Аннотация. Обучение пению сопряжено с интенсивными нагрузками на голосовой аппарат и, как следствие, нарушениями в его работе. Поэтому в профессиональной подготовке вокалистов все большее значение приобретают различные техники и методы вокалотерапии как способа лечения голоса и других проблем в процессе пения и выполнения специальных упражнений. Применение вокалотерапии в процессе профессиональной подготовки вокалистов мало исследовано в научной литературе. В статье систематизированы применяемые сегодня в профессиональной подготовке вокалистов виды и техники вокалотерапии, выявлены механизмы их положительного воздействия на развитие голоса и формирование вокально-певческих навыков и умений.

Ключевые слова: вокалотерапия, обучение пению, профессиональная подготовка, вокальные навыки и умения

Музыкотерапия или вокалотерапия возникла еще в древние времена, но лишь в XX веке она стала самостоятельной отраслью во многих странах мира и в настоящее время насчитывает около 100 учебных заведений различного уровня с развитой системой профессиональной подготовки от бакалавриата до докторантуры.

Однако на Западе музыкальные терапевты используют в основном эмпирические методы, где проводится музицирование или игра на каком-либо музыкальном инструменте перед пациентом.

Становление вокалотерапии в России как научного направления началось в начале 90-х годов XX века, что было связано с исследованиями в области нейрофизиологии. В результате активных исследования музыки на человека в 1993 году в Москве был открыт научно-исследовательский институт музыкальной терапии и традиционной медицины.

С 2003 года музыкотерапия стала развиваться в русле прикладных исследований и сегодня это направление использует в своей практике свыше 50 различных музыкально-акустических методов и технологий для коррекции психического и физического здоровья, профилактики заболеваний, социальной реабилитации и творческого развития личности.

Вокалотерапия, или лечение пением, является одним из видов музыкотерапии, который способствует формированию, коррекции и совершенствованию не только эмоциональной сферы личности, но и голосового аппарата, а также развитию музыкально-творческих способностей и овладению вокально-исполнительскими навыками и умениями.

Особенно часто психологи используют музыку для воздействия на человека в целях лечения депрессивных состояний. При этом подбирается музыка, которая способствует погружению человека в приятные воспоминания, чтобы раскрыть тайные моменты душевного состояния. Механизм воздействия музыки на человека не раскрыт, но музыкальная терапия оказывает действенное значение при лечении очень многих заболеваний. Врачебная практика показывает, что определенные музыкальные произведения обладают обезболивающим эффектом, иммуностимулирующим, уменьшают страх перед болью и даже используется в медицинских технологиях омоложения.

Вокалотерапия оказывает благотворное воздействие на психическое и физическое состояния как профессиональных певцов, так и любителей пения.

Пение – это физиологический процесс, при котором участвуют многие органы и системы организма человека, включая легкие, диафрагму, бронхи, гортань, при этом в процессе звукоизвлечения задействованы мышечная, костная, эндокринная и даже кардиосистемы. К тому же доказано, что пение положительно воздействует на ослабленные или больные органы человека, и при правильном звукоизвлечении активизируются здоровые клетки, при этом усиливается кровоток и газообмен, что приводит к положительному влиянию на весь организм человека.

Вокалотерапия включает в себя ряд методов и процедур, нацеленных на изменение свойств и качеств голоса (диапазон, громкость, ровность звучания и тембровая окраска), решение таких проблем, как смыкание голосовых связок, хрип, першение, лечение некоторых заболеваний голосового аппарата, восстановление связок после травм и перегрузок. Этот вид терапии широко применяется логопедами-патологами и педагогами вокала на всех уровнях обучения пению в первую очередь для лечения каких-либо нарушений голоса [3] и для изменения качеств голоса певца с целью его подготовки к профессиональной вокально-исполнительской деятельности.

Существует несколько видов и техник вокало- и голосотерапии, которые объединяют общие принципы лечебно-оздоровительной терапии, основанной на пении и выполнении системы упражнений. Эти виды и техники отличаются направленностью на: резонансно-акустическую стимуляцию деятельности внутренних (сердце, легкие, головной и спинной мозг, мышцы тела, голосовой аппарат) и внешних (слух) органов человека; здоровьесбережение и укрепление сердечной системы и дыхательного аппарата; активизацию умственных способностей и развитие слуха, памяти, речи, чувства ритма, внимания и мышления; стабилизацию эмоциональной сферы и психического самочувствия, антистрессовый эффект; оптимизацию работы высшей нервной системы; нормализацию психических и физических процессов; восстановление функциональности голосового аппарата; повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным внешним факторам.

Физиологическая вокалотерапия применяется в случаях нарушений функций голоса, связанных с физиологическими механизмами [9], и улучшает активность дыхательного и певческого аппаратов, влияющих на фонацию и резонанс. Физиологическая вокалотерапия направлена на достижение баланса между различными подсистемами организма человека.

К наиболее распространенным техникам и методам вокалотерапии, применяемым в процессе обучения вокалистов в нашей стране и за рубежом, можно отнести:

  • технику вокального удержания Д. Остин [4], суть которой состоит в проведении вокалотерапевтической сессии, состоящей из расслабляющей медитации, выполнения медленных вдохов и выдохов, тихого пения гласных на выдохе на произвольной высоте и удержания звуков на том или ином высотном уровне;
  • метод свободного ассоциативного пения Д. Остин [4], который близок вокальному удержанию, однако в процессе занятий поющий добавляет произвольно выбранные слова, которые долго и медленно пропеваются;
  • скандирование Д. Остин [4], или акцентированное пропевание звуков, слогов и слов в определенном ритме в духе артикуляционной гимнастики, позволяющее выразить сдерживаемые или переполняющие человека эмоции и оказывающее лечебное воздействие на организм;
  • тонирование, то есть воспроизведение гласных, согласных и сочетаний звуков в течение длительного времени как лечебная терапия звуком, называемая музыковокалотерапией [2] или вокаломузыкотерапией [10];
  • релаксационные и дыхательные техники вокалотерапии [1], включающие в себя циклы упражнений на вдох и выдох разного объема, продолжительности, интенсивности и частоты для укрепления мышц диафрагмы и дыхательной системы, например, долгие и спокойные вдохи и выдохи, частые и толчкообразные выдохи после объемного вдоха и др.;
  • систему беззвучных «механических» упражнений и озвученной дыхательной гимнастики [1], направленную на удлинение выдоха во время пения, выработку ощущений в области резонаторов, тренировку певческого аппарата;
  • обучающе-игровые и вокально-двигательные приемы включают ритмически организованное произнесение стихов или пропевание песен-формул, речевые игры со звукоподражанием, поочередное исполнение музыкальных звуков и музыкальных фраз, пение под движение и др.;
  • экспрессивную вокалотерапию [7], мелодико-интонационную терапию [8] или эмоционально выразительное исполнение песен или музыкальных фраз [6] с целью передачи эмоций, выражения чувств и стабилизации психического состояния с помощью голоса;
  • групповые музыковокалотерапевтические сессии [2], включающие прослушивание спокойной музыки для стабилизации психического состояния, выполнение дыхательных упражнений на укрепление и тонус дыхательной системы, вокализацию гласных и согласных звуков для благотворного воздействия на организм и нормализации психоэмоционального состояния (в завершение возможно исполнение веселой песни);
  • групповые вокалотерапевтические сессии [10], включающие поочередную вокализацию звуков и слогов для передачи внутреннего состояния и свободы самовыражения.

Систематические занятия вокалом способствуют улучшению дыхания, увеличению жизненной емкости легких и уменьшению дыхательных энергозатрат, а регулярные занятия вокалом стабилизируют артериальное давление, улучшают самочувствие и поднимают настроение.

Ценность музыки состоит в возможности не только выразить смысл и идею произведения, но и передать все переживания, которые возникают в человеке при прослушивании.

Следует подчеркнуть важность музыкотерапии для решения проблем, возникающих в сфере современного музыкального образования. Специалисты в области музыкотерапии занимаются поиском эффективных техник для помощи педагогам, студентам и концертирующим музыкантам. Профессиональные музыканты очень часто сталкиваются с воздействием музыки на человека, но применить непосредственно ее терапевтический потенциал на себя не могут. Это связано с профессиональными установками на перфекционизм, сверх-ценность профессии и низкую значимость психической и физической нормативности.

В марте 2019 года состоялась Международная конференция «Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование», на которой раскрывались исторические и методологические проблемы музыкальной терапии, практика музыкальной терапии при работе с детьми и со взрослыми. Особое значение имели выступления специалистов в области применения методов научной музыкальной терапии при различных заболеваниях у детей и взрослых. Доклады ученых научно-исследовательского центра музыкальной терапии и восстановительных технологий под руководством проф. С.В. Шашурджана продемонстрировали перспективы музыкотерапии как эффективной технологии в системе оказания комплексной реабилитационной помощи.

В настоящее время музыкотерапия развивается в разных направлениях. Это философия терапии как восстановления целостности живой системы; музыкальная психология и дифференциальная музыкальная психология; психологические и психофизиологические основания музыкального воздействия; росс-культурные исследования музыкального воздействия.

Таким образом, вокалотерапия это не только педагогическое средство, способствующее преодолению многочисленных проблем у людей разного возраста, но и возможность решения многих задач в области повышения самооценки, формирования культуры поведения и коммуникативных способностей, развития музыкальных способностей и творческого воображения, но и лечебный метод, вызывающий адаптационные реакции и стабилизацию психики.

Литература:

  1. Зирко А.В., Орлов А.Б. Вокалотерапия: перспектива эмпирического исследования // Психологические исследования. 2017. Т. 10. №53. С. 61-70.
  2. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина, 2005. 478 c.
  3. Aronson A.E. Clinical Voice Disorders. London: Thieme, 2009. 396 pages.
  4. Austin D. The theory and practice of vocal psychotherapy: songs of the self. London; Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2008. 224 pages.
  5. Newham P. Using Voice and Movement in Therapy: The Practical Application of Voice Movement Therapy. London: Jessica Kingsley Publishers, 1999. 144 pages.
  6. Ostwalld P.F. Soundmaking: The Acoustic Communication of Emotion. Springfield: C.C. Thomas, 1963. 466 pages.
  7. Rogers C.R. A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin, 1980. 380 pages.
  8. Spares R. Aphasia Rehabilitation Resulting from Melodic Intonation Therapy // Cortex. 1974. №10(4). Page: 303-316.
  9. Stemple J.C., Hapner E.R. Voice Therapy: Clinical Case Studies. San Diego: Plural Publishing Inc., 2014. 531 pages.
  10. Uhlig S. Authentic Voices, Authentic Singing: A Multicultural Approach to Vocal Music Therapy. Gilsum: Barcelona Publishers, 2006. 200 pages.

Use of vocal therapy principles in professional training of vocalists

Prodanova Y.M.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Bodina Elena Andreevna,
Professor of the Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. Singing training is associated with intense loads on the voice apparatus and, as a result, violations in its work. Therefore, in the professional training of vocalists, various techniques and methods of vocal therapy are becoming increasingly important as a way to treat voice and other problems in the process of singing and performing special exercises. The use of vocal therapy in the process of professional training of vocalists has been little investigated in the scientific literature. The article systematizes the types and techniques of vocal therapy which are used today in the professional training of vocalists, reveals their basic mechanisms of positive impact on the development of voice and the formation of vocal and singing skills and abilities.
Keywords: vocal therapy, singing training, professional training, vocal skills and abilities

Literature:

  1. Zirko A.V., Orlov A.B. Vokaloterapiya: perspektiva empiricheskogo issledovaniya // Psihologicheskie issledovaniya. 2017. Vol. 10. №53. Page: 61-70.
  2. SHushardzhan S.V. Rukovodstvo po muzykoterapii. Moscow: Medicina, 2005. 478 pages.
  3. Aronson A.E. Clinical Voice Disorders. London: Thieme, 2009. 396 pages.
  4. Austin D. The theory and practice of vocal psychotherapy: songs of the self. London; Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2008. 224 pages.
  5. Newham P. Using Voice and Movement in Therapy: The Practical Application of Voice Movement Therapy. London: Jessica Kingsley Publishers, 1999. 144 pages.
  6. Ostwalld P.F. Soundmaking: The Acoustic Communication of Emotion. Springfield: C.C. Thomas, 1963. 466 pages.
  7. Rogers C.R. A Way of Being. Boston: Houghton Mifflin, 1980. 380 pages.
  8. Spares R. Aphasia Rehabilitation Resulting from Melodic Intonation Therapy // Cortex. 1974. №10(4). Page: 303-316.
  9. Stemple J.C., Hapner E.R. Voice Therapy: Clinical Case Studies. San Diego: Plural Publishing Inc., 2014. 531 pages.
  10. Uhlig S. Authentic Voices, Authentic Singing: A Multicultural Approach to Vocal Music Therapy. Gilsum: Barcelona Publishers, 2006. 200 pages.