Аннотация. в статье рассматриваются особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивной группы. В статье описывается исследование готовности к школе детей с ЗПР. Приводятся результаты, обсуждаются выводы об  уровне готовности к школе детей изучаемой категории в условиях  инклюзивной группы.

Ключевые слова: уровень готовности к школе, дети с ЗПР, инклюзивная группа.

Подготовка к школе – трудный этап в жизни каждого ребёнка. Обучающиеся в инклюзивной группе имеют разный уровень готовности к обучению в школе. При этом дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР) как правило владеют недостаточными знаниями, умениями и навыками, которые позволяют достигнуть определённого уровня подготовки к школе. Этот факт отличает успешность обучения детей с ЗПР от детей с нормальным развитием, которые эффективнее справляются с трудностями и быстро получают необходимые знания, умения и навыки при подготовке к школе.

Дети с ЗПР представляют сложную категорию детей, у которых выявляется отставание в развитии всех высших психический функций – памяти, мышления, воображения и др. Эти дети нуждаются в создании особых психолого-педагогических условий и проведении с ними коррекционно-педагогических мероприятий.

Целью данного исследования является выявление особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивной группы.

В связи с заявленной целью можно выделить следующие задачи исследования:

  1. Проведение диагностики готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и детей с нормальным развитием. Предполагается с помощью методики Н.И. Гуткиной [6] выявить у каждого ребёнка уровень внутренней позиции школьника (далее – ВПШ), как показателя общей подготовки к школе, в которую, по мнению автора методики, входит выявление уровня развития мотивационной сферы, произвольной сферы, интеллектуальной сферы, речевой сферы.
  2. Проведение сравнительной характеристики результатов и формулировка выводов по степени готовности к обучению в школе детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников.

Нами было проведено эмпирическое исследование с 1 марта 2023 г. по 1 июня 2023 г. Оно проходило на базе автономной некоммерческой организации «Вместе весело шагать» (4-й Вятский переулок, дом 16, корпус 2, г. Москва, 127287). В центре воспитываются и обучаются дети дошкольного возраста (6-7 лет) с ЗПР и умственной отсталостью, также данный центр посещают дети с нормальным развитием, которые занимаются подготовкой к школе. Здесь все дети обучаются в условиях инклюзивной группы.

В исследовании приняли участие 24 ребёнка старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет. Из них 12 детей с задержкой психического развития, которые составили группу №1 (ЭГ1). В группу №2 (ЭГ2) вошли 12 нормально развивающихся сверстников. При поступлении в учреждение дети группы №1 прошли психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) и имели заключение «Задержка психического развития». Дети с ЗПР занимаются в подготовительной (инклюзивной) группе по подготовке к школе, также посещают занятия с логопедом. Их занятия имеют коррекционную направленность. Дети с нормальным развитием в данном центре посещают занятия по подготовке к школе и обучаются в инклюзивной группе. Некоторые из детей также занимаются с логопедом. Коррекционно-развивающую работу в течение дня проводят дефектологи, логопеды и психологи. Плановые занятия проходят днём и вечером, проводятся индивидуальные и групповые занятия. Перед проведением эмпирического исследования мы провели беседу с учителем-дефектологом. Нами были получены некоторые сведения о детях: имя ребёнка, возраст, заключение ПМПК, время поступления в данное учреждение, успешность освоения ребёнком адаптированной образовательной программы по подготовке к школе, особенности коррекционной работы с логопедом, особенности инклюзивного обучения, социально-психологические параметры семьи, в которой ребёнок воспитывается, индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В группу ЭГ1 входило 12 детей. В этой группе 6 детей имеют заключение ЦПМПК – ЗПР конституционального генеза и 6 детей – ЗПР церебрально-органического генеза. 6 детей ЭГ1 воспитываются в неполных семьях, в которых не хватает отца или матери, один ребёнок опекается только дедушкой. Также отметим, что имеют речевые нарушения и посещают занятия с логопедом все дети с ЗПР церебрально-органического генеза и три дошкольника из шести с ЗПР конституционального генеза. В ЭГ1 входит одинаковое количество мальчиков и девочек. Время получения коррекционно-развивающей помощи специалистов сопровождения в образовательной организации от 1 года до 2-х лет.

В группу ЭГ2 входило 12 детей с нормативным развитием. Большинство детей (75%) воспитываются в полных семьях. Однако трое детей имеют неполную семью. Также отметим, что 66% детей имеют речевые нарушения и занимаются с логопедом. Интересно, что в группе ЭГ2 мальчиков и девочек тоже равное количество. Время получения коррекционно-развивающей помощи специалистов сопровождения в образовательной организации от 1 года до 2-х лет.

Для изучения особенностей подготовки к школе мы использовали методику Н.И. Гуткиной «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» [5]. Для количественного анализа выполнения заданий мы ввели в данную методику балльную оценку: выполнение каждого задания оценивалось в диапазоне от 1 до 3 баллов, где наивысшая оценка – 3 балла (высокий уровень готовности к школе), средняя оценка – 2 балла (средний уровень готовности к школе), низшая оценка – 1 балл (низкий уровень готовности к школе). По результатам всех заданий мы определяли уровень внутренней позиции школьника (далее – ВПШ), который показывает нам общую готовность к школе по методике Н.И. Гуткиной. Высокий уровень – внутренняя позиция школьника сформирована. Средний уровень – внутренняя позиция школьника либо в стадии формирования, либо недостаточно хорошо сформирована. Низкий уровень – внутренняя позиция не сформирована. Благодаря ВПШ, мы оценили особенности формирования общей подготовки к школе каждого ребёнка и дали сравнительную характеристику.

Методика Н.И. Гуткиной включает в себя 7 заданий.

  1. Методика «Сказка».
  2. Методика «Внутренняя позиция школьника».
  3. Методика «Домик».
  4. Методика «Да и нет».
  5. Методика «Сапожки».
  6. Методика «Последовательность событий».
  7. Методика «Звуковые прятки».

Анализ результатов эмпирического исследования проводился по протоколу автора методики – «Протокол экспериментальной беседы по определению внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткиной).

По итогам анализа результатов диагностики выполнения заданий детьми обеих групп, мы выявили, что дети с ЗПР по каждому выполненному заданию имеют показатель ниже, чем дети с нормальным развитием. У каждого ребёнка из ЭГ1 и ЭГ2 есть особенности выполнения задания. Для наглядного сравнения качественных характеристик особенностей готовности к обучению в школе детей ЭГ1 и ЭГ2 мы построили гистограмму (см. рисунок 1).

Рис. 1. Показатели среднего балла за выполнение каждого задания по методике Н.И. Гуткиной детьми ЭГ1 и ЭГ2

Особенности выполнения заданий детьми группы ЭГ1.

Дети в данной группе имеют разный уровень внутренней позиции школьника (ВПШ). Дети имели небольшой интерес и среднюю мотивацию к выполнению заданий. Стремились понять требования и привлечь внимание к своей работе. Для детей необходимо было несколько раз повторить задание. Дети выполняли работу не аккуратно, самостоятельно ошибки не исправляли. Неадекватно относились к результату. Самооценка завышена. Они понимали задания, но часто отвлекались. Организующая помощь взрослого требовалась в каждом задании и была эффективна.

Особенности выполнения заданий детьми группы ЭГ2.

Дети в данной группе имеют разный уровень внутренней позиции школьника (ВПШ).

Дети показали отличный результат. Их отличает внимательность, аккуратность, любопытство и позитивный настрой. Объективная самооценка. Необходима частичная помощь взрослого. Дети иногда отвлекались на посторонний шум. Задания выполнялись с интересом. Дети задавали уточняющие вопросы и стремились к хорошему результату.

Таким образом, проведенное нами исследование, посвященное определению уровня готовности к школе детей с ЗПР в условиях инклюзивной группы, позволяет сделать следующие выводы.

Мы видим, что в обеих группах, из 24-х человек, полностью сформированную внутреннюю позицию школьника имеют 8 детей – 29%. ВПШ отсутствует или находится в стадии формирования у 16 детей – 71%. Дети с ЗПР имеют более низкий уровень подготовки к школе, чем сверстники с нормальным развитием. Была выявлена специфика подготовки к школе детей с ЗПР. У дошкольников с ЗПР снижен самоконтроль, регуляция речевой и познавательной деятельности и умение дать оценку результатам своей деятельности. При выполнении заданий детям необходима сопровождающая помощь взрослого. Результаты исследования говорят о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-развивающей  работы по подготовке детей с ЗПР к школьному обучению.

Литература:

  1. Адаптация детей с нарушениями развития к образовательной организации: монография / Яковлева И.М., Мануйлова В.В., Титова О.В., Гусейнова А.А., Караневская О.В., Браткова М.В., Тюрина Н.Ш., Афанасьева Ю.А., Павлова А.С., Миронова А.В. М.: МГПУ, 2022. 144 с.
  2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, ООО Буки Веди, 2013. 334 с.
  3. Бабкина Н.В. Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям / Педагогика и психология образования. 2016. №2. С. 100-111.
  4. Браткова М.В., Караневская О.В., Титова О.В. Индивидуальный образовательный маршрут для детей младшего школьного возраста со сложной структурой нарушения развития. Практико-ориентированная монография. Москва, 2015. 122 с.
  5. Вычко И.В. Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в контексте инклюзивного образования // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект», 2017. С. 90-95.
  6. Гуткина Н.И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». М.: МГППУ, 2002. 3-е изд., переработанное. 68 с.
  7. Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  8. Назарова Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. Монография. Научное издание. М.: Издательство «Перо», 2018. 240 с.
  9. Павлова А.С. К вопросу о личностной готовности к школьному обучению детей с ЗПР в художественно-развивающем пространстве дополнительного образования. Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. научн. ст. по мат-лам научно-практ. конф. (07-09 апреля 2017 г.) / Сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. М.: ПАРАДИГМА, 2017. С. 162-166.
  10. Титова О.В. Изучение факторов адаптации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья к образовательной организации. Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. С. 280-283.
  11. Ульенкова У.В. Научно-организационные основы психологической помощи детям с задержкой психического развития в системе дошкольное учреждение – общеобразовательная школа // Специальная психология. 2004. №1(1) С.12-21.

A School Readiness Study of Children with SPL in an Inclusive Group

Lashina A.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Titova Oksana Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Comprehensive Rehabilitation of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. the article examines the features of preschool children preparing for school with delayed mental development in an inclusive group. The article describes a study of school readiness for children with ZPR. Results are presented, conclusions are discussed about the level of readiness for school for children of the studied category in an inclusive group.
Keywords: school readiness level, children with ZPR, inclusive group.

Literature:

  1. Adaptation of children with developmental disabilities to educational organization: monograph / I.M. Yakovleva, V.V. Manuilova, O.V. Titova, A.A. Huseynova, O.V. Karanevskaya, M.V. Bratkova, N.S. Tyurina, A.S. Afanasyeva, A.S. Pavlova, A.S. Mironova А.V. Moscow: Moscow City University, 2022. 144 pages.
  2. Alekhina S.V. Principles of inclusion in the context of changes in educational practice // Psychological and pedagogical foundations of inclusive education: collective monograph / edited by S.V. Alekhina. Moscow: MGPPU, Buki Vedi LLC, 2013. 334 pages.
  3. Babkina N.V. Readiness of children with delayed mental development to study at school: from diagnostics to special educational needs / Pedagogy and psychology of education. 2016. №2. Page: 100-111
  4. Bratkova M.V., Karanevskaya O.V., Titova O.V. Individual educational route for primary school children with a complex developmental disorder structure. Practical-oriented monograph. Moscow: 122 pages.
  5. Vychko I.V. Social adaptation of children with delayed mental development in the context of inclusive education // Materials of the regional scientific and practical conference «Problems and prospects for improving the quality of educational services based on innovation: regional aspect», 2017. Page: 90-95.
  6. Gutkina N.I. «Diagnostic program to determine the psychological readiness of children 6-7 years old for school education». Moscow: MGPPU, 2002. 3rd ed., revised. 68 pages.
  7. Gutkina N. And psychological readiness for school. 4th ed., Rev. and additional St. Petersburg: Peter, 2004. 208 pages.
  8. Nazarova N.M. Co-educational phenomenology: integration and inclusion. Monograph. Scientific edition. Moscow: Publishing house «Pen», 2018. 240 pages
  9. Pavlova A.S. On the issue of personal readiness for school education for children with ZPR in the artistic and developing space of additional education. Early development and correction: theory and practice: Sat. scientific Art. on mat-lam scientific-prakt. conf. (April 07-09, 2017 ) / Co.: O.G. Prikhodko, V.V. Manuilova, A.A. Huseynova, A.S. Pavlova. Moscow: PARADIGM, 2017. Page: 162-166.
  10. Titova O.V. Studying the factors of adaptation of preschoolers with disabilities to an educational organization. Problems of modern pedagogical education. 2022. №75-4. Page: 280-283.
  11. Ulenkova U.V. Scientific and organizational foundations of psychological assistance to children with delayed mental development in the system of a preschool institution – a comprehensive school // Special psychology. 2004. №1(1) Page: 12-21.