Аннотация Статья посвящена особенностям разработки и реализации специализированных фестивалей творчества и обоснованию их актуальности и важности в развитии творческих способностей и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ), специализированные фестивали творчества, творческие способности, социализация.

В современном обществе все больше внимания уделяется интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в различные сферы жизни. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сформировал новый взгляд на решение проблем инвалидности, где основной упор был сделан на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Государственная политика в отношении инвалидов заключается не только в медицинской помощи, но и обеспечении прав и свобод наравне с другими гражданами нашей страны [6]. Согласно данному Федеральному закону, инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [6]. Концепция государственной политики РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ 25.08.2014 г. №1618-р, одной из главных задач которой является обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в заботе государства, уделяет особое внимание семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из таких сфер является культурное пространство, где особое значение приобретает развитие творческого потенциала и самовыражение детей с ОВЗ. В этой связи специализированные фестивали творчества для данной категории детей становятся наиболее эффективным инструментом их социализации и включения в общество. Специализированный фестиваль творчества для детей с ОВЗ представляет собой уникальное мероприятие, созданное специально для раскрытия талантов и возможностей таких детей. В отличие от обычных фестивалей, где участниками могут быть любые дети без ограничений, специализированный фестиваль адаптирован под потребности и особенности детей с ОВЗ. Здесь каждому ребенку предлагается уникальная платформа для выражения своего творческого потенциала, где он может проявить себя.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в дополнительной поддержке и внимании. Организация специализированного фестиваля для них позволяет создать пространство, где ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать себя увереннее и важным членом общества. Специализированные фестивали творчества для детей с ОВЗ (особенностями в развитии) играют важную роль в их социальной интеграции. Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для детей инвалидов. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и социокультурную среду требует от общества определенных дополнительных мер [5, с.957]. Специализированные фестивали предоставляют уникальную возможность детям с ОВЗ проявить свои таланты и умения, получить признание и поддержку со стороны общества. В таком окружении они могут чувствовать себя равноправными участниками и уверенно показывать свои достижения.

Организация специализированных фестивалей для детей с ОВЗ требует специфического подхода. Организаторы должны учесть особые потребности и возможности участников, создать безопасное и комфортное пространство для проявления творчества [2]. Важно создать программу, которая учитывает разнообразные возможности и интересы детей с ОВЗ. Непосредственно планирование программы фестиваля требует особого внимания. Оно должно включать разнообразные творческие мастерские, выступления и концерты, специализированные мероприятия, а также возможность индивидуального развития талантов участников. Программа должна быть гибкой и учитывать особенности каждого участника. Одной из главных особенностей таких фестивалей является индивидуальный подход к каждому участнику. Организаторы и жюри должны учитывать особенности каждого ребенка, его потребности и способности, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для участия. Важно создать атмосферу понимания, поддержки и взаимного уважения, чтобы каждый ребенок чувствовал себя важным и уважаемым [4].

Первым шагом при организации фестиваля для детей с ОВЗ является его тщательное планирование. Необходимо определить цели и задачи мероприятия, выбрать подходящее место проведения, разработать программу и расписание мероприятия. Для успешной реализации специализированного фестиваля творчества для детей с ОВЗ необходимо учесть ряд организационных аспектов. В первую очередь следует выбрать подходящее место проведения. Оно должно быть доступным и безопасным для детей с ОВЗ, предоставлять необходимое оборудование и инфраструктуру для различных видов творческой деятельности. Кроме того, учитывается близость к медицинским учреждениям и транспортной инфраструктуре. Создание команды организаторов (организационного комитета фестиваля) является важным шагом. В неё должны войти специалисты, знакомые с особенностями детей с ОВЗ, такие как педагоги-дефектологи, специалисты по реабилитации, психологи, логопеды и другие специалисты, обладающие знаниями и опытом работы с детьми, имеющими особые потребности. Роль этих специалистов очень важна. Они помогают детям с ОВЗ в адаптации к новой обстановке, создают комфортные условия для их участия, используют специальные методики и техники работы. Они также играют роль посредников между детьми с ОВЗ и другими участниками фестиваля, помогая взаимопониманию и взаимодействию. Команда должна быть хорошо скоординирована и иметь опыт в организации мероприятий для данной целевой группы. Волонтеры играют также немаловажную роль в организации фестиваля. Они могут помочь в различных аспектах мероприятия, таких как регистрация участников, проведение мастер-классов, техническая поддержка и т.д. [1].

Важным аспектом успешного фестиваля является подбор участников среди детей с ОВЗ. Также стоит привлекать партнеров – специалистов и волонтеров, готовых оказать помощь и поддержку детям во время фестиваля. Привлечение детей с ОВЗ к участию в специализированном фестивале творчества и наработка базы данных является одной из главных задач организаторов. Для этого необходимо провести активную работу с образовательными учреждениями, специальными школами и центрами реабилитации, где учатся и пребывают дети с ограниченными возможностями здоровья. Распространение информации о фестивале среди родителей таких детей также является важным шагом в привлечении участников. Учитывая особенности детей с ОВЗ при организации мероприятий, следует обеспечить наличие специального оснащения и адаптированной среды. Важно учесть все возможные потребности и ограничения, например, наличие пандусов, приспособления для передвижения, аудио- и видеооборудование, чтобы обеспечить комфортное пребывание и участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях фестиваля. Кроме того, необходимо организовать квалифицированную методическую поддержку и сопровождение для детей с ОВЗ.

При организации фестиваля для детей с ОВЗ важно придерживаться инклюзивного подхода. Это означает создание условий, при которых все участники могут чувствовать себя равноправно и комфортно, несмотря на свои особенности. Инклюзивный подход является основой успешной организации фестиваля для детей с ОВЗ. Именно благодаря инклюзивности формируется атмосфера взаимопонимания, уважения и равноправия.

На специализированном фестивале творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особое внимание уделяется культурно-творческим мероприятиям. Фестиваль предлагает разнообразные форматы и виды творчества, чтобы дети с ОВЗ могли проявить себя и развить свои таланты. Важным критерием является разнообразие и многожанровость творческих номинаций. От музыки и танцев до изобразительного искусства и театральных постановок - каждый ребенок может выбрать то, что ему ближе и интереснее. Рекомендуется организовывать разнообразные творческие мастер-классы, где каждый ребенок сможет попробовать себя в интересном деле. Это может быть рисование, лепка, музыка, танцы и многое другое.

После завершения фестиваля важно собрать обратную связь от участников и их родителей. Это поможет понять, что удалось, а что можно улучшить в организации подобных мероприятий в будущем. Оценка результатов и перспективы специализированного фестиваля творчества для детей с ОВЗ является важным этапом его реализации. Для измерения эффективности фестиваля можно использовать различные методы, например, анализ количества участников, оценки их достижений и прогресса в творческом процессе. Также важно проанализировать отзывы участников, их родителей и педагогов, чтобы понять положительные и отрицательные аспекты проведения фестиваля. На основе полученных данных можно разработать план развития и совершенствования концепции фестиваля. Например, если наблюдается снижение количества участников, можно изучить причины и предложить меры по привлечению новых участников. Также возможно внесение изменений в программу фестиваля, создание новых направлений и номинаций, чтобы сохранять интерес и мотивацию участников.

Перспективы специализированного фестиваля творчества для детей с ОВЗ зависят от эффективности его реализации и востребованности среди целевой аудитории. Совершенствование концепции фестиваля поможет привлечь больше участников и расширить его влияние на развитие талантов и возможностей детей с ОВЗ. Организация специализированного фестиваля творчества для детей с ОВЗ – это важный и ответственный шаг в поддержке данной категории детей. Позволяя им почувствовать себя особенными и уникальными, участие в подобных фестивалях способствует их развитию и самоутверждению в обществе.

Список литературы:

  1. Бабаева Е.В., Ганьшина Г.В. Анимация в системе организованного досуга туристов // Экономика и предпринимательство, 2015. №6. 3(59). С.554-557.
  2. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий: дисс. кан пед. наук // ТГУ им. Г.Р. Державина. Тамбов: 2005. 168 с.
  3. Ганьшина Г.В. Функциональный подход к организации молодежной анимации / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, С.Ш. Умеркаева // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. №10. С. 225-230.
  4. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. №4. (дата обращения: 01.02.2024).
  5. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности // Экономика и предпринимательство. 2015. №6-3(59-3). С. 956-960.
  6. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (дата обращения: 26.02.2024).

Features of the development and implementation of specialized creativity festivals for children with disabilities

Yagovitina S.Y.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ganshina Galina Vasilievna,
Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts of the Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article is devoted to the specifics of the development and implementation of specialized creativity festivals and the justification of their relevance and importance in the development of creative abilities and socialization for children with disabilities.
Keywords: children with disabilities, specialized creativity festivals, creativity, socialization.

References:

  1. Babaeva E.V., Ganshina G.V. Animation in the system of organized leisure of tourists//Economics and Entrepreneurship, 2015. №6. 3(59).: 554-557.
  2. Ganshina G.V. Formation of a healthy lifestyle for young people by means of recreational technologies: diss. can ped. Sciences // TSU named after G.R. Derzhavin. Tambov: 2005. 168 p.
  3. Ganshina G.V. Functional approach to the organization of youth animation / G.V. Ganshina, E.V. Babaeva, S.S. Umerkaeva // European Social Science Journal (European Journal of Social Sciences). 2015. №10.: 225-230.
  4. Ganshina G.V., Lunina G.V. Tutor support for the adaptation of children to the conditions of a preschool educational organization // Modern problems of science and education. 2017. №4. (date of the address: 01.02.2024).
  5. Ganshina G.V., Shlyapina E.D. Social and cultural animation as a constructive way to overcome social alienation of the individual // Economics and entrepreneurship. 2015. №6-3(59-3).: 956-960.
  6. Federal Law of 24.11.1995 №181-FZ (as amended by 29.06.2015) «On the Social Protection of Persons with Disabilities in the Russian Federation». (date of the address: 26.02.2024).