началось создание нового демократического пространства, новой политической системы и новых ценностей. Так как в период 80-х – 90-х тема патриотического воспитания не поднималась, уровень патриотизма в стране резко упал. Это было связано еще и с невозможность финансирования властями патриотических мероприятий в тот период. Эти действия безусловно дали последствия. Власти поняли, что без патриотизма в стране нельзя построить новую идеологию страны. Поэтому в период восстановления страны власти подняли эту проблему. Государство старалось ориентировать общество на разработку новых программ, связанных с патриотизмом. Так и появилась программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», которая имела государственный статус. В целевую аудиторию программы входили все слои общества. Главной задачей проекта было повышение патриотизма у граждан, привитие любви к родине, уважение к армии и получение сплоченности народа. Сильных изменений не смогло избежать и школьное образование. В отличии от 90-х, первостепенной задачей стояло воспитание и формирование у детей духовно-культурных ценностей.

Говоря о детях XXI века, а именно поколение Alpha, можно сказать, что патриотизм становиться неотъемлемой частью нашей жизни. Государство финансирует все больше патриотических мероприятий, продвигает новые программы, и школа не стала исключением. Патриотическое воспитание внедрилось в образовательный процесс. С 1 сентября 2022 года во всех школах России проходят уроки «Разговоры о важном». Эти уроки включают в себя не только культурно-просветительскую информацию, но и вкладывает в себя функцию патриотического развития молодого поколения.

Так как рождение поколения А не закончилось мы не можем увидеть полной картины. На данный момент последнем полным изученным поколением является поколение Z.

В связи с актуальность данной проблемы мы провели опрос, который базируется на ответах 51 респондента разных поколений.

Так, результаты ответов на вопрос «К какому поколению вы относитесь?» представлены диаграммой на рисунке 1.

Рис.1. Результаты ответов на вопрос «К какому поколению вы относитесь?»

Анализируя ответы первого вопроса, можно сделать вывод, что поколение Z является самым заинтересованным в изучение вопроса патриотического воспитания.

В свою очередь, диаграмма на рисунке 2 иллюстрирует распределение ответов на вопрос «Было ли у вас патриотическое воспитание в школе?».

Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Было ли у вас патриотическое воспитание в школе?»

Исходя из ответов на второй вопрос мы делаем вывод, что больше, чем у 3/4 опрошенных было патриотическое воспитание в школе. Это говорит нам о том, что патриотическое воспитание в большинстве случаев присутствовала в образовании.

Диаграмма на рисунке 3 показывает распределение ответов на вопрос «Если да, то насколько масштабным оно было?».

Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «Если да, то насколько масштабным оно было?»

Анализируя третью диаграмму, можем заметить, что у 1/3 людей, прошедших опрос, периодически проводились мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием. А у другой трети людей редко проводились такого рода мероприятия. В связи с этим, сделаем вывод, что патриотические мероприятия проводят в школах и это является довольно актуальной тематикой. Также можно предположить, что с усиленным внедрением патриотического воспитания в образование, к таким мероприятиям станет больше внимания.

Данные, приведенные на рисунке 4 демонстрируют отношение к вопросу «Какова ваша реакция на проводимые патриотические мероприятия?».

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Какова ваша реакция на проводимые патриотические мероприятия?»

Однозначно можно сделать вывод, что патриотические мероприятия не вызывают у людей негативные эмоции. Они либо нейтральны, либо положительны. Проанализировав, можно сказать, что люди готовы и хотят принимать участие в мероприятиях, связанных с патриотизмом.

В последнем вопросе мы попытались узнать у людей их мнение насчет патриотического воспитания и как они к нему относятся (см. рисунок 5).

Рис. 5. Результаты ответов на вопросы «Нужно ли патриотическое воспитание? Как вы к нему относитесь?»

Ответы на вопрос дают нам понять, что представители этих поколений считали, что патриотическое воспитание важно для нашего будущего и они относятся к нему в большинстве случаев положительно. Поколение Y – относится к своей стране патриотично, и оно готово передавать свои чувства последующим поколениям. Поколение Z – уже не так фанатично связывает своё поколение с патриотизмом и относится к нему более нейтрально. Поколение А – совсем молодое поколение, которое по результатам нашего опроса хочет и готово внимать все больше информации про свою страну и патриотизм.

Обобщая материал статьи, мы можем прийти к выводу, что поведенческие различия между восприятием методик патриотического воспитания разными поколениями безусловно присутствует. Нельзя не упомянуть, что большое влияние на формирование патриотизма у граждан оказывает государство, которое играет на протяжении всего существования Российской Федерации большую роль в разработках методик и программ по патриотическому воспитанию.

Список литературы:

  1. Милёхин Андрей. Все мы земляне // Аргументы и факты. 10.02.2021. (дата обращения: 01.03.2024).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» от 16 февраля 2001 года №122 // Официальный интернет-портал правовой информации. (дата обращения: 01.03.2024).
  3. Теория поколений XYZ: чем отличаются иксы, игреки и зумеры // Plus-one. (дата обращения: 10.05.2023).
  4. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России – их ключевые особенности и различия. (дата обращения: 12.05.2023).
  5. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. Crown, 1997. 400 р.

Behavioral differences between generations Y, Z and Alpha in the perception of patriotic education methods

Monakhova E.M.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Zimina V.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolesnikov Anatoly Viktorovich,
Associate Professor at the Institute of Economics, Management and Law of the Moscow City University Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Abstract. this article discusses the difference in the perception of the methods of patriotic perception by generations Y, Z and Alpha.
Keywords: patriotic education, patriotism, school, Russia, generation.

 References:

  1. Milekhin Andrey. We are all earthlings // Arguments and facts. 10.02.2021. (date of the address: 01.03.2024).
  2. Resolution of the Government of the Russian Federation «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2001-2005» dated February 16, 2001. №122 // Official Internet portal of legal information. (date of the address: 01.03.2024).
  3. The theory of XYZ generations: what is the difference between X's, Y's and measurements // Plus-one. (date of the address: 10.05.2023).
  4. The theory of generations X, Y, Z, baby boomers, alpha in Russia – their key features and differences // Prostudio. (date of the address: 12.05.2023).
  5. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. Crown, 1997. 400 р.