Аннотация. Данная статья посвящена разработке урока английского языка для 6 класса по теме «Активные выходные» на основе УМК Starlight 6 в рамках интеграции предметов «Английский язык» и «География». В статье рассматривается актуальность обучения английскому языку и значимость темы в расширении представлений обучающихся о видах активного отдыха. При разработке темы авторы уделили внимание развитию видов речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, а также совершенствованию лексических, фонетических и грамматических навыков.

Ключевые слова: активные выходные, география, английский язык, УМК Starlight 6.

Английский язык необходим для развития ребенка и человека в целом. Изучение английского языка как средство общения, передачи информации, создает условия для формирования коммуникативных качеств личности. Умение соотносить, догадываться о смысле прочитанного или услышанного, сопоставлять родной и иностранный языки, выделять основную мысль, аналитически изучать материал на иностранном языке – все эти компетенции закладывают основы для становления современного образованного человека, умеющего выражать свои мысли. Процесс овладения английский языком в рамах дополнительного образования начинается с дошкольного возраста. Педагоги выбирают из множества пособий наиболее эффективные и проводят такие занятия в игровой форме. Во многих школах обучение английскому языку продолжается в первом классе, что позволяет осуществлять преемственность в обучении [2].

Официально в общеобразовательных школах по ФГОС обучение иностранным языкам начинается со второго класса. Это может быть обучение английскому, немецкому, французскому и даже китайскому языкам. В основной школе многие темы УМК по английскому языку перекликаются с другими предметными областями: биологией, литературой, географией, историей и др. Анализируя УМК Starlight 6, можно сказать, что в учебнике предложено много тем, связанных с культурой, достопримечательностями, историей разных стран [8].

Авторы статьи предлагают план-конспект урока для 6 класса по теме «Активные выходные». Урок составлен с учетом основных структурных компонентов [3]:

  1. начало урока, включающее в себя фонетическую зарядку, речевую разминку, проверку домашнего задания;
  2. основная часть, состоящая из введения и тренировки новой лексики, упражнений на активизацию материала в различных видах деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), совершенствование грамматических и лексических навыков;
  3. завершающая / заключительная часть – подведение итогов урока, рефлексия.

Предложенный урок проводится в традиционной форме и относится к уроку систематизации знаний обучающихся по предложенной теме.

Урок следует проводить в комфортных образовательных условиях: наличие освещения, температура и качество воздуха в классе должно соответствовать санитарным требованиям; в доброжелательной атмосфере, что способствует формированию эффективной коммуникации и взаимодействия учителя и обучающихся. На уроке учителю следует использовать современные технические средства: смарт доску или проектор для демонстрации изображений и текстов, устройство для открытия QR кодов, т.е. современную материально-техническую базу [1].

Урок необходимо проводить с учетом жизненного опыта обучающихся, создавать реальные, проблемные и условные ситуации общения в рамках темы, соблюдать последовательность упражнений и заданий, делать акцент на межпредметные связи «Английского языка» и «Географии» [4].

Целью урока является совершенствование устной и письменной речи учащихся в рамках темы «Активные выходные», закрепление грамматических конструкций для обозначения будущего времени.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи урока:

  • образовательные: расширение представлений обучающихся о видах активного отдыха;
  • развивающие: развитие памяти, внимания, критического мышления в рамах темы «Активные выходные»;
  • воспитательные: воспитание интереса к теме туризма, воспитание уважительного отношения к разным точкам зрения по теме;
  • практические: совершенствование у обучающихся навыков говорения, аудирования, письма и чтения в рамках изучаемой темы активного отдыха, изучение новых лексических единиц по теме «Активные выходные», закрепление грамматических конструкций для обозначения будущего времени.

В качестве методов обучения используются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; аудиовизуальный, коммуникативно-деятельностный, практический метод.

Организационный этап (1 мин.)
Учитель настраивает ребят на урок, проверяет готовность к уроку.
Well, I’m glad to see you again. Let’s start our lesson. How are you getting on?

Фонетическая зарядка (3 мин.)
Фонетическая зарядка включает в себя проговаривание скороговорки, по очереди каждый ученик читает скороговорку вслух:
Guys let’s do some phonetic training. Repeat after me and then try it by yourself as fast as you can.
Рекомендуется сначала отработать отдельные звуки и слова с ними, например, [ʃ] – shining, splashing, английский согласный звук |ʃ|:

  • shape /ʃeɪp/
  • she /ʃi/
  • sheep /ʃiːp/
  • shell /ʃel/
  • shark /ʃɑːk/
  • shift /ʃɪft/
  • shine /ʃaɪn/
  • shirt /ʃɜːt/
  • shoe /ʃuː/
  • shop /ʃɒp/

She sells seashells by the seashore. The shells she sells are surely seashells. So, if she sells shells on the seashore, I’m sure she sells seashore shells.
Summer came, it’s time to rest
Should I get the southwest?
Shining sun and splashing water
I feel so much better.
- So nice, guys.

Речевая разминка (2 мин.)
Учитель задает школьникам вопросы, 4-5 учеников на них отвечают.

  • What are your favourite holiday activities?
  • Where do you usually spend your holidays?
  • What holiday season do you prefer more: summer or winter and why?

Проверка домашнего задания (2 мин.)
Учитель проверяет подготовленную домашнюю работу.

Now let’s check your homework.
Our previous theme was about Great people and legends and there was an exercise in which you had to match a photo of a well-known person and his/her name. Let’s check together.
Then, we are about to play a game. Are you in?

Ученики выходят к доске, где развешаны карточки, им нужно подписать, кто изображен на фото (см. рисунок 1).

Рис. 1. Карточки для выполнения задания.

Основной этап урока

Вокабуляр по теме «Активные выходные» (3 мин.)
Учитель разбирает новые слова с детьми, затем дети составляют предложения с ними, работая в парах. 1–2 ученика читают свою предложения.

  • Archery /ˈɑːtʃəri/ стрельба из лука.
  • Backpacking /ˈbækpæk/ туристический поход.
  • Beach /biːtʃ/ пляж.
  • Camping /ˈkæmpɪŋ/ кемпинг.
  • Cruise /kruːz/ круиз.
  • Driving quad bike /ˈdraɪvɪŋ ˈkwɒd ˌbaɪk/ вождение квадроцикла.
  • Falconry /ˈfɔː(l)k(ə)nrɪ / соколиная охота.
  • Horse riding /hɔːs ˈraɪdɪŋ/ верховая езда.
  • Plunging /ˈplʌndʒɪŋ/ погружение.
  • Sailing /ˈseɪlɪŋ/ плавание под парусами.
  • Scuba diving /ˈskuːbə ˌdaɪvɪŋ/ дайвинг.
  • Snorkeling /ˈsnɔːkəlɪŋ/ подводное плаванье.
  • Trekking /ˈtrekɪŋ/ пешеходный туризм.
  • Windsurfing /ˈwɪndsɜːfɪŋ/ виндсерфинг.

Аудирование (5 мин.)

Этап до прослушивания. Ученики пытаются в правильном порядке расставить картинки (см. рисунок 2), затем высказывают предположения, о чем может быть текст.

Look at the pictures and think what the text might be about.
Try to put the pictures in the right order.

Рис. 2. Картинки для выполнения задания до прослушивания

Текстовый этап (прослушивание)
Задание: Прослушайте текст «Going On Holiday» и ответьте на вопросы [7] QR-код для перехода на страницу Youtube представлен на рисунке 3.
Текст слушается 2 раза.

Рис. 3. QR-код для перехода на страницу текста «Going On Holiday».

Вопросы для ответов учеников:

  1. What country am I going to visit?
  2. Name two friends of mine I am going to go traveling with.
  3. What kinds of luggage I’m going to bring with me?
  4. What is the day when it’s time to fly to Mexico City?

Этап после прослушивания
4-5 учеников отвечают на вопросы.

Лексическая игра «Ассоциации» (5 мин.)
Now I’ll tell you the rules of the game. You have the topic «Holidays» and then one by one you should give one word that relates to this topic. For example: I say «summer», you say «fun, winter, travelling» and so on. But remember that you can’t repeat the words.
Are you ready guys? Let the game begin!

Ученики могут работать как в группах (например, поделившись на команды), так и в парах.

Well, it was brilliant. You remember so many words!
So, guys! You do like activity holidays, don’t you? And of course, you plan your holidays/weekends. How do you know what tense we should use if we talk about the future?
Yes, it’s Future Simple or construction to be going to. You are doing great! Let’s look at the graph.

Грамматика (7 мин.)

Учитель демонстрирует на доске правила выражения будущего времени (см. таблицу 1).

Таблица 1. Правила выражения будущего времени в английском языке

Will

To be going to

Чтобы выразить спонтанное решение:
I’ll close the door; it is not safe outside.

Чтобы выразить уже принятое решение или планы на ближайшее будущее:
I’m going to a great tropical resort.

Чтобы выразить предсказания, обещание и т. д.:
It will rain tomorrow.

Чтобы выразить намерение что-то сделать:
He likes travelling. He is going to be a guide.

Чтобы выразить будущее действие, если вы не уверены, произойдет оно или нет:
If he goes travelling, he will see a lot of new locations.

Чтобы выразить большую вероятность, неизбежность того, что сейчас что-то случиться:
He spends too much time at the beach.
He is going to get sunburned.

Упражнение 1
Что Вы будете делать на летних каникулах.
What will you do in the summer holidays? Use the words from the box.

Используя фразы, обучающиеся составляют высказывания с ними, сначала в парах, затем 4-5 учеников высказывают свою идеи:

  • go sailing,
  • go to the theatre,
  • go to the river,
  • go to the zoo go trekking,
  • read books
  • read magazines
  • watch films
  • make friends
  • go sunbathing
  • write a diary

I think I'll ____________
I don't think I'll ______________

Упражнение 2
Раскройте скобки, используя Future Simple или be going to. Choose between Future Simple and be going to.

Ученики обсуждают упражнение в группах по 4 человека. Затем проверяют правильность выполнения задания. Далее, объясняют правильность выбора времени.

«Becky: What _________ (1 you do)  this weekend?
Liam: I _________ (2 help) my dad on Saturday. What about you?
Becky: Well, I _________ (3 not help) my dad! My grandparents live in Wales. I _________ (4 visit) them.
Liam: That sounds great! Have you got any plans for Sunday?
Becky: I _________ (5 play) volleyball on Sunday at three o'clock. I play for a team. We've got some good players. I think we _________ (6 win). Would you like to come and watch?
Liam: OK, great idea! I _________ (7 see) you at the sports center at three.
Helen: I _________ (8 go) to the shops this afternoon with my mum.
Mark: Oh, really? (9 you buy) _________ a birthday present for Jackie?
Helen: Yes, I am. I _________ (10 look) for a new skirt for her party too.
Mark: Mmm. I'd like to go shopping. Can I come with you?
Helen: Of course! I _________ (11 ask) my mum» [5].

Небольшая физическая разминка (3 мин.)
Ученики выполняют комплекс физических упражнений для снятия напряжения.
Guys let’s have a little break to do some physical exercise.

Вместе с учителем дети выполняют физическую разминку. Включается подходящая для разминки музыка. Учитель начинает показывать упражнения, ученики повторяют за ним разминку на тему «Виды спорта».

Все вместе произносят слова и показывают виды спорта – например, skiing, характерные движения руками при катании на лыжах и т.д.

What do we like to do in winter?
Skiing, hockey, skating
Sledding, jumping, snowboarding.
What do we like to do in summer?
Diving, hiking, swimming
Tennis, football, horse riding.
That’s fun, are you in?

Лексические задания (7 мин.)

Задание 1.
In this exercise you need to match the pictures of summer activities with their names.
Ученики выполняют упражнение индивидуально. QR-код для перехода на страницу задания представлен на рисунке 4.

Рис. 4. QR-код для перехода на страницу задания

Задание 2.
Read the text and fill in the gaps with the missing words, three words are extra.
Ученики выполняют задание друг за другом, вставляя по одному пропущенному слову.

Camping on Holidays

tent

map

bags

lake

mosquitoes

rucksacks

beds

camping

campfire

ocean

woods

summer

fish

birds

«Last ______ I went ______ with my dad. We took ______, two sleeping _____, a tent, a ____, a compass, torches, and, of course, matches.
First, we got on a train. When we got off the train, we walked through the ______ to the ______. Then we put up a ______ and made a ______. We caught a lot of ______ and cooked it on the fire. I slept well and ______ didn’t bite me.
I enjoyed the day very much» [6].

Задание 3.
In this exercise you need to detect the type of physical activities with their description.
Школьники работают в группах по 4 человека, учащиеся подбирают устно определение, обсуждают в группах, затем обсуждают в классе. После выполнения этого задания дети должны сами придумать определения к словам из урока и сделать опрос среди сверстников.

  1. To do this activity you need a horse. (Horse riding)
  2. Forest, tent, fire, map, and good friends – all that you need to have this activity. (backpacking)
  3. You ride waves with your little sailing boat and the wind blows in your face. (windsurfing)
  4. The art or sport of keeping falcons and training them to hunt other birds or animals. (falconry)

Guys, you are doing great.

Make up a dialogue (5 мин.)
Задание выполняется в парах, ученики заполняют пропуски, затем школьники проверяют выполнение задания на интерактивной доске, 4 человека читают по ролям диалог.

Fiona: Hi, Jason. It’s good to see you. How are you?
Jason: Hi, Fiona. Good to see you too. I’m doing well, thank you. At the moment I’m getting ready for the holidays. And how are you?
Fiona: I’m fine, thank you. I’m also going to have holidays soon, but I haven’t got any plans yet.
Jason: It’s high time to think about it. One more week and then we can relax. There are so many holiday activities. My favourite leisure activities are _______ (swimming/bowling/traveling etc.).
And what about you?
Fiona: As for me, my favourite leisure activities are _______ (camping/scuba diving/traveling etc.).
Where do you usually go on holidays?
Jason: I usually go to the _______ (beach/park/my grandma’s house ect.). I like holidays because I don't have to get up early in the morning for school. What time do you usually get up on holidays?
Fiona: On holidays I usually get up at _______ (am./pm).
Jason: Oh, that’s great. Doing it you keep up to do most things. And how do you prefer to have a rest?
Fiona: You know, I like _______ (lying at the beach, walking down the streets, visiting museums/exhibitions).
Jason: Well, I prefer outside rest, it’s fantastic when you are walking down the streets especially when it’s warm and fresh wind blows your hair.
Fiona: Oh, sounds so romantic and charming. I’m looking forward to the holidays to get started. Hope our weekend will be great. Have a good day, Jason!
Jason: Thanks, Fiona. You are too! See you.
Fiona: See you.

Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.)
Учитель подводит итоги урока, задаёт общие вопросы:
Did you like the lesson? Was it useful? What was interesting for you?  (Что мы сегодня делали на уроке?) What did we do today?
Ученики высказывают мнение и впечатления об уроке в целом, задают вопросы.

Литература:

  1. Иванова Е.В. Концепция развития образовательных условий московских школ / Иванова Е.В., Виноградова И.А., Нестерова О.В., Маякова Е.В. // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4 (дата обращения: 09.01.2023).
  2. Маякова Е.В. Учебно-методические комплекты и пособия по английскому языку для обучения дошкольников и учащихся первого класса: аналитический обзор // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. №6-2. С. 54-58.
  3. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Трубициной О.И. М.: Юрайт, 2019. 384 с. (Серия: Образовательный процесс).
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед.вузав и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 238 с.
  5. Тест My place 4 класс (дата обращения: 09.01.2023).
  6. Топики (тематические тексты) для школьников 5,6 класс (дата обращения: 09.01.2023).
  7. Going On Holiday. Текст на английском с аудио (дата обращения: 25.01.2023).
  8. Starlight 8. Student's book / Звёздный английский 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. 2018. 184 с.

Development of a thematic lesson on the topic «Activity holidays» for 6th grade students

Kuzina E.V.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Yagodkina A.N.,
bachelor of 5 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mayakova Elizaveta Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Anglistics and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages, Leading researcher at the Laboratory of Educational Infrastructures of the Institute of System Projects, Moscow City University, candidate of pedagogical sciences

Annotation. This article is devoted to the development of an English lesson for the 6th grade on the topic «Active Weekend» based on the Starlight 6 teaching materials as part of the integration of the subjects «English Language» and «Geography». The article discusses the relevance of teaching English and the importance of the topic in expanding students' ideas about the types of outdoor activities. When developing the topic, the authors paid attention to the development of types of speech activity: speaking, listening, reading, as well as improving lexical, phonetic and grammatical skills.
Keywords: activity holidays, geography, English, UMK

Literature:

  1. Ivanova E.V. The concept of development educational conditionals of Moscow schools / Ivanova E.V., Vinogradova I.A., Nesterova O.V., Mayakova E.V. // Modern issues of science and education. 2019. №4 (date of the address: 09.01.2023).
  2. Mayakova E.V. English teaching and learning packages and manuals for teaching pre-school and first grade students: an analytical review // Modern Science: current problems of theory and practice. Series: Human Sciences. 2021. №6-2. Page: 54-58.
  3. Methodology of Foreign Language Teaching: Textbook and Practice for Academic Bachelor's Degree / edited by Trubitsina O.I. Moscow: Yurite, 2019. 384 pages. (Series: Educational Process).
  4. Solovova E.N. Methodology of Teaching Foreign Languages: Basic Course: Manual for Students of Pedagogical Universities and Teachers. Moscow: AST: Astril, 2010. 238 pages.
  5. Test My place class 4 (date of the address: 09.01.2023).
  6. Topics (thematic texts) for students in grades 5,6 (date of the address: 09.01.2023).
  7. Going On Holiday. English text with audio (date of the address: 25.01.2023).
  8. Starlight 8. Student's book / Starlight English Grade 6. Textbook for General Education Institutions and Schools with Advanced Studies of English. Baranova K.M., Dooley D., Kopylova V.V., Milrud R.P., Evans V. 2018. 184 pages.