Аннотация. В данной статье исследование направлено на изучение стиля педагогического общения. Определены компетенции педагога, необходимые для организации педагогического общения со всеми обучающимися инклюзивного класса. Эффективность педагогического общения основана на включении в процесс общения всех обучающих инклюзивного образовательного пространства. Диагностический инструментарий исследования направлен на изучение стилей педагогического общения в инклюзивных группах общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: педагогическое общение, стили педагогического общения, дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, инклюзивное образовательное пространство, образовательная организация.

Педагогическое общение представляет собой процесс общения между педагогом и обучающимися, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и личностно – ориентированные задачи.

«Оптимальное педагогическое общение», по мнению А.А. Леонтьева, включает в себя следующие компетенции: педагог должен обладать социальной перцепцией, быть внимательным ко всем обучающимся класса, уметь выстроить вербальное и невербальное общение с учащимися, правильно оценить свою деятельность и психологическое состояние обучающегося по внешним признакам.

Изучением педагогического общения занимались многие отечественные ученые (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, В.А. Кан-Калик), подчеркивая его влияние на формирование личности ребенка.

Нарушение общение между педагогом и ребенком в инклюзивном классе может быть вызвано различными нарушениями у обучающихся вследствие нарушения речи, слуха, интеллектуальных нарушений и т.д.

Педагогу важно знать каждого ребенка с особыми образовательными потребностями инклюзивного образовательного пространства, так как общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет выстраиваться с учетом характера нарушений и индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Эффективность педагогического общения будет зависеть от профессиональных компетенций педагога, от его желания выстроить гармоничное педагогическое общение со всеми детьми инклюзивного класса.

По мнению В.В. Хитрюк и Е.И. Пономаревой [5] организация педагогического общения подразделяется на три этапа:

  • первый этап – эмоциональный контакт с ребенком. В инклюзивном классе важно создать все условия для позитивной социализации, адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе и мотивации к обучению. Ободрение, похвала, поощрение, улыбка – являются важными компонентами в организации педагогического общения;
  • второй этапучет психической активности ребенка на протяжении всего образовательного процесса;
  • третий этапподборка средств, форм и методов, поддерживающих коммуникацию. Учебный материал педагог должен подбирать с учетом особых образовательных потребностей каждого обучающегося, осуществляя индивидуально – дифференцированный подход. Контроль и оценка результатов должна осуществляться с учетом возможностей ребенка.

Все этапы организации эффективного педагогического общения требуют от педагога развитых коммуникативных компетенций, включающих в себя:

  • ориентирование в речевой среде инклюзивного образовательного пространства;
  • планирование речевого взаимодействия;
  • использование средств, методов речевой коммуникации, подобранных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и детей, испытывающих сложности в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • постоянное взаимодействие с учащимися, поддерживающееся обратной связью.

На современном этапе образования одной из основных задач педагога, на наш взгляд, является организация эффективного педагогического общения таким образом, чтобы в общение был включен каждый обучающийся инклюзивного класса независимо от его индивидуальных особенностей.

По мнению педагогов (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, В.А. Кан-Калик, А.А. Бодалев) важным условием организации образовательного процесса является стилевая особенность поведения учителя. Многие исследования доказывают влияние стиля педагогического общения на психологический комфорт обучающихся в классе (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик и др.). В свою очередь, А.А. Бодалев говорил о том, что от того, как организовано педагогическое общение будет зависеть познавательный результат обучающихся. Только в комфортных психологических условиях ребенок может быть нацелен на результат в учебной деятельности.

Стиль педагогического общения порождает модель поведения педагога. Наиболее информативной мы считаем классификацию моделей поведения в педагогическом общении представленной А.А. Бодалевым [2], благодаря которой можно определить тенденцию педагога к стилям педагогического общения. Ученый выделил и описал восемь моделей, каждая из которых характеризует отношение педагога к обучающимся и стороны процесса общения.

Мы считаем, что в условиях инклюзивного образования важно создать возможности для познавательной активности всех обучающихся, обеспечивающие положительную мотивацию к школьному обучению. В связи с этим, изучение стиля учителя в педагогическом общении в инклюзивном образовательном пространстве на наш взгляд является достаточно актуальным.

Экспериментальная работа проводилась в 2023 г. на базе ГБОУ Школа №609 г. Москвы. В исследовании принимало участие 10 педагогов, работающих в инклюзивных классах. Нозологические группы детей с ограниченными возможностями здоровья в данных классах представлены следующими категориями: дети с тяжелыми нарушениями речи, обучающиеся по Федеральной адаптированной образовательной программе (варианты 5.1, 5.2) и дети с задержкой психического развития, обучающиеся по Федеральной адаптированной образовательной программе (варианты 7.1, 7.2).

Диагностика особенностей педагогического общения учителя проводилась на основе теста «Стили педагогического общения» на выявление тенденций к стилям педагогического общения, представленных Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым, Г.М. Мануйловым.

Тест представляет собой 25 вопросов, ответы на которые которые позволяют определить стиль педагогического общения:

  • «Монблан» (диктаторская модель);
  • «Китайская стена» (неконтактная модель);
  • «Локатор» (модель дифференцированного внимания;
  • «Тетерев» (гипорефлексивная модель);
  • «Гамлет» (гиперрефлексивная модель);
  • «Робот» (модель негибкого реагирования);
  • «Я сам» (авторитарная модель).

По результатам исследования Модель негибкого реагирования продемонстрировали 20% педагогов. Она характеризуется отсутствием индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся. При подготовке к уроку педагог не учитывает индивидуальные и особые образовательные потребности обучающихся инклюзивного класса. Программа урока построена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и ориентирована на всех детей инклюзивного класса. Данная модель характеризуется низким уровнем общения педагога.

Модель дифференцированного внимания показали 60% педагогов. Она  основана на избирательном общении: основное внимание педагога нацелено на обучающихся, не испытывающих сложностей в освоении учебной программы, на обучающихся – лидеров, талантливых учащихся. Общение педагога с классом отсутствует.

Гипорефлексивная модель определена у 20% педагогов. Обращенная речь педагога к обучающимся представлена в форме монолога. Чаще педагог сконцентрирован на себе, не обращая внимания на детей. Образовательный процесс существует отдельно от процесса общения.

Можно сделать следующие выводы по результатам опроса:

  1. Проведенная диагностика позволила выявить стили педагогического общения, присущие педагогам, работающим в инклюзивном классе общеобразовательного учреждения.
  2. Данные исследования показали несформированность педагогического общения у педагогов, работающих в инклюзивном классе общеобразовательного учреждения.

Итак, одним из важных условий инклюзивного образования является подготовка педагогических кадров. От того, как выстраивает педагог в  инклюзивном классе педагогическое общение, будет зависеть межличностное взаимодействие детей друг с другом, с педагогом и, как следствие, положительная социализация ребенка с особыми образовательными потребностями, а также его развитие в целом.

Изучение педагогического общения в системе современной образовательной организации является актуальной и значимой задачей. Мы продолжим изучение педагогического общения с целью оказания помощи педагогам в выстраивании качественного общения со всеми детьми инклюзивного класса.

Список литературы:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
  2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 190 с.
  3. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 321 с.
  4. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. 2-е изд. Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012. 184 с.
  5. Основы инклюзивного образования: учеб.-метод. комплекс / В.В. Хитрюк, Е.И. Пономарева. Барановичи: РИО БарГУ, 2014. 372 с.
  6. Смирнов В.И. Общая педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2000. 416 с.
  7. Фалей М.В. Педагогическое общение. Ю.-С.:СахГУ,2014. 116 с.

Features of teacher's pedagogical communication in an inclusive classroom

Guzheva V.A.,
postgraduate student of the Moscow City University, Deputy Director of the School №609, Moscow

Abstract. In this article, the research is aimed at studying the style of pedagogical communication. The competencies of the teacher necessary for the organization of pedagogical communication with all students of the inclusive class are determined. The effectiveness of pedagogical communication is based on the inclusion of all students in the communication process of an inclusive educational space. The diagnostic tools of the study are aimed at studying the styles of pedagogical communication in inclusive groups of a general education institution.
Keywords: pedagogical communication, styles of pedagogical communication, children with disabilities, special educational needs, inclusive educational space, educational organization.

References:

  1. Bodalev A.A. Personality and communication. Moscow: International Pedagogical Academy, 1995. 328 p.
  2. Kan-Kalik V.A. To the teacher about pedagogical communication. Moscow: 1987. 190 p.
  3. Kagan M.S. The world of communication: The problem of intersubjective relations. Moscow: Politizdat, 1988. 321 p.
  4. Fundamentals of pedagogical communication: textbook: a course of lectures for students of pedagogical universities / V.S. Elagina, E.Y. Nemudraya. 2nd ed. Chelyabinsk: NP «Innovation Center «ROST», 2012. 184 p.
  5. The basics of inclusive education: studies.-the method. complex / V.V. Khitryuk, E.I. Ponomareva. Baranovichi: RIO BarGU, 2014. 372 p.
  6. Smirnov V.I. General pedagogy. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2000. 416 p.
  7. Faley M.V. Pedagogical communication. Yu.-S.:Sakhgu, 2014. 116 p.