Аннотация. В статье представлены ключевые аспекты изучения проблем школьного буллинга, приводящего к серьезным последствиям для обучающихся. Описаны основные причины возникновения школьного буллинга, методы профилактики и предотвращения буллинга в образовательной организации. Подчеркивается значимость образовательных программ, направленных на развитие эмоциональной грамотности и навыков разрешения конфликтов.

Ключевые слова: подростковый возраст, буллинг, профилактика школьного буллинга.

Исследование проблемы буллинга в школах имеет огромную актуальность, поскольку буллинг представляет серьезную угрозу физическому и психическому здоровью детей и подростков. Буллинг может привести к длительным психологическим последствиям, включая депрессию, тревожные расстройства, снижение самооценки и ухудшение академической успеваемости. Изучение школьного буллинга позволяет выявлять причины и факторы, способствующие его возникновению, разрабатывать методы предотвращения и противодействия буллингу, улучшать условия обучения и повышать уровень благополучия детей в школьной среде, а также повышать осведомленность общества о проблеме буллинга. Анализ проблемы буллинга помогает школам разрабатывать политики и программы по предотвращению и эффективному реагированию на случаи буллинга, что является важным шагом для создания безопасной и поддерживающей образовательной среды.

В начале ХХ века французский ученый К. Дьюкс (1905) впервые описал школьную травлю (буллинг). Систематизация знаний о буллинге была осуществлена позднее такими учеными, как Д. Лэйн, Е. Мунте, Д. Олвеус, А. Пикас, Е. Роланд. На основании данных из доклада ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» (2019) можно утверждать, что более 30% обучающихся по всему миру подвергались буллингу [4].

В отечественных исследованиях проблему школьного буллинга изучали Д.А. Александров, В.А. Иванюшина, М.Г. Нечаева, В.С. Собкин, Д.Н. Соловьев, К.А. Тенишева, Д.К. Ходоренко и др.

Л.С. Выготский считал, что «буллинг приводит к нарушению внутренней структуры личности, создает проблемы в формировании психического здоровья ребенка. Он влияет на его самооценку, на развитие его личности, и вызывает у ребенка страх, беспомощность, чувство вины, что, в конечном итоге, может привести к тяжелым последствиям в будущем» [2, с. 243].

Исследования М.Л. Бутовской, В.И. Вишневской, Г.С. Русаковой, И. Пчелинцевой, Е.И. Попова показали, что распространение буллинга в образовательных учреждениях связаны с формированием межличностных отношений среди обучающихся в ролевых диапазонах «лидер-принятый-изгой». При это необходимо отметить, что педагоги стараются игнорировать сложившуюся проблему [5, с. 518].

Буллинг – это повторяющиеся акты различного вида насилия со стороны одного или группы лиц в отношении человека, который не может себя защитить. Буллинг классифицируют как прямой, так и непрямой. Прямой буллинг выражается в вербальной или физической агрессии, которая направлена на жертву, выражающаяся в виде обзывания и насмешек, избивании, а также в отбирании и порче вещей. Непрямой буллинг характеризуется игнорированием и объявлением бойкота жертве, а также распространением сплетен и слухов, исключением из совместных игр и занятий [1].

Исследователи в качестве основных характеристик буллинга отмечают невозможность подростка защитить себя; агрессивность, систематичность, умышленность; отсутствие конфликтующих сторон (есть жертва и преследователь), дисбаланс власти.

Симптомы, свидетельствующие о возможном буллинге в отношении ребенка: снижение настроения; ребенок не хочет рассказывать о школе; нарушение питания и сна; психосоматические симптомы (болит живот, сердце); внешний вид: (приходит с ссадинами, синяками, в порванной или грязной одежде); систематические опоздания на занятия; участившиеся пропуски занятий; снижение успеваемости.

Существует множество причин, способствующих возникновению буллинга в школах, и они часто сочетаются друг с другом:

  1. Низкая самооценка: дети, имеющие низкую самооценку, могут становиться агрессорами, чтобы компенсировать свои собственные чувства неполноценности.
  2. Проблемы в семье: дети, воспитывающиеся в дисфункциональных семьях с насилием, алкоголизмом или другими проблемами, могут повторять агрессивное поведение в школьной среде.
  3. Несовершенство системы образования: отсутствие адекватного надзора со стороны педагогов, отсутствие программ профилактики буллинга и несовершенство методов работы с конфликтами могут способствовать возникновению буллинга.
  4. Культурные и социальные факторы: стереотипы и предрассудки, связанные с полом, сексуальной ориентацией, расовой принадлежностью, физическими или умственными особенностями могут способствовать появлению буллинга.
  5. Недостаток эмпатии: дети могут не знать, как проявлять сострадание и понимание к своим сверстникам, что может привести к агрессивным или унизительным действиям.
  6. Популярность и власть: некоторые дети могут стать агрессорами из-за желания контролировать и унижать других, чтобы укрепить свою популярность и власть в школе [4].

Изучение этих причин помогает разработать эффективные методы предотвращения буллинга и улучшения школьной среды.

  1. Обучение учащихся эмпатии и уважению к другим. Важно создавать и реализовывать программы, которые помогут детям развивать уважение к различиям и научат их понимать чувства других.
  2. Развитие навыков коммуникации. Школьники должны уметь эффективно общаться друг с другом, решать конфликты без насилия и находить компромиссы.
  3. Создание школьных программ по антибуллингу. Важно проводить специальные мероприятия, лекции и тренинги, которые помогут учащимся понять вред буллинга и научат их методам борьбы с ним.
  4. Поддержка со стороны учителей и администрации. Школьный персонал должен быть готов к принятию мер по предотвращению буллинга и помощи жертвам.
  5. Создание безопасной среды. Важно обеспечить мониторинг поведения детей на школьной территории, чтобы предотвратить случаи буллинга.
  6. Работа с родителями. Партнерство со стороны родителей может быть ключом к предотвращению буллинга. Школы должны вовлекать родителей в обучающие программы и воспитательный процесс.
  7. Создание системы стимулов и наказаний. Школы должны создать четкие правила и последовательные меры наказания для буллинга, чтобы учащиеся понимали последствия своих действий [4].

В качестве предупреждения и профилактики буллинга в среднем образовательном учреждении следует проводить мероприятия, которые предполагают снижение масштабов этого негативного явления, с целью сокращения количества вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв» для налаживания межличностных отношений, учитывая их индивидуальные особенности.

К профилактической работе буллинга среди подростков предъявляются ряд требований, которые заключаются в необходимости повышения осведомленности и вовлеченности всех участников образовательного процесса [1]. Коллективная работа сплачивает обучающихся и устраняет неприязнь и враждебность в группе одноклассников.

Профилактическая работа по предупреждению буллинга основывается на создании благоприятного климата в коллективе обучающихся, выстраивании межличностных отношений, основанных на взаимопомощи и взаимопонимании.

Профилактика буллинга в школе включает в себя следующие методы:

  1. Обучение навыкам эмоционального интеллекта и конструктивного разрешения конфликтов чтобы помочь детям научиться уважать и понимать других.
  2. Создание безопасной и поддерживающей школьной среды, где все ученики чувствуют себя комфортно и защищенными.
  3. Обучение учителей и персонала умениям обнаруживать и реагировать на случаи буллинга, регулярное проведение тренингов и семинаров для них.
  4. Развитие программ по формированию позитивных отношений между учениками, включая различные формы коллективного взаимодействия, где каждый чувствует себя важным и уважаемым.
  5. Проведение информационных кампаний и мероприятий, направленных на осознание проблемы буллинга и его последствий.
  6. Поддержка жертв буллинга и их родителей, предоставление им помощи и ресурсов для решения проблемы [4].

Эффективная профилактика буллинга в школе требует комплексного подхода и постоянного внимания к этой проблеме со стороны школьной администрации, учителей, учеников и их родителей.

С целью профилактической работы и коррекции подросткового буллинга в образовательной организации реализуется профилактическая психолого-педагогическая программа, направленная на:

  • снижение агрессивных и враждебных реакций;
  • оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
  • формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
  • развитие толерантности, и понимании эмоционального состояния подростка [1].

Программа опирается на принципы, которыми являются:

  • принцип тепла, положительного интереса и вовлеченности взрослых в жизнь группы детей;
  • принцип твердых рамок и ограничений неприемлемого поведения в группе детей;
  • принцип последовательного применения некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
  • принцип наличия взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей для подражания.

Главная цель программы ‒ изменить «структуру возможностей и наград» буллингового поведения, результатом чего является уменьшение возможностей и наград за буллинг.

А.В. Горбуновым [3, с. 182] были разработаны методические рекомендации по предотвращению школьного буллинга для учащихся.

  1. Способом сопротивления буллингу является осознание того, что самая желаемая вещь для агрессора ‒ это реакция.
  2. Важно знать себе цену. Нельзя понижать свою самооценку, нужно жать по принципу «я себя уважаю, значит и другие будут уважать».
  3. Важный момент заключается в том, чтобы не бояться просить помощи взрослых, рассказав о травле.

Профилактика буллинга в школе имеет решающее значение, поскольку школьные годы являются временем особой уязвимости для многих детей и подростков. Вредные последствия буллинга могут серьезно повлиять на умственное и эмоциональное здоровье учащихся, а также на их учебные достижения и социальную адаптацию. Полноценная система профилактики буллинга в школах способна создать безопасное обучающее окружение для всех участников образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов. М. Издательство Юрайт, 2023. 394 с. (дата обращения: 18.03.2024).
  2. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. М.: Прогресс книга, 2021. 224 с.
  3. Горбунов А.В. Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях // Молодой ученый, 2022. №52(447). С. 182-184. URL: https://moluch.ru/archive/447/98363/ (дата обращения: 18.03.2024).
  4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. 287 с. (Профессиональное образование) (дата обращения: 18.03.2024).
  5. Шарина К.А. Проблема буллинга в современной школе // Молодой ученый. 2022. №48(443). С. 518-520 (дата обращения: 18.03.2024).

School bullying: causes and prevention

Rovnova D.V.,
bachelor of 2 course of the Samara Branch Moscow City University, Moscow

Scientific supervisor:
Lazareva Olga Petrovna,
Associate Professor, Department of Pedagogical and Applied Psychology of the Samara Branch Moscow City Universit, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article provides a detailed analysis of the study of the problems of school bullying, which can lead to serious consequences for students, such as psychological trauma, decreased self-esteem. The main causes of school bullying are described. Preventive measures are presented, including educational programs aimed at developing emotional literacy and conflict resolution skills in children.
Keywords: adolescence, bullying, prevention of school bullying.

References:

  1. Avdulova T.P. Psychology of adolescence: textbook and workshop for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2023. 394 p. (date of the address: 18.03.2024).
  2. Vygotsky L.S. Pedology of a teenager. Psychological and social development of the child. Moscow: Progress book, 2021. 224 p.
  3. Gorbunov A.V. Methodological recommendations for teachers and students to prevent bullying in educational institutions // Young scientist, 2022. №52(447).: 182-184. URL: https://moluch.ru/archive/447/98363/ (date of the address: 18.03.2024).
  4. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: textbook and workshop for secondary vocational education. 5th ed., reprint. and add. Moscow: Yurait Publishing House, 2023. 287 p. (date of the address: 18.03.2024).
  5. Sharina K.A. The problem of bullying in a modern school // Young scientist, 2022. №48(443).: 518-520 (date of the address: 18.03.2024).