Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения старших школьников устному монологическому высказыванию на уроках английского языка. Особое внимание уделяется потенциалу веб-проектов. Статья предназначена для учителей иностранных языков, студентов и преподавателей ВУЗов.

Ключевые слова: Устное монологическое высказывание, веб-проект, интернет-технологии, обучение иностранному языку.

В настоящее время главной целью иноязычного образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть обучающиеся должны быть готовы и способны осуществлять общение на иностранном языке. Очевидно то, что человек, владеющий своей речью, умеющий точно, ясно, и образно выражать свои мысли, способен достичь больших высот в своей профессиональной деятельности. Следовательно, развитие умений в области устной речи стало неотъемлемой частью школьной программы по иностранному языку. Помимо этого, развитие Интернета способствовало появлению интернет-проектов (веб-проектов), которые сегодня широко используются на уроках английского языка.

Обучающиеся всё чаще используют именно монологическую речь, так как выступают на конференциях, презентуют свои доклады, проекты, моделируют выступления на международных конференциях и т.д. «Достижение позитивных результатов в ходе межкультурной коммуникации — чрезвычайно сложный процесс, требующий наличия специальных знаний, навыков, умений, качеств личности участников диалога культур. Формирование данных свойств и способностей личности — одна из значимых задач современного российского образования» [10, с. 403].

Монологическая речь обычно обращена к одному или нескольким лицам и представляет собой связное непрерывное высказывание говорящего с целью определенного воздействия на слушателей или читателей. По мнению Е.И. Пассова, высказывания могут быть разных уровней, при этом сверхъединство и текст относятся к монологу, а отдельные слова, фразы и словосочетания необходимы людям для взаимодействия внутри коллектива, т.е. для диалога [5]. В.П. Глухов имеет несколько иную точку зрения и утверждает, что монолог отталкивается от ситуации и контекста, но затем становится самостоятельной единицей на уровнях предложения, сверхфразового единства или развернутого текста [3]. Г.В. Рогова рассматривает монологическую речь как устное связное высказывание, изложенное одним лицом и подготовленное заранее [8].

Для повышения мотивации к говорению перед учащимися необходимо ставить четкие цели, предлагать интересные и актуальные, соответствующие их интересам и возрасту темы для обсуждения, давать учащимся различные опоры, создавать ситуации, близкие к реальным (например, необходимость защитить свою презентацию, доказать собственную точку зрения и пр.), использовать систему поощрений. Учитель может создавать страноведческую мотивацию (организовывать тематические уроки, традиционные праздники страны изучаемого языка), эстетическую мотивацию (использовать соответствующее оформление кабинета, качественные наглядные пособия), инструментальную мотивацию (позволять ученикам выполнять задания в тех форматах, которые им больше нравятся, например, составлять рассказы, ставить спектакли с развернутыми монологами и пр.).

Необходимо создавать на уроке ситуацию успеха, не прерывать ученика, не исправлять ошибки во время монолога, но побуждать учащегося к продолжению коммуникации (например, с использованием визуальных опор, наводящих вопросов и пр.), поощрять самостоятельность. Не следует заострять внимание на лексических или грамматических ошибках, которые не имеют отношения к пройденному материалу (например, ученик использует Past Simple вместо необходимого Present Perfect, но данное время еще не проходили и т.п.).

На наш взгляд, веб-проекты могут быть эффективным средством развития умений выразительного монологического высказывания, так как именно проектная деятельность повышает мотивацию обучающихся, а технология веб 2.0 в образовании набирает популярность.

В своей статье Ситникова А.Ю. и Чмых И.Е. анализируют мнения известных методистов по проблеме разработки веб-проектов (Е.С. Полат, С.В. Титова) с целью выявления теоретической основы использования веб-проектов, дидактических принципов, типов и видов веб-проектов. Для обозначения проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий Е.С. Полат применяет термин «телекоммуникационный проект». Под ним автор понимает «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющей общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» [7, с. 44]. В зарубежной методике используют понятие «web-projects or webquests» [14]. Авторы приходят к выводу, что веб-проекты – это «различные проекты, реализуемые с помощью информационно-коммуникационных технологий» [9, с. 223].

Несколько иначе трактует данное понятие Атрощенко Н.А., поскольку считает, что суть веб-проекта отличается в зависимости от специфики проблемы, которую решает учащийся, поэтому стоит обращать внимание на требования к созданию веб-проектов, а именно на «качественную структуру, логичность размещения разделов и подразделов, интуитивно понятный доступ к каждому из них, краткость и простоту изложения поисковых схем, наличие гиперссылок; чёткую систему навигации, информативное наименование разделов, современный дизайн навигации, наличие анонсирования разделов на главной странице, систему поиска и её удобство и т.д.; современный дизайн с актуальной версией HTML, CSS, вёрстки, наличие шрифтового оформления, чёткие пропорции, комбинацию цветов, наличие иллюстраций, и баннеров и др., а также универсальные требования к мультимедиа-элементам (аудио, видео, анимация)» [1, с. 21].

С помощью веб-проекта можно смоделировать такие учебные условия, которые позволят учащимся самостоятельно формировать и развивать различные компетенции. Проекты могут быть интегрированы в традиционное обучение и использованы в смешанном и дистанционном формате. При этом информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) в рамках интернет-проекта могут выступать как:

  • средство связи между учителем и учащимися (например, блоги, социальные сети, мессенджеры, электронная почта);
  • ресурс для поиска и сбора информации (сайты, серверы, отдельные веб-страницы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР));
  • программное средство, конструктор для создания проекта (wiki-ресурсы и пр.);
  • пространство для публикации результатов творческой проектной деятельности [11].

Веб-проекты широко применяются в лингводидактике, поскольку иностранный язык в рамках работы над проектом выступает в роли инструмента получения и анализа информации. Веб-проекты позволяют наладить коммуникацию с носителями языка, обратиться к аутентичным материалам. В ходе веб-проекта учащиеся также обучаются ставить конкретные дидактические цели и задачи в разных ситуациях, развивают необходимые иноязычные компетенции, учатся самостоятельно работать с информацией.

Для успешной реализации веб-проекта при обучении монологической речи на иностранном языке старшеклассников необходимо учитывать некоторые дидактические и педагогические требования, а именно учащиеся должны:

  • знать особенности работы с интернет-ресурсами;
  • иметь определенный уровень языка, достаточный словарный запас, знания грамматических правил и фонетических норм;
  • уметь критически отбирать материал, анализировать и интерпретировать информацию;
  • уметь работать в команде, распределять обязанности и выполнять их;
  • иметь сформированные ИКТ-навыки, достаточные для работы с вики-ресурсом [4].

Педагог при этом должен выступать в роли наставника и наблюдателя, оказывать консультативную поддержку, вовремя давать обратную связь и создавать ситуацию успеха [13].

Веб-проект, направленный на формирование умений монологического высказывания на иностранном языке в старших классах, может содержать онлайн-игры, ресурсы для общения с носителями языка в сети, ссылки на сайты с аутентичными материалами и пр. В ходе обсуждения проблемного вопроса учащиеся вступают в дискуссии, выражают и аргументируют свою точку зрения с использованием различной информации на иностранном языке (текстовой, визуальной, аудиальной), составляют собственные монологические высказывания для защиты и отстаивания своей позиции и др.

Для того, чтобы развивать умения выразительного монологического высказывания на английском языке, учащимся можно предложить веб-проект, в ходе которого они выберут интересующую тему (например, о национальной кухне, праздниках, иностранных школах и колледжах, востребованных профессиях, молодежных движениях и субкультурах, модных тенденциях в англоязычных странах и т.п.), затем осуществят сбор информации (текстовой, иллюстративной, аудио и видео), составят список лексики по теме (в том числе эпитеты, метафоры, фразеологизмы и пр.), проанализируют аутентичные письменные и звучащие тексты, выделят особенности интонации, выразительные средства носителей языка, а затем на основе всего этого материала составят собственные монологи.

Для создания веб-проекта учитель может пользоваться такими ресурсами, как Zunal, Jimdo, Urban Quest, Genially, QuizWizzer, Joyteka, Квестодел, Wiki. Оформить результат веб-проекта ученики могут с помощью платформ Zunal или Wiki, представить в виде презентации, инфографики, коллажа и прочего, но основным условием выполнения веб-проекта должно являться создание собственного развернутого монологического высказывания на английском языке на заданную тему.

Таким образом, стоит отметить, что эффективность общения зависит не только от вербальных средств выразительности речи, но и от невербальных, а также от ситуации, в которой общение протекает. Важным является также формирование и развитие у них умений адекватно оценивать условия представления текста и сопровождающих опор. С нашей точки зрения, веб-проект может стать наглядной опорой для обучающегося во время построения выразительного монологического высказывания.  Веб-проект может помочь обучающимся правильно, четко, образно, логично выражать свои мысли, чтобы воздействовать на слушателя.

Наша позиция заключается в том, что учителя должны использовать веб-проекты как современную технологии при обучении выразительному монологического высказыванию, так как веб-проект, созданный как наглядно-вербальная опора, позволяет обучающимся следовать плану своего выступления, что влияет на его логичность, четкость, образность и эффективность.

Литература:

  1. Атрощенко Н.А. Оптимальный веб-проект с точки зрения международных стандартов // Вестник научных конференций. 2016. №1-5. С. 21-22.
  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. 247 с.
  3. Глухов В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития. 2-е изд. М.: 2014. 537 с.
  4. Маркова Ю.Ю. Развитие умений письменной речи студентов языкового вуза средствами социального сервиса «Вики» // Язык и культура. 2010. №1(9). С. 85-91.
  5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.
  6. Петрякова А.Г. Культура речи. М.: «Флинта», «Наука», 1998. 256 с.
  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования М.: Академия, 2007. 364 с.
  8. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  9. Ситникова А.Ю., Чмых И.Е. Использование веб-проектов для развития иноязычной коммуникативной компетенции // Образование и право. 2021. №5. С. 221-224.
  10. Тарева Е.Г. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации // Бизнес. Образование. Право. 2018. №4(45). С. 398-404.
  11. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М.: П-Центр, 2009. 240 с.
  12. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика: монография. М.: Эдитус, 2017. 247 с.
  13. Харламенко И.В. Условия эффективной интеграции вики-технологии в процесс обучения иностранному языку // Профессиональное образование. Столица. 2017. №8. С. 47-48.
  14. March T. The Parts (What & Why) of WebQuests, 2020 (дата обращения: 20.08.2023).

Web project for teaching expressive monologue

Uvarova A.P.
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article is devoted to the problem of teaching senior schoolchildren oral monological utterance in English lessons. Special attention is paid to the potential of web projects. The article is intended for teachers of foreign languages, students and university teachers.
Keywords: Web project, Internet technology, expressive monologue, EFL.

Literature:

  1. Atroschenko N.A. Optimal web project from the point of view of international standards // Bulletin of scientific conferences. 2016. №1-5. Page: 21-22.
  2. Vasilyeva A.N. Fundamentals of speech culture. Moscow: Russian language, 1990. 247 pages.
  3. Glukhov V.P. An integrated approach to the formation of coherent speech in preschool children with speech and cognitive development disorders. 2nd ed. - Moscow: 2014. 537 pages.
  4. Markova Yu.Yu. Development of writing skills of students of a language university by means of the social service «Wiki» // Language and culture. 2010. №1(9). Page: 85-91.
  5. Passov E.I. Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication. Moscow: Russian language, 1989. 276 pages.
  6. Petryakova A.G. Culture of speech. Moscow: «Flint», «Science», 1998. 256 pages.
  7. Polat E.S. Modern pedagogical and information technologies in the education system. Moscow: Academy, 2007. 364 pages.
  8. Rogova G.V. Methods of teaching foreign languages in secondary school. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 287 pages.
  9. Sitnikova A.Yu., Chmykh I.E. The use of web projects for the development of foreign language communicative competence // Education and law. 2021. №9. Page: 221-224.
  10. Tareva E.G. Innovative modeling of cases on intercultural communication // Business. Education. Right. 2018. №4(45). Page: 398-404.
  11. Titova S.V. Information and communication technologies in humanitarian education: theory and practice. Moscow: P-Center, 2009. 240 pages.
  12. Titova S.V. Digital technologies in language teaching: theory and practice: monograph. Moscow: Editus, 2017. 247 pages.
  13. Kharlenko I.V. Conditions for effective integration of wiki technology into the process of teaching a foreign language // Vocational education. Capital. 2017. №8. Page: 47-48.
  14. March T. The Parts (What & Why) of WebQuests, 2020 (date of the address: 20.08.2023).