Аннотация. В статье рассмотрены методы обучения школьников младшего возраста технике чтения, использующиеся в программах некоторых УМК по английскому языку. Кроме того, были приведены примеры различных сервисов и образовательных платформ. Данные онлайн технологии были проанализированы с точки зрения обеспечения доступа к готовым онлайн материалам по обучению технике чтения и предоставления учителям английского языка возможности создавать собственные задания, формирующие навыки технической стороны чтения среди учащихся начальной школы.

Ключевые слова: методика обучения технике чтения, начальное образование, английский язык, онлайн технологии

Обучение технике иноязычному чтению представляет для младших школьников ряд трудностей, связанных с запоминанием и освоением многочисленных правил. Для решения подобных проблем стоит обращаться к методикам, разработанным с учетом психолого-педагогических характеристик учеников начальной ступени образования.

В методике технику чтения определяют как набор определенных правил, в число которых входит умение правильно произносить письменный текст, прогнозировать развертывающийся языковой материал, быстрота и точность при установлении буквенно-звуковых соответствий, четкое применение правил чтения, владение членением предложения на синтагмы и точное интонирование [7, с. 38].

Стоит отметить, что на начальном этапе обучение технике чтения строится по принципу устного опережения, который заключается в предварительном изучении основных иностранных слов и целых фраз с последующим переходом к изучению правил чтения и письма. Данный метод способствует лучшему усвоению звукового образа слова и его значения, учитывая развитое звукоподражание у младших школьников.

В настоящее время основные методы, формирующие навык техники чтения на иностранном языке, подразделяются согласно таким критериям:

  • языковая единица, лежащая в основе обучения (буквенный метод, звуковой метод, слоговой метод, метод целых слов);
  • основная деятельность учащихся (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические методы).

Зарубежные методы обучению технической стороне чтения классифицируются по критерию единицы обучения. Самыми известными подходами являются: the Alphabetic method, the Phonic method, the Look and Say method, the Sentence method, the Whole Language method [6, с. 48].

Целесообразным будет рассмотреть какие именно методы обучения технике чтения используются в основных УМК, применяющихся в процессе обучения английскому языку в младших классах. В анализ вошли такие программы, как УМК «Spotlight», УМК «Starlight», УМК «Enjoy English», УМК «English» И.Н. Верещагиной, УМК «Rainbow English».

  1. Метод целых слов в сочетании со звуковым методом (УМК «Spotlight», УМК «Starlight»):
  • Ученики погружаются в иноязычную среду, слушают и повторяют речь учителя и диктора, запоминая произношение и написание сразу целых слов.
  • В учебниках содержатся упражнения на отработку звуков и установление звукобуквенных соответствий, с помощью которых ученики осваивают правила чтения по материалам каждого модуля и знакомятся с транскрипционными знаками.
  1. Метод целых слов с использованием цветового выделения (УМК «Enjoy English»):
  • Сначала школьники изучают словесные образы, где графически выделяется изучаемая буква или буквосочетание, затем следует прочтение слова, после чего оно анализируется, и ученик самостоятельно выводит правило чтения либо пользуется правилом-инструкцией.
  • Для закрепления правил чтения в упражнениях используются цветовые сигналы, обозначающие, например, гласную в открытом слоге красным цветом, зеленым – в закрытом слоге, синим – согласную и т.д.
  1. Метод целых слов с элементами аналитико-синтетического (УМК «English» И.Н. Верещагиной):
  • Обучение чтению начинается с ключевых слов, которые подбираются согласно тому или иному правилу чтения (слово-ключ служит ученику опорой при самостоятельном чтении незнакомых слов).
  • В упражнениях, посвященных обучению технике чтения, делается упор на развитие языковой догадки на основе общности с родным языком.
  1. Звуковой метод (УМК «Rainbow English»):
  • С первых уроков школьники изучают буквы и учатся читать их в словах на основе подражания образцу, используя принцип аппроксимации, параллельно идет освоение чтение звуков и транскрипцию изученных букв; традиционный вводный фонетический курс отсутствует, погружая детей сразу в иноязычную среду.
  • Сохраняется принцип устного опережения, то есть сначала незнакомые слова проговариваются, и только потом школьники учатся их читать.

Таким образом, наиболее частотными являются метод целых слов и звуковой метод, также во многих учебниках присутствует вводный фонетический курс, а упражнения на отработку техники чтения строятся с учетом принципа устного опережения. Однако в современном мире учителям необходимо не только успешно применять данные методы на практике, но и использовать различные онлайн технологии для разработки упражнений, направленных на обучение школьников иноязычному чтению.

В современной методике существуют и активно применяются авторские методы. Например, система Jolly Phonics, которая была разработана преподавателями начальной школы в Англии. Данная методика основана на обучении звукобуквенным соответствиям, где все звуки разделены на 7 групп в соответствии с количеством звуков, которые передаёт та или иная буква. Таким образом, школьники в игровой форме постепенно осваивают все звуки английского языка, начиная с самых простых. Недостатком данной методики является игнорирование принципа устного опережения, поскольку, изучив одну группу, учащиеся не смогут прочитать слова, в состав которых входят незнакомые звуки.

Другой методикой представляется система Letterland, разработанная английским педагогом-психологом. Основу методики составляет фонетический подход к обучению технике чтению, используя мнемонические приемы пиктокодирования. Принцип заключается в том, что каждая буква представлена определенной картинкой и является образом жителя некой волшебной страны. Все имена героев начинаются c наиболее типичных звуков каждой буквы: Annie Apple, Clever Cat. Подобные аудиовизуальные образы помогают ученикам освоить правила чтения в игровой форме [9, с. 17]. Однако, техника Letterland больше походит для обучения детей дошкольного возраста, поскольку включает в себя практически только игровые элемента, в то время как школьное образование подразумевает учебную деятельность как ведущую уже на этапе начального образования.

В отечественной методике интерес представляет цветочтение, основанное Мещеряковой В.Н. Обучение строится по такому принципу – 26 букв английского языка, каждая из которых представляет до 12 вариантов прочтения, имеют определенный цвет и толщину, например, желтым закрашены нейтральные звуки, белым – те, что вовсе не читаются. Чем шире буква, тем дольше она произносится. Достоинствами методики является ее визуальная составляющая, что облегчает процесс освоения техникой чтения на этапе начального образования. Однако, для учителя трудность состоит в большом количестве правил, согласно которым каждый вариант произнесения имеет свой цвет.

Еще одной методикой, основанной на использовании цвета, является колорифмика, разработанная О. Соболевой. В текстах, предназначенных для обучения техники чтения, цветами выделяются рифмованные окончания, что позволяет не только научится читать, но и произносить предложения с правильной интонацией. Впрочем, полноценно сформировать технику чтения посредством такой методики практически невозможно, поскольку необходимо подбирать такие тексты, чтобы окончания слов рифмовались.

Известно, что обучение технике чтения зависит от наглядности изложенного материала, поскольку чтение относится к рецептивным видам деятельности. Для более быстрого и эффективного запоминания различных правил возможно использование мультимедийных онлайн технологий. Платформа PowerPoint позволяет использовать визуальную составляющую, что облегчает овладение техникой чтения. В презентации, разработанные на этом сервисе, можно включать видеоматериал с песнями на отработку произношения, картинки и схемы. 

Поскольку одним из главенствующих видов деятельности младших школьников является игровая, ученики гораздо охотнее выполняют задания с красочными картинками и элементами игры. Платформы KizPhonics [12] и Starfall [13] предлагают множество готовых упражнений и игр, направленных на обучение чтению посредством методики Phonics [8, с. 136]. Что примечательно, у методики Letterland также есть собственный сайт [11], где учителю предложены многочисленные материалы, обучающие технике чтения с использованием этого метода. В свободном доступе здесь представлены обучающие видео, карточки с буквами, песни, аутентичные короткие рассказы, а также раздаточные материалы с заданиями на поиск определенных букв в тексте, составление слов из букв и др.

Существуют сервисы и для создания собственных упражнений или использования уже готовых, направленных в том числе на развитие техники чтения. К их числу относятся LearningApps [10] и WordWall [14]. С помощью этих инструментов учитель может разрабатывать дополнительные задания, например заполнение пропусков недостающими буквами, нахождение в словах определенного звука, поиск в ряду слова, отличающегося по написанию и т.д.

Поскольку младший школьный возраст учащихся характеризуется такими особенностями, как образное мышление, эмоциональность и неустойчивое внимание, использование перечисленных методик и онлайн-технологий при обучении технике чтения на английском языке позволяет младшим школьникам быстрее усваивать правила чтения, развивать различные механизмы чтения и повышает мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.

Литература:

  1. Английский язык. 2 класс: Книга для учителя к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой: учебно-методическое пособие / Афанасьева О.В., Михеева И.В., Колесникова Е.А. М.: Дрофа, 2015. 173 с.
  2. Английский язык. 2 класс. Книга для учителя с поурочным планированием и ключами / Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. М.: Дрофа, 2019. 140 с.
  3. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Эванс В. 8-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2021. 132 с.
  4. Английский язык. Книга для учителя. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / Верещагина И.Н., Бондаренко К.А. 6-е изд. М.: Просвещение, 2021. 112 с.
  5. Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Звёздный английский». 2-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / Мильруд Р.П., Суворова Ж.А. 2-е изд. М.: Просвещение, 2021. 256 с.
  6. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-2. С. 47-54.
  7. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
  8. Королева Е.В. Использование цифровых инструментов при обучении технике чтения на уроках иностранного языка / Королева Е.В., Шубякова В.М. // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. С. 135-137. (дата обращения: 04.04.2023).
  9. Ишкова Г.М. Letterland – комфортная среда для детей, имеющих трудности в обучении / Ишкова Г.М., Явербаум О.В. // Проблемы педагогики, 2019. №3(42). С. 18-22. (дата обращения: 28.03.2023).
  10. LearningApps (сайт) (дата обращения: 04.04.2023).
  11. Letterland (сайт) (дата обращения: 04.04. 2023).
  12. KizPhonics (сайт) (дата обращения: 28.03.2023).
  13. Starfall (сайт) (дата обращения: 28.03.2023).
  14. Wordwall (сайт) (дата обращения: 28.03.2023).

Methods and online technologies in teaching younger schoolchildren reading technique in English

Serpiyanova A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dugina Galina Aleksandrovna,
Associate Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate in Pedagogical Sciences

Annotation. The article reviews the methods of teaching young schoolchildren reading techniques applied in the programs of several English textbooks. In addition, examples of various services and educational platforms were presented. These online technologies were analysed in terms of their features, mainly, providing access to ready-to-use online learning materials or allowing English teachers to create their own assignments for developing technical reading skills among primary school students.
Keywords: methods of teaching reading techniques, English language, primary education, online technologies.

Literature:

  1. 2nd grade: Teacher’s book for the textbook by O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheyeva: educational and methodical manual / Afanasieva O.V., Mikheeva I.V., Kolesnikova E.A. Moscow: Drofa, 2015. 173 pages.
  2. 2nd grade. Teacher’s book with early planning and keys / Biboletova M.Z., Denisenko O.A., Trubaneva N.N. Moscow: Drofa, 2019. 140 pages.
  3. Teacher’s book. 2nd grade: textbook for general education. organizations / Bykova N.I., Dooley D., Pospelova M.D., Evans V. 8th edition. Moscow: Express Publishing: Prosveshchenie, 2021. 132 pages.
  4. Teacher’s book. 2nd grade: textbook for general education. organizations and sch. with adv. learning Eng. lang. / Vereshchagina I.N., Bondarenko K.A. 6th edition. Moscow: Prosveshchenie, 2021. 112 pages.
  5. Collection of exemplary work programs. Subject lines of textbooks «Star light English». 2nd-11th grades: textbook for general education. organizations and sch. with adv. learning Eng. Lang. / Milrud R.P., Suvorova J.A. 2nd edition. Moscow: Prosveshchenie, 2021. 256 pages.
  6. Vasilyeva T.G. Typologization of methods of teaching younger pupils reading techniques in English / T. G. Vasilyeva. // News of RGPU. A. I. Herzen. – 2008. – №76–2.
  7. Klychnikova Z.I. Psychological features of teaching reading in a foreign language. Teacher’s manual. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 207 pages.
  8. Koroleva E.V. Use of digital tools in teaching reading technique at the foreign language lessons / Koroleva E.V., Shubyakova V.M. // Problems of modern pedagogical education. 2022. №75-4. Page: 135-137. (date of the address: 04.04.2023).
  9. Ishkova G.M. Letterland is a comfortable environment for children with learning difficulties / Ishkova G.M., Yaverbaum O.V. // Problems of pedagogy. 2019. 3(42). Page: 18-22. (date of the address: 28.03.2023).
  10. LearningApps (website) (date of the address: 04.04.2023).
  11. Letterland (website) (date of the address: 04.04. 2023).
  12. KizPhonics (website) (date of the address: 28.03.2023).
  13. Starfall (website) (date of the address: 28.03.2023).
  14. Wordwall (website) (date of the address: 28.03.2023).