Аннотация. В данной статье автор рассматривает различные этапы организации праздника, и как они могут способствовать формированию толерантного сознания личности. Данный процесс рассматривается на примере организации праздничных мероприятий в колледже, которые так или иначе влияют на формирование нравственных качеств студенческой молодежи, в число которых входит и толерантное сознание.

Ключевые слова: толерантность, толерантное сознание, личность, нравственные ценности, студенческая молодежь.

В современном обществе все чаще звучит термин «нетерпимость». Тема терпимости и толерантности стала актуальной как никогда, наша страна находится среди тех государств, где риски проявления экстремистских настроений среди молодежи очень высокие. Объясняется это многонациональностью и многоконфессиональностью нашего государства. Нетерпимость и экстремистские проявления угрожают стабильному существованию всего общества в целом.

Среди возрастающего количества проявления агрессии, экстремизма, преступлений, связанных с мигрантами и представителями различных этнических групп все сложнее говорить об этнической толерантности. Тем не менее, необходимо признать тот факт, что в современном обществе невозможно обойтись без мигрантов из соседних стран, многие из которых принимают гражданство нашей страны и становятся полноценными гражданами вместе со своими семьями и детьми. Соответственно, все более острым становится вопрос о социальной и культурной адаптации детей и молодежи разных национальных групп в процессе обучения и дополнительного образования. Вместе с этим актуальной проблемой остается толерантное отношение к ним в учебном коллективе, среди одноклассников и однокурсников [5].

Также необходимо иметь в виду, что девиантное поведение, которое сопровождается расовой, этнической и религиозной неприязнью, возникает в раннем возрасте. Данное поведение может закрепиться или обостриться по мере взросления, если останется без должного внимания. Если же с молодым человеком проводится всесторонняя работа, и на его агрессию и нетерпимость следует должная реакция, у него есть все шансы избежать агрессивного поведения во взрослой жизни. Для эффективной борьбы с экстремистским поведением среди подростков и молодежи приоритетным направлением работы должно быть прежде всего предупреждение нетерпимости и нетолерантного поведения.

Актуальность проблемы толерантности и нетерпимости делает ее популярной темой современных научных исследований и диагностик. В 2018-2019 году молодые ученые города Хабаровска провели социологический опрос для исследования проблемы толерантности. Опросом было охвачено 387 студентов из трёх ВУЗов. Студентам был задан вопрос, сталкивались ли они с проявлением нетерпимости или неуважения по политическому, религиозному или этническому признакам по отношению к окружающим их людям? Утвердительно ответили 46,5% респондентов, отрицательно – 45,3% респондентов, а затруднились ответить 8,2%. Таким образом, проблема существует и достаточно остра [4].

Исследователи из Республики Дагестан также пишут о том, что несмотря на различные меры по борьбе с нетерпимым отношением и нетерпимостью, актуальность данной проблемы остается на высоком уровне. Вместе с положительными тенденциями к сотрудничеству и взаимоуважению общество демонстрирует также и проявление неадекватной взаимооценки и взаимоотношений между представителями различных национальностей. В качестве подтверждения исследователи приводят результаты социологического исследования, проведенное среди студенческой молодежи Дагестанского государственного педагогического университета. Более 70% респондентов испытывают нетерпимое отношение к представителям иной национальности или иного вероисповедания [2].

Такие локальные исследования демонстрируют схожие результаты, что доказывает актуальность проблемы, которая требует современных и эффективных решений. Проводя анализ научной литературы по данной теме, можно выделить ряд исследователей, которые подтверждают необходимость прежде всего деятельностного подхода к решению проблемы. Ученые указывают на  важность индивидуального добровольного выбора. Толерантное сознание должно не навязываться, а приобретаться через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Необходимо отметить также, что толерантное сознание должно рассматриваться как аксиологическая проблема и в учебных заведениях, и в учреждениях дополнительного образования, и в учреждениях культуры и искусств. У данных заведений есть все возможности для ненавязчивого и добровольного формирования толерантного сознания в процессе сотрудничества и совместной творческой деятельности. Процесс подготовки социально-культурного мероприятия включает несколько этапов, каждый из которых способен эффективно повлиять на процесс формирования различных нравственных ценностей, и том числе и толерантности среди участников, а также и зрителей [10].

Одной из центральных форм социально-культурных мероприятий является праздник. Данная форма достаточно синкретичная, и имеет несколько определений. Праздники веками входили в национальную психологию и уклад жизни каждого народа и его представления о мире. «Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом» [9].

Именно в этой глобальности, всеохватности праздничной культуры кроется ее свойство к объединению, взаимоуважению, согласию общества в целом и различных его представителей. Уважение, доброжелательность и сотрудничество в отношениях между различными личностями, различными этносами и представителями религиозных групп находят свое яркое отражение и воплощаются в праздниках, как национальных, присущих каждому народу, так и в мировых и общегосударственных календарных циклах.

Такие общечеловеческие ценности как доброжелательность, взаимное уважение друг к другу, сотрудничество и согласие между различными группами этносов и социальных групп проявляются на всех этапах подготовки и проведения праздника. Гуманистическое начало воплощается и в национальных, и в общегосударственных праздничных мероприятиях. Человеколюбие праздничной энергетики в ее исконной форме не приемлет экстремизма, ненависти и служит гарантом сохранения этноса через праздничную культуру [14].

Подготовка праздничного мероприятия занимает достаточно длительное время. Важно отметить, что на всех этапах подготовки праздника происходит формирование нравственных ценностей личности. В образовательных учреждениях или культурных центрах среди учащихся формируется специальная творческая группа активных студентов, которые под руководством педагога-организатора выполняют все основные этапы подготовительного периода, самого праздника, а также этапа послепразднества:

  1. Определение целей и задач театрализованного праздника. На этом этапе крайне важно уделить особое внимание воспитательным задачам будущего мероприятия. В цели и задачи будущего праздника должна включаться составляющая, формирующая толерантное сознание, терпимость, уважение.
  2. Определение места проведения праздника и целевой аудитории праздника. Также важный этап, который предполагает точную характеристику целевой аудитории, ее возрастные особенности, досуговые потребности данной целевой аудитории. Для каждой аудитории необходимо подобрать свои формы, доступные возрасту и досуговым потребностям.
  3. Написание сценария, в котором будет использован как документальный, так и художественный материал, в зависимости от стилистики и жанра мероприятия. Для написания сценария могут быть использованы различные методы обработки материала, такие как инсценировка какого-либо произведения; компиляция различных сценарных разработок, концертных номеров, сценок; творческий монтаж, который является художественным методом объединения в единое целое сценарного материала; драматургический метод, который предполагает написание авторского сценария. На данном этапе крайне важно сотрудничество между участниками мероприятия, поиск компромиссов и уравновешенных решений при работе с различным материалом, каждый из которых представляет собой совокупность культурных ценностей того или иного социума, культурного сообщества.
  4. Выбор музыкального материала, художественного материала, костюмов, декораций, реквизита, который должен соответствовать общему стилю праздника, должен служить для выражения общего идейно-творческого образа мероприятия, принадлежать к той или иной культуре, в зависимости от тематики праздника.
  5. Выбор участников праздника, прочтение сценария, распределение ролей, что является крайне важным этапом для формирования толерантного сознания. При отборе участников мероприятия и их роли в данном мероприятии необходимо применять индивидуально-личностный подход, исключить соперничество и конфликтные ситуации, дать каждому из участников проявить свои индивидуальные творческие особенности, раскрыть творческий потенциал.
  6. Проведение репетиций праздника, в том числе главного финального прогона праздника. В процессе проведения репетиций также необходимо учесть личностные особенности каждого участника, его культурные и национальные особенности, прививать уважение и согласие среди всех участников, учить их мирно решать конфликты.
  7. Проведение самого театрализованного праздника – самая важная часть всего процесса. Участники должны быть готовы проявить дисциплинированность, ответственность, партнерские качества и взаимоуважение к друг другу. Это обеспечит удачное проведение мероприятия, и обеспечит положительную реакцию зрителей.
  8. Рефлексия. Оценка эффективности проведенного мероприятия, трудностей и проблемных ситуаций, которые возникли в процессе проведения праздника, а также фиксация осуществления ожидаемых результатов проведенного мероприятия [8, с. 237-249].

В процесс подготовки и проведения театрализованного праздника на каждом этапе крайне важно включать всех участников праздника, так как совместная деятельность формирует навыки сотрудничества, настраивает на диалог и дает возможность проявить личностное участие к каждому из участников процесса [5], [6].

Эффективность процесса формирования толерантного сознания студенческой молодежи, которая участвует в подготовке и проведении праздничного мероприятия, повышается, если сформирована установка молодых людей на совместную творческую деятельность, а также они понимают ее цели; осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение обязанностей между участниками и режиссером праздника; создаются ситуации свободного выбора способов деятельности и ролей среди участников мероприятия; каждый участник может раскрыть свои творческие способности и в то же время проявить эмпатию, внести свой собственный вклад в совместное дело, а также отсутствует давление со стороны организатора мероприятия, который в данном процессе становится скорее партнером [5], [6].

Резюмируя вышесказанное, праздники играют значительную роль в формировании толерантного сознания и способствуют распространению принципов толерантности в обществе благодаря формированию эмпатии – в ходе мероприятия зрители переживают события, через которые проходят участники праздничной деятельности. Это помогает им почувствовать эмоции и переживания других людей, даже если эти люди отличаются от них по культуре, вероисповеданию или иным параметрам. Эмпатия к участникам способствует формированию толерантности и уважения к разнообразию мнений и образу жизни. Также формированию толерантного сознания способствует понимание разных культур: праздники часто включают элементы из разных культур, исторических периодов и традиций. Это способствует знакомству зрителей и участников праздника с разнообразием мировой культуры, что помогает развивать толерантное отношение к различиям.

После театральных представлений часто происходят обсуждения и анализ сюжетов, персонажей и моральных уроков. Этот диалог способствует пониманию и уважению точек зрения, разных от собственных, и формирует толерантное отношение к различным мнениям. Театральные праздники могут использоваться для того, чтобы сформировать у участников и зрителей устойчивые связи праздника и традиционных ценностей, в которые также входит и толерантное отношение к другим культурам и народам в рамках нашего многонационального государства. Эти ценности могут быть усвоены и восприняты эффективнее через художественные выражения, такие как театрализация и инсценировка.

В заключение можно сказать, что театрализованные праздники способствуют формированию толерантного сознания путем увеличения эмпатии, понимания разнообразия культур и традиций, обеспечивая диалог и поддерживая важные социальные сообщения. Они играют важную роль в создании более толерантного и открытого общества.

Список литературы:

  1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. (дата обращения: 11.12.2023).
  2. Гаджиева П.Д., Мейсуров Ш.С., Раджабова Р.В. О вопросах профилактики экстремизма и воспитания культуры толерантности в полиэтнической молодежной среде средствами социального проекта // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. (дата обращения: 29.03.2024).
  3. Генкин Д.М. Массовые праздники: Учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1975. 44 c.
  4. Лях П.П., Прохоренко Ю.И. Толерантность и нетерпимость в молодёжной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №1. (дата обращения: 29.03.2024).
  5. Медведь Э.И. Роль этнокультурных досуговых программ в адаптации и интеграции учащихся - мигрантов в городской социум // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы X Международного форума, Москва, 22-23 апреля 2016 года. Том Выпуск 10. М.: Московский государственный институт культуры, 2017. С. 134-143.
  6. Медведь Э.И. Совместные детские и молодежные досуговые программы, направленные на социально-культурную адаптацию и интеграцию детей мигрантов в городской социум // Проблемы и достижения современной науки: Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Уфа, 20-21 мая 2014 года / Редколлегия: Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий!», 2014. С. 165-173.
  7. Медведь Э.И. Студенческая молодежь как субъект социально-культурной адаптации в условиях столичного мегаполиса // Актуальные проблемы социального развития разных групп населения в социокультурном пространстве столичного мегаполиса : Сборник статей по результатам городской межвузовской научно-практической конференции, Москва, 04 апреля 2013 года. М.: Московский городской педагогический университет, 2013. С. 149-154.
  8. Опарина Н.А. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [Б.В. Куприянов и др.]; под ред. Б.В. Куприянова. М.: Издательский центр «Академия», 2017. С. 237-249.
  9. Опарина Н.А., Кайтанджян М.Г. Фольклоризм в культуре современных праздников и обрядов // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 25 марта 2017 года. М.: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 39-43.
  10. Серебровская Д.Д., Репин М.Е., Полушкин М.А. Толерантность в молодежной среде как социально-гуманитарная ценность // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2017. №2. (дата обращения: 29.03.2024).
  11. Сущенко С.А., Жидяева Е.С., Самыгин С.И. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. Вып. №10. (дата обращения 24.01.2022).
  12. Тишков В.А. О толерантности // Толерантность и согласие / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 1997. С. 19-27.
  13. Хайруллина Н.Г. Установки толерантного сознания Тюменской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. (дата обращения: 29.03.2024).
  14. Хилько Н.Ф. Формирование толерантности в контексте праздничной культуры Сибири // МНКО. 2009. №2. (дата обращения: 29.03.2024).

Organization of the theater celebration as an important component of the process of formation of tolerant consciousness

Tsvetaeva O.S.,
undergraduate of 2course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Medved Eleonora Ilyinichna,
Professor of the Department of Social and Cultural Activities and Performing Arts, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor? Honored Worker of Culture of the Russian Federation

Abstract. In this article, the author examines the various stages of organizing a holiday, and how they can contribute to the formation of a tolerant consciousness of an individual. This process is examined using the example of organizing festive events in college, which in one way or another influence the formation of moral qualities of student youth, which include tolerant consciousness.
Keywords: tolerance, tolerant consciousness, personality, moral values, students.

References:

  1. Bayborodova L.V. Education of tolerance in the process of organizing the activities and communication of schoolchildren // Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2003. №1. (date of the address: 11.12.2023).
  2. Gadzhieva P.D., Meisurov S.S., Radjabova R.V. On the issues of preventing extremism and fostering a culture of tolerance in a multiethnic youth environment by means of a social project // Problems of modern pedagogical education. 2020. №69-4. (date of the address: 29.03.2024).
  3. Genkin D.M. Mass holidays: A textbook for students of the Institute of Culture. Moscow: Prosveshchenie, 1975. 44 р.
  4. Lyakh P.P., Prokhorenko Yu.I. Tolerance and intolerance in the youth environment // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. №1. (date of the address: 29.03.2024).
  5. Medved E.I. The role of ethnocultural leisure programs in the adaptation and integration of migrant students into urban society // Socio-cultural animation: from idea to implementation: materials of the X International Forum, Moscow, April 22-23, 2016. Vol. Issue 10. Moscow: Moscow State Institute of Culture, 2017.: 134-143.
  6. Medved E.I. Joint children's and youth leisure programs aimed at socio-cultural adaptation and integration of migrant children into urban society // Problems and achievements of modern science : Materials of the International Scientific and Practical conference: in 2 parts, Ufa, May 20-21, 2014 / Editorial Board: Iskuzhin T.S. (editor-in-chief), Akchurin B.G., Idelbaev M.H., Kabakovich G.A., Zainullina G.Sh., Yusupova R.R., Nigmatullin O.B. (secretary-in-chief). Ufa: Autonomous Non-profit Organization «Research Center for Information and Legal Technologies», 2014.: 165-173.
  7. Medved E.I. Student youth as a subject of socio-cultural adaptation in the conditions of the metropolitan metropolis // Actual problems of social development of different population groups in the socio-cultural space of the metropolitan metropolis: A collection of articles based on the results of the city interuniversity scientific and practical conference, Moscow, April 04, 2013. Moscow: Moscow City University, 2013.: 149-154.
  8. Oparina N.A. Organization of leisure activities: a textbook for students. institutions prof. education / [B. V. Kupriyanov and others]; edited by B.V. Kupriyanova. Moscow: Publishing Center «Academy», 2017.: 237-249.
  9. Oparina N.A. Kaitanjyan M.G. Folklorism in the culture of modern holidays and rituals // Ethnocultural activity in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects : materials of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 25, 2017. Moscow: Limited Liability Company «Center for Scientific Cooperation «Interactive Plus», 2017.: 39-43.
  10. Serebrovskaya D.D., Repin M.E., Polushkin M.A. Tolerance in the youth environment as a socio-humanitarian value. Nauka. Thought: an electronic periodical. 2017. №2. (date of the address: 29.03.2024).
  11. Sushchenko S.A., Zhidyaeva E.S., Samygin S.I. // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. Issue №10. (date of the address: 24.01.2022).
  12. Tishkov V.A. On tolerance // Tolerance and consent / Ed. by V.A. Tishkov. Moscow: IEA RAS, 1997.: 19-27.
  13. Khairullina N.G. Installations of tolerant consciousness of Tyumen youth // Knowledge. Understanding. Ability. 2014. №1. (date of the address: 29.03.2024).
  14. Khilko N.F. The formation of tolerance in the context of the festival culture of Siberia // MNKO. 2009. №2. (date of the address: 29.03.2024).