Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). На основе теоретического обзора проблемы нравственного развития детей с ЗПР разработана программа экспериментального исследования уровня овладения дошкольниками с ЗПР моральными нормами помощи, щедрости, справедливости, дружбы, смелости в ситуации нравственного выбора. Приведен подробный сравнительный анализ диагностических данных, характеризующих специфику нравственного развития дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: инклюзивное образование, нравственное развитие, задержка психического развития, дошкольники с ЗПР, нравственность, нравственные качества.

С позиции современного образования среди наиболее значимых вопросов данной сферы выделяется нравственное воспитание детей. Это направление характеризуется тесной взаимообусловленностью с каждым аспектом общего процесса воспитания. Проблематика нравственного воспитания упоминается в положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее– ФГОС ДО), одновременно представляя собой основополагающий вектор теоретических изысканий, предметом которых является становление нравственных качеств дошкольников. Среди фундаментальных принципов разработки и реализации ФГОС ДО определяется консолидация обучения и воспитания для обеспечения единого образовательного процесса, базирующегося на социальных и духовно-нравственных нормах. Указанное обстоятельство обуславливает современную актуальность проблемы становления нравственных качеств и их последующего развития у дошкольников. При этом, дошкольники с задержкой психологического развития (далее – ЗПР) отличаются особенностями формирования таких нравственных качеств, связанными с общей спецификой их психического развития. Это выражается в сложностях понимания и имплементации нравственных норм, а также их последующего применения для управления собственными действиями.

Значимость нравственного развития рассматриваемой в настоящей статье категории дошкольников предопределяется существенным влиянием понимания и восприятия общественных правил поведения на качество процесса социальной адаптации детей. В свою очередь, продуктивность становления нравственных качеств обуславливается уровнем сформированности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, наличием у него осознанного понимания о внешней действительности и общественных взаимодействиях. Как подчеркивают отдельные ученые [1], [2], особенность дошкольников с ЗПР заключается в скудности их понимания социальных отношений. Например, у большинства таких детей наблюдается асимметричность вербального и фактического поведения, отсутствие четких представлений о морально-нравственных и общественных правилах. При этом, практическое применение уже усвоенных нравственных норм напрямую обуславливается конкретными обстоятельствами и накопленным индивидуальным опытом дошкольника с ЗПР. Данные проблемы препятствуют органичной социальной адаптации этой категории детей, их коммуникациям со взрослыми и ровесниками [4]. Кроме того, у дошкольников с ЗПР наблюдается низкий уровень способности к пониманию эстетики внешней действительности [3]. Дети с ЗПР редко наслаждаются красотой естественной среды, не демонстрируют интереса к книгам, музыке и пр. Причина такой специфики кроется в дефектах внимания и восприятия этих дошкольников, их эмоциональной сферы и мышления, что лишний раз указывает на значимость изучения психического развития детей во взаимосвязи с их нравственным развитием.

В целях оценки текущих показателей развития нравственных качеств у дошкольников с ЗПР, на базе МБДОУ детский сад №49 «Золотая рыбка» г. Красногорска было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 22 ребенка. Дети были на две группы – экспериментальную (ЭГ), которую составили 10 дошкольников с ЗПР (по протоколу ПМПК) и контрольную (КГ), в которую вошли 12 дошкольников с условно нормальным психическим развитием. Родители детей обоих групп подписали согласие на исследование и ознакомление с результатами эксперимента.

Программа диагностического исследования включала в себя методики, предназначенные для оценки показателей развития нравственных представлений дошкольников с ЗПР. На первом этапе подбирались такие методы, которые более всего подходили к возрасту детей. Учитывая особенности группы детей с ЗПР, в связи с недостаточно развитой интеллектуальной сферой, для наиболее полного изучения внутреннего мира ребенка, было принято решение использования наглядные материалы методик, направленных на исследование доброты, щедрости, справедливости, дружбы и смелости. В исследовании применялась методика «Наблюдение» под авторством Г.Л. Урунтаевой, которая включала в себя исследование особенностей взаимодействия детей друг с другом в различных ситуациях общения по критериям социальных эмоций, произвольности эмоций, нравственного развития и нравственной регуляции. Также в программе диагностического исследования применялся метод беседы по выявлению эмоционального восприятия поступков героев сказок. Целью данной методики является выявление умения анализировать поведение сказочного героя, а также соотношение его поступков с нравственными представлениями, выделение использования нравственных категорий: доброты, щедрости, справедливости, дружбы, смелости. По результатам исследования определялся уровень сформированности нравственных представлений.

На первом этапе исследования по показателям эмоционально-нравственного развития с помощью методики «Наблюдение» (Г.Л. Урунтаевой» было выявлено, что у большинства дошкольников с ЗПР, которые вошли в экспериментальную группу, низкий уровень социальных эмоций, произвольности эмоций и нравственного развития, по сравнению с дошкольниками без нарушений психического развития.

Также у 30% дошкольников с ЗПР определяется высокий уровень нравственной саморегуляции, средний уровень у 40% и низкий у 30%. По данному показателю можно сделать вывод, что в целом поведение дошкольников характеризуется позитивной направленностью и стабильностью. Тем не менее, не в каждом случае дошкольники обращают должное внимание на замечания и требования, предъявляемые к ним, хотя в большей мере они вежливы и послушны. Анализируя результаты контрольной группы (дошкольники с условной нормой психофизического развития), можно сделать вывод, что большинство показателей эмоционально-нравственного развития находятся в средних и высоких уровневых градациях. В частности, по показателю нравственное развитие у дошкольников определяется высокий уровень у 75% детей и средний у 25%.

Результаты изучения социальных эмоций позволили выявить, что, в большей мере дошкольники с ЗПР (ЭГ) не в состоянии понимать переживания других людей, они достаточно индифферентно или иррационально реагируют на неудачи своих сверстников. По наблюдению такие дети (в основном мальчики) реагировали на проблемы других детей с выполнением заданий смешками, выкриками, могли швырнуть в них игрушку или карандаш. Девочки были более спокойны в этом случае, однако они больше отстранены и равнодушны. В контрольной группе дошкольников дети в целом выражали нормальную реакцию на проблемы ровесников, проявляли способность подкрепить свою позицию морально-нравственным правилом. Тем не менее, и дошкольники данной группы не в каждой ситуации выражали сочувствие и поддержку другим. Наблюдая в режимных моментах за детьми, например, во время проведения занятия по рисованию, было наблюдение того, что один ребенок пролил на себя стаканчик с водой, а другие дети начали смеяться над ним, а некоторые даже обзывать, не реагируя на замечания от воспитателя. Мальчики проявляли такое неадекватное поведение чаще, чем девочки.

По результатам исследования произвольности эмоций, у большинства дошкольников с ЗПР (ЭГ) наблюдался низкий уровень, что указывает на периодическую недоступность для этих дошкольников соблюдения сдержанности в конфликтных или некомфортных для них ситуациях. Порой они проявляют агрессию. По результатам наблюдения можно утверждать, что такие дети более вспыльчивы, неуравновешенны, не умеют сдерживать свои эмоции, в отличие от большинства дошкольников КГ. Во время прогулки, катаясь с горки, дети с ЗПР (ЭГ) не соблюдали очередность и толкали друг друга, не проявляя терпения. На замечания воспитателя отвечали криками и агрессией по отношению к другим детям.

Как показывает сравнительный анализ данных, в большей мере у дошкольников с ЗПР проявляется низкий уровень сформированности нравственного развития, характеризующийся низким пониманием оценки поведения, без мотивации и нравственной нормы (то есть, к примеру, многие дети могли дать оценку положительного или отрицательного поведения, но, объяснить почему так, они не смогли, говоря, что «просто плохой мальчик»); дети с условной нормой (КГ) могли правильно оценить свое поведение и других, назвать нравственную норму и объяснить причину поведения (например, «мальчик поступил плохо, потому что нельзя драться, это невоспитанность и может стать причиной ситуации, в которой пострадает другой ребенок»).

По показателям нравственной саморегуляции результаты обеих групп схожи, в большей мере проявляется средний уровень, дети обеих групп не всегда могут проявлять тактичность и прислушиваться к замечаниям взрослых, однако в большей мере дети адекватны к нарушениям правил.

Таким образом, результаты мониторинга эмоционально-нравственной сферы дошкольников позволили выделить специфические особенности проявления показателей эмоционально-нравственного поведения детей с ЗПР, в частности: у них низкий уровень проявления социальных эмоций, произвольности эмоций и нравственного формирования, в противовес дошкольникам КГ, что свидетельствует об их причислении к категории детей, характеризующихся недостаточным проявлением стабильных нравственных качеств и потенциальными эмоциональными сложностями.

На следующем этапе проводилась беседа по выявлению эмоционального восприятия поступков героев. Данная беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком, что позволило выделить не только количественные, но и качественные характеристики нравственных представлений дошкольников. По результатам у дошкольников с ЗПР (ЭГ) превалирует низкий уровень характеризующийся тем, что дети испытывают затруднения в соотношении поступков сказочных героев и нравственных представлений, тогда как большинство дошкольников с условной нормой развития обладают высоким уровнем, могут без проблем назвать сказку, отличить хорошего героя от плохого, и обоснованно выделить причину плохого или негативного поступка, могут предложить собственные (по нравственной оценке) пути решения проблемы. Большинство детей с ЗПР уклонялись от ответа об оценке сказочного персонажа, ссылаясь на усталость, говорили, что им не интересно, либо давали односложные ответы. Изучение собранной информации позволяет выделить низкий уровень понимания дошкольниками с ЗПР нравственных правил, недостаточное развитие у них нравственных качеств, что препятствует правильному преодолению жизненных сложностей и адекватному реагированию на различные обстоятельства. Соответственно, они испытывают сложности в обосновании собственного мнения и в соотношении поступков героев сказки и нравственных представлений.

Проведенное исследование позволило не только выделить специфику нравственного развития дошкольников с ЗПР, но и обосновать дальнейшую работу в коррекционном и профилактическом направлении по развитию нравственных представлений, эталонов и оценок поведения. На основе полученных результатов в перспективе была обоснована совокупность занятий, направленных на становление и развитие нравственных качеств у дошкольников с ЗПР на материале литературных произведений, включающих в себя сказки, стихи и рассказы, отобранные по принципу акцента на нравственном качестве (доброта, щедрость, справедливость, дружба, смелость) и по индивидуально-возрастным особенностям группы дошкольников, с учетом структуры дефектов дошкольников (ЗПР), которые воспитываются в условиях инклюзивного образования.

Список литературы:

  1. Антонова Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / Антонова Евгения Андреевна. СПб.: 2012. 20 с.
  2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ, Астрель, 2018. 222 с.
  3. Лебединский В.В. Задержанное психическое развитие // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. С. 83-100.
  4. Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы задержки психического развития // Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия. Хрестоматия / сост. О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2004. С. 295-308.

Features of the development of moral qualities of preschool children with mental retardation

Selezneva O.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Nazarova Natalia Mikhailovna,
Professor, Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation, Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Abstract. The article presents the results of an experimental study of the moral behavior of older preschoolers with mental retardation. Based on a theoretical review of the problem of moral development of children with ASD, a program has been developed for an experimental study of the level of mastery of moral norms of help, generosity, justice, friendship, courage in a situation of moral choice by preschoolers with ASD. A detailed comparative analysis of diagnostic data characterizing the specifics of the moral development of preschoolers with ASD is presented.
Keywords: inclusive education, moral development, mental retardation, preschoolers with ASD, morality, moral qualities.

References:

  1. Antonova E.A. Moral consciousness and behavior of preschoolers with mental retardation: abstract. diss. ... cand. psychological sciences: 19.01.10 / Antonova Evgenia Andreevna. St. Petersburg, 2012. 20 p.
  2. Boryakova N.Yu. Pedagogical systems of education and upbringing of children with developmental disabilities. Moscow: AST, Astrel, 2018. 222 p.
  3. Lebedinsky V.V. Delayed mental development // Psychology of children with mental retardation: a textbook / comp. O.V. Zaschirinskaya. St. Petersburg: Speech, 2004.: 83-100.
  4. Lubovsky V.I., Kuznetsova L.V. Psychological problems of mental retardation // Psychology of children with mental retardation: a textbook. Anthology / comp. O.V. Zaschirinskaya. St. Petersburg: Speech, 2004.: 295-308.