Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения платформы TikTok при обучении школьников монологической речи китайского языка.
Ключевые слова: китайский язык, монологическая речь, невербальная основа, социальная сеть, TikTok
Обучение говорению является одним из важных этапов в овладении иностранным языком. В понятие говорения входят две формы устно-речевого общения: монологическая и диалогическая. Целью монологического высказывания является передача определенной информации. При обучении говорению у учащегося на разных уровнях также появляются следующие речевые умения: на базовом – способность передавать содержание и основную мысль полученной информации, формулирование собственного мнения на различные темы, а также умение его выражать и подкреплять аргументами; способность оценивать события, характеризовать людей и персонажей, а также умение рассуждать о культуре своей и других стран. Исходя из этого можно сделать вывод, что умения монологической речи позволяют решить обучающемуся множество разнообразных коммуникативных задач: от описания услышанного или увиденного до выражения собственного мнения [1, стр. 214].
Как уже было обозначено, основная цель обучения иностранным языкам – это формирование коммуникативной компетенции. Как следствие, фундаментом для всех речевых упражнений является наличие коммуникативной задачи, которую говорящему предстоит решить в процессе выполнения того или иного задания. Существуют два пути при обучении монологической речи: «путь сверху» – обучение происходит от законченного текста, который является исходной единицей; «путь снизу», при котором основой обучения является предложение, служащее элементарным высказыванием [2, стр. 125]. Во время обучения по второму пути происходит развертывание высказывания от предложения до монолога.
При обучении монологической речи посредством речевых упражнений характерно использование преподавателями различного вида невербальных или, как их ещё называют, содержательных опор, которые способны стимулировать учащихся сформулировать собственное отношение к показанному, опираясь на воображение, возникшие ассоциации и жизненный опыт. К содержательным опорам можно также отнести платформу TikTok, применение в обучении монологической речи на китайском языке которой рассматривается в данной статье.
Tiktok – это созданное в 2018 году компанией ByteDance приложение для публикации коротких видеороликов (в настоящий момент длина роликов может доходить до нескольких минут). Согласно данным Sensor Tower приложение было скачано более 2 млрд. раз [5], а согласно данным на 2020 год количество пользователей китайской версии социальной сети (抖音) уже на тот момент составляло 518 млн [6]. Компания ByteDance не разглашает достоверное количество пользователей, но по внутренним данным, цифра превышает уже 1 млрд. человек.
Несмотря на предвзятость многих преподавателей в отношении социальных сетей и других изначально не предназначенных для обучающей деятельности платформ, TikTok имеет большой потенциал в обучении иностранным языкам, в частности китайскому. Притом, материалы для обучения можно найти как в полностью китайской версии 抖音, так и в международной версии приложения, непосредственно TikTok. Возможность и актуальность внедрения платформы в обучение доказывает и статистика GWI, согласно которой представители поколения Z приходят на платформу не только для развлечения, но и для изучения чего-то нового и полезного, в том числе иностранных языков.
Среди одних из основных аспектов, влияющих на полезность использования платформы в качестве опоры при обучении китайскому языку можно обозначить следующие:
- наличие большого разнообразия диалектов носителей из разных регионов;
- присутствие cc (субтитров), что значительно облегчает просмотр китайских видео;
- использование пользователями сокращений и других вариаций NetSpeak [3, стр. 36].
Стоит также отметить, что при необходимости изучения диалектной составляющей китайского языка, преподавателям лучше обращаться к китайской версии приложения, потому как она значительно отличается своим содержанием от русского варианта. Однако иногда и на просторах обычного TikTok можно найти подходящие материалы.
Далее последовательно рассмотрим этапы использования TikTok в качестве невербальной опоры при обучении монологической речи на китайском языке. Ниже представлены задания в большинстве своём предполагающие построение текста с применением множества сверхфразовых единств, однако любое упражнение можно адаптировать под разный уровень владения языком.
Первый способ представляет из себя анализ аккаунта или нескольких видео, связанных общим фактором. Для того, чтобы облегчить выполнение задания обучающимися и избежать использования лексических и грамматических единиц не по уровню, можно составить глоссарий, на который можно опираться при выполнении задания. Аккаунты и видео выбираются согласно проходимой теме урока или какому-то аспекту лексики/грамматики, которые были встречены в ходе освоения основной школьной программы. Так, например, при изучении конструкций, обозначающих местонахождение и ориентирование в пространстве (在….右边/左边,里….远/不远., 往前走 и т.д.), можно прибегнуть к разбору видео о жизни в том или ином городе или видео, где рассказываются о популярных среди жителей местах. Часто для удобства туристов в TikTok выкладывают видео с топом мест – эти видео можно применить в процессе обучения как монологической (один обучающийся представляет анализ видеороликов или аккаунтов), так и диалогической речи (последующая дискуссия на тему посещения представленных мест). И, как уже было сказано, после проведенного анализа и составления учеником глоссария (такой вариант подходит для более продвинутых учеников), необходимо описать особенности аккаунта (стиль автора, темы, которые он освещает и т.д.), представив их и наиболее интересные и впечатлившие видеоролики классу. Также можно предложить учащимся самим выбрать тематику и интересующие их аккаунты. Однако следует внимательно относиться к выбранным роликам и проверить их на соответствие цензурным и моральным требованиям.
Второй способ использования платформы можно отнести к более творческим. Так, при изучении темы «распорядок дня», «моя семья», «домашние животные» или «хобби», в качестве задания обучающимся можно предложить записать короткие видеоролики, в которых они расскажут о своих делах в течение дня или недели, о домашних животных и членах семьи и т.д. Данное задание поможет не только отточить умения монологической речи, но и улучшить свои навыки в области применения технологий, таких как монтаж. Также важно отметить, что такие задания являются творческими и позволяют удовлетворить потребность обучающихся в самовыражении, а также отойти от, возможно, приевшихся шаблонов из УМК.
Для того, чтобы разнообразить содержание видеороликов и создать комфортные условия для всех учеников, в том числе тех, кому не хотелось бы снимать себя, стоит упомянуть о том, что показывать лицо в роликах необязательно — можно демонстрировать непосредственно занятия, увлечения и то, что окружает автора ролика. Если и такой вариант не подходит, то на помощь такому ученику придут стоковые видео и фото. Но, как показывает практика, зачастую обучающиеся либо снимают себя, либо просто демонстрируют свои увлечения и дела, не снимая при этом лицо.
Третьим способом применения TikTok в качестве невербальной опоры является задание-исследование выдвинутой преподавателем гипотезы. Лучше всего, чтобы проблемный или спорный вопрос имел прямое отношение к культуре Китая, но можно и просто прибегнуть к освещению популярных в данный отрезок времени тем среди изучающих китайский или говорящих на нём. Например, учитель может предположить, что в Китае не очень популярен бабл-ти (что неправда). Обучающиеся должны опровергнуть или подтвердить данное высказывание, предоставив доказательства в виде видеороликов. Для выполнения данного задания рекомендуется всё же китайский TikTok, а именно 抖音․ Темы могут варьироваться, иметь более тесную связь с культурой Китая: «китайцы не празднуют Новый год», «все китайцы едят только острую пищу», «в Китае популярен мультфильм «Маша и Медведь». На школьном этапе изучения китайского языка лучше помогать ученикам с подбором видео, чтобы они не терялись на просторах TikTok и не теряли мотивацию к изучению китайского языка из-за слишком сложной лексики, иероглифики или грамматики в найденных самостоятельно видео.
Таким образом, TikTok обладает большим, ещё не раскрытым, лингводидактическим потенциалом в обучении иностранным языкам, в особенности китайскому, так как 抖音- представляет собой огромное хранилище аутентичных и современных видео на различные темы и не только. При проявлении достаточного уровня креативности и профессионализма, преподаватель может извлечь пользу даже от постоянного, порой вредящего, пребывания своих учеников на просторах Интернета, в данном случае платформы TikTok.
Литература:
- Гальскова Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам : учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
- Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018). Краснодар: Новация, 2018. 80 с.
- Солянко Е.А. «Методика обучения студентов письменной интернет-коммуникации а сфере обиходно-бытового общения (китайский язык, начальный этап)» диссертации: диссертация кандидата педагогических наук МГПУ, Москва, 2022. 245 c. (дата обращения 12.11.2023).
- Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Терентьева, Н. В. Костычева. М.: Высшее образование, 2008. С. 67.
- Ashley Carman. TikTok reaches 2 billion downloads / Everyone wants to learn a TikTok dance. (дата обращения 10.11.2023).
- 2020 年春季报告:抖音用户规模达18亿人次,女性用户占比57%. (дата обращения 11.11.2023).
TikTok platform in teaching students monologues speech in Chinese
Markaryan I.E.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Kazantseva Anastasia Alexandrovna,
Senior lecturer of the Department of the Chinese Language of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University
Аnnotation. The paper considers the possibility of using the TikTok platform during teaching monologue speech in Chinese to schoolchildren
Keywords: Chinese language, monologue speech, non-verbal basis, social media, TikTok
Literature:
- Galskova N.D. Fundamentals of methods of teaching foreign languages: textbook / N.D. Galskova, A.P. Vasilevich, N.F. Koryakovtseva, N.V. Akimova. Moscow: KNORUS, 2017. 390 pages.
- Education: past, present and future: materials of the IV International. scientific conf. (Krasnodar, February 2018). Krasnodar: Novation, 2018. iv, 80 pages.
- Solyanko E.A. «Methods of teaching students written Internet communication in the field of everyday communication (Chinese, initial stage)» dissertations: dissertation of the candidate of pedagogical sciences of The Moscow City University, Moscow: 2022. 245 pages. (дата обращения 12.11.2023).
- Fokina K.V. Methods of teaching a foreign language: lecture notes / K.V. Fokina, L.N. Terentyeva, N.V. Kostycheva. Moscow: Higher Education, 2008. Page: 67.
- Ashley Carman. TikTok reaches 2 billion downloads/ Everyone wants to learn a TikTok dance. (date of the address: 11.10.2023).
- Spring 2020 Report: Douyin user size reached 518 million people, female users accounted for 57%. (date of the address: 12.11.2023).