Аннотация. В статье рассматривается влияние цифровизации образовательной среды на развитие эмоционального интеллекта учеников, приведены примеры облачных инструментов и технологий, описаны возможности использования данных инструментов на уроках при организации командной деятельности учащихся, обучающихся по программе основной школы MYP Международного бакалавриата.

Ключевые слова: цифровизация образовательной среды, эмоциональный интеллект, командная деятельность, облачные технологии.

Современные ученики растут, воспитываются и обучаются в условиях цифровизации образовательной среды. Информационные технологии играют важную роль в процессе обучения и активно способствуют усвоению нового материала. Однако, они часто оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу детей. Например, гаджеты зачастую служат заменой живого общения. Молодое поколение теряет навыки коммуникации и способность считывать реакцию окружающих и грамотно интерпретировать свои собственные эмоции.

Эмоциональный интеллект является важнейшим навыком в XXI веке, одним из так называемых «soft skills», на развитие которых обращено пристальное внимание различных международных систем образования, в том числе организации Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB). Необходим поиск таких цифровых инструментов и технологий, которые будут способствовать развитию эмоционального интеллекта у младших подростков. Особое внимание при этом следует уделять их групповой деятельности и умению учащихся взаимодействовать друг с другом, поскольку для развития эмоционального интеллекта ключевое значение имеет не только способность распознавать свои эмоции, но и уметь считывать эмоции окружающих.

Термин «эмоциональный интеллект» (далее – ЭИ) впервые появляется в 1990 г. Его авторы, П. Сэловей и Дж. Мэйер, под ЭИ понимают способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, а именно определять значение эмоций, их взаимосвязи, а также использовать эмоциональную информацию как основу для мышления и принятия решений [7, с. 31].

Отечественные исследователи также тщательно изучают понятие ЭИ. Так, в начале 2000-х гг. Люсин Д.В. создал модель эмоционального интеллекта, включающую:

  • внутриличностный ЭИ – понимание и управление своими эмоциями;
  • межличностный ЭИ – понимание и управление чужими эмоциями [5, с. 34].

ЭИ упоминается в различных документах об образовании. В п. 43.3 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) «Овладение универсальными учебными действиями» под эмоциональным интеллектом понимают умения различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций [8]. Метапредметные навыки, развитие которых является одной из целей Международного бакалавриата, включают в себя аффиктивные навыки, более известные как эмоциональный интеллект [9, с. 100].

При работе с ЭИ младших подростков стоит учитывать определенные особенности психологического развития на данном этапе жизни человека. К таким особенностям относится ярко выраженная гетерохронность, проявляющаяся в рассогласовании физиологического созревания, эндокринной перестройки организма, эмоционального, личностного и когнитивного развития [4].

В подростковом возрасте интенсивно идёт процесс социализации, что подчеркивает важность общения, прежде всего общения со сверстниками. При этом важны не только контакты, но и признание со стороны сверстников. Подросток стремится перейти из детского общества во взрослое, у его сверстников такие же задачи и проблемы. Поэтому подростку важно найти группу со схожими ценностями и идеями. Общение с ровесниками помогает сформировать адекватное представление о себе.

В современной системе образования развитие какого бы то ни было навыка не представляется возможным без учета такого важного фактора, как цифровизация образовательной среды. Под цифровизацией мы понимаем процесс перехода на электронную систему обучения, подразумевающую внедрение цифровых и компьютерных технологий в образование [3, с. 112].

Получение образования в условиях цифровизации, умение приспосабливаться к ней и овладевать определенными навыками нашли своё отражение как в отечественных, так и в зарубежных образовательных документах. Так, в ФГОС ООО среди метапредметных результатов важное значение имеет формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) [8]. Что касается стандартов IB, здесь неотъемлемой частью обучения являются подходы к обучению (ATL – Approaches to learning). ATL-навыки включают в себя в том числе навыки информационной и медиа грамотности [9, с. 20].

Как упоминалось выше, работая над развитием эмоционального интеллекта школьников, важно учитывать не только фактор цифровизации, но и условия, которые будут созданы непосредственно на уроке. С этой точки зрения оптимальным вариантом представляется организация командной деятельности младших подростков.

Команда – это различимая группа из двух или более человек, каждому из которых назначена особая роль или процедура, и каждый в этой группе имеет ограниченный период членства.

С точки зрения развития ЭИ, умение работать в команде – очень ценный навык для младших подростков. Команда – это поле для общения и взаимодействия со сверстниками. Работая в команде и сотрудничая друг с другом, учащиеся развивают коммуникативные навыки, навыки критического мышления, умение отстаивать свою позицию, рефлексировать, самостоятельного решать проблемы, генерировать собственные идеи и уважительно относиться к чужим идеям [6, с. 86]. Кроме того, командная работа активизирует познавательный интерес. В команде должны сотрудничать ученики с разным уровнем развития. Взаимодействие в группе должно быть постоянным и активным. Целью любой командной работы является поиск ответа на ту или иную проблему или вопрос. Команда в ходе этого поиска занимается определенным совместным исследованием.

Походы к преподаванию в системе Международного бакалавриата подразумевают, что преподавание должно опираться на исследование (которое является центральной идеей самой системы IB) и быть совместным. Под этим понимается содействие педагога эффективной командной работе и продуктивному сотрудничеству учащихся [9, с. 72].

Одним из примеров цифровых технологий, которые можно применять при организации групповой деятельности учащихся и которые будут способствовать развитию у них эмоционального интеллекта, являются облачные технологии.

Облачные технологии – это технологии распределенной обработки цифровых данных, с помощью которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис. Иными словами, это виртуальная рабочая площадка, позволяющая в том числе организовывать совместное онлайн-взаимодействие и хранить данные не на компьютере, а на облачном сервере. Примеры облачных технологий: облачные хранилища (Яндекс.Диск, Google Drive и т.д.), онлайн-доски (Padlet, Trello), текстовые редакторы (Google Docs), формы для создания опросов, тестов или голосования (Microsoft Forms) и многое другое.

Как облачные технологии могут способствовать развитию эмоционального интеллекта подростков? Являясь инструментом, изначально предполагающим совместное взаимодействие нескольких людей, облачные технологии – идеальный инструмент для групповой деятельности. Данные платформы позволяют представлять информацию в различных видах: текст, графика, аудио и видео. Визуализация привлекает внимание и делает процесс обучения захватывающим.

При организации командной работы с использованием облачных технологий важно соблюдать определенные принципы:

  1. Команда учащихся не должна быть большой. Оптимально, чтобы одновременно на онлайн-платформе работали 3-5 человек. В противном случае возможен переизбыток информации, в потоке которой затеряются ключевые результаты взаимодействия членов команды.
  2. Каждому члену команды должна быть отведена определенная роль. Каждый ученик на том или ином этапе работы команды должен воспользоваться онлайн-платформой. При этом важно учитывать уровень академических способностей и возможностей подростка, чтобы он не чувствовал себя дискомфортно. В результатах совместной деятельности должна быть отражена работа каждого учащегося.
  3. Педагогу, который планирует применять облачные технологии, стоит учитывать, что их использование – это длительный и четко спланированный процесс. Работа с виртуальными платформами не может быть полностью реализована на одном уроке. Необходимо разработать цикл таких уроков, все они должны быть объединены одной общей темой, исследованием которой и занимаются команды. Учителю необходимо заранее сформулировать учащимся конечную цель исследования и ключевые его этапы, которые должны быть обязательно зафиксированы на используемом онлайн-ресурсе.
  4. На каждом этапе работы с онлайн-платформой должна быть организована рефлексия. Её результаты также должны быть отражены на используемом ресурсе. Рефлексия может быть как индивидуальной (в этом случае нет необходимости фиксировать её онлайн), так и командной. Учащиеся должны понимать, чего они вместе достигли как команда, благодаря каким предпринятым действиям получилось достичь этих результатов, кто из членов команды поспособствовал этому больше всего. Также дети должны не бояться отвечать на вопросы иного плана: чего вы достичь не смогли, что стало причиной этого и какие шаги необходимо предпринять в будущем во избежание подобных результатов. Очевидно, что способность понимать и принимать себя и окружающих ярче всего проявляется именно на этапе рефлексии.

Использование облачных технологий на уроке открывает перед нами ряд преимуществ, а именно:

  • Рост интереса учащихся к учебному процессу. Этому способствует фактор наглядности (использование графики, звуковой, аудио- и видеоинформации). Как следствие этого, растёт уровень усвоения преподаваемого материала.
  • Возможность использования дифференцированного подхода к учащимся разных уровней готовности.
  • Возможность развития коммуникативных способностей, творческого и критического мышления, умения принимать решения в сложных ситуациях, умения рефлексировать, понимать и принимать мнения членов своей команды.

Но следует помнить о том, что ЭИ подростка не может быть развит исключительно за счёт использования тех или иных цифровых технологий на уроке. Учебный процесс может лишь всячески способствовать, но ни в коем случае не играть ключевую роль в процессе развития ЭИ подростка, поскольку на это влияет большое число иных факторов, таких как окружение ребенка, уровень и качество его жизни, семья и т.п.

В условиях цифровой среды и, как следствие, смешанного обучения, применения современных педагогических технологий ученик сам формулирует учебные цели, что меняет его позицию и уровень ответственности. Роль учителя по-прежнему велика, важен уровень его профессиональной готовности к работе в цифровой среде, и не менее значимо его личностное отношение, которое помогает ученику удерживать цель и способствует раскрытию его личностного потенциала.

Литература:

  1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 31-39.
  2. Березовская Т.П. Особенности развития эмоционального интеллекта старшеклассников // Психологический журнал. 2006. №2. С. 24-27.
  3. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.В, Жажоян А.С, Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4. С. 112-115.
  4. Лучинина А.О., Калябина А.Р. Особенности развития эмоционального интеллекта младших подростков // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. №05(46) (дата обращения: 11.04.2023).
  5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Люсин Д.В., Ушаков Д.В. // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  6. Рудакова Д.Т. Подходы к развитию личностных особенностей школьников при организации образовательного процесса в цифровой среде // ВЕСТНИК МГПУ. Научный журнал. Серия «Информатика и информатизация образования». М.: 2020. С. 84-91.
  7. Сергиенко Е.А. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSGEIT v. 2.0). Русскоязычная версия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 89 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (дата обращения: 11.04.2023).
  9. MYP: From principles into practice (дата обращения: 11.04.2023).

Application of IT technologies to develop emotional intelligence in teams in MYP IB

Bronnikova A.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, English and Chinese teacher School 1552, Moscow

Research supervisor:
Rudakova Dora Timofeevna,
Associate Professor of the Department of Informatization of Education, Institute of Digital Education of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation: The paper considers the impact of digitalization in the educational environment on the development of students’ emotional intelligence, provides examples of digital tools and technologies, describes the possibilities of using these tools in English lessons while organizing team activities for students studying in the MYP basic school program of the International Baccalaureate.
Keywords: digitalization of the educational environment, emotional intelligence, teamwork.

Literature:

  1. Andreeva I.N. Emotional intelligence as a factor of self-actualization // Social and emotional intelligence: from processes to measurements. Moscow: Izd. IP RAN, 2009. Page: 31-39.
  2. Berezovskaya T.P. Features of the development of emotional intelligence of high school students // Psychological journal. 2006. № Page: 24-27.
  3. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.V., Zhazhoyan A.S. Digitalization in education // Economics and business: theory and practice. 2021. №4. Page: 112-115.
  4. Luchinina A.O., Kalyabina A.R. Features of the development of the emotional intelligence of younger adolescents // World of pedagogy and psychology: international scientific and practical journal. 2020. № 05(46) (date of the address: 11.04.2023).
  5. Lyusin D.V. Modern ideas about emotional intelligence / Lyusin D.V., Ushakov D.V. // Social intelligence: Theory, measurement, research. Moscow: Institute of Psychology RAS, 2004. Page: 29-36.
  6. Rudakova D.T. Approaches to the development of personal characteristics of schoolchildren in the organization of the educational process in the digital environment. VESTNIK MGPU. Science Magazine. Series «Informatics and informatization of education». Moscow: 2020. Page: 84-91.
  7. Sergienko E.A. Emotional intelligence test by J. Mayer, P. Salovey and D. Caruso (MSGEIT v. 2.0). Russian version. Moscow: Publishing House «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2010. 89 pages.
  8. Federal State Educational Standard for Basic General Education (date of the address: 11.04.2023).
  9. MYP: From principles into practice (date of the address: 11.04.2023).